город Ростов-на-Дону |
|
07 июня 2023 г. |
дело N А32-39304/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2023 по делу N А32-39304/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
(ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
(ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьего лица: Бойко Виктории Вячеславовны
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - ПАО "Россети Кубань", общество, сетевая организация) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган, УФАС по Краснодарскому краю) об оспаривании постановления от 27.07.2022 по делу N 023/04/9.21-2377/2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Бойко Виктория Вячеславовна.
Решением суда первой инстанции от 25.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что мероприятия надлежало выполнить сетевой организации в период тяжелой эпидемиологической обстановки в стране и крае, при наличии строгих ограничительных мер, режиме самоизоляции, повышенной готовности и нахождении сотрудников ПАО "Россети Кубань" на удаленной работе. ФАС России в письме от 18.03.2020 N ИА/21684/20 отметила, что пандемия коронавирусной инфекции (COV1D-19) является обстоятельством непреодолимой силы. Пунктом 21 договора предусмотрено, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после подписания сторонами договора. Нарушение требований п. 16 Правил N 861 со стороны сетевой организации отсутствует, действия ПАР "Россети Кубань" не образуют состав административного правонарушения. Разделом V договора предусмотрена ответственность сторон. В случае наличия оснований, стороны договора вправе обратиться в суд с требованием о взыскании неустойки (в гражданско-правовом порядке, а не путем обращения в адрес антимонопольного органа на действия (бездействие) сетевой организации). Общество просило применить положения малозначительности. Условия договора выполнены, что подтверждается актом о выполнении технических условий от 11.07.2022 N 11-03/2930-20-лк-В/1, актом от 11.07.2022 N 672000, актом допуска (замены, проверки) расчетных приборов учета в эксплуатацию N 121204980.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Протокольным определением суд удовлетворил ходатайство ПАО "Россети Кубань" о проведении веб-конференции.
В назначенное время возникли технические неполадки с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
В телефонном режиме представитель ПАО "Россети Кубань" сообщил о возможности рассмотрения жалобы в его отсутствие, просил применить положения о малозначительности.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, между Бойко В.В. и сетевой организацией заключен договор от 08.02.2021 N 20102-20-00603898-1 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Предметом договора является осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта Бойко В.В. к электрическим сетям, расположенных по адресу: г. Анапа, ст. Анапская, ул. Восточная, д. 42А, кадастровый номер 23:37:0812003:6132.
В соответствии с п. 4 договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и составляет 1 год.
Бойко В.В. обратилась в УФАС по Краснодарскому краю с жалобой на бездействие ПАО "Россети Кубань", которое выразилось в неисполнении условий договора, а именно, сетевая организация не осуществила фактическое технологическое присоединение объекта к электрическим сетям в установленный договором срок.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган установил в действиях ПАО "Россети Кубань" нарушение требований подп. "б" п. 16, пп. "д" п. 7 Правил N 861, п. 4 договора от 08.02.2021 N 20102-20-00603898-1 в срок до 08.02.2022.
Антимонопольным органом 11.07.2022 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 023/04/9.21-2377/2022 по признакам нарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 27.07.2022 N 023/04/9.21-2377/2022 общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является одним из существенных условий договора на технологическое присоединение (пункт 16 Правил N 861).
Согласно пп. "д" п. 7 Правил N 861, они устанавливают процедуру технологического присоединения, которая предусматривает, в том числе, осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности.
Под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов микрогенерации) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Из материалов дела следует, что ПАО "Россети Кубань" в срок, предусмотренный пунктом 4 договора от 08.02.2021 N 20102-20-00603898-1 и подп. "б" п. 16, пп. "д" п. 7 Правил N 861, до 08.02.2022, не осуществило мероприятия по технологическому присоединению объекта Бойко В.В. к электрическим сетям. Из указанного следует, что административный орган пришел к обоснованному и правомерному выводу о допущенном сетевой организацией административном правонарушении.
В апелляционной жалобе сетевая организация ссылается на то, что мероприятия надлежало выполнить в период тяжелой эпидемиологической обстановки, ограничительных мер, режиме самоизоляции, повышенной готовности и нахождении сотрудников ПАО "Россети Кубань" на удаленной работе, ФАС России в письме от 18.03.2020 N ИА/21684/20 указала на то, что пандемия коронавирусной инфекции (COV1D-19) является обстоятельством непреодолимой силы.
Суд отклоняет указанные доводы поскольку согласно позиции, изложенной в разделе 2 (вопрос 7) Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать, помимо прочего, наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств, добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.
Обществом названные обстоятельства не доказаны.
Довод общества о том, что нарушение требований п. 16 Правил N 861 со стороны сетевой организации отсутствует, действия ПАР "Россети Кубань" не образует состав административного правонарушения, отклоняется коллегией. Несмотря на установление в указанном пункте требований к содержанию договора, обществом нарушен установленный в указанном пункте предельный срок исполнения обязательств по осуществлению технологического присоединения объекта к сетям, а также не исполнено требование пп. "д" п. 7 Правил N 861, регламентирующего фактическое присоединение объекта.
Событие вменяемого обществу административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами: обращением, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Апелляционный суд признает несостоятельными ссылки жалобы на наличие в договоре раздела, который предусматривает ответственность сторон за неисполнение условий договора, поскольку указанные положения не исключают права лица обратиться в административный орган за защитой своих прав и интересов.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом совершения административного правонарушения - 09.03.2022 (дата, следующая за той, когда общество должно было осуществить технологическое присоединение объекта).
Факт принятия обществом мер по устранению нарушений - осуществление присоединения 11.07.2022 не освобождает его от ответственности, поскольку устранение нарушений является возложенной на него обязанностью.
Антимонопольным органом установлено, что ранее ПАО "Россети Кубань" привлекалось к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ согласно вступившему в законную силу постановлению Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2021 по делу N А32-36827/2020. За повторное совершение административного правонарушения ответственность предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Назначенное административным органом административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе сетевая организация просила применить положения о малозначительности к рассматриваемому случаю.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном, халатном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей согласно действующему законодательству в сфере электроэнергетики.
В настоящем случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ПАО "Россети Кубань" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства. Общество также не обосновало возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом споре.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2023 по делу N А32-39304/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39304/2022
Истец: ПАО "Россети Кубань"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Бойко Виктория Вячеславовна, УФАС по КК