г. Пермь |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А71-2169/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.
судей Муравьевой Е.Ю., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
от заявителя: Трофимова О.В., паспорт, доверенность от 02.12.2022, диплом;
при неявке иных лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Газпром газораспределение Ижевск",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 апреля 2023 года
по делу N А71-2169/2023
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Ижевск" (ИНН 1826000260, ОГРН 1021801142142)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ИНН 1831038485, ОГРН 1031800554610)
третье лицо: Воротов Роман Олегович
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 26 января 2023 года N 018/04/9.21-892/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Ижевск" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, Управление, УФАС по УР) о признании незаконным постановления от 26.01.2023 по делу N 018/04/9.21-892/2022.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республике от 11.04.2023 в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления УФАС по УР о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 26 января 2023 года N 018/04/9.21-892/2022, вынесенного в отношении АО "Газпром газораспределение Ижевск", отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что судом не дана оценка выполнения заявителем п. 10 Технических условий по подготовке сети газопотреблення и к размещению оборудования, в которых указано, что "необходимо применять газоиспользующее оборудование, технические устройства и материалы, имеющие сертификаты соответствия, паспорт изготовителя". Аттестация сварочных материалов, оборудования и технологий, аттестация технологии сварки подтверждается свидетельствами и сертификатами соответствия, выдаваемыми НАК. Данные документы третьим лицом не представлены обществу для проведения мониторинга, как и не предоставлено в качестве альтернативы иные документы, позволяющие оценить соответствие построенного газопровода и допустить ввод его в эксплуатацию, при этом добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в Перечень N 687, не означает, что они могут не соблюдаться. Перечень документов, указанных в п.20 и 21 договора о подключении, п. 10 Технических условий по подготовке сети газопотребления содержат обезличенный характер, и не свидетельствуют об его исчерпанности. Так, к документам сопроводительной технической документации, содержащей сведения о сертификации, к сертификатам соответствия и паспортам изготовителя газоиспользующего оборудования, технических устройств и материалов, применение технических устройств и материалов, имеющих сертификаты соответствия, паспорт изготовителя следует отнести и запрашиваемые обществом документы, поскольку их необходимость предусмотрена национальными стандартами, ГОСТами, СП и СНиПами.
Также апеллянт указывает на то, что Постановление Правительства РФ N 1547 от 21.09.2021 является специальной нормой по отношению к Постановлению Правительства РФ N 870 от 29.10.2010, поэтому полагает, что ссылка в нем на применение п. 95 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Правительства РФ N 870 от 29.10.2010 подлежит обязательному применению, независимо от того, что в целом данный нормативный акт не применяется к сетям газопотребления жилых домов.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Заинтересованное лицо и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Управление и Воротов Р.О., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела согласно п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ является заявление Воротова Р.О. (вх. N 4984 от 23.08.2022, N 5110 от 26.08.2022).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении УФАС по УР вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 018/04/9.21-892/2022 об административном правонарушении от 26.01.2023, которым АО "Газпром газораспределение Ижевск" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности незаконно, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении требований, исходил из доказанности в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения N 1547 (далее Правила подключения N 1547).
Согласно пункту 5 Правил подключения N 1547 газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В соответствии с пунктом 52 Правил подключения N 1547 договор о подключении содержит, в том числе порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга (за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 12 Правил подключения N 1547).
В соответствии с пунктом 72 Правил подключения N 1547 исполнитель обязан, в том числе осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий (за исключением случая, если договор о подключении содержит обязательства исполнителя осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка, по установке газоиспользующего оборудования, строительству либо реконструкции внутреннего газопровода объекта капитального строительства, установке прибора учета газа).
Типовая форма договора о подключении (Приложение 8 к Правилам подключения N 1547) содержит порядок осуществления газораспределительной организацией (исполнителем) мониторинга выполнения заявителем технических условий, исчерпывающий перечень документов, запрашиваемых у заявителя и составляемых в ходе проведения мониторинга, а также сроки проведения мониторинга (раздел V Порядок проведения мониторинга выполнения технических условий).
В соответствии с пунктом 2 раздела I типовой формы договора о подключении подключение (технологическое присоединение) осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по форме согласно приложению (далее технические условия), являющимися неотъемлемой частью настоящего договора.
Пунктом 10 технических условий установлены следующие обязательства по подготовке сети газопотребления и к размещению газоиспользующего оборудования:
- сеть газопотребления с подключенным газоиспользующим оборудованием должна пройти контрольную опрессовку воздухом с избыточным давлением, равным 5 кПа, в течение 5 мин (падение давления воздуха за время проведения опрессовки не должно превышать 200 Па);
- газоиспользующее оборудование необходимо установить в помещении с вентиляцией, оборудованным обособленными дымоходами и вентканалами;
- необходимо применять газоиспользующее оборудование, технические устройства и материалы, имеющие сертификаты соответствия, паспорт изготовителя;
- необходимо иметь акт первичного обследования дымоходов и вентканалов, выполненного специализированной организацией;
- необходимо обеспечить объект капитального строительства приборами учета газа, которые в соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством РФ о техническом регулирование.
Таким образом, вышеуказанными положениями утверждены технические требования, предъявляемые исполнителем к заявителю для подготовки сети газопотребления и размещения газоиспользующего оборудования, являющиеся исчерпывающими.
В соответствии с пунктом 20 Приложения 8 к Правилам подключения N 1547 порядок проведения мониторинга выполнения заявителем технических условий включает следующие мероприятия:
а) подача заявителем уведомления о выполнении технических условий с приложением документов в соответствии с пунктом 21 настоящего договора;
б) проверка уполномоченной организацией документов, поданных заявителем вместе с уведомлением о выполнении технических условий;
в) проведение контрольной опрессовки сети газопотребления с подключенным газоиспользующим оборудованием воздухом с избыточным давлением, равным 5 кПа, в течение 5 мин (падение давления воздуха за время проведения опрессовки не должно превышать 200 Па);
г) проверка уполномоченной организацией помещения объекта капитального строительства, в котором установлено газоиспользующее оборудование, на наличие вентиляции, обособленных дымоходов и вентканалов;
д) проверка уполномоченной организацией сертификатов соответствия и паспортов изготовителя газоиспользующего оборудования, технических устройств и материалов;
е) проверка уполномоченной организацией наличия акта первичного обследования дымоходов и вентканалов, выполненного специализированной организацией;
ж) проверка уполномоченной организацией наличия прибора учета газа, соответствующего обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
з) приемка уполномоченной организацией скрытых работ при строительстве заявителем сети газопотребления от газоиспользующего оборудования до точек подключения (при необходимости).
Согласно пункту 21 Приложения 8 к Правилам подключения N 1547 для осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий заявитель не позднее ___ дней до дня окончания срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) представляет уполномоченной организации уведомление о выполнении технических условий с приложением документов, предусмотренных пунктом 95 технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (в случае, если это предусмотрено техническим регламентом), а также копии сертификатов соответствия на газоиспользующее оборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" требования настоящего технического регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.
Судом первой инстанции установлено, представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что между Воротовым Р.О. и АО "Газпром газораспределение Ижевск" заключен 05.04.2022 договор о подключении (технологическом присоединении) N 04-10(ТП)/1021 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования газораспределения в рамках догазификации. Выданы технические условия от 05.04.2022 N 04-Пр1/1018.
Согласно абзацам 1, 2 пункта 6 данного договора Воротов Р.О. обязан выполнить возложенные на него обязательства по осуществлению мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка, на котором расположен присоединяемый объект капитального строительства заявителя; осуществить по обеспечению готовности объекта капитального строительства и газоиспользующего оборудования к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка.
В связи с чем, Воротов Р.О. заключил с ИП Сенюшиным Ю.В. договор на строительство сетей газопотребления низкого давления внутри границ земельного участка.
24 мая 2022 года Воротов P.O. направил в адрес АО "Газпром газораспределение Ижевск" уведомление о готовности сетей к проведению мониторинга.
30 мая 2022 года Воротову P.O. общество выдало акт о неготовности объекта к подключению.
26 июля 2022 года, после устранения замечаний, выданных 30 мая 2022 года, Воротов P.O. повторно направил уведомление в адрес АО "Газпром газораспределение Ижевск" о готовности сетей к проведению мониторинга, а также информацию о принятых мерах по устранению замечаний, выявленных по результатам мониторинга выполнения технических условий.
29 июля 2022 года представителем АО "Газпром газораспределение Ижевск" на объекте Воротова P.O. был произведен осмотр и 01 августа 2022 года выдали акт о неготовности объекта к подключению.
03 августа 2022 года Воротов Р.О. представил в АО "Газпром газораспределение Ижевск" информацию о принятых мерах по устранению замечаний, выявленных по результатам мониторинга выполнения технических условий.
09.08.2022 Воротова P.O. пригласили повторно в АО "Газпром газораспределение Ижевск" и выдали акт о неготовности объекта газификации к подключению и приему газа на газоиспользующее оборудование, указав, что не выполнены условия, предусмотренные пунктом 10 технических условий, а именно:
1) в акте проверки дымоходов и вентиляционных каналов не указано, что дымовые и вентиляционные каналы находятся вне зоны ветрового подпора. А также в акте не указано каким нормативным требованиям они соответствуют (пункт 10 технических условий). Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ N 675н от 05.10.2021 "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по системам вентиляции и удаления продуктов сгорания для теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств, работающих на различных видах топлива" трудовые функции по проведению работ по обследованию, проверке и оценке соответствия систем удаления продуктов сгорания и систем вентиляции должны выполняться специалистами 3-7 уровней квалификации с использованием приборов и приспособлений для визуального осмотра конструкций дымоходов и вентиляционных каналов, измерением геометрических параметров внешних конструкций дымохода и вентиляционного канала и т.д. (акт первичного обследования дымоходов и вентканалов должен быть выполнен специализированной организацией пункт 10 технических условий);
2) не предоставлен акт на скрытые работы по заделке футляров при проходе газопровода через стену (подпункт з пункта 20 договора о подключении);
3) строительный паспорт не предоставлен (пункт 7.4. ГОСТ Р 58095.0-2018);
4) не представлены копии документов аттестации сварочных материалов, оборудования и технологий, аттестованных в аттестационных центрах, аккредитованных в установленном порядке НАКС пункт 4.5. ГОСТ Р 58095.0-2018;
5) не предоставлены свидетельство об аттестации сварочного оборудования и технологии процесса сварки (пункт 7.4 ГОСТ Р 58095.0-2018);
6) не предоставлены исполнительные чертежи, с указанными отметками верха газопроводов, низа приборов учета газа, газоиспользующего оборудования, дымоотводов и воздухоотводов, установки сигнализаторов загазованности, составленных специалистом строительно-монтажной организации;
7) не предоставлены документы, указанные в пункте 7.6 ГОСТ Р 58095.0-2018.
Между тем, согласно пункту 26 Правил подключения N 1547 исполнитель, единый оператор газификации, региональный оператор газификации не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
Как установлено антимонопольным органом, в соответствии с пунктом 2 раздела I типовой формы договора о подключении подключение (технологическое присоединение) осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения по форме согласно приложению N 1, являющимися неотъемлемой частью договора о подключении.
Пунктом 10 техническим условий установлены исчерпывающие требования, предъявляемые исполнителем к заявителю для подготовки сети газопотребления и размещения газоиспользующего оборудования. При подаче заявителем уведомления о выполнении технических условий должны быть выполнены условия, предусмотренные пунктом 25 Приложения N 2 к Правилам подключения N 1547. Требование АО "Газпром газораспределение Ижевск" о необходимости потребителем предоставления и соблюдения ГОСТа, является нарушением пункта 26 Правил подключения N 1547.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательств, суд первой инстанции правомерно поддержал изложенный в спариваемом постановлении вывод антимонопольного органа о наличии в действиях (бездействии) АО "Газпром газораспределение Ижевск" события административного правонарушения, выразившегося в незаконном истребовании у Воротова Р.О. документов, не предусмотренных Правилами подключения N 1547, а именно: строительный паспорт; копии документов аттестации сварочных материалов, оборудования и технологий, аттестованных в аттестационных центрах, аккредитованных в установленном порядке НАКС; свидетельство об аттестации сварочного оборудования и технологии процесса сварки; документы, указанные в пункте 7.6 ГОСТ Р 58095.0-2018.
Рассматриваемое административное правонарушение правомерно квалифицировано антимонопольным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку совершено АО "Газпром газораспределение Ижевск" в период с 20.05.2021 до 09.08.2022, когда общество считается подвергнутым административному наказанию (вступившим в законную силу постановлением Удмуртского УФАС России по делу N 018/04/9.21-40/2022 от 24.02.2022 АО "Газпром газораспределение Ижевск" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, указанное постановление было исполнено обществом 30.03.2022).
Довод заявителя жалобы о том, что применение документов национальной системы стандартизации является обязательным, противоречит части 1 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", которой установлено, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, применение документов национальной системы стандартизации является добровольной, что свидетельствует о недопустимости истребования таких документов в обязательном порядке.
Ссылка заявителя жалобы на то, что п. 95 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Правительства РФ N 870 от 29.10.2010 подлежит обязательному применению, независимо от того, что в целом данный нормативный акт не применяется к сетям газопотребления жилых домов, признана судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку основана на неверном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждено.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого правонарушения исследован антимонопольным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Вина общества состоит в том, что им не предпринято всех своевременных и достаточных мер, направленных на выполнение требований, установленных действующим законодательством.
Чрезвычайных и иных объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне контроля общества, исключающих возможность соблюдения норм действующего законодательства, не установлено.
Таким образом, наличие в действиях АО "Газпром газораспределение Ижевск" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждено.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, составляющий один год с момента совершения правонарушения, на момент вынесения антимонопольным органом оспариваемого постановления не истек.
Административный штраф назначен в минимальном размере санкции, установленной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовых оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку АО "Газпром газораспределение Ижевск" неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного деяния апелляционный суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительность ситуации, в которой было совершено правонарушение, из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к несогласию с установленными по делу фактическими обстоятельствами и произведенной судом оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 апреля 2023 года по делу N А71-2169/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2169/2023
Истец: АО "Газпром газораспределение Ижевск"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: Воротов Роман Олегович