г. Воронеж |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А64-7105/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Серегиной Л.А.,
Коровушкиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шацких Е.А.,
при участии:
от акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы": Ледовой И.С., представителя по доверенности N 39 от 12.09.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от Управления Федеральной службы войск Национальной Гвардии Российской Федерации по Тамбовской области: Макарова С.В., представителя по доверенности N Д2 от 10.01.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области апелляционную жалобу акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2022 по делу N А64-7105/2022 по иску акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" (ОГРН 1036888185916, ИНН 6832041909) к Управлению Федеральной службы войск Национальной Гвардии Российской Федерации по Тамбовской области (ОГРН 1166820062826, ИНН 6829126084) о взыскании 59 056 руб. 06 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы" (далее - АО "ТКС", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы войск Национальной Гвардии Российской Федерации по Тамбовской области (далее - Управление Росгвардии по Тамбовской области, ответчик) о взыскании задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (ЦСВ) по государственному (муниципальному) контракту N 4170/10 от 13.09.2020 холодного водоснабжения и водоотведения за июль - сентябрь 2020 года в размере 59 056 руб. 06 коп.
Определением арбитражного суда от 15.09.2022 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями главы 29 АПК РФ.
Определением от 08.11.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2022 в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АО "ТКС" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель АО "ТКС" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления Росгвардии по Тамбовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений к жалобе АО "ТКС", отзыва Управления Росгвардии по Тамбовской области на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.03.2020 между АО "ТКС" (организация ВКХ) и Управлением Росгвардии по Тамбовской области (абонент) заключен контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 4170/10, по условиям которого (п. 1.1) организация ВКХ обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) и (или) холодную (техническую) воду установленного качества в объеме, определенном договором, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в случае, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством РФ), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, соблюдать предусмотренный договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В пункте 11 контракта указано, что размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Согласно подп. "р" п. 12 контракта организация ВКХ обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ.
Подпунктом "д" п. 13, подп. "е" п. 14 контракта предусмотрено, что организация ВКХ вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу ЦСВ; абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту.
Исходя из п.п. 28, 29 контракта контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод. Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод указываются по форме согласно приложению N 4 к договору.
Из пункта 32 контракта следует, что контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также показателей декларации осуществляет организация ВКХ или по ее поручению иная организация, а также транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента.
Контракт вступает в силу с 01.01.2020 и действует по 31.12.2022. Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях (п.п. 68 - 70 контракта).
С июля 2020 года по сентябрь 2020 года АО "ТКС" выставило Управлению Росгвардии по Тамбовской области: акты N ФЛВ21243 от 31.07.2020, N ФЛВ25801 от 31.08.2020, N ФЛВ30441 от 30.09.2020, счета-фактуры N ФЛВ28503 от 31.08.2020, N ФЛВ23533 от 31.07.2020, N ФЛВ33538 от 30.09.2020, счета за услуги N ФЛВ25801 от 31.08.2020, N ФЛВ21243 от 31.07.2020, N ФЛВ30441 от 30.09.2020.
Акты ответчиком не подписаны.
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности по оплате за негативное воздействие на работу ЦСВ за июль-сентябрь 2020 года в размере 59 056 руб. 06 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728), и пришел к выводу, что при отсутствии со стороны ответчика поданной декларации, истец в спорный период должен был осуществлять контроль состава сточных вод путем отбора проб из контрольного канализационного колодца абонента. В результате суд указал, что у ответчика отсутствует обязанность по внесению истцу платы за негативное воздействие сточных вод на работу ЦСВ, начисляемой в упрощенном порядке (п. 123(4) Правил N 644).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области, учитывая следующее.
В соответствии с п. 10 ст. 7 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Требования к составу сточных вод установлены Правилами N 644 в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 внесены изменения в Правила N 644, которые вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 26.05.2020), то есть с 03.06.2020.
Согласно п. 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В соответствии с п. 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
- по формулам, предусмотренным п.п. 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных п. 120, абзацем восьмым п. 123, п.п. 123(2), 123(4), 130 - 130(3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
- по формуле, предусмотренной п. 123(4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
В частности, в п. 123(4) Правил N 644 указаны абоненты, отвечающие следующим признакам:
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых менее указанного в абзаце первом п. 124 настоящих Правил (менее 30 куб. метров в сутки);
- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Суд установил, что среднесуточный объем сбрасываемых Управлением Росгвардии по Тамбовской области сточных вод превышает 30 куб.м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта (л.д. 22, 26-31), а также что Управление Росгвардии по Тамбовской области не подпадает и под иные критерии, установленные п. 123(4) Правил N 644.
Случаи, предусмотренные п. 120, абзацем восьмым п. 123, п.п. 123(2), 130 - 130(3) Правил N 644, применительно к рассматриваемой ситуации также не наблюдаются.
Согласно абзацу первому п. 124 Правил N 644 (и в старой и в новой редакции) абоненты, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. м в сутки суммарно по всем выпускам, обязаны подавать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.
Представитель ответчика в ходе рассмотрения апелляционной жалобы пояснил, что Управление Росгвардии по Тамбовской области никогда не превышало нормативы по объему и составу отводимых сточных вод, загрязняющих веществ деятельность Управления Росгвардии по Тамбовской области не образует. В этой связи из контракта холодного водоснабжения и водоотведения N 4170/10 от 19.03.2020 сторонами были исключены раздел IX "Порядок контроля абонентом нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы и показателей декларации, нормативов по объему сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения" и раздел X "Порядок декларирования состава и свойств сточных вод".
При проверке указанных доводов ответчика судебной коллегией установлено, что контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 4170/10 от 19.03.2020 подписан с протоколом разногласий с принятием редакции контракта, исключившей указанные разделы IX и X (п.п. 20 и 22 протокола). В графе протокола "Обоснование внесения изменений и дополнений" содержится комментарий применительно к исключению данных разделов: "Заказчик не является организацией, подающей декларацию".
Из материалов дела следует, что впервые Управление Росгвардии по Тамбовской области подало декларацию о составе и свойствах сточных вод на 2021 год со сроком действия с 01.01.2021 по 31.12.2021.
При этом из указанной декларации не следует, что в сточных водах ответчика имеются загрязняющие вещества, превышающие предельно допустимые значения.
Кроме того, истец произвел отбор проб сточных вод из контрольного канализационного колодца ответчика, что подтверждается протоколами N 1317 от 22.10.2020, N 81 от 02.02.2021, N 493 от 28.04.2021, из которых усматривается отсутствие превышения концентрации загрязняющих веществ.
Согласно абзацу второму п. 1 ст. 123(2) Правил N 644 в случае отсутствия у абонентов, указанных в абзаце первом п. 124 настоящих Правил, поданной в установленном порядке декларации, действующей на дату отбора проб сточных вод, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитанной на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, дополнительно применяется коэффициент 2 (до начала календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором декларация была принята для осуществления контроля состава и свойств сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение).
Таким образом, на случай отсутствия декларации для абонентов, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб.м в сутки, предусмотрена дополнительная ответственность в виде повышающего коэффициента, однако его применение по смыслу положений пункта 123(2) Правил N 644 поставлено в зависимость от результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.
Из оснований заявленного иска следует, что истец произвел расчет платы в соответствии с п. 123(4) Правил N 644 расчетным способом по тем основаниям, что ответчик не подавал декларацию, и у него отсутствует контрольный канализационный колодец.
Между тем, исходя из анализа Правил N 644, применительно к абонентам, среднесуточный объем сточных вод которых превышает 30 куб.м в сутки, само по себе непредставление декларации не позволяет производить начисление за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с п. 123(4) Правил N 644. Для этого требуется, чтобы абонент соответствовал критериям, предусмотренным п. 123(4) Правил N 644.
Что касается контрольного канализационного колодца, как критерия, указанного в п. 123(4) Правил N 644, то следует согласиться с судом первой инстанции, что сторонами был согласован контрольный колодец для отбора проб.
Приложение N 4 к контракту "Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод" (л.д. 21) не содержит информации о согласовании сторонами мест отбора проб воды, сточных вод, однако в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности - Приложение N 1 к контракту при описании границ абонента указан выпускной колодец на канализации в районе жилого дома N 202 по ул. Советской.
Согласно протоколам N 1317 от 22.10.2020, N 81 от 02.02.2021, N 493 от 28.04.2021 пробы отбирались истцом в контрольном канализационном колодце ответчика.
В сопроводительных письмах истца о направлении указанных актов в адрес ответчика также имеется указание на обстоятельство отбора проб из контрольного канализационного колодца.
О наличии контрольного канализационного колодца по адресу: Тамбовская обл., Тамбовский р-он, д. Красненькая, ул. Советская, д. 202, представители сторон пояснили в суде первой инстанции и в ходе рассмотрения апелляционной жалобы.
Этот же колодец указан на схеме расположения контрольного колодца, приложенной к декларации о составе и свойствах сточных вод на 2021 год (л.д. 73-75), принятой истцом.
Как пояснили представители сторон, данный колодец последовательно указывается ответчиком в последующих декларациях на 2022 и на 2023 годы, принимаемых АО "ТКС".
Сомнений относительно идентификации контрольного канализационного колодца у сторон не имеется.
При этом, как буквально следует из п. 123(4) Правил N 644, право на определение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчетным способом у ресурсоснабжающей организации возникает при отсутствии для отбора сбрасываемых сточных вод контрольного канализационного колодца, а также иного канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Канализационный колодец по адресу: Тамбовская обл., Тамбовский р-он, д. Красненькая, ул. Советская, д. 202, в любом случае является колодцем, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, что стороны подтвердили в ходе судебного разбирательства дела.
Таким образом, в условиях неосуществления АО "ТКС" в спорном периоде контроля состава и свойств сточных вод ответчика путем отбора проб сточных вод и анализа отобранных проб сточных вод (доказательств обратного в материалы дела не представлено), при наличии согласованного контрольного канализационного колодца и технической возможности отбора проб сточных вод у ответчика, с учетом непредставления доказательств негативного воздействия сточных вод, принимаемых от Управления Росгвардии по Тамбовской области в ЦСВ в июле-сентябре 2020 года (а равно в предшествующий и в последующий период), суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика обязанности по внесению истцу платы за негативное воздействие сточных вод на работу ЦСВ, начисляемой в упрощенном порядке.
Оценив имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного АО "ТКС" иска.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и подлежат отклонению.
Ссылки АО "ТКС" на судебную практику, в том числе на решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.12.2020 N АКПИ20-722, подлежат отклонению, поскольку приведенная истцом практика касается абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых менее 30 куб.м. в сутки, то есть имеется не оспариваемый критерий, предусмотренный п. 123(4) Правил N 644.
Применительно к рассматриваемому спору по иску АО "ТКС" к Управлению Росгвардии по Тамбовской области условия для начисления платы за негативное воздействие сточных вод на работу ЦСВ в порядке п. 123(4) Правил N 644 отсутствуют.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на её заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2022 по делу N А64-7105/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Л.А. Серегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7105/2022
Истец: АО "Тамбовские коммунальные системы "
Ответчик: Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд