г. Пермь |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А60-71903/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сусловой О.В.,
судей Григорьевой Н.П., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Е.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Свердловской области",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.03.2023,
вынесенное судьей Ермоленко А.В.,
по делу N А60-71903/2022
по иску государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Артемовская центральная районная больница" (ИНН 6602007519, ОГРН 1026600581215, г. Артемовский)
к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Свердловской области" (ИНН 6661014490, ОГРН 1036603981006, г. Екатеринбург)
о взыскании задолженности за возмездное оказание медицинских услуг,
при участии
от истца: не явились,
от ответчика: не явились,
УСТАНОВИЛ:
государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Артемовская центральная районная больница" (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Свердловской области" (далее - ответчик, военный комиссариат) о взыскании 2 374 272 руб. 14 коп. задолженности за возмездное оказание медицинских услуг.
Решением суда первой инстанции от 27.03.2023 иск удовлетворен в полном объеме.
Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлениями администрации Артемовского городского округа от 24.09.2021 N 821-ПА, от 01.11.2021 N 952-ПА главному врачу учреждения рекомендовано обеспечить выполнение мероприятий, связанных с проведением в Артемовском городском округе призыва на военную службу граждан 1994-2003 годов рождения, в октябре - декабре 2021 года.
Постановлениями администрации Артемовского городского округа от 21.12.2021 N 1176-ПА, от 01.04.2022 N 306-ПА учреждению рекомендовано обеспечить выполнение мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан 2005 года рождения на воинский учет.
Постановлением администрации Артемовского городского округа от 18.03.2022 N 256-ПА учреждению рекомендовано обеспечить выполнение мероприятий, связанных с проведением в Артемовском городском округе призыва на военную службу граждан 1995-2004 годов рождения, в апреле - июле 2022 года.
Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 06.05.2022 N 980-п главному врачу учреждения рекомендовано обеспечить выполнение мероприятий, связанных с призывом граждан, не пребывающих в запасе, на военную службу в период май-июль 2022 года, для обеспечения призывной комиссии Свердловской области на сборном пункте в период отправок граждан в войска.
Постановлением администрации Артемовского городского округа от 27.09.2022 N 959-ПА главному врачу учреждения рекомендовано обеспечить выполнение мероприятий, связанных с проведением в Артемовском городском округе призыва на военную службу граждан 1995-2004 годов рождения, в октябре - декабре 2022 года.
Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 26.10.2022 N 2415-п главному врачу учреждения рекомендовано обеспечить выполнение мероприятий, связанных с призывом граждан, не пребывающих в запасе, на военную службу осенью 2022 года, для обеспечения призывной комиссии Свердловской области на сборном пункте в период отправок граждан в войска.
Во исполнение указанных постановлений администрации Артемовского городского округа, приказов Министерства здравоохранения Свердловской области учреждением реализованы все необходимые мероприятия и на призывные пункты Свердловской области в утвержденные даты командированы врачи - специалисты и средний медицинский персонал для работы в призывной комиссии Свердловской области и для проведения мероприятий, связанных с проведением медицинского освидетельствования и обследования граждан.
Согласно представленных в материалы дела счетов, табелей учета использования рабочего времени, приказов о направлении работников в командировку, командировочных удостоверений в периоды с октября по декабрь 2021 года, с апреля по июль 2022 года, с октября по декабрь 2022 года учреждение оказывало военному комиссариату услуги по медицинскому освидетельствованию призывников, призванных на воинскую службу.
Учреждением оформлены счета, счета-фактуры, акты об оказании услуг и совместно с расчетными и подтверждающими документами направлены военному комиссариату для подписания, в том числе:
- акт об оказании услуг от 10.11.2021 N 0000-001492 на сумму 205 702 руб. 50 коп.; акт об оказании услуг от 07.12.2021 N 0000-001654 на сумму 133 833 руб. 66 коп.; акт об оказании услуг от 11.01.2022 N 0000-000005 на сумму 150 393 руб. 77 коп.; акт об оказании услуг от 08.02.2022 N 0000-000149 на сумму 143 146 руб. 46 коп.; акт об оказании услуг от 10.03.2022 N 0000-000275 на сумму 178 818 руб. 66 коп.; акт об оказании услуг от 06.04.2022 N 0000-000397 на сумму 151 366 руб. 95 коп.; акт об оказании услуг от 12.05.2022 N 0000-000566 на сумму 177 762 руб. 49 коп.; акт об оказании услуг от 03.06.2022 N 0000-000683 на сумму 115 947 руб. 15 коп.; акт об оказании услуг от 03.06.2022 N 0000-000684 на сумму 124 495 руб. 16 коп.; акт об оказании услуг от 11.07.2022 N 0000-000828 на сумму 143 301 руб. 97 коп.; акт об оказании услуг от 11.07.2022 N 0000-000827 на сумму 230 905 руб. 01 коп.; акт об оказании услуг от 11.07.2022 N 0000-000829 на сумму 72 860 руб. 90 коп.; акт об оказании услуг от 18.07.2022 N 0000-000876 на сумму 91 088 руб. 02 коп.; акт об оказании услуг от 11.11.2022 N 0000-001423 на сумму 135 095 руб. 04 коп.; акт об оказании услуг от 30.11.2022 N 0000-001587 на сумму 219 195 руб. 24 коп.; акт об оказании услуг от 30.11.2022 N 0000-001588 на сумму 100 359 руб. 16 коп.
Невозмещение военным комиссариатом расходов медицинскому учреждению в сумме 2 374 272 руб., связанных с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, принявшего участие в работе медицинской комиссии по освидетельствованию граждан в связи с призывом на военную службу, послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 5, 7 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и исходил из того, что истцом ответчику оказаны соответствующие услуги по реализации медицинского освидетельствования призывников, в связи с чем у военного комиссариата возникло встречное обязательство по компенсации расходов, понесенных медицинским учреждением в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ.
В апелляционной жалобе заявитель возражает против выводов суда первой инстанции, указывает на то, что для подтверждения количества отработанных часов гражданским персоналом истца необходимо получение согласования оказанных услуг с военным комиссариатом города Реж, Артемовского, Режевского, Нижнесергинских районов Свердловской области.
Данный довод не принимается апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Закона N 53-ФЗ исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.
Согласно пункта 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ мероприятия по медицинскому освидетельствованию при призыве на военную службу осуществляются военными комиссариатами.
В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию (далее - отдел военного комиссариата), военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссар) выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
Пунктом 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ установлено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704) компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военную профессиональную образовательную организацию, военную образовательную организацию высшего образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации (пункт 3 Правила N 704).
Из материалов дела усматривается, что факт оказания услуг по проведению медицинского освидетельствования призывников, работе в призывной комиссии, подтверждается представленными в дело табелями учета рабочего времени, приказами, командировочными удостоверениями.
Указанные выше табели учета рабочего времени содержат конкретную информацию о специалистах, работавших в периоды с октября по декабрь 2021 года, с апреля по июль 2022 года, с октября по декабрь 2022, а также количество отработанных ими часов, подписаны военным комиссариатом без замечаний. Командировочные удостоверения также содержат подписи представителей военного комиссариата Артемовского городского округа в графах дат прибытия и убытия медицинских работников.
В данном случае суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в спорные периоды медицинский персонал находился в полном распоряжении ответчика и истцом к работе не привлекался. Доказательств иного в материалах дела не имеется, равно как и доказательств того, что соответствующе услуги военному комиссариату оказывало иное лицо.
Принимая во внимание наличие на табелях учета рабочего времени и командировочных удостоверениях подписей представителей военного комиссариата Артемовского городского округа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что согласование оказанных истцом услуг, в том числе количества отработанных часов, представителями соответствующего военного комиссариата произведено.
Ссылки заявителя жалобы на то, что работники направлялись на выполнение работ в одном населенном пункте, в связи с чем выплаты за проезд не подлежат возмещению истцу, отклоняются апелляционным судом с учетом того, что учреждением расходы на проезд работников к возмещению за счет ответчика не предъявляются.
Относительно взыскания расходов на уплату государственной пошлины за подачу искового заявления на ответчика апелляционный суд отмечает следующее.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются. При этом из статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При обращении с иском истец оплатил причитающуюся государственную пошлину в доход федерального бюджета.
Законодательством возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов не предусмотрены.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, расходы, понесенные истцом на уплату государственной пошлины, правомерно отнесены судом первой инстанции на военный комиссариат.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции от 27.03.2023 следует оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
Ответчик в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, поэтому государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию с него не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.03.2023 по делу N А60-71903/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.В. Суслова |
Судьи |
О.В. Лесковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-71903/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "АРТЕМОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"