г. Челябинск |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А07-37653/2022 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ширяевой Е.В., рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.03.2023 по делу N А07-37653/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания" (далее - ответчик, ООО "НХТК") о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 35 439 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.03.2023 (резолютивная часть объявлена 09.02.2023) исковые требования удовлетворены.
ООО "НХТК" (далее также - податель жалобы, апеллянт) с вынесенным судебным актом не согласилось, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается принятие дела с нарушением правил подсудности.
Отклоняя ходатайство ответчика, суд первой инстанции необоснованно сослался на пункт 24 договора от 18.07.2019 N 4/138, поскольку указанный договор заключен на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "НХТК" при станции Загородняя Куйбышевской железной дороги-филиала ОАО "РЖД", и указанный договор не имеет отношения к таможенным процедурам, которые проведены на станции Черниковка.
Кроме того, поскольку иск вытекает из договора перевозки, а не из договора на эксплуатацию, то в данном случае пункт 24 договора на эксплуатацию применению не подлежит, следовательно, исковое заявление должно рассматривать Арбитражный суд г. Москвы.
Апеллянт отмечает, что таможенное оформление является обязанностью, предусмотренной законодательством, его проведение не обусловлено волей грузополучателя, в связи с чем период таможенного оформления не может быть признан периодом ожидания подачи вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя.
Доказательства того, что действия ответчика при таможенном оформлении отклонялись от разумной нормы поведения, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Заявитель ссылается на часть 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ), которая предусматривает возможность взимания платы за пользование инфраструктурой с грузополучателей (получателей) в случаях, указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ (в том числе в течение времени нахождения вагонов под таможенными операциями свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом), но только при условии, что вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей (получателей).
Таким образом, учитывая, что в рамках настоящего дела не установлено просрочки или задержки в совершении ответчиком действий, направленных на таможенное оформление, которые увеличили время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, оснований для взыскания платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, не имеется.
По мнению ответчика, ссылка суда на абзац четвертый пункта 14 Правил N 245, согласно которому дата уведомления грузополучателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем, на железнодорожную станцию назначения является датой фактического срока доставки груза по назначению, и перевозчик не несет ответственности за задержку груза на железнодорожной станции назначения, связанную с таможенным оформлением груза, не имеет отношения к рассматриваемому спору.
На грузополучателя не может быть возложена обязанность по внесению платы за пользование вагонами до исполнения перевозчиком обязанности по доставке груза, то есть фактически до проставления таможенным органом в железнодорожной накладной отметки, позволяющей перевозчику выдать документы грузополучателю.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
От ОАО "РЖД" поступил отзыв на апелляционную жалобу. Согласно отзыву, истец полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьями 81, 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, в период с 22.11.2022 по 06.01.2022 в адрес ООО "НХТК" по электронным транспортным железнодорожным накладным N N 32078071, 32078155, 32078207, 32078310, 32079122, 31755367, 32079118, 2079344, 32079345, 32079662, 32071053, 32078155, 32078309, 32078477, 32079466, 32085209, 32084345, 32084731, 32083193, 32084225, 32083202, 31875595, 32084014, 32084017, 32080225, 32079345, 32083384, 32083449, 3203448, 32086070, 32087221 прибыли вагоны.
По прибытию на станцию назначения вагоны помещены в зону таможенного контроля.
По вагонам, прибывшим по накладным N N 32078071, 32078155, 32078207, 32078310, обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита была исполнена 23.11.2021 в 10:04, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2160, 3/2161.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 4 часов.
Размер платы составил 2 397 руб. с НДС, расчет произведен в ведомости подачи и уборки вагонов N 115238.
По вагонам, прибывшим по накладной N 320710533, обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнена 06.12.2021 в 11:59, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2254, 3/2251.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 3 часа.
По вагонам, прибывшим по накладной N 32078155, обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита была исполнена 04.12.2021 в 10:07, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2260, 3/2262.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 2 часа.
Размер платы составил 400 руб. 80 коп. с НДС, расчет произведен в накопительной ведомости N 180129.
По вагонам, прибывшим по накладной N 32079345, обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнена 04.12.2021 в 10:15, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2239, 3/2248.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 9 часа.
По вагонам, прибывшим по накладной N 32079662, обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнена 01.12.2021 в 09:17, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2253, 3/2256.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 3 часа.
Размер платы составил 631 руб. 20 коп. с НДС, расчет произведен в накопительной ведомости N 180128.
По вагонам, прибывшим по накладной N 32079344, обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнена 29.11.2021 в 15:08, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2215, 3/2222.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 19 часов.
Размер платы составил 3 478 руб. 80 коп. с НДС, расчет произведен в накопительной ведомости N 180124.
По вагонам, прибывшим по накладной N 32079118, обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнена 29.11.2021 в 15:23, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2217, 3/2223.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 19 часов.
Размер платы составил 3 478 руб. 80 коп. с НДС, расчет произведен в накопительной ведомости N 180123.
По вагонам, прибывшим по накладной N 32079466, обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнена 29.11.2021 в 14:39, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2212, 3/2224.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 19 часов.
Размер платы составил 535 руб. 20 коп. с НДС, расчет произведен в накопительной ведомости N 180118.
По вагонам, прибывшим по накладным N N 31755367, 32079122 обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнена 29.11.2021 в 16:56, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2216, 3/2221, 3/2225.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 17 часов.
Размер платы составил 3 120 руб. с НДС, расчет произведен в накопительной ведомости N 180117.
По вагонам, прибывшим по накладным N N 3208309, 32078477, 32078488 обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнена 25.11.2021 в 11:28, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения Перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2175, 3/2177, 3/2179, 3/2180.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 6 часов.
Размер платы составил 3 276 руб. с НДС, расчет произведен в накопительной ведомости N 170120.
По вагонам, прибывшим по накладной N 32085209 обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнена 29.12.2021 в 12:49, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения Перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2424, 3/2427.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 3 часа.
Размер платы составил 252 руб. с НДС, расчет произведен в накопительной ведомости N 140233.
По вагонам, прибывшим по накладным N N 32084345, 32084731, обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнена 24.12.2021 в 13:52, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2402, 3/2403.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 1 час.
Размер платы составил 345 руб. 60 коп. с НДС, расчет произведен в накопительной ведомости N 140232.
По вагонам, прибывшим по накладным N N 32083193, 32084225, обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнена 21.12.2021 в 11:52, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2370, 3/2374.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 4 часа.
Размер платы составил 1 635 руб. с НДС, расчет произведен в накопительной ведомости N 140231.
По вагонам, прибывшим по накладным N N 32083202, 31875595, 32084014 обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнена 20.12.2021 в 12:11 и 13:37, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2357, 3/122, 3/2366, 3/2358.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 3 часа.
Размер платы составил 536 руб. 40 коп. с НДС, расчет произведен в накопительной ведомости N 140229.
По вагонам, прибывшим по накладной N 32084017, обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнена 20.12.2021 в 12:20, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2365, 3/2356.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 3 часа.
Размер платы составил 546 руб. с НДС, расчет произведен в накопительной ведомости N 140227.
По вагонам, прибывшим по накладной N 32080225, обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнена 17.12.2021 в 12:44, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2332, 3/2340, 3/2333, 2/2339.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 4 часа.
Размер платы составил 525 руб. 60 коп. с НДС, расчет произведен в накопительной ведомости N 140226.
По вагонам, прибывшим по накладным N N 32079345, 32083384, 32083449, 32083448 обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнена 04.12.2021 в 13:59 и 16.12.2021 в 15:12, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2252, 3/2255, 3/2326, 3/2327.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 4 часа.
Размер платы составил 1 282 руб. 80 коп. с НДС, расчет произведен в накопительной ведомости N 140225.
По вагонам, прибывшим по накладным N N 32086070, 32087221, обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнена 04.01.2022 в 09:01 и 06.01.2022 в 16:28 соответственно, что подтверждается отметками Башкортостанской таможни в уведомлении о прибытии транспортного средства.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/6, 3/10, 3/25, 3/26.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 5 и 89 часов, соответственно.
Размер платы составил 1 058 руб. 40 коп. с НДС, расчет произведен в накопительной ведомости N 280240 и 11760,00 руб. с НДС, расчет произведен в накопительной ведомости N 280242.
После завершения ответчиком таможенных процедур, вагоны поданы под грузовые операции по договору N 4/138 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "НХТК" при станции Загородняя Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 18.07.2019.
На основании вышеизложенного, ОАО "РЖД" начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 35 439 руб. 60 коп. с НДС.
В порядке досудебного урегулирования спора истец в адрес ответчика направил претензионные письма N N ТЦФТОИП-22/184, 22/264, 22/323, 22/325, которые остались без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (пункт 1 статьи).
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (пункт 2 статьи).
Согласно пункту 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.
Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, регулируются положениями Уставом железнодорожного транспорта, который устанавливает права, обязанности и ответственность сторон данных отношений.
Устав железнодорожного транспорта определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
На основании статьи 39 УЖТ за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
В силу части 11 статьи 39 УЖТ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 УЖТ).
Кроме того, в силу положений части 18 статьи 39 УЖТ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если, в частности, вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов.
Следовательно, обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования устанавливается персонифицировано для лиц, от которых зависели причины нахождения вагонов на путях общего пользования.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании статей 34, 36 УЖТ по прибытии грузов на станцию назначения перевозчик обязан уведомить грузополучателя и таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, и выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю.
Статьей 35 УЖТ установлено, что грузы выдаются на железнодорожной станции грузополучателю. Порядок оформления выдачи груза устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29 (далее - Правила N 29) предусмотрено, что о прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.
Для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал накладной в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом (пункты 6, 20.1 Правил N 29). Выдача грузополучателю накладной до представления документов должностному лицу таможенного органа не допускается.
Из системного анализа приведенных правовых норм и разъяснений следует, что исполнению обязанности железной дороги по выдаче груза предшествует исполнение обязанности по уведомлению таможни о прибытии груза и возвращение таможенным органом перевозочных документов уполномоченному лицу перевозчика.
Частью 19 статьи 39 УЖТ предусмотрено, что для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
При этом в силу статьи 119 УЖТ для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств, оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Пунктом 3.1 Правил N 45 предусмотрено, что акт общей формы (приложение N 2 к настоящим Правилам) составляется на станциях для удостоверения определенных обстоятельств, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения; задержки подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя или владельца железнодорожного пути необщего пользования; других случаев, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3.2.4 Правил N 45, в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом, ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Согласно пункту 3.4 Правил N 45 в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В частности, в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Таким образом, документом, подтверждающим факт и продолжительность простоя вагонов на станционных путях, является акт общей формы.
Статьей 33 УЖТ и пунктом 14 Правил N 245 установлено, что грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки перевозчик обеспечил подачу вагонов на путь необщего пользования.
Учитывая нормы статьи 36 УЖТ, перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю. Данные мероприятия перевозчик должен успеть выполнить после завершения таможенных операций со стороны грузополучателя и до истечения срока доставки груза. В противном случае, перевозчик будет нести ответственность, предусмотренную статьей 97 УЖТ.
Из материалов дела следует, что после завершения ответчиком таможенных процедур, вагоны поданы под грузовые операции по договору N 4/138 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "НХТК" при станции Загородняя Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 18.07.2019.
ОАО "РЖД" заявлено о взыскании с ответчика платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 35 439 руб. 60 коп. с НДС.
Для оплаты указанной суммы ответчику направлялись претензионные письма N N ТЦФТОИП-22/184, 22/264, 22/323, 22/325, которые остались без удовлетворения.
Правильно установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отклоняет их по следующим основаниям.
Согласно статье 142 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
В силу статьи 35 УЖТ грузы выдаются на железнодорожной станции назначения грузополучателю после внесения им перевозчику платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если таковые не были внесены грузоотправителем. Порядок оформления выдачи груза устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29, установлено, что о прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.
Работники железной дороги не имеют права выдавать грузополучателям грузы, перевозимые под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов.
В соответствии со статьей 151 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления.
В месте доставки товаров до завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля, в том числе без выгрузки товаров из транспортного средства, на котором они доставлены.
Товары размещаются в зоне таможенного контроля в любое время суток.
Для завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик либо, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, декларант товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в отношении товаров, перевозимых с использованием водного, воздушного или железнодорожного транспорта, - в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо иного срока, установленного законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Таможенный орган назначения завершает действие таможенной процедуры таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее 4 часов рабочего времени таможенного органа с момента регистрации подачи документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, а в случае, если подача таких документов зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, - в течение 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа.
Завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа либо путем проставления соответствующих отметок на транзитной декларации или иных документах, используемых в качестве транзитной декларации.
Обязанность перевозчика по доставке груза, находящегося под процедурой таможенного транзита, считается завершенной после уведомления таможенного органа и грузополучателя о прибытии груза и проставления таможенным органом в дорожной ведомости штампа о поступлении товара.
По прибытию вагонов на станцию назначения Загородняя, грузополучатель был уведомлен о прибытии вагонов и готовности их подачи на выставочные пути, где данные вагоны были выданы грузополучателю, что подтверждается памятками приёмосдатчика N N 8161, 7257, 7258, 7811, 7491, 724, 295, 9250, 9043, 8870, подписанными сторонами без разногласий.
По прибытию вагонов по электронным транспортным железнодорожным накладным N N 32078071, 32078155, 32078207, 32078310, 32079122, 31755367, 32079118, 32079344, 32079345, 32079662, 32071053, 32078155, 32078309, 32078477, 32079466, 32085209, 32084345, 32084731, 32083193, 32084225, 32083202, 31875595, 32084014, 32084017, 32080225, 32079345, 32083384, 32083449, 3203448, 32086070, 32087221, они были помещены в зону таможенного контроля.
При этом обязательства ОАО "РЖД" по завершению таможенной процедуры таможенного транзита исполнены с момента передачи перевозочных документов таможенному органу.
С момента выполнения перевозчиком обязанностей по передаче документов, начисляется плата за нахождение вагонов под таможенными операциями на путях общего пользования в соответствии со статьей 39 УЖТ.
Из представленной апеллянтом выписки из АС ЭТРАН следует, что грузополучатель уведомлён о прибытии вагонов, следовавших по накладной N 32078071, 22.11.2021 в 10:30:22.
23.11.2021 в 07:56 вагоны помещены в зону таможенного контроля.
23.11.2021 в 09:52:30 получено подтверждение от Федеральной таможенной службы о прибытии железнодорожного состава.
23.11.2021 в 10:04:40 - завершение транзита.
Плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, установленная статьей 39 УЖТ не является мерой ответственности (неустойкой, штрафом и т.д.) за какие-либо виновные действия грузополучателя, а является оплатой услуг за пользование путями общего пользования.
Кроме того, плата за предоставление путей общего пользования до завершения истцом процедуры таможенного транзита не начисляется. Начисление платы за нахождение вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями производится за сам факт нахождения, при этом наличие вины грузополучателя не требуется.
ООО "НХТК" являясь декларантом, обязано произвести ряд действий, предусмотренных таможенным законодательством, следовательно, вагоны находились на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика.
Из актов общей формы N N 3/2160 и 3/2161 от 23.11.2021 г., истории накладной N 32078071, декларации на товары N 10511010/231121/3011845 следует, что обязанность перевозчика по завершению таможенной процедуры таможенного транзита была исполнена 23.11.2021 в 10:04 МСК, что подтверждается отметкой Башкортостанской таможни в накладной.
Факт нахождения вагона под таможенными операциями, после завершения перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита зафиксирован в актах общей формы N N 3/2160, 3/2161.
Время нахождения вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями составило 4 часа.
Таким образом, взимание платы за нахождение вагонов на путях общего пользования под таможенными операциями предусмотрено частью 12 статьи 39 УЖТ и начисляется с момента завершения перевозчиком процедуры таможенного транзита до выполнения грузополучателем действий, предусмотренных таможенным законодательством.
Доводы жалобы о принятии дела с нарушением правил подсудности подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии со статьей 151 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления.
В месте доставки товаров до завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля, в том числе без выгрузки товаров из транспортного средства, на котором они доставлены.
Приказами Башкортостанской таможни от 15.12.2020 N N 674 и 675 созданы постоянные зоны таможенного контроля, находящиеся на железнодорожной станции Черниковка.
Договор перевозки завершается выдачей груза на станции назначения.
Из перевозочных документов следует, что перевозимый груз КСИЛОЛЫ, относится к опасным грузам и имеет 3 класс опасности.
Пунктом 3.3.1 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утверждённых на пятидесятом заседании Совета по железнодорожному транспорту 22.05.2009, установлено, что слив грузов, перевозимых в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа, производится на местах необщего пользования. Подача и уборка вагонов на пути необщего пользования производится на основании заключённого между сторонами договора.
В связи с тем, что у ответчика отсутствуют договорные отношения по подаче и уборке вагонов на станции Черниковка, в целях соблюдения требований действующего законодательства, груз ООО "НХТК" на станции Черниковка не выдавался.
После завершения таможенных процедур, ООО "НХТК" оформлены перевозочные документы N N 31816507, 31761315, 31761594, 31817469, 31761123, 31761245, 31798406, 31798349, 31798160, 31798285, 31812674, 31826254, 31773469, 31773444, 31798082, 31798285, 31773359, 31761594, 31959571, 31977620 со станции отправления Черниковка до станции назначения Загородняя.
По прибытию вагонов на станцию назначения Загородняя, в рамках договора от 18.07.2019 N 4/138, грузополучатель уведомлен о прибытии вагонов и готовности их подачи на выставочные пути, где данные вагоны были выданы грузополучателю, что подтверждается памятками приёмосдатчика NN 8161, 7257, 7258, 7811, 7491, 724, 295, 9250, 9043, 8870, подписанными сторонами без разногласий.
Поскольку сторонами предусмотрена договорная подсудность, суд первой инстанции правомерно отклонил ходатайство ответчика о передаче дела в Арбитражный суд г. Москвы.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Доводы подателя жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, изложенные в оспариваемом судебном акте, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределены на подателя апелляционной жалобы в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.03.2023 по делу N А07-37653/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтехимическая транспортная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Ширяева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-37653/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Куйбышевская железная дорога
Ответчик: ООО "НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: ОАО "Российские Железные Дороги"