г. Москва |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А40-3540/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Т.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СТС-Логистика" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2023, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-3540/23, по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) к Обществу с ограниченной ответственностью "СТС-Логистика" (ОГРН: 1175074009351, ИНН: 5030091396) о взыскании платы, процентов,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "СТС-Логистика" (далее - ответчик) о взыскании 172 403 руб. 39 коп. - платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 19 января 2023 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.04.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД", АО "Славтранс-Сервис" и ООО "СТС-Логистика" заключен договор на предоставление Владельцем железнодорожного пути необщего пользования для производства грузовых операций по ст. Селятино Московской железной дороги N 6/189-31 от 18 июня 2021 г.
В соответствии с условиями указанного Договора Владелец уплачивает Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
В период с 24 ноября 2021 года по 12 февраля 2022 года на путях общего пользования железнодорожной станций Малоярославец, Кресты, Саидарово, Отрада, Бекасово 1 Московской железной дороги по вине ООО "СТС-Логистика", были задержаны и простаивали вагоны в составе поездов N 3746 индекс 1800-127-1811, N3668 индекс 1839-059-1811, N1138 индекс 9369-396-1811, N1043 индекс 9859-033-1811, N1185 индекс 9800-735-1811, следовавших в адрес ООО "СТС-Логистика".
По факту задержки и нахождения вышеуказанных поездов на инфраструктуре ОАО "РЖД" были составлены акты общей формы ГУ-23ВЦ на начало и окончание задержки.
На станцию назначения вагоны в вышеупомянутых поездах, прибыли с истекшим сроком доставки. По прибытию вагонов на станцию назначения Селятино были составлены итоговые акты общей формы ГУ-23ВЦ с указанием срока доставки по каждому вагону, причин задержки, даты начала и окончания задержки.
Размеры платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в перевозочном процессе определяются в тарифном руководстве.
Согласно п. 2.3 Договора N 6/189-31 от 18 июня 2021 г. технологический срок оборота вагонов составляет 4,5 часа.
В соответствии с п. 3.5 Договора N 6/189-31 от 18 июня 2021 г. при заадресовке вагонов сверх перерабатывающей способности, установленной договором N 6/189 от 01.02.2019 г., в отдельные сутки и связанными с этим затруднениями по своевременной доставке вагонов, отстановке поездов от движения в пути следования по причине невозможности пропуска всего предъявленного объема по участку, "Грузовладелец" несет ответственность за отставление поездов от движения с внесением всех причитающихся ОАО "РЖД" платежей за нахождение на железнодорожный путях общего пользования груженных вагонов "Грузовладельца" в перевозочном процессе в составе временно отставленных от движения поездов.
Места выгрузки Ответчика были заняты на все время задержки спорных вагонов ранее прибывшими вагонами в его адрес, что привело к невозможности доставки вагонов до станции назначения Селятино по вине ООО "СТС-Логистика".
Вина ООО "СТС-Логистика" в задержке поездов на промежуточных станциях подтверждается первичной документацией.
Памятки приемосдатчика подтверждают, что ООО "СТС-Логистика" нарушались технологические сроки оборота вагонов на погрузку, выгрузку грузов в период оставления вагонов от движения в пути следования.
По факту задержки вагонов по вине грузополучателя на станциях Малоярославец. Кресты, Сандарово, Отрада, Бекасово 1 Московской железной дороги были составлены акты общей формы на начало простоя.
По прибытию поездов на станцию назначения Селятино составлены акты обшей формы для начисления платы за нахождение вагонов, контейнеров на путях ОАО "РЖД", подтверждающие факты и время задержки поездов на промежуточных станциях по вине грузополучателя, которые были предъявлены на подпись представителю грузополучателя ООО "СТС-Логистика". Представителем грузополучателя ООО "СТС-Логистика" данные акты подписаны без разногласий.
В актах указаны: причины задержки вагонов, количество задержанных вагонов, их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию, время начала и окончания задержки вагонов, сроки доставки по каждому вагону и т.д.) В качестве причины нахождения вагонов на путях общего пользования в актах общей формы указано - "Неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории РФ по причинам, зависящим от грузополучателей".
Таким образом, акты общей формы являются документами, удостоверяющими факт и продолжительность простоя вагонов на станционных путях, и подтверждают задержку вагонов на промежуточных станциях.
За время нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользовании промежуточной станции Малоярославец. Кресты, Сандарово. Отрада. Бекасово I Московской железной дороги по вине ООО "СТС-Логистика". были одержаны и прослаивали вагоны в составе поездов N 3746 индекс 1800-127-1811, N3668 индекс 1839-059-1811, N1138 индекс 9369-396-1811. N1043 индекс 9859-033-1811. N1185 индекс 9800-735-1811 следовавших в адрес ООО "СТС-Логистика" на железнодорожную станцию Селятино, начислена плата в размере 172 226,40 рублей (с учетом НДС).
ОАО "РЖД" в соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 г. Х"127-т/1 п.2, начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 172 226,40 руб.
В адрес ООО "СТС-Логистика" была направлена претензия N исх-507/АФТОМ-3 от 14 ноября 2022 г. с требованием о погашении.
Однако задолженность оплачена не была, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции признал исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы, на основании следующего.
Довод ответчика о том, что судом первой инстанции решение принято без учета мнения ответчика, является необоснованным, на основании следующего.
Исковое заявление ОАО "РЖД" принято Арбитражным судом г. Москвы в порядке упрощенного производства, в соответствии с определением суда от 19 января 2023 г.
Ответчик ссылается на то, что исковое заявление он не получал, однако согласно сайту Почта России Ответчик исковое заявление, направленное в его адрес ОАО "РЖД", получил 11 января 2023 г.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 14579179544200 ООО "СТС Логистика" получило определение суда от 19.01.2023 26 января 2023.
Из материалов дела следует, что 06 марта 2023 г. Ответчиком подано ходатайство об ознакомлении с материалами дела.
Статья 41 АПК РФ гарантирует лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса право на ознакомление с материалами дела.
Порядку ознакомления с материалами дела в рамках арбитражного процесса посвящена глава 12 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утв. Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100 (далее - Инструкция от 25.12.2013 N 100).
Согласно п. 12.1 Инструкции от 25.12.2013 N 100 ознакомление с материалами судебных дел осуществляется по предварительной записи на основании письменного заявления лица, обратившегося в арбитражный суд.
Предварительная запись на ознакомление с материалами судебных дел производится в рабочие дни, кроме пятницы и предпраздничных дней, с 9.30 до 17.30, по пятницам и предпраздничным дням - с 9.30 до 16.00. Иное время предварительной записи на ознакомление может быть установлено председателем арбитражного суда.
Записаться на ознакомление с материалами судебных дел можно следующими способами:
-в приемной суда;
-по телефону суда;
-в специально выделенном подразделении по ознакомлению;
Таким образом, Ответчик не был лишен возможности записаться на ознакомление с материалами дела, а не только подать ходатайство.
Таким образом, ответчик имел возможность своевременно представить в суд отзыв на исковое заявление.
Доводы ответчика о том, что исковое заявление подано с нарушением правил подсудности, ответчиком не заявлялся в суде первой инстанции, данный довод противоречит представленным в материалы дела документам.
Согласно общему правилу территориальной подсудности, установленной статьей 35 АПК РФ, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по адресу или месту жительства ответчика.
Исключения из этого правила предусмотрены статьей 36 АПК РФ, устанавливающей альтернативную подсудность и статьей 38 АПК РФ, устанавливающей подсудность, представляющую особый вид территориальной подсудности для некоторых категорий дел.
Статья 37 АПК РФ предусматривает возможность изменения сторонами территориальной подсудности, регулируемой общим правилом (статья 35 АПК РФ), и альтернативной подсудности (статья 36 АПК РФ) по соглашению до принятия арбитражным судом заявления к своему производству. Соглашение о подсудности может быть включено в гражданско-правовой договор, из которого возникает спор, а также может быть выражено в иных формах - документах исходящих от сторон. Данное соглашение должно быть безусловным, ясным и не допускать двусмысленного толкования.
Исковое заявление ОАО "РЖД" заявлено о взыскании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования.
Взимание данной платы предусмотрено ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, а также условиями договора N 6/189 от 01.02.2019 г.
В соответствии с условиями договоров N 6/189 от 01 февраля 2019 г., N 6/189-31 от 18.06.2021 г. и ст. 39 Устава ЖД РФ ООО "СТС-Логистика" начислена плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, согласно актам общей формы, ООО "СТС-Логистика" выставлена накопительная ведомость. Однако накопительная ведомость до настоящего времени не оплачена, в связи с чем, ОАО "РЖД" вынуждено было обратиться с иском к ОАО "СТС-Логистика" в Арбитражный суд г. Москвы.
Между ОАО "РЖД", ООО "СТС-Логистика" и АО "Славтранс-Сервис" заключен договор N 6/189-31 от 18.06.2021 г. на предоставление Владельцем железнодорожного пути необщего пользования для производства грузовых операций по ст. Селятино.
В соответствии с п. 1.2. Договора N 6/189-31 от 18.06.2021 г. "Перевозчик" организует прибытие, (и, или) отправление вагонов с грузами: выгрузка - грузы в крупнотоннажных контейнерах, погрузка - грузы в крупнотоннажных контейнерах с (на) выставочных железнодорожных путей N 4, N 6 ст. Селятино в соответствии с договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 6/189 от 01.02.2019 г.
Согласно п. 3.2 договора N 6/189-31 от 18.06.2021 г. установлено, что сборы, плата и штрафы вносятся установленным порядком, согласно ведомостям подачи и уборки вагонов, актам общей формы и накопительным ведомостям на подсобный расчетный счет ОАО "РЖД" по месту нахождения Московского Центра фирменного транспортного обслуживания, Московский центр фирменного транспортного обслуживания находится по адресу: г. Москва, Басманный тупик, д.6а, стр.1.
Продление Соглашения на организацию расчетов осуществляется согласно п.8.5 положения о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 05 августа 2013 г. N 1685р и опубликованном на официальном сайте ОАО "РЖД".
Согласно п. 8.5 Положения, если ни одна из Сторон письменно не заявила о намерении расторгнуть соглашение об организации расчетов за 60 (шестьдесят) календарных дней до окончания срока его действия, соглашение считается продленным на каждый последующий календарный год.
Таким образом, учитывая отсутствие письменных намерений расторгнуть соглашение на организацию расчетов N ТЦФТО-618/06-17-с от 02 августа 2017 г., соглашение является действующим.
В соответствии с п. 1.4 Соглашения об организации расчетов от 02 августа 2017 г. N 618/06-17-С права и обязанности сторон, порядок расчетов, ответственность Сторон и иные условия по исполнению настоящего соглашения указаны в положении о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 05 августа 2013 г. N 1685р и опубликованном на официальном сайте ОАО "РЖД".
Пунктом 7.2 Распоряжения ОАО "РЖД" N 1685р от 05.08.2013 года, являющегося неотъемлемой частью договора (соглашения) N 618/06-17-С от 02 августа 2017 г., предусмотрена подсудность споров по месту заключения соглашения (договора на организацию расчетов) N 618/06-17-С от 02 августа 2017 г.
Поскольку местом заключения договора на организацию расчетов (соглашения) N 618/06-17-С от 02 августа 2017 г. является город Москва, иск предъявлен в Арбитражный суд города Москвы с соблюдением правил подсудности.
Довод об отсутствии доказательств вины ответчика в простое вагонов на путях ст. Селятино и о незаконном начислении платы не основан на законе и противоречит материалам дела.
Указанный довод противоречит представленным в материалы дела документам.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Согласно п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26), в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Согласно п. 2.3 Договора N 6/189-31 от 18 июня 2021 г. технологический срок оборота вагонов составляет 4,5 часа.
Договор со стороны ООО "СТС-Логистика" подписан, тем самым с технологическим сроком оборота вагонов ООО "СТС-Логистика" согласилось.
В материалы дела представлены памятки приемосдатчика на весь период отставления поездов от движения, согласно данным памяткам, АО ООО "СТС-Логистика" был нарушен технологический срок оборота вагонов.
Так, например:
В соответствии с памяткой приемосдатчика N 4645 в адрес ООО "СТС-Логистика" 15 ноября 2021 г. в 15-00 было подано 19 вагонов, уведомление о завершении грузовой операции передано в ОАО "РЖД" лишь 16 ноября 2021 г. в 00-23.
В соответствии с памяткой приемосдатчика N 4673 в адрес ООО "СТС-Логистика" 16 ноября 2021 г. в 22-10 было подано 19 вагонов, уведомление о завершении грузовой операции передано в ОАО "РЖД" лишь 17 ноября 2021 г. в 00-31.
В соответствии с памяткой приемосдатчика N 4733 в адрес ООО "СТС-Логистика" 17 ноября 2021 г. в 03-00 было подано 16 вагонов, уведомление о завершении грузовой операции передано в ОАО "РЖД" лишь 19 ноября 2021 г. в 18-26.
По остальным поездам, заявленным в исковом заявлении, первичными документами, представленными в материалы дела, аналогичная ситуация, ООО "СТС-Логистика" систематически нарушаются технологические нормы оборота вагонов, акты общей формы и памятки приемосдатчика подписаны со стороны ООО "СТС-Логистика" без возражений.
Довод ответчика о том, что "Перевозчиком" были введены ограничения и прекращения погрузки и перевозки грузов, порожних грузовых вагонов и контейнеров на Дальневосточную железную дорогу, не относятся к рассматриваемому спору, поскольку ОАО "РЖД" заявлены требования о взыскании платы за простой вагонов, прибывших в адрес Ответчика и находящихся на станции Селятино Московской железной дороги.
Таким образом, довод ответчика об отсутствии вины, и, как следствие, незаконном начислении платы, противоречит материалам дела.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.04.2023 по делу N А40-3540/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3540/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "СТС-ЛОГИСТИКА"