г. Челябинск |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А76-38297/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.03.2023 по делу N А76-38297/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" - Викторов Р.С. (паспорт, доверенность от 01.10.2022, диплом);
Министерства сельского хозяйства Челябинской области - Прохорова Е.С. (паспорт, доверенность от 18.05.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (далее - заявитель, общество, ООО "Элемент-Трейд") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства Челябинской области (далее - Министерство) о признании недействительным приказа от 26.10.2022 N 721-л об отказе в переоформлении лицензии в отношении одного объекта.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы обществом указано на отсутствие у организации, осуществляющей обучение несовершеннолетних, а именно школы английского языка Juland, лицензии на осуществление образовательной деятельности. Учитывая, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, не относятся на сегодняшний день к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, следовательно, факт нахождения торгового объекта ООО "Элемент-Трейд", расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Татьяничевой, д. 292, вблизи английской языковой школы Juland, не является нарушением действующих лицензионных требований. Также апеллянт отмечает, что в оспариваемом приказе не раскрыто, какая конкретно организация, осуществляющая обучение несовершеннолетних лиц, расположена вблизи торгового объекта ООО "Элемент-Трейд", не отражено ее точное месторасположение, не указаны ее наименование, ИНН, ОГРН, юридический адрес, не подтверждено наличие у нее лицензии, дающей возможность осуществлять дополнительную образовательную деятельность, кроме того, в приказе не отражено, какие именно факты и правоотношения должностное лицо административного органа посчитало установленными или, наоборот, неустановленными и почему пришло к тем или иным выводам о необходимости отказа в переоформлении ООО "Элемент-Трейд" лицензии в отношении одного объекта. В связи с этим вынесение административным органом оспариваемого приказа нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, незаконно, необоснованно и немотивированно ограничивает его в возможности осуществлять розничную продажу алкогольной продукции на объекте, расположенном по адресу: г. Магнитогорск, ул. Татьяничевой, д. 298.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.09.2022 ООО "Элемент-Трейд" (ИНН 6674121179) обратилось в Министерство сельского хозяйства Челябинской области с заявлением о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в связи с открытием торгового объекта, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Татьяничевой, д. 298 и закрытием торгового объекта, расположенного по адресу: Челябинская обл., г.Челябинск, ул. Курчатова, д. 2 (регистрационный N 331 от 27.09.2022).
В ходе проведения выездной оценки соответствия лицензионным и обязательным требованиям, установленным Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), торгового объекта ООО "Элемент-Трейд", расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Татьяничевой, д. 298, Министерством было выявлено основание для отказа в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выразившееся в нахождении торгового объекта на прилегающей территории к организации, осуществляющей обучение несовершеннолетних (п. п. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
По результатам проверки соответствия заявленного для лицензирования торгового объекта ООО "Элемент-Трейд" требованиям Федерального закона N 171-ФЗ Министерством было принято решение об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в отношении данного объекта, в связи с чем, 26.10.2022 Министерством был издан приказ N 721-л "Об отказе в переоформлении лицензии в отношении одного объекта" и направлен на адрес электронной почты ООО "Элемент-Трейд", указанный в заявлении.
Заявитель, полагая, что указанный приказ не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовался следующим.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции регулируются Федеральным законом N 171-ФЗ.
Федеральный закон N 171-ФЗ предъявляет ряд особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Так, в соответствии с п. п. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних.
Нахождение торгового объекта в границах прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции свидетельствует о несоответствии заявителя лицензионным требованиям и является основанием для отказа в выдаче лицензии на основании п. п. 1 п. 9 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
Согласно п. 8 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ границы прилегающих территорий, указанных в п. п. 10 п. 2, абзаце первом п. 4.1 ст. 16, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Администрацией г. Магнитогорска принято постановление от 12.07.2013 N 9385-П "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, с приложением схем границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта" (далее - Постановление N 9385-П), в соответствии с которым на территории г. Магнитогорска не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территориях на расстоянии 50 метров, прилегающих к организациям и объектам, указанным в п. п. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Как следует из материалов дела, ООО "Элемент-Трейд" обратилось в Министерство с заявлением о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в связи с открытием торгового объекта, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Татьяничевой, д. 298 и закрытием торгового объекта, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Курчатова, д. 2.
В соответствии с п. 2 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 N 541 "Об утверждении правил проведения оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям в рамках предоставления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственной услуги, предусмотренной статьей 19 (в части лицензирования) Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее именуется - Правила проведения оценки), на основании приказа Министерства от 12.10.2022 N 694-л "О проведении оценки соответствия заявителя лицензионным и обязательным требованиям" на торговом объекте ООО "Элемент-Трейд", расположенном по адресу: Челябинская обл., г.Магнитогорск, ул. Татьяничевой, д. 298 была проведена выездная оценка.
В ходе проведения выездной оценки было выявлено нахождение заявленного для лицензирования торгового объекта на прилегающей территории к школе английского языка Juland.
При этом, расстояние от входа в школу английского языка Juland до входа в торговый объект ООО "Элемент-Трейд" составляет 48,9 м2, что меньше расстояния, установленного Постановлением N 9385-П.
По результатам проведенной выездной оценки составлен акт оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям от 18.10.2022 N 694-л, с указанием выявленного нарушения п. п. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, выразившегося в нахождении торгового объекта ООО "Элемент-Трейд", расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Татьяничевой, д. 298 на прилегающей территории к организации, осуществляющей обучение несовершеннолетних. Указанный акт подписан представителем по доверенности ООО "Элемент-Трейд" Баранниковым К.В. Замечания и возражения на акт не поступали.
В результате проведения экспертизы документов ООО "Элемент-Трейд" Министерством приняты решения о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в связи с закрытием торгового объекта, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Курчатова, д. 2 (приказ Министерства от 26.10.2022 N 720-л "О переоформлении лицензии") и об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в отношении торгового объекта, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Татьяничевой, д. 298 (приказ Министерства от 26.10.2022 N 721-л "Об отказе в переоформлении лицензии в отношении одного объекта").
Таким образом, из материалов дела, в том числе, акта оценки, следует, что заявленный на лицензирование торговый объект ООО "Элемент-Трейд", расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Татьяничевой, д. 298 не соответствовал лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положением статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, что послужило основанием для отказа в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (п. п. 1 п. 9 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ).
Доводы апеллянта о том, что в оспариваемом приказе Министерства не раскрыты сведения о школе английского языка Juland, что, по мнению заявителя, свидетельствует о незаконности оспариваемого ненормативного правового акта, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены. Сведения о выявленных нарушениях в ходе проведения выездной оценки с указанием информации о нахождении торгового объекта на прилегающей территории, в том числе с указанием организации, которая расположена на прилегающей территории и расстояния от входа в торговый объект ООО "Элемент-Трейд" до входа в школу английского языка Juland в соответствии с Правилами проведения оценки отражены в акте оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям и приложении к нему, с которыми ознакомился представитель ООО "Элемент-Трейд", о чем свидетельствует соответствующая подпись.
Таким образом, на момент проведения выездной оценки и составления Акта представитель ООО "Элемент-Трейд" знал о выявленном нарушении и располагал всей необходимой информацией, в том числе относительно организации, на прилегающей территории к которой, расположен заявленный для лицензирования торговый объект. Замеры прилегающей территории производились в присутствии представителя ООО "Элемент-Трейд".
Доводы общества об отсутствии у школы английского языка Juland лицензии, следовательно, факт нахождения торгового объекта ООО "Элемент-Трейд", расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Татьяничевой, д. 292, вблизи английской языковой школы Juland, не является нарушением действующих лицензионных требований подлежат отклонению, как противоречащие действующему законодательству ввиду следующего.
Из содержания норм Федерального закона N 171-ФЗ, следует, что законодатель разграничил образовательные организации и организации, осуществляющие обучение несовершеннолетних.
Так, согласно п. п. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются на территориях, прилегающих:
- к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);
- к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних.
Сопоставительный анализ содержания абзацев второго и третьего п. п. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, исходя из целей установления законодателем особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, свидетельствует о том, что федеральный законодатель определил две группы образовательных учреждений, на прилегающих территориях к которым запрещена розничная торговля алкогольной продукции, предусмотрев, что в случае осуществления обучения несовершеннолетних запрет распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых проводится обучение, находящимся во владении и (или) пользовании любых организаций, а не только образовательных организаций, о которых идет речь в абзаце втором названного подпункта (указанная позиция отражена в апелляционном определении Верховного суда Российской Федерации от 24.04.2019 N 32-АПА19-2).
Кроме того, Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность).
Таким образом, в случае, если индивидуальный предприниматель сам непосредственно осуществляет обучение, такой вид деятельности не подлежит лицензированию.
Более того, исходя из правового регулирования Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, приравниваются как к образовательным организациям, так и к организациям, осуществляющим обучение.
Материалами дела подтверждено и представителями лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что в ходе экспертизы Министерством выявлено, что на прилегающей территории к торговому объекту ООО "Элемент-Трейд" расположена школа английского языка Juland, осуществляющая обучение несовершеннолетних по программам обучения различной возрастной категории учащихся.
Обучение осуществляет преподаватель Богуславская Ю.С., которая организовала школу, является индивидуальным предпринимателем и непосредственно осуществляет обучение детей английскому языку. Вышеуказанные данные находятся на официальном сайте школы https://svmatsal.ru/juland-english. Согласно сведениям из ЕГРИП Богуславская Ю.С. зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя 21.08.2018 с основным видом деятельности - образование дополнительное детей и взрослых.
Учитывая изложенное и на основании полученных в результате экспертизы сведений Министерством был сделан вывод о том, что по адресу: Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Татьяничевой, 302 расположена организация, осуществляющая обучение несовершеннолетних английскому языку.
Следовательно, торговый объект ООО "Элемент-Трейд", расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Татьяничевой, д. 298, не соответствует лицензионным требованиям, установленным положением ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, поскольку находится на прилегающей территории к организации, осуществляющей обучение несовершеннолетних - школе английского языка Juland.
Выявленное несоответствие обоснованно послужило основанием для отказа в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (п. п. 1 п. 9 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ).
При указанных обстоятельствах, оспариваемый приказ от 26.10.2022 N 721-л об отказе в переоформлении лицензии в отношении одного объекта, принят в пределах предоставленных полномочий Министерства, в соответствии с требованиями законодательства, при этом права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушаются.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренной нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возможности удовлетворения заявленных требований, соответственно суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.03.2023 по делу N А76-38297/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-38297/2022
Истец: ООО "ЭЛЕМЕНТ-ТРЕЙД"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Богуславская Юлия Сергеевна