г. Санкт-Петербург |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А56-125834/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10011/2023) АО "ЛСР. Базовые материалы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2023 по делу N А56-125834/2022 (судья Домрачева Е.Н.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к АО "ЛСР. Базовые материалы"
о взыскании,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 150030, Ярославль, пл.Подвойского д. 1, ОГРН:1037739877295, (далее - истец, Дорога) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "ЛСР-Базовые материалы", адрес: 188751, Ленинградская обл. Приозерский р-н, гп. Кузнечное, ул. Заводская, дом 8, каб. 203,ОГРН: 1114703005273, (далее - ответчик, Общество) о взыскании 86 697,60 руб. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования и 3 131,80 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 17.03.2023 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке, без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.08.2021 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "ЛРС.Базовые материалы" (владелец) был заключен договор N 6ЭП/21/М на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее - Договор).
Условиями Договора предусмотрено, что эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования осуществляется его локомотивом владельца, премыкающего 1 маневровый район (ветка N 3) является продолжением прочего пути N В3 станции Кузнечное, 2 маневровый район: ветка N 1 является продолжением прочего пути N В1 станции Кузнечное, ветка N 4 является продолжением прочего пути N В2 станции Кузнечное. Срок действия с 01.12.2021 по 28.02.2022.
В соответствии с параграфом 13 Договора владелец, его грузоотправители, грузополучатели обязаны осуществлять операции по погрузке, выгрузке вагонов с соблюдением установленных на железнодорожном пути необщего пользования следующих технологических сроков оборота вагонов - для одиночных вагонов - 3 часа, для 1-го (ветка N 3) и 2-го (ветки N 1,4) маневровых районов: - на погрузку группы вагонов щебнем из 35 полувагонов (думпкаров, хопперов) - 6,6 часа, - на погрузку группы вагонов щебнем из 20 платформ - 2,9 часа. При погрузке укрупненных групп и одиночных вагонов щебнем любой фракции устанавливается технологический срок: - на погрузку 1 полувагона -11,4 мин., - на погрузку 1 платформы - 8,7 мин с учетом времени на маневровую работу, взвешивание, подготовку вагонов и приемосдаточные операции, - на выгрузку группы вагонов из 24 думпкаров - 3,7 часа или 9 минут на 1 вагон. Для 3- его маневрового района (ветка N 2): - на погрузку щебнем группы из 20 платформ - 3,01 часа., - на погрузку щебнем группы из 35 полувагонов (думпкаров, хопперов) - 6,09 часа. При погрузке укрупненных групп и одиночных вагонов щебнем любой фракции устанавливается технологический срок: на погрузку 1 полувагона -10,2 мин, на погрузку 1 платформы - 9 мин. с учетом времени на маневровую работу, взвешивание, подготовку вагонов и приемосдаточные операции.
Также стороны в Договоре (пункт 17.3) предусмотрели обязанность владельца уплачивать перевозчику платы, предусмотренные статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав, УЖТ РФ).
В соответствии с пунктом 17.3 Договора за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приемки вагонов, контейнеров.
09.01.2022 в 16 часов 27 минуты на станции Кушелевка Октябрьской железной дороги в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца пути необщего пользования - нарушение технологического срока оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования, были задержаны следовавшие в адрес АО "ЛСР. Базовые материалы" вагоны N N 64311046, 63858450, 62870316, 62862115, 62664016, 62268933, 62067806, 61054003, 60649449, 64617905, 62088505, 60701067, 602241114, 59788703, 64619661, 61876611, 60305802, 64325004, 63759385, 63446132, 61508842, 61407003, 60130135, 60070026, 56808603, 55021604, 60162245, 55293286, 63736482, 63478234, 62573282, 61388187, 60056066, 55814354, 54063789, 63769616, 63441901, 63364723, 62869144, 62492855, 62088661, 61226932,61201919,60211802, где находились до 15 часов 55 минут 10.01.2022, что подтверждается актами общей формы N 9/7 от 09.01.2022, N 9/8 от 10.01.2022.
11.01.2022 в 11 часов 9 минут вышеперечисленные вагоны по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца пути необщего пользования - нарушение технологического срока оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования, были задержаны на станции Элисенваара Октябрьской железной дороги, где находились до 21 часа 38 минут 14.01.2022, что подтверждается актами общей формы N 49 от 11.01.20.22, N 70 от 14.01.2022.
По факту задержки вагонов на путях общего пользования, прибытия вагонов по истечении срока доставки грузов и начисления платы за пользование инфраструктурой перевозчика на станции назначения 15.01.2022 составлены акты общей формы ГУ-23 N N 1/280,1/294,1/300, 1/296,1/298, 1/292,1/278,1/302.
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов ответчиком подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов, приемосдатчика на подачу и
уборку вагонов, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, актами общей формы.
Данные обстоятельства послужили основанием для начисления АО "ЛСР - Базовые материалы" платы в размере 86 697,60 руб. на основании статьи 39 УЖТ РФ.
Поскольку ответчик добровольно указанную сумму не оплатил, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными и документально подтвержденными как по праву, так и по размеру, удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 11 статьи 39 УЖТ РФ нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, независящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части 11 указанной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть двенадцатая статьи 39 УЖТ РФ).
Пунктом 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 установлено, что время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
В соответствии с пунктом 4.5 Правил N 26 учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Задержка вагонов, контейнеров оформляется актом общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе случаев, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу пункта 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеют права отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Истцом в подтверждение нарушения технологического срока оборота вагонов представлены акты общей формы о простое вагонов на путях станций.
Как следует из материалов дела, Акты общей формы подписаны представителем ответчика электронно-цифровой подписью. Доказательств, опровергающих содержание указанных актов общей формы, ответчиком в материалы дела не представлено. Каких-либо замечаний, возражений относительно содержания актов в адрес перевозчика направлены не были. А фальсификации данных актов ответчиком в порядке статьи 161 АПК РФ заявлено не было.
Кроме того, в доказательство нарушения ответчиком технологических норм истцом представлены памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
Из указанных документов следует, что технологические нормы на погрузку и выгрузку грузов из вагонов в спорный период времени ответчиком не выполнялись в течение всего времени задержки вагонов.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами, в совокупности и взаимосвязи подтверждена правомерность начисления истцом ответчику обусловленной статьей 39 УЖТ РФ платы, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания платы.
Довод подателя жалобы об автоматическом согласовании документов посредством системы ЭТРАН не опровергает обоснованность предъявленных Дорогой требований.
В материалы дела представлен Договор на автоматизированную систему ЭТРАН, заключенный сторонами. В соответствии с Соглашением об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок, посредством информационной системы ЭТРАН формируются документы станционной и коммерческой отчетности, которые направляются на подписание клиенту.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 3 131,80 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим начислением до даты фактического исполнения обязательства.
В силу статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ).
Ответственность, установленная статьей 395 ГК РФ, подлежит применению с момента нарушения ответчиком обязательства.
Суд первой инстанции обоснованно с учетом положений Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" и положений Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" удовлетворил требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2022 по 31.03.2022 в размере 2 098,56 руб. и за период с 04.10.2022 по 17.11.2022 в размере 1 033,25 руб., продолжив начисление процентов с 18.11.2022 по день фактической оплаты задолженности, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил требования истца в полном объеме.
Апелляционная жалоба ответчика не содержит каких-либо доводов, обоснованных мотивированных возражений по существу принятого судебного акта, не опровергает установленных по делу обстоятельств и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2023 по делу N А56-125834/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-125834/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "ЛСР. БАЗОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ"