г. Вологда |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А05-10955/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 июня 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Фирсова А.Д., судей Рогатенко Л.Н., Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
при участии от истца - Ильина Е.Д., представитель по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ремсервис" и публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 марта 2023 года по делу N А05-10955/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремсервис" (ОГРН 1122901018393; ИНН 2901229047; юридический адрес: 163039, город Архангельск, улица Магистральная, дом 43, офис 14) обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151; ИНН 7606053324; юридический адрес: 150003, город Ярославль, улица Пятницкая, дом 6) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03 марта 2023 года исковые требования удовлетворены в части.
Положения спорного договора урегулированы в следующей редакции:
"Пункт 3.2 договора: "Своевременно предоставлять в адрес ресурсоснабжающей организации информацию, предусмотренную пунктом 6.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов."
Пункт 3.6 договора исключить.
Пункт 5.11 договора исключить.
Пункт 1.2 Приложения N 4 к договору : "Исполнитель обязан извещать в течение суток ресурсоснабжающую организацию о выявлении каких-либо нарушений в функционировании ОДПУ, составить акт, подписанный представителями исполнителя и собственников помещений МКД, и передать этот акт в ресурсоснабжающую организацию вместе с отчетом о потреблении горячей воды за соответствующий период в сроки, определенные настоящим Приложением."
Пункт 8 Приложения N 5 к договору : "Исполнитель обязуется не допускать эксплуатацию сетей горячего водоснабжения и обеспечить прекращение потребления коммунальных ресурсов в случаях:
а) ввода в эксплуатацию или включения систем горячего водоснабжения без участия представителя Ресурсоснабжающей организации и составления двустороннего акта, а также без разрешения уполномоченного государственного органа при допуске в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок;
б) присоединения систем горячего водоснабжения помимо ОДПУ;
в) самовольного подключения и подачи горячей воды на объекты без согласования с ресурсоснабжающей организацией;
г) отсутствия у исполнителя подготовленного персонала для обслуживания сетей горячего водоснабжения, систем горячего водоснабжения, ОДПУ, приборов контроля, автоматики регулирования;
д) отсутствия паспорта теплопотребляющей установки;
е) истечения срока освидетельствования энергоустановки;
ж) неисправности предохранительных устройств;
з) повышения давления выше разрешенного, несмотря на меры, принятые персоналом;
и) неисправности манометра и невозможности определения давления по другим приборам;
к) неисправности или неполной комплектации крепежных деталей крышек и люков;
л) неисправности приборов безопасности и технологических блокировок, контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации;
м) наличия других нарушений, требующих отключения систем горячего водоснабжения в соответствии с инструкциями по эксплуатации и нормативно-технической документацией заводов-изготовителей тепловых энергоустановок;
н) отсутствия или неисправности на системе горячего водоснабжения автоматического регулятора температуры воды, предусмотренного проектом теплоснабжения здания."
Пункт 1.5 Приложения N 7 к договору: "При установлении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, Ресурсоснабжающая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу собственникам (пользователям) помещений в МКД, в порядке, предусмотренном действующим законодательством."
Во включении пункта 1.9 в Приложение N 7 к договору отказать.".
Истец и ответчик с решением суда не согласились, обратились с апелляционными жалобами.
Истец в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и в части и принять по делу новый судебный акт, которым пункт 3.2 договора изменить.
В обоснование жалобы выражает несогласие с исключением из пункта 3.2 договора условия о возмездном предоставлении ответчику запрашиваемой им информации.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части редакции пунктов 3.2, 3.6, 5.11 договора и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Настаивает на принятии данных пунктов в его редакции.
Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о дате, месте, времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы жалоб и документы, поступившие от сторон, суд полагает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно материалам дела истец является управляющей организацией в отношении ряда многоквартирных жилых домов в г.Архангельске.
Услуги теплоснабжения в отношении данных домов оказывает ответчик, которому постановлением мэрии г. Архангельска от 24.02.2014 N 136 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования "Город Архангельск" до 2028 года" присвоен статус "Единой теплоснабжающей организации" муниципального образования "Город Архангельск".
Сторонами с протоколом разногласий подписан договор ресурсоснабжения от 17 июня 2022 года N 16550 (далее - договор), по которому ответчик (ресурсоснабжающая организация) принял на себя обязательства отпускать истцу (исполнителю) горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирных домов до точек поставки, а исполнитель - оплачивать поставленые коммунальные ресурсы.
Объектами по договору выступают многоквартирные дома, находящиеся в управлении истца, и расположенные в г.Архангельске по адресам: ул.Кирпичного завода д.16 и ул.Мира д.3 корп.1.
Договор был направлен ответчиком истцу, подписан ответчиком с протоколом разногласий от 29 июля 2022 года, ответчиком направлен истцу протокол урегулирования разногласий от 24 августа 2022 года.
При заключении договора между сторонами возникли разногласия относительно пунктов 3.2, 3.6, 4.5, 5.11, 9.9, 9.10, 9.11 договора, пункты 1.2, 1.3 приложения 4, пункты 5.3, 8 приложения 5, пункты 1.5, 1.9 приложения 7.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции стороны пришли к согласию по следующим пунктам договора:
4.5. (остается в редакции ответчика), пункты 9.9, 9.10,.9.11 (исключаются из договора, ответчик согласился с редакцией истца), пункту 1.3 приложения 4 (остается в редакции ответчика), пункт 5.3 приложения 5 к договору (остается в редакции ответчика).
Поскольку стороны не смогли урегулировать возникшие при заключении договора разногласия по пунктам 3.2, 3.6, 5.11, пункт 1.2. приложения 4, пункт 8 приложения 5, пункты 1.5, 1.9 приложения 7 (с учетом уточнения), истец обратился с иском в суд.
Оценив указанные обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 1, 421, 422, 445, 446, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 44, 157.2, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 (далее - Правила N 124), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115, Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года N 75 (далее - Правила N 75), суд первой инстанции, в полном соответствии с указанными выше нормативно-правовыми актами и материалами дела, удовлетворил исковые требования в части.
На момент рассмотрения дела апелляционным судом у сторон остались разногласия относительно условий пунктов 3.2, 3.6, 5.11 договора.
В остальной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
Суд первой инстанции правомерно урегулировал разногласия сторон относительно условий пункта 3.2 договора в приведенной им в обжалуемом решении редакции.
Согласно пункту 3.2 договора истец (исполнитель) обязано ежемесячно до 25-го числа текущего месяца направлять в адрес ответчика (РСО) в электронной форме информацию в части регистрации граждан по месту жительства (паспортный стол) формате Excel: ведомости зарегистрированных граждан в соответствии с приложением 8; ведомости временно зарегистрированных граждан в соответствии с приложением 9; ведомости снятия с регистрационного учета граждан в соответствии с приложением 10.
Истец, не оспаривая право ответчика на получение данной информации, настаивает на том, что указанная услуга должна быть возмездной, в связи с этим просил изложить данный пункт следующим образом: "Своевременно предоставлять в адрес ресурсоснабжающей организации информацию, предусмотренную пунктом 6.1 Правил N 354. Указанная информация, а также сведения о количестве зарегистрированных и временно проживающих граждан в жилых помещениях (при наличии такой информации), предоставляется на возмездной основе. Ресурсоснабжающая организация возмещает управляющей организации фактические затраты, понесенные в связи с получением запрашиваемой информации, и расходы, понесенные на изготовление копий документов.".
В процессе рассмотрения дела ответчик предложил следующую редакцию пункта 3.2: "Своевременно предоставлять в адрес ресурсоснабжающей организации информацию, предусмотренную пунктами 6 и 6.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственником и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354".
Суд первой инстанции, принимая данный пункт в редакции истца за исключением условий о возмездном предоставлении информации, обоснованно исходил из того, что пункт 6 Правил N 354, устанавливающий, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающей организации, приступающей к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающей организацией в указанных случаях; такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, не распространяется на отношения сторон, поскольку регламентирует порядок и сроки предоставления сведений, необходимых для начисления платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации, в случаях, когда ресурсоснабжающая организация приступает к непосредственному предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 Правил N 354.
В данном случае ответчик не является ресурсоснабжающей организацией, которая приступает к предоставлению коммунальной услуги. Такое предоставление она уже оказывает и соответствующие прямые договоры с собственниками она заключила.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что в рассматриваемый договор могут быть включены новые дома, к которым пункт 6 Правил N 354 будет применим.
Данные доводы нельзя признать обоснованными.
Предметом рассматриваемого договора является поставка ресурса на содержание общего имущества дома, поэтому включение в этот договор тех домов, в которых поставка ресурса будет осуществляться в целях оказания индивидуальных коммунальных услуг гражданам (собственникам помещений в домах), недопустимо. В отношении таких домов подлежит заключению отдельный договор ресурсоснабжения.
В связи с этим, вопреки доводам ответчика, суд первой инстанции правомерно исключил из пункта 3.2 договора указание на пункт 6 Правил N 354.
Также суд обоснованно исключил из указанного пункта условия о возмездном характере предоставления истцом информации, поскольку ни нормы ЖК РФ, ни Правила N 124 и 354 не содержат положений о возмездном характере предоставляемой управляющей организацией информации, а также о размере и порядке возмещения таких затрат.
При исключении из текста договора пункта 3.6, предусматривающего обязанность исполнителя обеспечивать соблюдение режима потребления коммунальных ресурсов собственниками (пользователями) помещений МКД, суд первой инстанции справедливо исходил из цели заключения договора - поставка ресурса на общедомовые нужды.
В связи с этим истец обязан производить обслуживание и эксплуатацию тепловых сетей, относящихся к общедомовому имуществу. Это положение также отражено в пункте 3.8 договора, по которому у сторон спор отсутствует.
Согласно пункту 4 Правил N 124, части 5 статьи 157.2 ЖК РФ при переходе собственников помещений в многоквартирном доме на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией объем обязательств управляющей организации по оплате коммунальных ресурсов ограничивается их частью, потребленной при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Принимая во внимание предмет заключаемого договора, при урегулировании разногласий по пункту 1.2 договора стороны договорились исключить слова: "обеспечивает соблюдение режима потребления коммунального ресурса собственниками (пользователями) помещений многоквартирном доме", что согласуется с позицией истца и суда об исключении из договора и пункта 3.6 в предложенной редакции.
Также суд первой инстанции правомерно исключил из текста договора пункт 5.11 следующего содержания: "В случае принятия многоквартирного (-ых) дома (-ов) по итогам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным (-ми) домом (-ами), проведенного органом местного самоуправления, ресурсоснабжающая организация вправе предъявить исполнителю требование по надлежащему исполнению обязательств по настоящему договору за счет средств обеспечения в объеме и порядке, установленном Правилами N 75. В случае реализации обеспечения исполнения обязательств исполнитель гарантирует ежемесячное возобновление.".
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в нем, может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать, не проведено или не имело кворума, то орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.
Порядок проведения торгов в форме конкурса по выбору управляющей организации установлен Правилами N 75, на которые имеется ссылка в пункте 5.11 договора.
Согласно подпункту 12 пункта 41 Правил N 75 конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя размер и срок предоставления обеспечения обязательств, реализуемого в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией обязательств по договорам управления многоквартирном доме, в том числе в случае невыполнения обязательств по оплате коммунальных ресурсов ресурсоснабжающей организацией, а также в случае причинения управляющей организацией вреда общему имуществу.
Пунктом 42 Правил N 75 установлена следующая формула для расчета размера данного обеспечения исполнения обязательств:
Ооу = К х (Рои + Рку),
где:
Ооу - это размер обеспечения исполнения обязательств;
К - это коэффициент, установленный организатором конкурса в пределах от 0,5 до 0,75;
Рои - это размер ежемесячной платы за содержание и ремонт общего имущества, указанный в извещении о проведении конкурса, умноженный на общую площадь жилых и нежилых помещений (за исключением помещений общего пользования) в многоквартирном доме;
Рку - это размер ежемесячной платы за коммунальные услуги, рассчитанный исходя из среднемесячных объемов потребления ресурсов (холодная и горячая вода, сетевой газ, электрическая и тепловая энергия) за предыдущий календарный год, а в случае отсутствия таких сведений - исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг, утвержденных в порядке, установленном ЖК РФ, площади жилых помещений и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, утвержденных в соответствии с законодательством.
В данном случае доказательств проведения открытых конкурсов для определения управляющей компании в отношении многоквартирный домов, поставка ресурсов в которые является предметом рассматриваемого договора, в деле не имеется.
Кроме того, как обоснованно указал суд, соглашаясь с возражениями истца относительно указанного пункта договора, в расчете формулы используется такая величина как ежемесячная плата за коммунальные услуги, следовательно предусмотренное Правилами N 75 конкурсное обеспечение покрывает обязательства управляющих компаний, которые являются исполнителями коммунальных услуг для собственников и пользователей жилых помещений и приобретают у ресурсоснабжающей организации весь объем ресурса, поставленного в многоквартирный дом.
Однако, поскольку по договору истец приобретает ресурс лишь для содержания общего имущества в многоквартирных домах, а не в целях предоставления коммунальных услуг собственникам помещений, то оснований для включения в договор пункта 5.11 не имеется.
Таким образом, доводы жалоб не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Приведенные апеллянтами аргументы не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Разногласий относительно иных пунктов договора и приложений к нему, редакцию которых утвердил суд обжалуемым решением, на стадии апелляционного производства у сторон не имеется.
Жалобы не содержат фактов и доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 марта 2023 года по делу N А05-10955/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" и общества с ограниченной ответственностью "Ремсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Д. Фирсов |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10955/2022
Истец: ООО "Ремсервис"
Ответчик: ПАО "Территориальная генерирующая компания N2"