г. Санкт-Петербург |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А42-9074/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Новиковой Е.М., Пономаревой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: не явился, извещен,
- от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12824/2023) общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом"
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.03.2023 по делу N А42-9074/2022,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" к администрации города Мурманска
третье лицо: Министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области
о признании незаконным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Чистый дом" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Администрации города Мурманска (далее - ответчик, Администрация) об обязании исключить заявителя из Перечня организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования город Мурманск, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Перечень организаций).
Протокольным определением от 16.01.2023 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты уточнения заявленных требований, согласно которым Общество просило признать неправомерным решение Администрации города Мурманска, изложенное в письме от 08.09.2022 N 28-08-06/3814 с дополнением от 04.10.2022 N 28-08-06/4190, об отказе в удовлетворении заявления Общества об исключении его из Перечня организаций. Просит считать Общество исключенным из указанного Перечня организаций с 09.09.2022.
Определением суда от 30.01.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 09.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, истец обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела.
Истец считает, что судом сделаны ошибочные выводы об отсутствии оснований для исключения Общества из Перечня организаций, поскольку на момент подачи заявления о таком исключении 05.09.2022 в управлении Общества на основании постановления Администрации от 23.11.2021 N 2981 уже находился ряд многоквартирных домов.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2023 Обществу предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу, апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 01.06.2023.
До заседания от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В отзыве ответчик указывает на то, что право на исключение из Перечня организаций на основании заявления от 05.09.2022 у Общества не возникло, ввиду чего отказ в удовлетворении заявления является обоснованным и законным.
Отзыв приобщен судом к материалам дела.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства, явку представителей в заседание не обеспечили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Мурманска в соответствии с положениями Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616), постановлением от 13.09.2021 N2336 "Об утверждении перечня организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования город Мурманск, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация" (далее - Постановление N 2336) утвержден Перечень организаций.
17.05.2021 при подаче заявки на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации в отношении многоквартирного дома N 32 по ул. Достоевского в Мурманске, Обществом дано согласие на включение в Перечень организаций, утвержденный постановлением Администрации от 21.02.2019 N 651 (далее - Перечень N 651).
Постановлением Администрации от 06.07.2021 N 1803 Общество включено в Перечень N 651, который в последующем актуализирован путем издания Постановления N 2336 от 13.09.2021.
Постановлением Администрации от 29.03.2022 N 755 Общество исключено из Перечня организаций в соответствии с абзацем 3 пункта 8 Правил N 1616, поскольку определено управляющей организацией в отношении 17 многоквартирных домов на основании постановлений Администрации от 23.11.2021 N 2981 и от 23.03.2022 N 726.
31.08.2022 при подаче заявки на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации в отношении многоквартирного дома N 17 по ул. Папанина в Мурманске, Обществом вновь дано согласие о включении в Перечень организаций.
Постановлением Администрации от 01.09.2022 N 2477 в Постановление Администрации N 2336 от 13.09.2021 внесены изменения, Общество вновь включено в Перечень организаций, в связи с участием в открытом конкурсе.
05.09.2022 Общество обратилось в Администрацию, Комитет по жилищной политике с заявлением об исключении его из Перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Письмом от 08.09.2022 N 28-08-06/3814 Администрация уведомила Общество о том, что с момента включения последнего в Перечень организаций, по дату обращения с заявлением об исключении Общество не было определено управляющей организацией для управления хотя бы одним многоквартирным домом. Также указала на направление соответствующего запроса в Министерство, в виду наличия разночтений Правил N 1616.
Письмом от 04.10.2022 N 28-08-06/4190 Администрация уведомила Общество об отсутствии оснований для его исключения из Перечня организаций.
Полагая, что решение об отказе в исключении Общества из Перечня организаций является незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции оставил заявление истца без удовлетворения.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно положениям части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном ЖК РФ, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с ЖК РФ, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 указанной статьи, но не более одного года.
Пунктом 2 Правил N 1616 предусмотрено, что определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.
При этом в качестве управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в Перечень организаций (пункт 5 Правил N 1616).
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 7 Правил N 1616, перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом не реже чем один раз в 5 лет, а также в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня наступления, в том числе следующих событий: - поступление заявления управляющей организации о включении ее в перечень организаций;
- составление протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе;
- поступление заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций.
Абзацем третьим пункта 8 Правил N 1616 установлено, что управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из Перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из данного Перечня.
Материалами дела подтверждается, что Общество 31.08.2022 при подаче заявки на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации в отношении многоквартирного дома N 17 по ул. Папанина в Мурманске, предоставило согласие о включении в его Перечень организаций, тем самым приняв на себя обязательства по заключению договора управления на условиях, предусмотренных Правилами N 1616.
Как правомерно указал суд первой инстанции, на момент обращения с заявлением об исключении из Перечня организация (05.09.2022) Общество еще не было определено управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, после его повторного включения (с 01.09.2022) на основании добровольно данного согласия от 31.08.2022.
В этой связи, у Администрации отсутствовали правовые основания, предусмотренные пунктом 8 Правил N 1616, для исключения Общества из Перечня организаций, незаконность в действиях Администрации апелляционным судом не установлена.
Доводы, изложенные Обществом в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании положений Правил N 1616, в связи с чем, признаются судом несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.03.2023 по делу N А42-9074/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9074/2022
Истец: ООО "ЧИСТЫЙ ДОМ", ООО "Чистый дом"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ