г. Москва |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А41-79668/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от ИП Ломанова Алексея Анатольевича - Бодряшкина П.Д. представитель по доверенности от 17.03.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от администрации городского округа Щёлково Московской области - Терехова О.В. представитель по доверенности от 30.12.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ломанова Алексея Анатольевича на решение Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2023 года по делу N А41-79668/22 по заявлению
индивидуального предпринимателя Ломанова Алексея Анатольевича (ОГРНИП 313774603000820, ИНН 773718813530)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299) третье лицо: администрация городского округа Щёлково Московской области (ОГРН 1035010204745, ИНН 5050002154),
об оспаривании уведомления,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ломанов Алексей Анатольевич (далее - заявитель, ИП Ломанов А.А.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене Уведомления от 05.09.2022 N КУВД-001/2022-21807239/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый учет и взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2023 года по делу N А41-79668/22 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Индивидуальный предприниматель Ломанов А.А. не согласился с решением суда первой инстанции и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Администрация г.о. Щёлково представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представитель Управления Росреестра по Московской области в заседание суда апелляционной инстанции не явился.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя Управления Росреестра по Московской области.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Администрации г.о. Щёлково в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, заслушав объяснения представителей заявителя и третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что Ломанов А.А. является собственником 1/156 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:77, расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, СПК Агрофирма "Восток".
26.05.2022 г. предприниматель обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок, образованный в результате выдела в натуре из указанной доли.
По результатам рассмотрения заявления управлением принято Решение от 03.06.2022 г. о приостановлении осуществления государственного кадастрового учетаи государственной регистрации прав в отношении сформированного земельного участка до 05 сентября 2022 года со ссылкой на пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), в том числе:
- в извещении о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков нет сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона (в связи с чем, копия извещения о необходимости согласования Проекта межевания, предусмотренного пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 27.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не может быть рассмотрена в качестве извещения заинтересованных лиц о проведении собрания);
- в соответствии со сведениями о местоположении образуемого земельного участка, представленными в межевом плане, испрашиваемый образуемый земельный участок расположен в границах деревни Малые Петрищи, в связи с чем, местоположение земельного участка в данных границах является необоснованным;
- в соответствии с пунктом 44 Требований к проекту межевания земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 03.08.2011 N 388 (далее Требования к проекту), графа "3" таблицы реквизита "1" раздела "Сведения об измененных земельных участках" заполняется, если земельный участок, из которого осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей, представляет собой единое землепользование либо его граница представляет собой несколько замкнутых контуров. В указанном случае в графе "3" таблицы реквизита "1" раздела "Сведения об измененных земельных участках и их частях" построчно приводятся кадастровые номера земельных участков, входящих в состав единого землепользования, из которых образованы соответствующие земельные участки, либо номера контуров границы многоконтурного земельного участка;
- в нарушении подпункта 4 пункта 18 Требований к проекту копии документов, удостоверяющих права на земельную долю или земельные доли, в счет которых выделяется земельный участок, не заверены кадастровым инженером;
- в соответствии с пунктом 45 Требований к проекту в графе "4" таблицы реквизита "1" раздела "Сведения об измененных земельных участках" приводится площадь измененного земельного участка (определенная после выдела земельных участков в счет земельных долей). При этом в случае, если измененный земельный участок является земельным участком, представляющим собой единое землепользование или многоконтурный земельный участок, в данной графе приводится площадь каждого указанного в графе "3" земельного участка либо контура границы многоконтурного земельного участка (определенная после выдела земельных участков в счет земельных долей). Если соответствующий земельный участок либо контур границы многоконтурного земельного участка, указанный в графе "3", полностью вошел в состав образуемого земельного участка, в графе "4" указывается цифра "0" (ноль);
- в соответствии с пунктом 12 Требований к проекту Проект межевания должен быть прошит и скреплен подписью и оттиском печати кадастрового инженера; подпись и оттиск печати кадастрового инженера проставляются на титульном листе Проекта межевания, на Проектном плане и на обороте последнего листа Проекта межевания;
- согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости имеются сведения об ограничении (обременении) прав "Запрещение регистрации";
- необоснованно заполнена строка "Иные сведения" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках".
В связи с непредставлением запрашиваемых сведений и документов в установленный срок управление Уведомлением от 05.09.2022 N КУВД-001/2022-21807239/2 отказало заявителю в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении сформированного земельного участка.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении требований заявителя, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Согласно части 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Требования к заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета установлены статьями 18 и 21 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Частью 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, регламентированы статьей 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, согласно части 1 которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Суд первой инстанции установил, что указанные управлением нарушения, состоящие в неправильном заполнении графы "4" таблицы реквизита "1" раздела "Сведения об измененных земельных участках и их частях" Межевого плана и неподписании Межевого плана кадастровым инженером, не подтверждены материалами дела.
Так, суд указал, что силу пункта 45 Требований к проекту в графе "4" таблицы реквизита "1" раздела "Сведения об измененных земельных участках и их частях" приводится площадь измененного земельного участка (определенная после выдела земельных участков в счет земельных долей).
При этом в случае, если измененный земельный участок является земельным участком, представляющим собой единое землепользование или многоконтурный земельный участок, в данной графе приводится площадь каждого указанного в графе "3" земельного участка либо контура границы многоконтурного земельного участка (определенная после выдела земельных участков в счет земельных долей). Если соответствующий земельный участок либо контур границы многоконтурного земельного участка, указанный в графе "3", полностью вошел в состав образуемого земельного участка, в графе "4" указывается цифра "0" (ноль).
Следовательно, при подготовке Межевого плана в графе "4" таблицы реквизита "1" раздела "Сведения об измененных земельных участках и их частях" необходимо было указать площадь измененного земельного участка за вычетом площади образуемого земельного участка, что заявителем и было сделано.
В соответствии с пунктом 18 Требований к проекту в состав приложения проекта межевания земельных участков, утверждаемого решением собственника земельной доли или земельных долей, включаются заверенные кадастровым инженером копии документов, удостоверяющих права на земельную долю или земельные доли, в счет которых выделяется земельный участок.
В соответствии с требованиями действующего законодательства представленные вместе с Межевым планом документы заверены кадастром инженером путем подписания электронной подписью.
В соответствии с пунктом 12 Требований к проекту Проект межевания должен быть прошит и скреплен подписью и оттиском печати кадастрового инженера; подпись и оттиск печати кадастрового инженера проставляются на титульном листе Проекта межевания, на Проектном плане и на обороте последнего листа Проекта межевания.
Представленный в управление межевой план подписан кадастровым инженером.
Доводы апелляционной жалобы, содержащие возражения против указанных выводов суда первой инстанции, отклоняются судом апелляционной инстанции как противоречащие содержанию обжалуемого решения.
Вместе с тем, суд первой инстанции установил наличие других нарушений, указанных управлением в уведомлении о приостановлении государственной регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 13 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования (часть 8 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности).
Частью 9 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности в извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:
1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;
5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.
В материалы дела представлена копия страницы газеты "Ежедневные новости Подмосковья" от 25.03.2022 г., содержащая извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:77.
Представленное Извещение содержит сведений о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков (Московская область, Клинский район, г. Клин, Советская площадь, д. 18а), а также следующие сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков: "заказчиком работ по подготовке проекта межевания земельных участков является Ломанов Алексей Анатольевич".
В то же время, такие сведения как "почтовый адрес и номер контактного телефона" в отношении Ломанова А.А. или его представителя указаны не были.
Таким образом, извещение в полном объеме сведений, предусмотренных пунктом 9 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности, не содержало.
Кроме того, согласно части 7 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.
Согласно пункта 8 статьи 34 Устава Щелковского муниципального района Московской области официальное опубликование муниципальных правовых актов Щёлковского муниципального района осуществляется в бюллетене "Информационный вестник Совета депутатов и Администрации Щелковского муниципального района" или общественно-политической газете Щёлковского района "Время".
Пунктом 4 статьи 41 Устава г.о. Щелково Московской области предусмотрено, что официальным опубликованием муниципального правового акта городского округа Щёлково или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в городском округе Щёлково (в общественно-политической газете городского округа Щёлково "Время").
Таким образом, извещение было опубликовано с нарушением порядка, установленного частью 7 статьи 39 Закона о кадастровой деятельности, в ином средстве массовой информации, не предусмотренном органом местного самоуправления.
Как пояснил кадастровый инженер в судебном заседании от 28.03.2023 г. выбор средства массовой информации был согласован с заказчиком работ, выбрано СМИ общее для Московской области, так как отсутствовали сведения об официальном издании Щелковского муниципального района.
Доводы апелляционной жалобы о неприменении судом первой инстанции положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) об альтернативном способе согласования местоположения границ выделяемого земельного участка отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не влияют на выводы суда первой инстанции.
Так, в соответствии с п.п. 9-10 статьи 13.1 Закона N 101-ФЗ проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счёт земельной доли или земельных долей земельного участка.
Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации.
Согласно статье 16 Закона N 101-ФЗ информационные сообщения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат опубликованию в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Московской области и (или) источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по месту нахождения земельного участка.
Таким образом, из буквального толкования данной нормы следует, что информационные сообщения подлежат опубликованию либо одновременно в двух источниках, либо только в местной газете. В ином случае опубликование только в областной газете повлекло бы нарушение прав собственников участков на территории муниципального образования, и не способствовало достижению цели - согласование границ земельного участка со смежными землепользователями.
Суд первой инстанции правильно указал, что официальным источником опубликования муниципальных правовых актов г.о. Щёлково является общественно-политическая газета г.о. Щёлково "Время", в связи с чем публикация извещения только в газете "Подмосковье сегодня" не соответствует требованиям законодательства.
Нарушение состава опубликованных сведений также не опровергнуто апеллянтом.
Также суд первой инстанции установил следующее нарушение.
На основании пункта 1.1. статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более.
В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Между тем, согласно Схеме расположения земельного участка (страница 7 Межевого плана) часть вновь образованного земельного участка расположена в границах деревни Малые Петрищи, и входит в границы кадастрового квартала 50:14:0020365 (СНТ "Интерторгтранссервис"), что является недопустимым.
Из пояснений кадастрового инженера в судебном заседании от 28.03.2023 г. следует, что действительно имеется вхождение земель бывшего колхоза в границы населенного пункта, что связано, по его мнению, с некорректным отражением границ деревни Малые Петрищи.
Однако, суд первой инстанции правильно указал, что в данном случае, для корректного отражения сведений в ЕГРН, заявителю необходимо было прежде всего установить корректные границы земельного участка, из которого подлежала выделению доля применительно к границам деревни Малые Петрищи и СНТ "Интерторгтранссервис", а уже в дальнейшем обращаться за осуществление государственного кадастрового учета.
Данные обстоятельства заявителем апелляционной жалобы не опровергнуты, поскольку подтверждаются представленной в материалы дела Схемой расположения земельного участка Межевого плана.
Пунктом 44 Требований к проекту предусмотрено, что графа "3" таблицы реквизита "1" раздела "Сведения об измененных земельных участках и их частях" заполняется, если земельный участок, из которого осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей, представляет собой единое землепользование либо его граница представляет собой несколько замкнутых контуров (далее - многоконтурный земельный участок).
В указанном случае в графе "3" таблицы реквизита "1" раздела "Сведения об измененных земельных участках и их частях" построчно приводятся кадастровые номера земельных участков, входящих в состав единого землепользования, из которых образованы соответствующие земельные участки, либо номера контуров границы многоконтурного земельного участка.
В иных случаях (если земельный участок, из которого осуществляется выдел земельного участка или земельных участков в счет земельных долей, не является земельным участком, представляющим собой единое землепользование, или многоконтурным земельным участком) в указанной графе проставляется знак "-" (прочерк).
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:77 имеет статус "Единого землепользования" с входящими в его состав земельными участками с кадастровыми номерами: 44:02:053601:4, 44:02:103201:3, 44:02:103401:132, 44:02:131501:15, 44:02:191301:3, сведения о которых должны быть указаны в межевом плане.
Согласно сведений из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:77 наложено обременение в виде запрета на совершение действий по регистрации на основании Постановления о запрете на совершение действий по регистрации от 22.03.2021 N N 193734768/5046, принятого Щелковским РОСП ГУФССП России по Московской области по исполнительному производству N 47729/20/50046-ИП, Постановления о запрете на совершение действий по регистрации от 19.10.2020 N 181654666/5046, принятого Щелковским РОСП ГУФССП России по Московской области, Постановления о запрете на совершение действий по регистрации от 05.10.2020 N 180809173/5046, принятого Щелковским РОСП ГУФССП России по Московской области по исполнительному производству N 33649/20/50046-ИП.
При образовании нового земельного участка преобразуемый земельный участок прекращает свое существование, что невозможно в связи с имеющимся запретом.
Вместе с тем, на момент рассмотрения заявления у регистратора судебные акты о снятии запрета на совершение каких либо регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:77 в орган регистрации прав не поступал.
Кроме того, заявителем необоснованно заполнена строка "Иные сведения" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках", которая как указывает предприниматель, была экспортирована из Выписки ЕГРН.
В ходе рассмотрения дела Администрацией г.о. Щелково отмечено, что заявителем не представлено документов, подтверждающих, что 1/156 доля в праве общей долевой собственности выделяется из земель, предоставленных ООО "Агрофирма "Восток".
Постановлением Главы Администрации Щёлковского района Московской области от 09.10.1992 N 1615 утвержден проект землеустройства (перераспределения земель) народного сельскохозяйственного предприятия "Восток".
В соответствии с данным постановлением гражданам народного сельскохозяйственного предприятия "Восток" бесплатно в коллективно-долевую собственность передан участок площадью 1 341 га, утвержден земельный фонд перераспределения района общей площадью 1054 га сельскохозяйственных угодий, передан фонд перераспределения района гражданам народного сельскохозяйственного предприятия "Восток" в бессрочное постоянное пользование с последующим выкупом общей площадью 979 га сельскохозяйственных угодий, передано в постоянное пользование сельскохозяйственному предприятию "Восток" 699 га земель.
Постановлением Главы Администрации Щёлковского района Московской области от 18.12.1992 N 2078 утверждена дифференцированная средняя норма бесплатной передачи земли в собственность площадью 1,65 га.
Постановлением Главы Администрации Щёлковского района Московской области от 29.01.1993 N 150 в коллективно-долевую собственность гражданам акционерного общества агрофирмы "Восток" бесплатно передано 2 3334 га сельхозугодий.
Постановлением Главы Щёлковского района Московской области от 20.03.1998 N 405 внесены изменения в Проект перераспределения земель АО агрофирмы "Восток", в соответствии с которым предписано передать в общую долевую собственность - земельные участки общей площадью 1090 га, в общую совместную собственность - земельные участки общей площадью 1240 га, АО агрофирме "Восток" в постоянное бессрочное пользование - земельные участки общей площадью 601 га, в ведение Огудневской сельской администрации - земельные участки общей площадью 55 г.
Из материалов дела следует, что Проект межевания территории, предоставленный ИП Ломановым А.А., был подготовлен не на основании проекта перераспределения земель, а на основании планшета, который не является документом, подтверждающим месторасположение земельного участка, выделенного агрофирме "Восток" Постановлением от 09.10.1992 N 1615, площадь формируемого земельного участка превышает установленную Постановлением Главы Администрации Щёлковского района Московской области от 18.12.1992 N 2078.
Решениями Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2018 года по делу N А41-579/2018, от 24 июня 2019 года по делу N А41-13593/19 установлены границы многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:2, принадлежащего ООО "Агрофирма "Восток", однако, из представленных на регистрацию документов не представляется возможным установить, что земельный участок предпринимателя входит в границы земельного участка, предоставленного членам народного сельскохозяйственного предприятия "Восток".
Напротив, согласно Акту осмотра от 07.02.2023 г. земельный участок площадью 8 458 кв.м., заявленный для государственного кадастрового учета, формируется из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, территория зарастает древесно- кустарниковой растительностью, многолетними деревьями.
Таким образом, распоряжение спорным земельным участком, не относящимся к землям сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена и границы которого не входят в границы земельного участка народного сельскохозяйственного предприятия, отнесено к компетенции Администрации г.о. Щёлково, которая разрешение на образование спорного земельного участка и (или) предоставление его в собственность не выдавала.
Доводы апелляционной жалобы об обратном отклоняются судом апелляционной инстанции как противоречащие материалам дела.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, проверены и оценены все доводы сторон, правильно применены нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2023 года по делу N А41-79668/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-79668/2022
Истец: ИП Ломанов Алексей Анатольевич, РОСРЕЕСТР
Ответчик: Росреестр
Третье лицо: Администрация г.о. Щелково Московской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ