г. Пермь |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А71-9954/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Поляковой М.А., Семенова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мухаметовой Д.Р.,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Осиповой Ксении Олеговны: Лукин П.А., предъявлено удостоверение адвоката, доверенность от 20.05.2023;
от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представители не явились,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации муниципального образования "город Ижевск",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 февраля 2023 года
по делу N А71-17498/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Осиповой Ксении Олеговны (ИНН 183100684586, ОГРНИП 304183135100141)
к Администрации муниципального образования "город Ижевск" (ИНН 1826001137, ОГРН 1031800554400)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении разрешения на размещение сезонных аттракционов,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Осипова Ксения Олеговна (далее - заявитель, ИП Осипова К.О.) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Администрации муниципального образования "город Ижевск" о признании незаконным решения Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска при Администрации МО "г. Ижевск" в соответствии с п. 3.27 выписки из Протокола названной Комиссии от 14.04.2022 N 14 об отказе ИП Осиповой К.О. в предоставлении разрешения на размещение сезонных аттракционов: детские электромобили аккумуляторные (технические характеристики: вес 50 кг., габариты: 106 х 62 х 48 см, двигатель аккумуляторный 4 х 45 W) на следующих земельных участках: 1) земельный участок на территории г. Ижевска в кадастровом квартале: 18:26:040474, площадью 1733,9 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли общего пользования, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, 2) земельный участок на территории г. Ижевска в кадастровом квартале: 18:26:040474, площадью 2585,8 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения лесопарков, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов (дело N А71-9954/2022).
Индивидуальный предприниматель Осипова Ксения Олеговна обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Администрации муниципального образования "город Ижевск" о признании незаконным решения Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска при Администрации МО "г. Ижевск" в соответствии с п. 3.20 выписки из Протокола названной Комиссии от 01.09.2022 N 34 об отказе ИП Осиповой К.О. в предоставлении разрешения на размещение сезонных аттракционов: катание на повозках, запряженными животными, верхом на лошадях и других животных, тюбинги для катания на горках (техническая характеристика тюбинга: диаметр тюбинга: 100-115 см, вес 4-5 кг.), батуты детские (технические характеристики: защитная сетка по периметру прыжкового полотна, тип крепления защитной сетки - снизу; верёвка: защита от попадания конечностей в пружины батута; вход в батут: молния; максимальная нагрузка - 150 кг), детские электромобили аккумуляторные (технические характеристики: вес 50 кг, габариты: 106 х 62 х 48 см, двигатель аккумуляторный 4 х 45 W) на следующих земельных участках: 1) земельный участок на территории г. Ижевска в кадастровом квартале: 18:26:040474, площадью 1733,9 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли общего пользования (см. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в приложении), 2) земельный участок на территории г. Ижевска в кадастровом квартале: 18:26:040474, площадью 2585,8 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения лесопарков (дело N А71-17498/2022).
Определением Арбитражного суда Удмуртской республики от 16.01.2023 дела N А71-9954/2022, N А71-17498/2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением объединенному делу N А71-9954/2022.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 февраля 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований - отказать.
В апелляционной жалобе Администрация указывает, что размещение объектов, для которых предприниматель просит предоставить соответствующее разрешение, не предусмотрено документами территориального планирования и градостроительного зонирования, действующими на территории муниципального образования, и разрешенным использованием "Использование лесов (код 10.0)", что является основанием для отказа в выдаче разрешения в соответствии пп. 4 п. 10 постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.08.2015 N 417. Заявитель жалобы пояснил, что для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
ИП Осиповой К.О. представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель заявителя просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ИП Осипова К.О. обратилась в Комиссию по землепользованию и застройке Администрации г. Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на размещение сезонных аттракционов от 24.03.2022, согласно которому просит выдать разрешение сроком на 1 год на размещение сезонных аттракционов: детские электромобили аккумуляторные технические характеристики: вес 50 кг, габариты: 106 х 62 х 48 см, двигатель аккумуляторный 4 х 45 W) на следующих земельных участках: земельный участок на территории г. Ижевска в кадастровом квартале: 18:26:040474, площадью 1733,9 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли общего пользования, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок на территории г. Ижевска в кадастровом квартале: 18:26:040474, площадью 2585.8 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения лесопарков, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
21.04.2022 Администрация направила индивидуальному предпринимателю Осиповой К.О. выписку из протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска от 14.04.2022 N 14, согласно которой отказано в предоставлении испрашиваемого разрешения на основании пп. 1 п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства УР от 24.08.2015 N 417 - заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 Положения (не представлены технические характеристики предполагаемого к размещению объекта в соответствии с требованиями технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов"; испрашиваемый земельный участок расположен в водоохраной зоне реки Драгуновка, при размещении объектов в воодоохранной зоне деятельность необходимо осуществлять в соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ, в границах испрашиваемой территории под размещение объекта расположена опора ЛЭП, размещение объекта на сетях и в охранных онах сетей необходимо согласовывать с балансодержателями сетей, кроме того, что испрашиваемый земельный участок площадью 2585,8 кв.м относится к городским лесам, Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N1300 не подлежит применению, размещение объекта противоречит требованиям законодательства РФ (ст. 71 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)).
ИП Осипова К.О. также обратилась с заявлением о выдаче разрешения на размещение сезонных аттракционов от 18.08.2022, согласно которому просит выдать разрешение сроком на один год на размещение сезонных аттракционов: катание на повозках, запряженными животными, верхом на лошадях и других животных, тюбинги для катания на горках (техническая характеристика тюбинга: диаметр тюбинга: 100-115 см, вес 4-5 кг), батуты детские (технические характеристики: защитная сетка по периметру прыжкового полотна, тип крепления защитной сетки - снизу; верёвка: защита от попадания конечностей в пружины батута; вход в батут: молния; максимальная нагрузка - 150 кг), детские электромобили аккумуляторные (технические характеристики: вес 50 кг., габариты: 106 х 62 х 48 см, двигатель аккумуляторный 4 х 45 W) на следующих земельных участках: 1) земельный участок на территории г. Ижевска в кадастровом квартале: 18:26:040474, площадью 1733,9 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли общего пользования (см. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в приложении), 2) земельный участок на территории г. Ижевска в кадастровом квартале: 18:26:040474, площадью 2585,8 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения лесопарков.
06.09.2022 Администрация направила предпринимателю выписку из протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска от 01.09.2022 N 34, об отказе в предоставлении испрашиваемых разрешений на основании пп. 4 п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства УР от 24.08.2015 N 417 - размещение объекта противоречит требованиям законодательства РФ, законодательства УР, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а именно не представлены технические характеристики предполагаемых к размещению объектов, а также со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок площадью 2585,8 кв. м. относится к городским лесам, Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N1300 не подлежит применению, размещение объекта противоречит требованиям законодательства РФ (ст. 71 ЛК РФ), для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное бессрочное пользование, другим лицам - в аренду.
Полагая, что решения об отказе в предоставлении разрешения на размещение сезонных аттракционов являются незаконными, ИП Осипова К.О. обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания оспариваемых решений незаконными и нарушающими права заявителя.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подп. 1-5 и 7 п. 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (п. 2 ст. 39.33 ЗК РФ).
В пункте 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Пунктом 24 названного Перечня к таким объектам отнесены сезонные аттракционы.
Порядок выдачи разрешения на использование земельного участка регулируется Положением о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.08.2015 N 417 (далее - Положение N 417).
Согласно пункту 2 Положения N 417 размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута осуществляется на основании разрешений на размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее разрешение), выдаваемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее уполномоченный орган). Физическое или юридическое лицо (далее заявитель) либо представитель заявителя подает в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на размещение объекта (далее заявление).
В соответствии с п.п 5 п. 3 Положения N 417 в заявлении должны быть указаны, в том числе предполагаемые цели использования земель или земельных участков в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и технические характеристики предполагаемого к размещению объекта.
В силу пункта 11 Положения N 417 в решении об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 10 настоящего Положения, а также, в чем состоит нарушение.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность размещения предусмотренных Правительством Российской Федерации объектов, включая сезонные аттракционы, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Предметом заявленных требований является признание незаконными решений об отказе ИП Осиповой К.О. в предоставлении разрешения на размещение сезонных аттракционов на земельных участках площадью 1 733,9 кв.м и 2 585,8 кв.м.
Как следует из материалов дела, отказ Администрации в размещении объектов мотивирован тем, что заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 Положения (не представлены технические характеристики предполагаемого к размещению объекта в соответствии с требованиями технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов"; испрашиваемый земельный участок расположен в водоохраной зоне реки Драгуновка, в границах испрашиваемой территории под размещение объекта расположена опора ЛЭП, кроме того, что испрашиваемый земельный участок площадью 2585,8 кв.м относится к городским лесам (решения Комиссии по землепользованию и застройке г.Ижевска в соответствии с п. 3.27 выписки из Протокола от 14.04.2022 N 14 и в соответствии с п. 3.20 выписки из Протокола названной Комиссии от 01.09.2022 N 34).
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, вышеуказанным Положением не предусмотрено указание заявителем технических характеристик предполагаемых к размещению объектов в соответствии с Требованиями Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов". При этом технические характеристики: габариты аттракционов, мощность двигателя электромобилей указаны предпринимателем в заявлениях. Предоставление заявителем согласования с балансодержателями сетей (ЛЭП) вышеназванным Положением также не предусмотрено.
Кроме того, положения части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, не содержат запрета на размещение сезонных аттракционов в границах водоохранных зон.
Судом установлено, что испрашиваемая предпринимателем часть земельного участка площадью 2585,8 кв.м расположена на территории городских лесов, относящихся к защитным лесам, располагается в 35 квартале Заречного участка Ижевского лесничества.
Отклоняя доводы жалобы о том, что размещение объектов, для которых предприниматель просит предоставить соответствующее разрешение, не предусмотрено документами территориального планирования и градостроительного зонирования, действующими на территории муниципального образования и разрешенным использованием "Использование лесов (код 10.0)", суд апелляционной инстанции отмечает, что заявитель просит предоставить не земельные участки, а выдать разрешение на размещение на участках сезонных аттракционов в порядке ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что решение о размещении объектов предполагает временный характер использования земельных участков, характер использования земельных участков не противоречит предполагаемым видам использования земельного участка в зоне Р2 (зона городских лесов, и лесопарков и пляжей), в связи с чем в настоящее время оснований для отказа индивидуальному предпринимателю Осиповой Ксении Олеговне в размещении сезонных аттракционов не имеется.
Установив отсутствие у Администрации оснований для отказа в выдаче разрешений, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемые отказы в выдаче разрешений на размещение сезонных аттракционов противоречат закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного решение является законным и обоснованным.
Выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционных жалобах доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 февраля 2023 года по делу N А71-9954/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
М. А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9954/2022
Истец: Осипова Ксения Олеговна
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска