г. Пермь |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А60-72234/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Якушева В. Н.,
судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Народная" - Паливода Н.Г. паспорт, доверенность от 01.08.2022, диплом;
от заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Народная"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 апреля 2023 года по делу N А60-72234/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Народная" (ИНН 6658420809, ОГРН 1126658037692)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131),
с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (ИНН 6673137722, ОГРН 1069673002101),
о признании недействительным решения по включению многоквартирного дома по ул. Красных борцов, 5 "А" в перечень управляемых АО "Орджоникидзевская УЖК", признании незаконными действий по невнесению изменений в реестр лицензий Свердловской области на основании решения от 24.11.2022 года N 29-05-01/44346,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Народная" (далее - заявитель, общество, ООО "УК Народная") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным решения по включению многоквартирного дома по ул. Красных борцов, 5 "А" в перечень управляемых АО "Орджоникидзевская УЖК", признании незаконными действий по невнесению изменений в реестр лицензий Свердловской области на основании решения от 24.11.2022 N 29-05-01/44346.
Определением от 26.01.2023 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (далее - третье лицо, АО "Орджоникидзевская УЖК").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции отменить, признать незаконным и отменить решение Департамента от 28.11.2022 N 29-05- 01/44708, обязать Департамент включить многоквартирный жилой дом по ул. Красных борцов, дом 5 "А", в перечень управляемых ООО УК "Народная" многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области. Заявитель жалобы настаивает на том, что суд принял необоснованное решение, судом неверно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Решение о внесении изменений в реестр лицензий от 28.11.2022N 29-05-01/44708 является незаконным ввиду того, что в нарушении Федерального закона от 28.06.2022 N 217-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (часть 1 статьи 46 ЖК РФ дополнена обязанностью по размещению решений и протокола в системе лицом, инициировавшим общее собрание) инициатором общего собрания по выбору АО "Орджоникидзевская" подлинники решений и протокол собрания от 14.11.2022 N 4 не размещены в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на официальном сайте в сети Интернет по адресу: //dom.gosuslugi.ru в разделе "Голосования" через свой личный кабинет, Протокол от 14.11.2022 N4 АО "Орджоникидзевская УЖК" разместило 16.11.2022, бюллетени для голосования не размещены. Таким образом, нарушение требований части 1 статьи 46 ЖК РФ является основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области по включению спорного дома в перечень управляемых АО "Орджоникидзевская УЖК" домов на основании протокола от 14.11.2022, а значит, отсутствуют основания для невнесения изменений в реестр лицензий в отношении заявителя по решению Департамента от 24.11.2022 N 29-05-01/44346.
Департамент представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым заинтересованное лицо находит доводы жалобы заявителя несостоятельными, просит решение суда оставить без изменения.
Заявитель представил письменные возражения на отзыв Департамента.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы и возражений на отзыв заинтересованного лица.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 25.10.2022 ООО "УК Народная" обратилось в Департамент с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Реестр) в части включения в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "УК Народная", многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Красных Борцов, д.5А (далее - МКД) с приложением протокола общего собрания собственников от 20.10.2022.
24.11.2022 Департаментом принято решение N 29-05-01/44346 о внесении изменений в реестр путем включения МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Красных Борцов, д.5А в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "УК Народная", с 01.12.2022.
18.11.2022 АО "Орджоникидзевская УЖК" обратилось в Департамент с заявлением о внесении изменений в реестр в части включения в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет АО "Орджоникидзевская УЖК", МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Красных Борцов, д.5А с приложением протокола общего собрания собственников от 14.11.2022.
28.11.2022 Департаментом принято решение N 29-05-01/44708 о внесении изменений в реестр путем включения МКД по адресу: г. Екатеринбург, Красных Борцов, д.5А в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет АО "Орджоникидзевская УЖК", с 01.12.2022.
ООО "УК Народная", полагая, что решение по включению многоквартирного дома по ул. Красных борцов, 5 "А" в перечень управляемых АО "Орджоникидзевская УЖК", действия по невнесению изменений в реестр лицензий Свердловской области на основании решения от 24.11.2022 года N 29-05-01/44346 являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что суд принял незаконное и необоснованное решение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли указанное решение, факт нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности - на заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
В соответствии со статьей 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
В пункте 3 Порядка N 938/пр установлен перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр.
Пунктом 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Пунктом 7 Порядка N 938/пр определено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка N 938/пр).
Согласно подпункту "в" пункта 5 Порядка при рассмотрении заявления о внесении изменений в реестр лицензий производится оценка на предмет отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям.
В силу подп. "б" п. 14 Порядка в данной ситуации при принятии решения о внесении изменений в реестр такие изменений вносятся с первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия соответствующего решения.
Судами установлено, что по заявлению ООО "УК "Народная" от 25.10.2022 вх. N 55895 Департаментом принято решение от 24.11.2022 N 29-05-01/44346. Следовательно, изменения подлежат внесению в реестр лицензий 01.12.2022.
При этом, по заявлению АО "Орджоникидзевская УЖК" от 18.11.2022 вх. N 60866 внесение изменений должно быть 01.12.2022, поскольку решение в отношении АО "Орджоникидзевская УЖК" принято 28.11.2022 (N 29-05-01/44708).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (пункт 9 статьи 161 ЖК РФ).
При этом согласно пункту 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2022 N 310-ЭС21-26972, протокол, являющийся последним принятым собственниками документом, имеет приоритетную силу.
При этом протокол от 14.11.2022 N 4, на который ссылается заявитель жалобы, не оспорен в судебном порядке, не был признан недействительным.
Учитывая, что заявление АО "Орджоникидзевская УЖК" основано на более позднем протоколе общего собрания от 14.11.2022 по отношению к протоколу в пользу ООО "УК "Народная" от 20.10.2022, то включение дома обоснованно совершено в перечень многоквартирных домов реестра лицензий, управляемых АО "Орджоникидзевская УЖК".
Таким образом, судом установлено, что принятое Департаментом решение по включению многоквартирного дома по ул. Красных борцов, 5 "А" в перечень управляемых АО "Орджоникидзевская УЖК", а также действия по невнесению изменений в реестр лицензий Свердловской области на основании решения от 24.11.2022 года N 29-05-01/44346, являются законными и обоснованными.
В части доводов ООО "УК Народная" о наличии в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства более позднего протокола общего собрания от 25.11.2022 в пользу ООО "УК "Народная" суд отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания.
В силу пункта 9 статьи 2 ЖК РФ под системой понимается государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
Адрес государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru (Приказ Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Согласно сведениям, доступным для обозрения в личном кабинете Департамента в ГИС ЖКХ, в разделе сведений о голосовании размещена информация о результатах общего собрания, оформленного протоколом от 14.11.2022, размещена информация об инициаторе голосования, размещен скан-образ протокола общего собрания от 14.11.2022.
Следовательно, информация об общем собрании, результаты которого оформлены протоколом от 14.11.2022, размещена в ГИС ЖКХ. Сведения, доступные для обозрения Департаменту, не содержат данных о том, что указанную информацию разместил не инициатор общего собрания, а управляющая организация.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, Департамент в своей работе опирается на положения п. 16.3.3 инструкции "Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Руководство пользователя. Работа в личном кабинете гражданина" (далее - Руководство пользователя), согласно которому инициатор собрания добавляется автоматически после выбора адреса дома при условии, что пользователем является гражданин, не являющийся администратором общего собрания собственников в отношении выбранного дома, а также если пользователь не является управляющей организацией или ТСЖ/кооперативом в отношении выбранного дома.
Таким образом, при размещении протокола общего собрания гражданином - инициатором собрания собственников помещений, в раздел об инициаторе собрания автоматически добавляются сведения о таком гражданине.
Сведения, доступные Департаменту для обозрения в ГИС ЖКХ в отношении рассматриваемого протокола от 14.11.2022, не содержат сведений о том, что он размещен не инициатором собрания, а АО "Орджоникидзевская УЖК".
Кроме того, факт размещения в ГИС ЖКХ в разделе информации о голосовании более позднего протокола общего собрания о выборе иной управляющей организации не подлежит оценке при рассмотрении заявления и не может быть положен в основу решения об отказе по такому заявлению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно подтвердил вывод Департамента о том, что, поскольку на момент принятия оспариваемого решения заинтересованное лицо располагало сведениями о том, что собственниками помещений спорного МКД принято решение об управлении домом третьим лицом, сведения о котором содержались в реестре лицензий, Департаментом обоснованно принято оспариваемое решение о внесении изменений в реестр путем включения МКД по адресу: г. Екатеринбург, Красных Борцов, д.5А в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет АО "Орджоникидзевская УЖК", с 01.12.2022.
Иные доводы заявителя жалобы во внимание не принимаются, поскольку не влекут отмены судебного акта.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводами суда и направлены на иное толкование норм материального права, что не является основанием для отмены оспариваемого судебного акта в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в апелляционных жалобах доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 апреля 2023 года по делу N А60-72234/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Н.Якушев |
Судьи |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-72234/2022
Истец: АО ОРДЖОНИКИДЗЕВСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ, ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НАРОДНАЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ