город Ростов-на-Дону |
|
10 июня 2023 г. |
дело N А32-63955/2022 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Глазуновой И.Н., рассмотрев без вызова сторон, в порядке упрощенного производства,
апелляционную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2023 по делу
N А32-63955/2022
по заявлению государственного бюджетного образовательного учреждения
дополнительного профессионального образования "Институт развития
образования" Краснодарского края
к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края (далее - учреждение, ГБОУ ИРО Краснодарского края) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - контролирующий орган, департамент) от 08.12.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 22-043/ЮЛ/1, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 1 218 руб. 89 коп.
Рассмотрев дело в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Краснодарского края решением от 05.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказал.
Решение суда мотивировано наличием в действиях ГБОУ ИРО Краснодарского края состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГБОУ ИРО Краснодарского края обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом не дана оценка доводам, изложенным в заявлении об оспаривании постановления о назначении административного наказания, о том, что сроки оказания услуг не являются существенным условием договора возмездного оказания услуг; об отсутствии обязанности заказчика по договору возмездного оказания услуг получать документы от исполнителя, подтверждающие наличие у него возможности оказывать услуги по договору; пояснения о том, почему в контрактах объем педагогических услуг измеряется в часах.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1032307150171, дата присвоения ОГРН: 27.01.2003, ИНН 2312062743, адрес (место нахождения): Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Сормовская, д. 167.
На основании приказа департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 04.08.2022 N 71 "О назначении внеплановой выездной проверки государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края (далее - институт), обращения (жалобы) Крикуновской О.М., поступившего из Федеральной антимонопольной службы (вх. от 07.07.2022 N 56П-25/22, от 18.07.2022 N 56П-26/22) проведена внеплановая выездная проверка правильности и обоснованности расходования субсидий, предоставленных государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края. Проверяемый период:
с 01.01.2020 по истекший период 2022 года.
При проведении контрольного мероприятия в период с 10.08.2022 по 26.08.2022 членами проверочной группы проведены контрольные действия по документальному изучению в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов и иных документов, содержащих информацию о деятельности объекта контроля, путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля в части осуществления расходов по оплате преподавательских услуг Таран В.Н. за счет средств бюджета Краснодарского края.
Срок проведения контрольного мероприятия, не включая периоды его приостановления, составил 13 рабочих дней с 10.08.2022 по 26.08.2022. Срок проведения контрольного мероприятия продлевался на 3 рабочих дня на основании приказа департамента от 23.08.2022 N 79 "О внесении изменений в приказ департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 04.08.2022 N 71 "О назначении внеплановой выездной проверки государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края.
По результатам проверки департаментом установлено нецелевое использование средств, предоставленных из бюджета Краснодарского края в 2020 году в виде субсидий в рамках реализации мероприятия 7.14 "Предоставление субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Краснодарского края, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка" государственной программы Краснодарского края "Развитие образования", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 939.
21.11.2022 по факту выявленных нарушений департаментом в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении N 22-043/ЮЛ/1 по статье 15.14 КоАП РФ.
08.12.2022 департаментом в отношении учреждения вынесено постановление N 22-043/ЮЛ/1 о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 1 218 руб. 89 коп., что составляет 5 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению (24 377,78 руб.).
Несогласие с указанным постановлением департамента послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд.
При принятии настоящего постановления суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одними из принципов бюджетной системы, являются принцип эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
Из материалов административного дела следует, что в рамках реализации мероприятия 7.14 "Предоставление субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Краснодарского края, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка государственной программы Краснодарского края "Развитие образования", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 года N 939, по договору от 23 апреля 2020 года N 11БУ/Р07.14 (далее - договор N 11БУ/Р07.14) о порядке и условиях предоставления субсидии на проведение мероприятий, предусмотренных государственной программой Краснодарского края "Развитие образования" (далее - договор N 11БУ/Р07.14) между министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (далее - Министерство) и учреждением в 2020 году институту предоставлена субсидия из краевого бюджета в сумме 33 005 700,00 рублей.
В 2020 году расходование Субсидии осуществлялось Институтом на основании приказа Института от 21 мая 2020 года N 157 "Об утверждении порядка реализации мероприятия, типовых учебных планов, сметы расходов на реализацию мероприятия в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие образования" (пункт 7.14 "Предоставление субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Краснодарского края, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка") на 2020 год" (далее - Порядок N 157), в соответствии со сметой расходов на реализацию мероприятия государственной программы Краснодарского края "Развитие образование" на общую сумму 33 005 700,00 рублей, утвержденной приказом Института от 21 мая 2020 г. N 157, в разрезе видов работ (услуг).
Программы дополнительного профессионального повышения квалификации и переподготовки разработаны сотрудниками Института в соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, со статьей 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ). Указанные программы утверждаются ректором и Ученым советом Института, получают экспертные заключения (рецензии) от независимых экспертов.
В соответствии с приказом Института от 30 сентября 2015 года N 224 "Об утверждении локальных нормативно-правовых документов по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (в редакции от 15 января 2019 года N 10) (приложение N 2) в рамках организационной работы по реализации дополнительных профессиональных программ педагогический состав каждого курса формируется руководителем программы исходя из часовой нагрузки, видов работ, занятости штатных педагогов Института.
Ректором Института на основании служебных записок руководителей программы с указанием занятости в часах заключались контракты на оказание преподавательских услуг (договоры гражданско-правового характера (далее - ГПХ) с физическими лицами.
Судом первой инстанции верно установлено, что в 2020 году Институтом заключено 33 контракта на оказание преподавательских услуг с Таран Валентиной Николаевной (далее - контракты) на общую сумму 750 720,00 рублей на основании пункта 33 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Субсидия в сумме 954 165,12 рублей направлена на оплату по Контрактам на сумму 750 720,00 рублей с учетом налоговых отчислений и расчеты по начислениям на выплаты по оплате преподавательских услуг Таран В.Н. во внебюджетные фонды в сумме 203 445,12 рублей. Расчеты осуществлены в полном объеме платежными поручениями.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с положением Федерального закона N 273-ФЗ вправе при реализации образовательных программ использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Согласно части 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, на основе сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций, а также полностью или частично в форме стажировки.
Частью 5 статьи 17 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года N ВК-1013/06 в целях оказания методической помощи организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, направлены Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в сетевой форме N ВК-1013/06 (далее - Методические рекомендации N ВК-1013/06).
В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ, Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816, Институтом утвержден приказом от 18 марта 2020 года N 93 "О реализации электронного обучения и использования дистанционных технологий" Порядок использования дистанционных технологий (далее - Порядок N 93).
Порядок N 93 разработан с учетом требований приказа Института от 16 марта 2020 года N 92 "Об организации образовательной деятельности вне госзадания" на базе системы дистанционного обучения Moodle, расположенной в информационно-коммуникационной сети "Интернет", (далее - СДО Moodle). Указанными локальными нормативными актами Института предусмотрена документация, подтверждающая выполнение преподавательских услуг.
Приказом Института от 16 марта 2020 года N 92 утвержден индивидуальный учет часов учебной нагрузки, выполненной привлеченным к организации и проведению дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
В качестве подтверждения оказания преподавательских услуг, предусмотренных Контрактами, Институтом представлены индивидуальные учеты часов учебной нагрузки, подписанные Таран В.Н., в разрезе групп с указанием видов работ, предусмотренных контрактами, дат и количества часов.
В ходе осуществления контрольного мероприятия департаментом направлен запрос от 10 августа 2022 года по основному месту работы Таран В.Н. в автономную некоммерческую общеобразовательную организацию "Школа N 1 ст. Новотитаровская" (далее - школа) о представлении информации, документов, материалов, необходимых для проведения контрольного мероприятия.
Школой предоставлены документы в части подтверждения выполнения Таран В.Н. трудовых обязанностей в качестве заместителя директора по воспитательной работе с 1 сентября 2015 г. по настоящее время. Также представлены копии табелей учета рабочего времени расчета оплаты труда Таран В.Н. за 2020 год, согласно которым Таран В.Н. в период с сентября по декабрь 2020 года осуществляла трудовую деятельность в Школе в качестве заместителя директора по воспитательной работе ежедневно при пятидневной рабочей неделе по 8 часов.
Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 5 января 2004 года N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" табели учета рабочего времени применяются для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду.
Из материалов административного дела также следует, что Институтом приняты и оплачены преподавательские услуги Таран В.Н. в те дни, когда оказание преподавательских услуг в совокупности с рабочим временем в Школе превышает количество часов в сутках, то есть Таран В.Н., отработав по основному месту работы, физически не имела возможности оказать преподавательские услуги Институту, предусмотренные Контрактами.
Материалами проверки подтверждается, что стоимость часа установлена в соответствии с конкретным контрактом. Занятость Таран В.Н. в Школе в течение 8 часов при пятидневной рабочей неделе подтверждается табелями учета рабочего времени и расчета оплаты труда, подписанными ответственным лицом Тощенко Т.И. и директором Школы.
Проверке представлен протокол Таран В.Н. из базы СДО Moodle, подписанный руководителем центра цифровизации образования Института Головневым С.С., подтверждающий активность Таран В.Н. в период с 15 по 18 июля 2020 года, с 23 по 25 ноября 2020 года, без возможности подтвердить время нахождения Таран В.Н. в информационной среде.
Пунктом 4.6.3 Порядка N 93 установлено, что отдел информационно-аналитического центра осуществляет контроль обучения слушателей в СДО Moodle, расположенной в сети Интернет.
Согласно пояснениям ректора учреждения от 25 августа 2022 года N 01-20/4642 отдел информационно-аналитического центра осуществляет формирование групп в дистанционном обучении, осуществляет техническое сопровождение; за каждой группой закреплен технический специалист информационно-аналитического центра, который взаимодействует с участниками образовательного процесса, в том числе с Таран В.Н.; распечатки инструкций, итоговых ведомостей из системы дистанционного обучения, наличие работ слушателей, подтверждают все указанные затраты исполнителей договоров ГПХ и как следствие, подтверждают систематический контроль.
Систематический контроль слушателей со стороны Таран В.Н. подтверждается наличием слушателей в системе, зачетных ведомостей и других форм, подписанных руководителем курсов. То есть систематический контроль слушателей со стороны Таран В.Н. подтверждается косвенно, Порядком N 93 Института не предусмотрены, например, отчетные формы для работников, принимаемых, в том числе, на условиях договоров гражданско-правового характера.
Согласно пояснениям проректора по воспитательной работе, дополнительному образованию, цифровой трансформации Института Терновой Л.Н. от 22 августа 2022 года на проверку представлен протокол работы системы дистанционного образования, часть файлов не открывается, выдавая ошибку; из объяснений Таран В.Н. - работу по сопровождению форумов она осуществляла в телефонном режиме в индивидуальном порядке, а отсутствие вопросов непосредственно в системе СДО связано с тем, что слушатели получали индивидуальные консультации.
Разделом 2.3 Методических рекомендаций N ВК-1013/06 предусмотрено автоматическое фиксирование полной и достоверной информации о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатов в информационной среде.
Пунктом 4.6.2 раздела 4 "Порядок организации электронного обучения" Порядка N 93 Институтом в качестве контроля в отношении работников, принимаемых, в том числе, на условиях договоров ГПХ, установлено ведение ими ведомостей учета успеваемости слушателей и журнала (листа) консультации, то есть Институтом в Порядке N 93 не предусмотрен контроль за активностью в СДО Moodle работников, принимаемых, в том числе, на условиях договоров гражданско-правового характера.
Документы, подтверждающие активность Таран В.Н. в СДО Moodle, в указанные Таран В.Н. в учетах часов учебной нагрузки даты и часы, Институтом не представлены и оказание преподавательских Таран В.Н., а также их получение Институтом в указанные даты не подтверждается.
Материалами административного дела подтверждается, что учреждением за счет Субсидии оплачены фактически не оказанные преподавательские услуги, что не соответствует целям предоставления субсидии, в общей сумме 24 377,78 рублей (с учетом начислений (27,1 процент) 5 197,78+19 180,00).
Следовательно, в действиях юридического лица имеется объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы учреждения со ссылкой на то, что сроки оказания услуг не являются существенным условием договора возмездного оказания услуг; отсутствие обязанности заказчика по договору возмездного оказания услуг получать документы от исполнителя, подтверждающие наличие у него возможности оказывать услуги по договору; пояснения о том, почему в контрактах объем педагогических услуг измеряется в часах.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Для определения целевого или нецелевого характера использования бюджетных средств учитываются в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Принцип целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2009 N 3-АД09-3).
Пунктом 2.2 раздела 2 "Реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения" Методических рекомендаций N ВК-1013/06 установлено, что на основе имеющейся нормативной правовой базы образовательная организация, использующая электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, разрабатывает соответствующие локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих образовательную деятельность организации.
В образовательной организации могут быть разработаны, в том числе локальные нормативные акты: положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ; требования к структуре, содержанию и оформлению электронных учебно-методических комплектов.
Также образовательная организация разрабатывает формы документов, оформляемые при реализации дополнительных профессиональных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ является основным локальным нормативным актом, регламентирующим использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательной организации. Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ разрабатывается для всех участников образовательного процесса: административно-управленческого персонала, преподавателей, технических специалистов, а также для слушателей дополнительных профессиональных программ.
Таким образом, у института имелась возможность разработать и осуществить мероприятия, направленные на предотвращение возникновения вышеуказанных нарушений.
Событие, вменяемого учреждению административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: актом, платежными поручениями, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статье 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения учреждения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что учреждение предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина учреждения в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Административный орган при рассмотрении материалов административного дела постановил учреждению штраф в размере 1 218 руб. 89 коп., что составляет 5 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению (24 377,78 руб.). Обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, не установлено.
Обстоятельств, исключающих привлечение учреждения к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения учреждением административного правонарушения, при том, что учреждение не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства, выразившемся в неиспользовании всех имеющихся возможностей для исполнения своих обязанностей.
При указанных обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
В целом доводы апелляционной жалобы учреждения направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2023 по делу N А32-63955/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-63955/2022
Истец: ГБОУ ИРО Краснодарского края, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края
Ответчик: Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, Департамент финансового бюджетного надзора Краснодарского края