г. Самара |
|
9 июня 2023 г. |
Дело N А65-1204/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Морозова В.А.,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнформА" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан (резолютивная часть от 20 марта 2023 года, мотивированное решение от 24 марта 2023 года), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А65-1204/2023 (судья Гиззятов T.P.)
по иску государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (ОГРН 1077711000102, ИНН 7750004150), г. Москва,
к обществу с ограниченной ответственностью "ИнформА" (ОГРН 1051641003875, ИНН 1660076174), г. Казань,
третье лицо - публичное акционерное общество "Сбербанк России",
о взыскании 120095 руб. 03 коп. - долга, 34947 руб. 65 коп. - штрафных санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" (далее - ВЭБ.РФ, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИнформА" (далее - ООО "ИнформА", ответчик) о взыскании 120095 руб. 03 коп. - долга, 34947 руб. 65 коп. - штрафных санкций.
Определением суда от 26.01.2023 исковое заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ПАО Сбербанк, банк, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан (резолютивная часть от 20.03.2023, мотивированное решение от 24.03.2023), принятым в порядке упрощенного производства, иск удовлетворен.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу с учетом дополнения, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Истец и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласились и просили обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В соответствии с требованиями статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзывах истца и третьего лица на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между третьим лицом (кредитор) и ответчиком (заемщик) был заключен кредитный договор N 8610HRU23KIRGQ0AQ0QZ3F от 18.08.2020 (далее - договор) посредством подписания заявления о присоединении к общим условиям кредитования в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение неполученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 696 от 16.05.2020, по условиям которого кредитор предоставил заемщику кредит в сумме 441530 руб. для целей на возобновление деятельности за исключением выплаты дивидендов, выкупа собственных акций или долей в уставном капитале, благотворительности (т. 1, л.д. 49-54).
Согласно пункту 3 договора на базовый период договора и период наблюдения по договору устанавливается процентная ставка за пользование выданным траншам в размере 2% годовых.
На период погашения по договору устанавливается стандартная процентная ставка в размере 15% годовых.
В соответствии с пунктом 5 договора дата открытия лимита кредитной линии соответствует дате акцепта заявления со стороны кредитора, в порядке согласно условиям кредитования, подтверждающего заключение договора кредитором и выраженного в форме зачисления первого транша в размере, указанном в первом абзаце заявления.
Выдача кредита (кредитных траншей) по договору осуществляется ежемесячно в размере, не превышающем произведение двукратного расчетного размера оплаты труда и численности работников заемщика в течение периода доступности кредитования, который определяется датой открытия лимита кредитной линии, соответствующей дате акцепта кредитора и истекает 30.11.2020 (включительно). По истечении периода доступности выдача кредитных траншей не производится.
В пункте 6 договора сторонами предусмотрена дата полного погашения выданного кредита:
- в случае наступления периода погашения по договору с даты, следующей за датой окончания базового периода договора при не переходе договора в соответствии с условиями договора на период наблюдения по договору: 01.03.2021;
- в случае наступления периода погашения по договору с даты, следующей за датой окончания периода наблюдения по договору при переходе в соответствии с условиями договора периода наблюдения: 30.06.2021.
Заемщик уведомлен и согласен о списании задолженности заемщика по договору возврату кредитору полученного кредита и уплате процентов за пользование им и других платежей, соблюдении одновременно следующих условий:
а) в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по договору не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
б) численность работников заемщика в течение периода наблюдения по договору на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020;
в) средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения по договору, определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда;
г) принято решение кредитора о списании задолженности заемщика перед кредитором по договору в порядке, установленном правилами.
Списание задолженности заемщика по договору при соблюдении условий, указанных выше осуществляется в размере:
- 100% от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения по договору, в случае, если отношение численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.03.2021, к численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.06.2020, составляет не менее 0,9;
- 50% от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения по договору, в случае, если отношение численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.03.2021, к численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.06.2020, составляет не менее 0,8. Списание задолженности заемщика перед кредитором по договору при выполнении условий, предусмотренных настоящим пунктом, правилами и при принятии решения о списании задолженности заемщика осуществляется кредитором не позднее 01.04.2021.
В соответствии с пунктом 7 договора по окончании базового периода договора, договор переводится на период наблюдения по договору при соблюдении следующих случаев:
- численность работников заемщика в течение базового периода договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020;
- в отношении заемщика по состоянию на 25.11.2020 не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае его наступления такой период начинается с даты, следующей за датой окончания базового периода (включительно) и заканчивается 31.03.2021 (включительно).
При невыполнении любого из вышеуказанных условий договор переходит на период погашения договора кредитор направляет заемщику в срок до 30.11.2020 уведомление о наступлении периода погашения договора с даты, следующей за датой окончания базового периода договора.
По окончании периода наблюдения по договору, договор переводится в период погашения по договору в случае, если кредитором не принято решение о списании задолженности заемщика по договору, либо принято решение кредитором о списании задолженности заемщика по договору в размере 50% от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения по договору.
Из материалов дела усматривается, что между истцом (поручитель) и третьим лицом (кредитор) был заключен договор поручительства N 07/1357 от 01.06.2020 в редакции дополнительных соглашений (далее - договор поручительства), по условиям которого поручитель обязался нести солидарную ответственность за исполнение каждым из должников обеспечиваемых обязательств. Общий размер ответственности поручителя в рамках поручительства по всем соглашениям ограничивается суммой 215582356164 руб. 38 коп.
Согласно пункту 1.1. договора поручительства для целей настоящего договора термин "Должники/Должник" означает юридическое лицо/юридические лица и индивидуальный предприниматель/индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей не имеющих наемных работников, которым оказывается финансовая поддержка в порядке и на условиях, определенных Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение неполученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 696 от 16.05.2020, соответствующие установленным программой критериям.
В соответствии с пунктом 4.3.1. договора поручительства после исполнения поручителем обязательств перед кредитором к нему переходят права кредитора по этим обязательствам в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора, включая права кредитора по обязательствам, обеспечивающим исполнение обязательств должника (в частности прав кредитора как залогодержателя).
Во исполнение обязательств, предусмотренных договором поручительства, истец платежным поручением N 38 от 21.09.2021 (т. 1, л.д. 48) перечислил на счет третьего лица денежные средства в сумме 120095 руб. 03 коп. в счет погашения задолженности ответчика по кредитному договору N 8610HRU23KIRGQ0AQ0QZ3F от 18.08.2020.
Поскольку ответчик обязательства по кредитному договору не исполнил, а к истцу, как исполнившему обязательство поручителю, перешли принадлежащие кредитору права, истец направил в адрес ответчика претензию с требованием погасить задолженность в размере 120095 руб. 03 коп. и штрафные санкции в размере 26661 руб. 10 коп. (т. 1, л.д.8-12).
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения сторон в связи с заключением кредитного договора и договора поручительства регулируются положениями параграфа 5 главы 23 и главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита (пункт 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 696 от 16.05.2020 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее - Правила N 696).
Пунктом 2 Правил N 696 установлено, что субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил (далее - получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.
Субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат получателя субсидии: предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном настоящими Правилами (далее - субсидия по процентной ставке); списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены настоящими Правилами (далее - субсидия по списанию) (пункт 4 вышеприведенных Правил).
В пункте 9 Правил N 696 перечислены условия предоставления субсидии, в частности: заемщик получателя субсидии должен быть включен в соответствующие реестры организаций, осуществлять деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (подпункт "а"), получателем субсидии с заемщиком должен быть заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более 2 процентов годовых на базовый период кредитного договора (соглашения), а также на период наблюдения по кредитному договору (соглашению) и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (соглашению) (подпункт "в").
Пунктом 24 Правил N 696 установлен порядок определения максимальной суммы кредитного договора, а именно: численность работников заемщика, а также размеры районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 01.06.2020, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
Для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020 для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 года.
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.
Проверка выполнения условий о численности работников заемщика также осуществляется банком на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС на соответствующую отчетную дату (абзацы 3, 7 пункта 24 Правил N 696).
Обязательство получателя субсидии осуществить доступ к информационному сервису ФНС установлено подпунктом "м" пункта 18 Правил N 696.
Такой порядок определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается и в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 17.07.2020 N Д13и-22474.
В соответствии с письмом ФНС России от 20.11.2020 N АБ-4-19/19051@ в целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу (далее - Платформа) на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).
Источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016 "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Из разъяснений, изложенных в Письме ФНС России от 20.08.2020 N ВД-2-19/1542@, следует, что информационные сервисы Платформы доступны для уполномоченных Министерством экономического развития Российской Федерации кредитных организаций и органов государственной власти. Применяемая в информационном сервисе методология определяется Министерством экономического развития Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенных положений, банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий программы. Определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС.
Иного порядка определения численности работников заемщика ни заключенным сторонами договором, ни Правилами N 696 не предусмотрено.
При этом датой обращения заемщика является дата внесения кредитной организацией заявки заемщика в информационный сервис ФНС России.
В рассматриваемом случае ответчик обратился в банк с заявлением о выделении кредитных средств 07.08.2020, заявка отражена на информационном сервисе ФНС.
При расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) базовый период определяется следующим образом: количество полных месяцев по кредитному договору (соглашению), считая с 1-го числа месяца, в котором заемщик обратился в кредитное учреждение, в случае, если он обратился до 15-го числа месяца включительно, и считая с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заемщик обратился в кредитное учреждение, в случае, если он обратился после 15-го числа месяца.
Банком на основании запроса клиента, поступившего в адрес банка дистанционно, была автоматически сформирована заявка с запросом сведений в ИФНС, в которой указано, что численность персонала истца в мае составляла 7 человек. Кредитный лимит составил 441530 руб.
При этом согласно размещенным на платформе ФНС сведениям значение численности работников ответчика на дату подачи заявления по данным ФНС на 01.06.2020 составляет 7 человек, а рассчитанная исходя из указанной численности работников максимальная сумма льготного кредитования составила 725374 руб.
Кредитный лимит был рассчитан банком исходя из численности работников 7 человек, то есть из указанного количества лиц на сайте ФНС России.
Согласно пункту 11 Правил N 696 кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения) если численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25.06.2020, в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 696 для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020 для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 года.
Согласно сведениям информационного сервиса ФНС численность работников ответчика по данным сервиса ФНС по состоянию на 01.06.2020 составила 7 человек и снизилась по состоянию на август 2020 года до 6 человек, то есть произошло снижение численности до 85,7% (снижение численности более 10%, но менее 20%).
Поскольку снижение численности работников заемщика по состоянию на август 2020 года к численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных на платформе ФНС по состоянию на 01.06.2020, не превысило установленный порог в 0,8, предусмотренный для списания 50% задолженности по договору, но менее установленного порога в 0,9, предусмотренного для списания 100% задолженности по договору, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что банк в соответствии с Правилами N 696 и условиями договора правомерно перевел кредитный договор в размере 50% задолженности на период погашения.
Согласно положениям статей 361, 363 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.
Договор поручительства может быть заключен также для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.
Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.
Как следует из материалов дела, истец во исполнение обязательств по договору поручительства перечислил на счет банка денежные средства в сумме 120095 руб. 03 коп. в счет погашения задолженности ответчика по кредитному договору, что подтверждается платежным поручением N 38 от 21.09.2021.
Принимая во внимание, что факт получения заемщиком кредита, наличие и размер задолженности подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства надлежащего исполнения заемщиком обеспеченных поручительством обязательств по возврату кредита и соблюдения условий, необходимых для списания 100% задолженности, в материалы дела не представлены, учитывая, что истцом исполнены обеспеченные поручительством обязательства ответчика (заемщика) по кредитному договору, установив сумму задолженности, суд первой инстанции, исходя из представленных сторонами доказательств, на основании статьей 361, 363, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 9, 11, 24 Правил N 696, правомерно удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца 120095 руб. 03 коп. - долга.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика 34947 руб. 65 коп. - неустойки за периоды с 22.09.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 09.01.2023.
В соответствии с пунктом 8 кредитного договора за несвоевременное перечисление платежа в погашение кредита, уплату процентов, или иных платежей, предусмотренных договором, неустойка составляет 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки с даты возникновения просроченной задолженности (не включая эту дату) по дату полного погашения просроченной задолженности (включительно).
В соответствии с пунктом 4.3.1. договора поручительства после исполнения поручителем обязательств перед кредитором к нему переходят права кредитора по этим обязательствам в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора, включая права кредитора по обязательствам, обеспечивающим исполнение обязательств должника (в частности прав кредитора как залогодержателя).
Принимая во внимание, что факт нарушения ответчиком сроков оплаты по кредитному договору подтвержден материалами дела, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации и условиями пункта 8 кредитного договора, пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика неустойки в размере 34947 руб. 65 коп. являются правомерными.
Исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, оценив представленные доказательства, руководствуясь разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд первой инстанции сделал верный вывод об отсутствии правовых оснований для уменьшения размера неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку доказательства явного несоответствия размера неустойки последствиям нарушения обязательства ответчиком не представлены, равно как и не представлены доказательства того, что взыскание неустойки в заявленном истцом размере может привести к получению истцом необоснованной выгоды.
Довод ответчика о том, что банк ошибочно принял сведения ФНС на 01.06.2020 по численности на 7 человек, тогда как фактическая численность ответчика на май 2020 года была 6 человек, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный.
В силу прямого указания Правил N 696 определяющее значение для проверки соблюдения заемщиком условий о сохранении численности работников имеют сведения, размещенные на Платформе ФНС (пункт 24 Правил N 696).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Согласно пункту 3 Правил N 696 субсидии предоставляются Минэкономразвития России в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, Минэкономразвития России является уполномоченным органом по определению порядка предоставления субсидий по программе льготного кредитования.
В Письмах Минэкономразвития России от 17.07.2020 N Д13и-22474, от 29.06.2020 N 20822-ТИ/Д13и разъяснено, что источником данных для информационного сервиса ФНС России являются официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда РФ.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 17.07.2020 N Д13и-22474 первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд РФ в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Таким образом, данные о численности работников заемщика поступают в ФНС на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в ПФР. Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете).
Порядок направления ПФР информации в ФНС установлен дополнительным соглашением от 28.04.2020 N 5 к соглашению об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федераций от 30.11.2016 N ММВ-23- 11/26@/АД-09-31/СОГ779. в соответствии с пунктом 1.2. которого ПФР представляет ФНС информацию, сформированную на основании сведений о застрахованных лицах (отчет по форме СЗВ-М) по следующим показателям: ИНН; КПП; ОКВЭД работодателя; отчетный период; численность застрахованных лиц, указанная в отчетности. Срок представления информации, сформированной на основании отчета по форме СЗВ-М: 15-го числа месяца, следующего за отчетным, далее - еженедельно не позднее четверга.
При этом с учетом сроков предоставления отчетности по форме СЗВ-М по состоянию на 01.06.2020 в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года.
А если заемщик обратился за получением льготного кредита после 15.06.2020 в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам мая 2020 года.
В рассматриваемом случае заявка истца на получение кредита заведена на Платформу 07.08.2020, договор заключен 18.08.2020, то есть после 25.06.2020.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что на Платформе ФНС размещены сведения о том, что численность работников ответчика по состоянию на 01.06.2020 составляет 7 человек, при этом по итогам февраля 2021 года произошло снижение численности работников до 6 человек (снижение численности до 85,7%), в связи с чем банк в соответствии с Правилами N 696 и условиями кредитного договора был обязан перевести кредитный договор на период погашения.
Для целей оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных пунктами 11, 12 Правил N 696, а также пунктом 7 договора, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
При этом для Платформы ФНС источником таких сведений являются поданные заемщиком отчеты по форме СЗВ-М за соответствующий месяц, сведения о которых отражены на Платформе ФНС до момента регистрации заявки клиента.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что заемщик не обеспечил сохранение общей численности работников в пределах допустимого уменьшения по отношению к контрольной дате, принимая во внимание тот факт, что ответчик правом на уточнение сведений о количестве работников и внесение изменений в информационную систему ФНС России не воспользовался, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что действия банка полностью соответствовали требованиям Правил N 696 и условиям договора.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права. По существу данные доводы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, ответчик не представил.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан (резолютивная часть от 20 марта 2023 года, мотивированное решение от 24 марта 2023 года), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А65-1204/2023, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнформА" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1204/2023
Истец: ГК развития "ВЭБ.РФ", г.Москва
Ответчик: ООО "ИнформА", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ПАО "Сбербанк России", г.Москва