7 марта 2024 г. |
Дело N А83-7950/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 марта 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Марусина В.А., |
|
|
|
Яковлева А.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримова А.А.,
при участии в судебном заседании представителя:
от Федерального казенного учреждения Управление Черноморского флота
Шуст Н.М. по доверенности от 08.09.2022
45/494;
от Министерства обороны Российской Федерации - Шуст Н.М. по доверенности от 04.10.2022 N 207/4/105д;
в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания представителя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.12.2023 по делу N А83-7950/2021 по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым (далее - Комитет по тарифам, административный орган) от 16.03.2021 N 04-06/2-08 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением от 22.12.2023 Арбитражный суд города Севастополя в удовлетворении требований Управлению ЧФ отказал. Одновременно суд изменил постановление Комитета по тарифам от 16.03.2021 N 04-06/2-08 в части назначения наказания в виде административного штрафа, снизив размер штрафа с 100 000 руб. до 50 000 руб.
Не согласившись с указанным решением, ФКУ "Управление Черноморского флота" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление административного органа.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что в виду отсутствия закрепления за ним источников тепловой энергии, Учреждение не может относиться к теплоснабжающей организации в силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в связи с чем обязанность по раскрытию информации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования" Учреждение не несет.
Также Учреждение полагает ошибочным вывод суда о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, поскольку судом не установлен факт того, что Учреждение владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, что является обязательным условием для определения статуса теплоснабжающей организации.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган не согласился с приведенными в ней доводами и полагает, что они направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которым в ходе рассмотрения судом первой инстанции дана надлежащая оценка при детальном изучении обстоятельств дела и с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.
Комитет по тарифам, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих полномочных представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке, предусмотренном статьями 268-270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием для привлечения учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ явилось то, что Учреждением, как теплоснабжающей организацией, в установленный срок (до 18.01.2021) не была представлена информация (сведения) о деятельности в сфере теплоснабжения, обязанность предоставить которую предусмотрена пунктами 16, 25 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 (далее - Стандарты N 570), тогда как предоставление таких сведений является обязательным в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы N 1288/18 от 13.09.2018.
2 марта 2021 года Комитет по тарифам в присутствии представителя Учреждения составил в отношении Учреждения протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения, которого 16.03.2021 в присутствии представителя Учреждения вынесено оспариваемое постановление N 04-06/2-08.
Полагая, что постановление является незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что Учреждение имеет в своей структуре обособленные подразделения КЭЧ (квартирно-эксплуатационные части) в основные функции которых входит производство, распределение и отпуск тепловой энергии, источниками которой являются котельные, что Учреждение осуществляло реализацию тепловой энергии потребителям на основании заключенных с ними договоров, обращалось в Комитет по тарифам с заявлением об установлении тарифов на поставляемую потребителям тепловую энергию на 2021-2023 год, пришел к выводу, что Учреждение является теплоснабжающей организацией, а поэтому должно представлять информацию, предусмотренную, в том числе пунктом 16 Стандартов N 570; так как Учреждение не представляло требуемую информацию, в его действиях (бездействии) имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ. Суд применил положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снизил размер назначенного административным органом штрафа до 50 000 руб.
Апелляционный суд полагает верными выводы суда первой инстанции, что на момент принятия оспариваемого постановления N 04-06-2-08 от 16.03.2021 оно являлось законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы Управления в данной части апелляционная коллегия не принимает.
Часть 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) возлагает на теплоснабжающие, теплосетевые организации, органы регулирования обязанность по раскрытию информации в соответствии со стандартами раскрытия информации.
По части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) теплоснабжающими организациями, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями.
Субъектами административных правонарушений по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ являются, в том числе теплоснабжающие организации.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Согласно Положению о квартирно-эксплуатационном управлении (КЭУ) Черноморского флота, утвержденному приказом командующего Черноморским флотом от 31.12.2016 N 5526дсп, КЭУ является структурным подразделением органа военного управления и подчиняется командующему Черноморским флотом и непосредственно заместителю командующего Черноморским флотом по материально-техническому обеспечению. Организационная структура КЭУ флота определяется штатом управления Черноморского флота. Для решения поставленных задач КЭУ подчинены Севастопольская КЭЧ, Симферопольская КЭЧ, Евпаторийская КЭЧ района, Феодосийская КЭЧ района.
Четыре обособленных подразделения КЭЧ не являются юридическими лицами, входят в структуру учреждения через структурное подразделение КЭУ.
В соответствии с приказами командующего Черноморским флотом и актом приема (передачи) зданий, сооружений и территорий военного городка N 189 войсковой части 81415 все недвижимое имущество военного городка передано на учет и обслуживание в Евпаторийскую КЭЧ района. В составе этого имущества передана и газовая котельная, которая отапливает, в том числе сторонних потребителей.
В соответствии с пунктами 2, 6, 11 Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2017 N 860 квартирно-эксплуатационное управление (КЭУ) Черноморского флота и подчиненные ему КЭЧ отнесены к коммунально-эксплуатационным органам, предназначенным для контроля и организации коммунально-эксплуатационного обеспечения (в том числе и тепловой энергией) материально-технической базы воинских частей, дислоцированных на территории Республики Крым и города Севастополь.
Приказом командующего Черноморским флотом от 04.02.2019 N 140 внесены изменения в приказ командующего Черноморским флотом от 31.12.2016 N 5526, в частности подпункт "в" пункта 8 "Основные функции КЭУ флота" дополнен словами: "производство, распределение и отпуск тепловой энергии, оказание услуг по холодному водоснабжению и канализации потребителям".
Кроме того, Учреждение обращалось в Комитет по тарифам с заявлением от 26.04.2019 N 94/2/1331 об установлении цен (тарифов) и выборе метода регулирования на 2020 год в сфере теплоснабжения.
Материалами дела установлено, что именно Учреждение несет расходы на содержание котельных.
Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делам Арбитражного суда Республики Крым N А83-14759/2018, NА83-17006/2020, N А83-19090/2021, Арбитражного суда города Севастополя N А84-7507/2020, Верховного Суда Республики Крым N 2а-107/2021 установлено, что ФКУ "Управление ЧФ" является теплоснабжающей организацией и может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Доводы Учреждения об отсутствии у него права собственности или права оперативного владения на котельные установленных фактов владения учреждением источниками тепловой энергии и продажу потребителям тепловой энергии не опровергают.
В данном случае при вынесении оспариваемого постановления установлены достаточные данные, подтверждающие, что учреждение является теплоснабжающей организацией и, соответственно, субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Состав, порядок, сроки и периодичность представления информации, подлежащей раскрытию, определены в Стандартах N 570.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения (пункт 2 Стандартов N 570).
Согласно пункту 28 Стандартов N 570, информация, указанная в пунктах 16 и 25 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования.
Указанная информация раскрывается регулируемыми организациями путем размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - система ЕИАС), о чем регулируемая организация не позднее следующего дня уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункты 3, 11 Стандартов).
Так как в установленные сроки ФКУ "Управление Черноморского флота" не раскрыло информацию, подлежащую раскрытию в соответствии со Стандартами N 570, и на момент составления протокола информация Учреждением не раскрыта, суд усмотрел состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Учреждением требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Учреждением необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не разрешается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.12.2023 по делу N А83-7950/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Марусин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7950/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Министерство обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-968/2024