город Томск |
|
9 июня 2023 г. |
Дело N А45-33987/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. (до перерыва), секретарем Волковой Т. А. (после перерыва) с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Администрация города Бердска (N 07АП-3307/2023) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.03.2023 по делу N А45-33987/2022 (судья Г.М. Емельянова) по иску индивидуального предпринимателя Беляева Андрея Анатольевича (ОГРНИП: 310544502600012, ИНН: 544506453820), г. Бердск к Администрация города Бердска (ОГРН: 1025404731109, ИНН: 5445113914), г. Бердск при участии третьего лица Департамента по тарифам Новосибирской области о признании незаконным бездействия, об обязании заключить соглашение.
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Сенькин П. В. по дов. от 01.03.2022, диплом (до перерыва 22.05.2023),
От заинтересованного лица: Ковтун О. А. по дов. от 01.06.2022, диплом (до перерыва 22.05.2023); Гончарова Н. С. по дов. от 04.05.2023, диплом (после перерыва 05.06.2023),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Беляев Андрей Анатольевич (далее -предприниматель, ИП Беляев А.А.) обратился с иском к администрации города Бердска Новосибирской области (далее -администрация) о признании незаконным бездействия, выразившееся в отказе в заключении соглашения с ИП Беляевым А.А. соглашения о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией теплового пункта в 2017-2020 гг., об обязании администрации в течение 30 календарных дней со дня вступления решения в законную силу решения суда заключить с ИП Беляевым А.А. соглашение о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией теплового пункта в 2017-2020 гг.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по тарифам Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.03.2023 бездействие администрации, выразившееся в отказе в заключении соглашения с ИП Беляевым А.А. о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией теплового пункта в 2017-2020 гг. признано незаконным. Суд обязал администрацию в течение 30 календарных дней со дня вступления решения в законную силу решения суда заключить с ИП Беляевым А.А. соглашение о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией теплового пункта в 2017-2020 гг.
Соглашение N 23082022
Индивидуальный предприниматель Беляев Андрей Анатольевич, именуемый в дальнейшем "СТОРОНА-1", с одной стороны, и Администрация города Бердска, в лице и.о. Главы города Бердска Захарова Владимира Николаевича, именуемая в дальнейшем "СТОРОНА-2", с другой стороны (далее - Стороны), заключили настоящее соглашение (далее соглашение) о нижеследующем:
1.1. В соответствии с условиями настоящего соглашения СТОРОНА-2 обязуется выплатить СТОРОНЕ-1 компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков за период с 01.07.2018 по 31.07.2020, в сумме 2 480 388 рублей 95 копеек, в том числе за 3 квартал 2018 года в размере 272 390 рублей, за 4 квартал 9 А45-33987/2022 2018 года в размере 305 040 рублей, за 1 квартал 2019 года в размере 318 400 рублей, за 2 квартал 2019 года в размере 337 690 рублей, за 3 квартал 2019 года в размере 238 340 рублей, за 4 квартал 2019 года в размере 348 030 рублей, за 1 квартал 2020 года в размере 377 650 рублей, за 2 квартал 2020 года в размере 173 860 рублей, за июль 2020 года в размере 108 988 рублей 95 копеек.
1.2. СТОРОНА-2 обязана выплатить СТОРОНЕ-1 установленный пунктом 1.1 настоящего соглашения размер компенсации не позднее 01.12.2022 путем перечисления денежных средств на расчетный счет СТОРОНЫ-1.
1.3. Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему соглашению.
1.4. Все споры, которые возникнут из настоящего договора, стороны передают на разрешение Арбитражного суда Новосибирской области.
1.5.Изменение условий настоящего соглашения, его расторжение и прекращение возможны только на основании письменного соглашения сторон.
1.6. Настоящее соглашение составлено в 2-х подлинных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых находится у СТОРОНЫ1, второй у СТОРОНЫ-2.
2. Реквизиты и подписи Сторон
СТОРОНА-1 ИП Беляев А.А. Юр/адрес: 633010, Новосибирская обл., г. Бердск, ул. Ленина, д. 14, кв. 18 ОГРН 310544502600012 ИНН 544506453820 р/с 40802810400430001697 ф-ал "Сибирский" Банка ВТБ (ПАО) г. Новосибирск к/с 30101810850040000788 БИК 045004788 |
СТОРОНА-2 Администрация города Бердска Юридический адрес: Новосибирская обл., г. Бердск, ул.. М.Горького, д. 9 ИНН 5445113914 КПП 544501001ОГРН1025404731109 |
СТОРОНА-1 /ИП Беляев А.А./ |
СТОРОНА-2 /Захаров В.Н. / |
|
|
Также суд взыскал с администрации в пользу ИП Беляева А.А. государственную пошлину в размере 9 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.03.2023 и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований МП Беляеву А.А. отказать.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на следующее: фактически заявитель не обращался в администрацию с заявлением на получение субсидии за счет средств бюджета города Бердска на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков с приложением соответствующих документов; представленное ИП Беляевым А.А. соглашение по форме и содержанию не содержит все необходимые условия для его подписания в соответствии с п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства N 889 и Приказом от 25.05.2022 N 13; до вступления в законную силу решения суда первой инстанции, с 27.03.2023 в должность вступил Глава города Бердска Бурдин Р.В., в связи с чем полномочия на подписание указанного соглашения и.о. Главы города Бердска Захаровым В.Н. прекращены; пунктом 2.2 соглашения, изложенного судом, предусмотрено перечисление денежных средств на расчетный счет СТОРОНЫ-1 не позднее 01.12.2022, при этом решение суда вынесено 07.03.2023.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами апеллянта не согласилось, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца - доводы отзыва.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 29.05.2023, до 05.06.2023.
От истца поступили дополнения к отзыву.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель предпринимателя - доводы отзыва, дополнений к отзыву.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва и дополнений к отзыву, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, ИП Беляев А.А. обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с требованием об определении размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, обусловленных приостановлением вывода из эксплуатации центрального теплового пункта N 19, расположенного в городке Изумрудный горда Бердска Новосибирской области, по требованию администрации города Бердска.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.04.2021 по делу N А45-31294/2018, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2021, требования истца были удовлетворены частично. Суд постановил определить размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, обусловленных приостановлением вывода из эксплуатации центрального теплового пункта N 19 по требованию Администрации города Бердска за период с 03.10.2017 по 01.10.2020, в сумме 3357931 рубль, в том числе за 1 квартал 2018 в размере 380366,68 рублей, за 2 квартал 2018 в размере 279197,56 рублей, за 3 квартал 2018 в размере 272390 рублей, за 4 квартал 2018 в размере 305040 рублей, за 1 квартал 2019 в размере 318400 рублей, за 2 квартал 2019 в размере 337690 рублей, за 3 квартал 2019 в размере 238340 рублей, за 4 квартал 2019 в размере 348030 рублей, за 1 квартал 2020 в размере 377650 рублей, 3 А45-33987/2022 за 2 квартал 2020 в размере 173860 рублей, за 3 квартал 2020 в размере 326966,84 рублей. В остальной части в удовлетворении иска ИП Беляеву А.А. суд отказал.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.12.2021 года постановление от 23.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-31294/2018 изменены. Резолютивная часть изложена в следующей редакции: Определить размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, обусловленных приостановлением вывода из эксплуатации центрального теплового пункта N 19 по требованию администрации города Бердска за период с 01.07.2018 по 31.07.2020, в сумме 2 480 388 рублей 95 копеек, в том числе за 3 квартал 2018 года в размере 272 390 рублей, за 4 квартал 2018 года в размере 305 040 рублей, за 1 квартал 2019 года в размере 318 400 рублей, за 2 квартал 2019 года в размере 337 690 рублей, за 3 квартал 2019 года в размере 238 340 рублей, за 4 квартал 2019 года в размере 348 030 рублей, за 1 квартал 2020 года в размере 377 650 рублей, за 2 квартал 2020 года в размере 173 860 рублей, за июль 2020 года в размере 108 988 рублей 95 копеек. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Определением Верховного суда РФ от 16.02.2022 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Письмом от 23.08.2022 ИП Беляев А.А. обратился в администрацию с просьбой о заключении соглашения в целях компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, которое письмом от 05.09.2022 оставлено администрацией без удовлетворения по мотиву того, что действующим законодательством не предусмотрено направление таких соглашений.
Письмом от 21.11.2022 N 2111 ИП Беляев А.А. повторно обратился в адрес администрации о заключении соглашения в целях компенсации некомпенсируемых финансовых убытков.
До настоящего времени такое соглашение не заключено.
Полагая, что заключение вышеуказанного соглашения является обязательным, а администрация уклоняется от его заключения незаконно, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у администрации отсутствовали основания для отказа в заключении соглашения и компенсации убытков.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба администрации подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
В пункте 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закона о теплоснабжении) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о теплоснабжении в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных указанной статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
В развитие указанных положений Закона о теплоснабжении Правительством Российской Федерации утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889), в соответствии с пунктом 18 которых орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
Согласно пункту 19 Правил N 889 в случае, если продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков определяется с ежеквартальной разбивкой как разница между экономически обоснованными фактически понесенными расходами, отнесенными регулируемой организацией на соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, субсидиями (компенсациями), выплачиваемыми регулируемой организации из бюджетов всех уровней, и выручкой от реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по тарифам (ценам), установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Размер компенсации подлежит согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Для определения размера компенсации расчет размера компенсации направляется владельцем объекта в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в течение 20 календарных дней со дня принятия решения о приостановлении вывода объекта из эксплуатации. Указанный орган обязан рассмотреть расчет и направить согласование или разногласия в течение 30 дней со дня получения расчета.
В случае наличия разногласий по размеру компенсации между органом местного самоуправления, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии и тепловых сетей размер компенсации определяется судом.
Компенсация выплачивается ежеквартально в размере фактически понесенных собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей некомпенсируемых финансовых убытков за указанный период, но не выше размера, предусмотренного соглашением, заключаемым в соответствии с настоящим постановлением.
Орган местного самоуправления и собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей заключают соглашение, которым определяются порядок, размер и сроки выплаты компенсации, основания для расторжения соглашения, в том числе по инициативе собственника или иного законного владельца источника тепловой энергии и тепловых сетей в случае нарушения органом местного самоуправления сроков или порядка выплаты компенсации, вследствие чего собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей вправе вывести объекты из эксплуатации.
Из материалов дела следует, что на основании решения от 08.06.2011 Бердского городского суда Новосибирской области по делу N 2-1104/11 предпринимателю на праве собственности принадлежит ЦТП N 19, общей площадью 229 кв. м, инвентарный номер 5826, литера Б, расположенный по адресу: Новосибирская область, город Бердск, городок Изумрудный.
Предприниматель 25.10.2017 уведомил главу города Бердска о предстоящем, запланированном на июль 2018 года, выводе ЦТП N 19 из эксплуатации (наиболее ранее заявление предпринимателя).
В письме от 21.11.2017 N 3845/01-18 глава города Бердска, указав на несогласование вывода ЦТП N 19 с потребителями, сославшись на пункт 18 Правил N 889, часть 5 статьи 21 Закона о теплоснабжении, приостановил вывод из эксплуатации ЦТП N 19.
Кроме того, материалами дела N А45-31294/2018 подтверждено наличие у ИП Беляева А.А. некомпенсируемых убытков в 2017-2020 годах в размере 2 480 388,95 рублей. Размер убытков установлен решением арбитражного суда и сторонами не оспорен.
Судом первой инстанции верно указано, что в силу статьи 21 Закона о теплоснабжении и пункта 19 Правил N 889, при наличии некомпенсируемых финансовых убытков у владельца источника тепловой энергии, выплата соответствующей компенсации и заключение соглашения о порядке осуществления такой компенсации не зависит от усмотрения органов местного самоуправления, в связи с чем, заключение соглашения является обязательным.
Таким образом, у администрации отсутствуют законные основания для отказа в заключении соглашения и компенсации таких убытков, установленных судебным актом.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в отказе в заключении соглашения с ИП Беляевым А.А. о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией теплового пункта в 2017-2020 гг. и обязал администрацию в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда заключить с ИП Беляевым А.А. соглашение о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией теплового пункта в 2017-2020 гг. в редакции, изложенной предпринимателем, учитывая, что администрация иной редакции соглашения, в том числе с учетом типовой формы соглашения, утвержденной приказом от 25.05.2022 N 13 (на что ссылается в жалобе) в суде первой инстанции не привела.
К тому же, стороны вправе внести в соглашение соответствующие изменения и дополнения в установленном законом порядке.
Учитывая, что обязанность заключить Соглашение установлена судебным актом, ссылка администрации на несоблюдение процедуры при обращении предпринимателя с заявлением в администрацию, подлежит отклонению.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает обоснованными доводы администрации о том, что пунктом 2.2 Соглашения, которое суд обязал заключить Администрацию города Бердска с предпринимателем, предусмотрено перечисление СТОРОНОЙ-2 (администрация) денежных средств на расчетный счет СТОРОНЫ-1 (предприниматель) не позднее 01.12.2022, при этом решение суда вынесено 07.03.2023. Кроме того, до вступления в законную силу решения суда первой инстанции, с 27.03.2023 в должность вступил Глава города Бердска Бурдин Р.В., в связи с чем полномочия на подписание указанного Соглашения и.о. Главы города Бердска Захаровым В.Н. прекращены.
При таких обстоятельствах, пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ: в резолютивной части Соглашения, которое суд обязал заключить Администрацию города Бердска с индивидуальным предпринимателем Беляевым Андреем Анатольевичем, следует заменить в пункте 1.2 Соглашения слова "не позднее 01.12.2022" на слова "в течение 10 рабочих дней со дня заключения Соглашения" и указать в Соглашении вместо и.о. Главы города Бердска Захарова Владимира Николаевича действующее должностное лицо, уполномоченное заключить Соглашение.
Руководствуясь статьями 258, 268, 270, 271, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.03.2023 по делу N А45-33987/2022 изменить в части изложения в резолютивной части Соглашения, которое суд обязал заключить Администрацию города Бердска с индивидуальным предпринимателем Беляевым Андреем Анатольевичем, заменив в пункте 1.2 Соглашения слова "не позднее 01.12.2022" на слова "в течение 10 рабочих дней со дня заключения Соглашения" и указав в Соглашении вместо и.о. Главы города Бердска Захарова Владимира Николаевича действующее должностное лицо, уполномоченное заключить Соглашение.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-33987/2022
Истец: Беляев Андрей А, ИП Беляев Андрей Анатольевич
Ответчик: Администрация Города Бердска
Третье лицо: Департамент по тарифам Новосибирской области, ИП Представитель Беляева Андрея Анатольевича - Сенькин Павел Владимирович, Седьмой арбитражный апелляционный суд