г. Пермь |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А60-60954/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Поляковой М.А., Семенова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мухаметовой Д.Р.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Стригуцкого Алексея Юрьевича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2023 года
по делу N А60-60954/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Стригуцкого Алексея Юрьевича (ИНН 663200338478, ОГРНИП 304663209700017)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386), Администрации Серовского городского округа (ИНН 6632003896, ОГРН 1026601814095)
о признании незаконными действий по снятию земельного участка с кадастрового учета, о возложении обязанности восстановить запись,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Стригуцкий Алексей Юрьевич обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований, принятого в порядке ст. 49 АПК РФ) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Администрации Серовского городского округа о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 14.10.2022 N 07-32898/22, а также действия по снятию земельного участка с кадастровым номером 66:61:0202001:316 с кадастрового учета, обязании восстановить на кадастром учете земельный участок с кадастровым номером 66:61:0202001:316.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2023 года (резолютивная часть решения от 10.03.2023) в удовлетворении заявленных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области отказано. Производство по делу в части требований к Администрации Серовского городского округа прекращено.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что выводы суда первой инстанции противоречат обстоятельствам дела, информация о выдаче разрешения на использование земельного участка была предоставлена Администрацией в Управление. Указывает, что в данном случае бездействие выразилось в невосстановлении на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 66:61:0202001:316, право на использование которого предоставлено заявителю. Пояснил, что Администрация, издав постановление от 16.12.2020 N 1725 "О выдаче разрешения на использование земельного участка", выразила волеизъявление в виде односторонней сделки, то есть фактически разрешила занять данный земельный участок имуществом на срок до 27.01.2026. Считает, что постановление от 16.12.2020 N 1725 является обязательственным правом (обязательством) по отношению к индивидуальному предпринимателю Стригуцкому А.Ю.; законодательством не предусмотрена государственная регистрация обязательственного права и ограниченного вещного права, возникших на основании разрешения на использование земельного участка, при этом само по себе отсутствие государственной регистрации данного вида прав не может отменять возникшие права и обязанности по односторонней сделке, имеющей юридическую силу до 27.01.2026. С учетом изложенного в связи со снятием земельного участка с кадастрового учета заявитель жалобы считает свои права нарушенными.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в нем, с жалобой не согласно, решение суда считает законным и обоснованным, просил оставить решение без изменения, в удовлетворении жалобы - отказать.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.04.2017 по делу N А60-59501/2016 на Администрацию Серовского городского округа возложена обязанность выдать индивидуальному предпринимателю Стригуцкому Алексею Юрьевичу разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером 66:61:0202001:316 для размещения и эксплуатации сооружения связи "Радиовещательная передающая станция 88,7 МГц в г. Серове", а также земельного участка с кадастровым номером 66:61:0202001:315 для размещения трансформаторной подстанции.
Постановлением Администрации Серовского городского округа N 1725 от 16.12.2020 выдано разрешение на использование сроком до 27 января 2026 года земельного участка с кадастровым номером 66:61:0202001:316 индивидуальному предпринимателю Стригуцкому Алексею Юрьевичу.
14.09.2022 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области земельный участок снят с кадастрового учета.
Посчитав указанные действия по снятия с кадастрового учета земельного участка незаконными, ИП Стригуцкий А.Ю. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с претензией N 1 от 24.09.2022, в которой просит восстановить на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 66:61:0202001:316 (л.д.25-26).
В ответ на претензию заявителя, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в письме N 07-32898/22 от 14.10.2022 отказало в восстановлении на кадастровом учете объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 66:61:0202001:316 (л.д. 27, 28).
Полагая, отказ, выраженный в письме от 14.10.2022 N 07-32898/22 и действия по снятию земельного участка с кадастровым номером 66:61:0202001:316 с кадастрового учета, являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания незаконным отказа Управления в восстановлении на кадастровом учете земельного участка. Производство по делу в части требований к Администрации Серовского городского округа прекратил в связи с отказом от них заявителя.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом спора по делам о признании решений и действий незаконными, ненормативного правового акта недействительным является требование, направленное, прежде всего, на исключение последствий, порожденных действием (решением, актом).
Следовательно, в рассматриваемом случае, исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания данного ненормативного правового акта недействительным необходимо соблюдение двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемого решения, действий действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением администрации Серовского городского округа N 1725 от 16.12.2020, на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 18.04.2017 по делу NА60-59501/2016 ИП Стригуцкому А.Ю. разрешено использование земельного участка с кадастровым номером 66:61:0202001:316 площадью 100 кв. м по адресу Свердловская область, г.Серов, в 22 м на юго-восток от здания по ул.2-ая Белореченская, 11, строение 1, под размещение объектов связи для целей эфирного вещания, с разрешенным использованием "предоставление коммунальных услуг".
Согласно сведениям ЕГРН указанный земельный участок имел статус "временный".
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых для осуществления государственной регистрации прав (обременении) и (или) государственного кадастрового учета документов.
Форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установлена в приложении 1 к Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 августа 2020 г. N П/0310 "Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме".
За осуществлением действий по государственной регистрации и государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:61:0202001:316 Стригуцкий А.Ю. не обращался.
27.09.2021 в Управление поступило обращение от Стригуцкого А.Ю. (вх. N ОГ-04673/22) по вопросу правомерности снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 66:61:0202001:316.
Документ поступил в Управление в порядке общего делопроизводства и рассмотрен в порядке и в сроки, предусмотренные Законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
14.10.2022, в соответствии со ст. 10 Закона N 59-ФЗ Управлением дан ответ N 07-32898/22 в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:61:0202001:316, в котором разъяснены основания и порядок снятия с кадастрового учета данного земельного участка.
В связи с тем, что Управлением дан ответ на обращение Стригуцкого А.Ю. в порядке и в сроки, установленные Законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", иных обращений от заявителя в Управление не поступало, бездействие государственного органа в рассматриваемом случае отсутствует.
Также суд принимает во внимание то, что земельный участок с кадастровым номером 66:61:0202001:316 общей площадью 100 кв.м с разрешенным использованием "коммунальное обслуживание" - "Для размещения иных объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики", поставлен на кадастровый учет 23.05.2016, и в соответствии со ст.24 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" имел статус "временный" с датой истечения временного статуса 24.05.2021.
Указанный факт заявителем не оспаривается.
Частью 7 статьи 72 Закона о регистрации установлено: временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если объектом недвижимости являемся земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер (за исключением сведений о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых до 1 января 2017 года была осуществлена государственная регистрация безвозмездного пользования), исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
14.09.2022 временный земельный участок снят с кадастрового учета в соответствии с ч.7. ст.72 Закона о регистрации, поскольку в ЕГРН не были зарегистрированы права и обременения в отношении участка.
Правообладатель земельного участка с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, в регистрационный орган не обращался.
Как указывают лица, участвующие в деле, и следует из постановления администрации Серовского городского округа от 16.12.2020 N 1725 на спорном земельном участке размещен объект связи (антенно-мачтовое оборудование).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.04.2017 по делу N А60-59501/2016 установлено, что антенно-мачтовое сооружение в виде "антенной опоры высотой 28 м является движимым имуществом" (абз.7 стр.5).
Согласно части 2 ст.1 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Следовательно, внесение в ЕГРН записей об объектах движимого имущества прямо противоречит части 2 ст.1 Закона о регистрации, в связи с чем у регистрирующего органа не существует обязанности учитывать наличие (фактическое расположение) на каком-либо земельном участке размещенного объекта движимого имущества.
В соответствии с частью 1 ст.7 Закона о регистрации ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, изменения указанных сведений в данном реестре и исключения указанных сведений из данного реестра в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок ведения ЕГРН установлен Приказом Росреестра от 1 июня 2021 г. N П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требования к ее заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 212 Порядка при внесении в ЕГРН сведений из государственного кадастра недвижимости сведениям со статусом "ранее учтенный" присваивается статус сведений "актуальные": сведениям со статусом "временные" сохраняется такой статус до момента государственной регистрации права на объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. Статус "временные" изменяется на статус "актуальные" с момента такой регистрации в ЕГРН или на статус "архивные" после I марта 2022 года при отсутствии в ЕГРН записи о такой регистрации (за исключением сведений о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых до 1 января 2017 года была осуществлена государственная регистрация безвозмездного пользования).
Верховным судом Российской Федерации в решении от 14.07.2022 N АКПИ22-335 в отношении антенно-мачтовых сооружений и земельных участков, на которых они расположены, сделаны следующие выводы.
Антенно-мачтовые сооружения фактически не являются объектами недвижимости, не имеют прочной связи с землей, на которой они размещены, и подлежат перемещению без несоразмерного ущерба их назначению, то есть носят временный характер.
В целях размещения антенно-мачтового сооружения не требуется образование земельного участка, использование земельного участка допускается на условиях сервитута, публичного сервитута, использования земельного участка или земель на основании разрешения, аренды части земельного участка, то есть при наличии согласия правообладателя земельного участка.
В тех случаях, когда для размещения антенно-мачтовых сооружений необходимо образование земельного участка, установление соответствующего вида разрешенного использования земельного участка (за исключением случаев, установленных федеральным законом) является необходимым.
Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи (пункт 4.5).
Суд отмечает, что постановлением администрации Серовского городского округа N 1725 от 16.12.2020, решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.04.2017 по делу N А60-59501/2016 заявителю дано разрешение на размещение антенно-мачтового сооружения в виде "антенной опоры высотой 28 м", при этом заявитель не является арендатором спорного земельного участка, титульным правом на земельный участок, которое подлежит государственной регистрации в ЕГРН, не обладает.
Разрешение на использование земельного участка не является вещным или обязательственным правом, ограничением либо обременением в отношении земельного участка, подлежащим регистрации. Правовая позиция заявителя о том, что разрешение на размещение является обязательственным правом, возникшим на основании односторонней сделки, которое возникает независимо от регистрации и подлежит учету как "обременение" земельного участка независимо от регистрации в качестве такового, основана на неверном толковании норм права.
Таким образом, установив, что письмо Управления Росреестра, от 14.10.2022 N 07-32898/22 соответствует действующему законодательству, бездействия Управлением не допущено, а действия по снятию земельного участка с кадастровым номером 66:61:0202001:316 со статусом "временный" с кадастрового учета соответствуют с ч.7. ст.72 Закона о регистрации, не установив факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку разрешение на размещение объекта никем не оспаривается, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ.
В части принятого судом отказа от заявленных требований к администрации Серовского городского округа о признании незаконным бездействия по не предоставлению в Росреестр информации о принятии Постановления N 1725 в связи с разрешением использования земельного участка (ч. 3 ст. 39.34 ЗК РФ) решение суда не обжаловано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционных жалобах доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2023 года по делу N А60-60954/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
М. А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-60954/2022
Истец: Стригуцкий Алексей Юрьевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ