г. Самара |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А55-25927/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 марта 2023 года по делу N А55-25927/2022 (судья Кулешова Л.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Ликсютина В.Б., Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области,
об обязании совершить действия,
в судебное заседание явились:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представитель Токарева К.О. (доверенность от 23.12.2022),
в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в дела, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Самарской области), в котором с учетом уточнения в рамках ст. 49 АПК РФ, просил признать недействительным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации об отказе в государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-27028294/8 от 05.10.2022; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в течение 20 дней со дня вступления в законную силу решения осуществить регистрацию прекращения права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0234002:3493 и снять указанный земельный участок с государственного кадастрового учета, ссылаясь на ошибочное формирование земельного участка, что, по мнению заявителя, установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2021 по делу NА55-11340/2020.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 марта 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт.
Жалоба мотивирована тем, что в рамках рассмотрения судебного дела N А55-11340/2020 было установлено, что внесение ошибочно сведений о нежилом здании повлекло ошибку размежевания под этим зданием и впоследствии постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:01:0234002:3493.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.
Податель жалобы отмечает, что поскольку Арбитражным судом Самарской области по делу N А55-11340/2020 установлено, что сведения о нежилом здании внесены ошибочно, а, соответственно, ошибочно были внесены сведения о земельном участке, то в силу ЗК РФ земельный участок также должен быть снят с кадастрового учета и в отношении этого земельного участка проведена регистрация прекращения права муниципальной собственности.
Управление Росреестра по Самарской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о регистрации прекращения права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0234002:3493 и осуществления государственного кадастрового учета по снятию указанного земельного участка с государственного кадастрового учета.
Уведомлением от 05.10.2022 N КУВД-001/2022-27028294/8 Управление отказало в государственной регистрации и осуществлении государственного кадастрового учета.
Не согласившись с данным отказом заявитель обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы и не соответствует требованиям действующего законодательства.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218) настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации введены принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, среди которых названы принципы публичности и достоверности государственного реестра, обеспечивающие открытость и доступность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для неограниченного круга лиц, а также достоверность, бесспорность зарегистрированных в реестре прав.
Достоверность государственного реестра означает, с одной стороны, соответствие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились данные в Единый государственный реестр недвижимости, с другой - что такие сведения соответствуют объективной реальности.
По смыслу положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Согласно ст. 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в числе прочего акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пп. 1 и 6 ч. 2).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в реестре.
Как разъяснено в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, и пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Также снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может являться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 56 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22, однако таких требований к Управлению Росреестра в данном случае Рослесхозом не заявлялось.
Как следует из материалов дела, Департаментом в заявлении об осуществлении регистрационных действий и государственного кадастрового учета указано, что право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0234002:3493 зарегистрировано на основании п. 3 ст. 3.1 абз. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Однако решением Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2021 по делу N А55-11340/2020 объект капитального строительства 63:01:0234002:3095 снят с государственного кадастрового учета. В силу изложенного заявитель просит прекратить право муниципальной образования г.о. Самара на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0234002:3493 с последующим снятием с государственного кадастрового учета данного земельного участка. ( л.д. 109). Какие-либо иные документы к заявлению приложены не были.
Таким образом, в данном случае документы, подтверждающие наличие обстоятельств, являющихся основанием для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета и регистрации прекращения права муниципальной собственности согласно названным выше требованиям Закона N 218-ФЗ в регистрирующий орган не представлены.
Также в ходе рассмотрения дела не установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконности действий регистратора при осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка и регистрации права муниципальной собственности.
Как следует из материалов кадастрового дела, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0234002:3493 поставлен на кадастровый учет на основании заявления Департамента от 18.09.2017.
В качестве правоустанавливающего документа заявителем было представлено распоряжение Департамента от 10.03.3016 N 197 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 243,0 кв.м., фактически занимаемого нежилым помещением, на кадастровом плане территории.
Судом первой инстанции верно указано на то, что ни в ходе административной процедуры, ни в ходе судебного разбирательства Департаментом не представлены доказательства отмены в порядке самоконтроля названного правоустанавливающего документа.
Ссылки заявителя в заявлении о совершении действий по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности исключительно на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Самарской области от 02.06.2021 по делу N А55-11340/2020 правомерно не приняты Управлением в качестве надлежащего основания для снятия земельного участка с кадастрового учета и регистрации прекращения права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0234002:3493 в связи со следующим.
Вступившим в законную силу названным судебным актом установлено и доказательств обратного в материалах дела не имеется, что сведения о нежилом здании площадью 115,3 кв.м, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Каховская, д. б/н, были ошибочно внесены в реестр по заявлению Департамента на основании декларации об объекте недвижимости от 22.10.2012 и технического плана здания от 22.10.2012. Зданию присвоен кадастровый номер 63:01:0234002:3095.
Также ошибочно под данным зданием размежеван и впоследствии поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 63:01:0234002:3493, по адресу: г. Самара, ул. Каховская, д. б/н, внутренняя литера котельная, поскольку на данном земельном участке фактически находится здание площадью 156,9 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0234002:571, принадлежащее Ликсютину Владимиру Борисовичу на праве собственности.
Таким образом, при подготовке технического плана на объект недвижимого имущества площадью 115,3 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0234002:3095, в рамках проведения муниципального контракта от 31.07.2012 N 14 допущена ошибка по месторасположению данного объекта недвижимости. Сведения о нежилом здании площадью 115,3 кв. м, по адресу: г. Самара, ул. Каховская, д. б/н, внесены в реестр ошибочно, поскольку декларация об объекте недвижимости от 22.10.2012 и технический плана здания от 22.10.2012, содержали ошибку по месторасположению данного объекта недвижимости.
Также названным судебным актом установлено, что на спорном земельном участке расположено здание площадью 156,9 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0234002:571, принадлежащее Ликсютину Владимиру Борисовичу на праве собственности.
Ликсютину В.Б. на праве собственности принадлежит здание котельной площадью 156,90 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Каховская, 73 "б", кадастровый номер 63:01:0234002:571.
С целью выкупа земельного участка под зданием котельной площадью 156,90 кв.м, расположенным по адресу: г. Самара, ул. Каховская, 73 "б", кадастровый номер 63:01:0234002:571, Ликсютин В.Б. в 2018 году обратился к Главе г.о. Самара с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка под данным зданием. В результате рассмотрения этого заявления и сделанных межведомственных запросов выяснилось, что на испрашиваемом земельном участке под принадлежащем Ликсютину В.Б. на праве собственности зданием, расположено здание с иными характеристиками, а именно: площадью 115,3 кв.м, с адресной привязкой: г. Самара, ул. Каховская, б/н, внутренняя литера котельная, кадастровый номер 63:01:0234002:3095. В предоставлении земельного участка Постановлением Администрации г.о. Самара от 07.05.2019 г. N 275 было отказано, в связи с имеющимися в ЕГРН сведениями о нахождении на испрашиваемом земельном участке вышеназванного здания площадью 115,3 кв.м.
В 2019 году Ликсютиным В.Б. вновь было подано заявление о выкупе земельного участка под зданием. 20.19.2019 г. письмом N 15-07-16/47003 и 30.10.2020 г. письмом N 15-07-26/38128 Департамент сообщил о том, что рассмотрение вопроса предварительного согласования земельного участка возможно после разрешения настоящего судебного дела.
Таким образом, оспариваемый отказ регистрирующего органа нарушает права и законные интересы Департамента и Ликсютина В.Б. в связи с невозможностью распорядиться и оформить права в соответствии с действующим законодательством на земельный участок.
В связи с чем суд решением от 02 июня 2021 года по делу N А55-11340/2020 обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем проведения государственной регистрации прекращения права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание площадью 115,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Каховская, д. б/н, кадастровый номер 63:01:0234002:3095.
Согласно ч.2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, факт нахождения на спорном земельном участке нежилого здания площадью 156,9 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0234002:571, принадлежащего Ликсютину Владимиру Борисовичу на праве собственности, а также наличие обращения Ликсютина В.Б. как собственника объекта недвижимости в Департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность следует считать доказанным материалами дела.
Наличие на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0234002:3493 нежилого здания площадью 156,9 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0234002:571, принадлежащего Ликсютину Владимиру Борисовичу на праве собственности, также подтверждается определением Кировского районного суда о принятии обеспечительных мер от 13.01.2020 в рамках дела N 2-1130/2020 по иску Департамента к Ликсютину В.Б. о признании самовольной постройкой и приведении в первоначальное состояние путем сноса самовольного пристроя площадью 13 кв.м. к названному зданию.
При таких обстоятельствах снятие земельного участка с кадастрового учета будет противоречить закрепленному в п. п. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ основному принципу земельного законодательства единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости: все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ссылки заявителя и третьего лица на то, что земельный участок формировался под иной объект недвижимости, противоречат названным выше выводам суда и верно не были приняты судом первой инстанции в качестве основания для признания оспариваемого отказа недействительным.
При этом разрешенный вид использования земельного участка "фактически занимаемый нежилым зданием" в полной мере соответствует фактическому использованию спорного земельного участка под здание, принадлежащее Ликсютину Владимиру Борисовичу на праве собственности.
При изложенных выше обстоятельствах суд первой инстанции по праву не нашел оснований для признания недействительным уведомления заинтересованного лица в части отказа в регистрации прекращения права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0234002:3493.
Во-первых, как отмечено ранее, Департаментом с заявлением не представлены документы, подтверждающие наличие обстоятельств, являющихся основанием для прекращения регистрации права муниципальной собственности на земельный участок согласно требованиям Закона N 218-ФЗ.
Кроме того, порядок государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него установлен статьей 56 Закона N 218-ФЗ.
Как определено пунктом 4 названной статьи при прекращении права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены этот земельный участок, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода прав.
Заявителем при обращении в регистрирующий орган не представлены доказательства наличия оснований для регистрации права собственности субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Поскольку в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции не установлена совокупность указанных обстоятельств, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации об отказе в государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-27028294/8 от 05.10.2022.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны доводам, которые были исследованы судом первой инстанции и которым была дана надлежащая правовая оценка, следовательно, они не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.
Суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения верно установил все значимые фактические обстоятельства по делу и правильно применил нормы законодательства, подлежащие применению в спорных правоотношениях сторон.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств, иное толкование правовых норм не свидетельствует о принятии судом незаконного решения.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 марта 2023 года по делу N А55-25927/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-25927/2022
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Ликсютин Валерий Борисович, ФГБУ Филиал ФКП Росреестра по Самарской области