город Ростов-на-Дону |
|
12 июня 2023 г. |
дело N А32-1566/2023 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Фахретдинов Т.Р., рассмотрев без вызова сторон в соответствии с положениями статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу акционерного общества "Московская акционерная страховая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2023
(Мотивированное решение от 23.03.2023) по делу N А32-1566/2023.
по иску акционерного общества "Московская акционерная страховая компания" к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт"
о взыскании ущерба в порядке суброгации,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Московская акционерная страховая компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ответчик) о взыскании 10 614 руб. 62 коп. ущерба в порядке суброгации.
Принятым в порядке упрощенного производства решением суда от 09.03.2023 (резолютивная часть) исковые требования частично удовлетворены. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 3892 руб. 52 коп. в счет возмещения ущерба, 733 руб. 40 коп. расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Мотивированный текст решения изготовлен 23.03.2023.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Жалоба мотивирована следующим.
Поскольку стоимость контрольных и регламентных операций и услуг по оформлению поврежденного вагона выплачены страхователю в составе страхового возмещения, то данные суммы должны быть взысканы с причинителя вреда. Такие операции являются обязательным элементом для допуска вагона в ремонт и выхода из ремонта, то есть допуска на пути общего пользования, что означает необходимость несения затрат на эту операцию для констатации восстановления вагона в смысле статьи 15 ГК РФ, то есть доведения пригодности вагона до возможности его эксплуатации после ремонта. Страховщик обязан выплатить страховое возмещение в сумме, позволяющей выгодоприобретателю восстановить поврежденное имущество, то есть с учетом НДС, поскольку она включена в стоимость восстановительных работ. Условий об исключении НДС из суммы страхового возмещения полис страхования, а также правила страхования не предусматривают.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отсутствие возражений участвующих в деле лиц, апелляционный суд проверил законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 27.09.2021 при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на пути необщего пользования ПАО "Новороссийский морской торговый порт" произошло повреждение вагона N 55063291, принадлежащего ООО "Атлант".
Факт повреждения вагона подтверждается актом о повреждении вагона ВУ-25 N 2881, а также актом общей формы N 11/740 от 27.09.2021 и сторонами не оспаривается.
Из содержания расчетно-дефектной ведомости депо ВЧДЭ-13-Краснодар от 05.10.2021 следует, что в отношении грузового вагона N 55063291 проведены следующие виды работ и оказаны услуги ОАО "РЖД":
- контрольные и регламентные операции - 3697,00 руб.;
- окраска сварочных швов и накладок - 384,00 руб.;
- сварной шов - 156,00 руб.;
- подготовка детали к сварке - 81,16 руб.
- сбор за подачу и уборку вагонов - 3271,36 руб.;
- оформление поврежденного груз.вагона - 1256 руб.
Сумма работ и услуг составила 8845,52 руб.
АО "МАКС" признало произошедшее событие страховым случаем и выплатило страховое возмещение в размере 10 614,62 руб., что подтверждается платежным поручением N 129675 от 22.08.2022.
В адрес ответчика истцом было направлено письмо с предложением о добровольном возмещении ущерба в порядке суброгации. Указанное предложение осталось без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Согласно статье 965 Гражданского кодекса Российской Федерации к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплачиваемой суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (суброгация). При суброгации происходит перемена лица в обязательстве на основании закона (статья 387 Гражданского кодекса Российской Федерации), поэтому перешедшее к страховщику право осуществляется с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и ответственным за убытки лицом.
Факт выплаты истцом страхового возмещения подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением N 318596 от 25.08.2022 и сторонами не оспаривается.
Таким образом, в данном случае истец, выплатив страховое возмещение страхователю, занял место потерпевшего в отношениях, возникших вследствие причинения вреда, и вправе требовать возмещения ущерба в пределах выплаченной суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов возмещения вреда указывает на возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу положений которой под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения ответчиком обязательств, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер убытков.
При этом, причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками:
1) причина предшествует следствию,
2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия.
Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Доводы жалобы о том, что судом неправомерно исключены расходы на контрольные и регламентные операции, услуги за оформление вагона подлежат отклонению.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Контрольно-регламентные (обязательные) работы являются неотъемлемой частью отцепочного ремонта в силу руководящей документации по такому ремонту "РД 32 ЦВ-056-97. Руководящий документ. Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по текущему отцепочному ремонту" (утвержден МПС России 02.09.1997). К обязательным работам относятся как операции контроля - осмотры колесных пар и буксовых узлов, ходовой части, автосцепного устройства, автотормозного оборудования, так и замена, регулировка выявленных неисправностей перечисленных узлов.
Таким образом, на собственника вагонов в силу указанной нормы возложена обязанность по осуществлению текущего отцепочного ремонта в целях безопасности движения по железнодорожным путям. Эти работы связаны с восстановлением естественного износа вагонов, который они получают при обычных условиях эксплуатации. В данном случае расходы на текущий отцепочный ремонт не находятся в причинно-следственной связи с действиями ответчика, повлекшими повреждение вагонов, и не могут быть возмещены за счет ответчика по правилам статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.08.2021 по делу N А32-38391/2020 и от 22.03.2023 по делу N А32-24581/2022).
В силу статьи 104 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, грузоотправители, грузополучатели возмещают перевозчику убытки, понесенные им вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" статьей 104 Устава предусмотрена обязанность грузоотправителя (грузополучателя) в случае повреждения или утраты предоставленных перевоз вагонов, контейнеров или их узлов и деталей отремонтировать их либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных либо утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, а также возместить понесенные в связи с этим перевозчиком убытки.
В абзаце 1 статьи 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации указано, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортном, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В силу положений главы III Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения (утверждены приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256), акт общей формы составляется на станциях для удостоверения в том числе, повреждения вагона, контейнера.
В соответствии с пунктами 93, 94 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (утверждены приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256) во всех случаях повреждения вагона составляется акт о повреждении вагона формы ВУ-25. Данный акт составляется перевозчиком при участии представителя грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), владельца железнодорожного пути необщего пользования, иных лиц, виновных в повреждении вагона.
Согласно пункту 101 указанных Правил, в акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, количество поврежденных деталей и узлов, вид (объем) необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановительного ремонта.
Оформление документов при повреждении вагонов входит в обязанность ОАО "РЖД", при повреждении на путях ПАО "НМТП" спорного вагона составлен акты форм ВУ-25, в перечне которого указаны конкретные повреждения.
В свою очередь, в расчетно-дефектных ведомостях на текущий отцепочный ремонт спорного вагона имеются ссылки на необходимость проведения работ, не связанных напрямую с повреждениями допущенными ответчиком, а именно оформление поврежденного грузового вагона.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии причинно-следственной связи между затратами на контрольные и регламентные операции, оформление поврежденного грузового вагона и виновными действиями ответчика, правомерен.
Суд первой инстанции также верно признал необоснованным требование о возмещении убытков в части включения суммы налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 1769,10 руб. в сумму убытков.
Основанием для страхового возмещения страхователю (выгодоприобретателю) суммы убытков является представленный истцом в материалы дела полис страхования средств железнодорожного транспорта N 101/110-4936600 от 13 октября 2020 года, заключенный между АО "МАКС" (страховщик) и ПАО "ТрансФин-М" (страхователь). В полисе указано, что он удостоверяет факт заключения между страховщиком и страхователем договора страхования имущества на условиях Генерального договора N ГД-1-2020ТФМ от 14.01.2020 и на основании Правил страхования средства железнодорожного транспорта N 103.1 от 14.09.2009.
Согласно пункту 2 Полиса N 101/110-4936600 в случае повреждения имущества выгодоприобретателем является ООО "Атлант".
Согласно пункту 4 Полиса N 101/110-4936600 объектом страхования являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, указанным в описи застрахованных средств железнодорожного транспорта (Приложение N 1 к настоящему Полису). Имущество передано в аренду на основании договора аренды N 977/17/АТЛ(А) от 07.09.2017.
Согласно расчетно-дефектной ведомости депо ВЧДЭ-13-Краснодар от 05.10.2021 заказчиком текущего ремонта выступало ООО "Атлант", а исполнителем - эксплуатационное вагонное депо Краснодар - СП Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД" по договору N ТОР-ЦДИЦВ/164 от 28.06.2021. Сумма работ и услуг составила 8845,52 руб.
Истцом в материалы дела представлены подписанные эксплуатационным вагонным депо Краснодар и ООО "Атлант" акт о выполненных работах N 10/13/55063291 от 05.10.2021 по текущему отцепочному ремонту вагона N55063291 и счет-фактура N1895129/10001450 на сумму 10 614,62 руб. с выделением НДС 20% -1769,10 руб.
Заявленная ООО "Атлант" сумма была принята АО "МАКС" к возмещению с учетом НДС.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет убытки как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, наличие убытков предполагает определенное уменьшение имущественной сферы потерпевшего, на восстановление которой направлены правила статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные в названной статье принцип полного возмещения вреда, а также состав подлежащих возмещению убытков обеспечивают восстановление имущественной сферы потерпевшего в том виде, который она имела до правонарушения.
Вместе с тем по общему правилу исключается как неполное возмещение понесенных убытков, так и обогащение потерпевшего за счет причинителя вреда. В частности, не могут быть включены в состав убытков расходы, хотя и понесенные потерпевшим в результате правонарушения, но компенсируемые ему в полном объеме за счет иных источников. В противном случае создавались бы основания для неоднократного получения потерпевшим одних и тех же сумм возмещения и, соответственно, извлечения им имущественной выгоды, что противоречит целям института возмещения вреда.
Тот факт, что налоговые вычеты предусмотрены нормами налогового, а не гражданского законодательства, не препятствует их признанию в качестве особого механизма компенсации расходов хозяйствующего субъекта.
В составе убытков, которые несет потерпевшая сторона, ее расходы, из которых складывается сумма убытков, учитываются без НДС, поскольку по своей экономической и правовой природе уплата суммы НДС в составе расходов по общему правилу не уменьшает имущественную сферу плательщика, так как принимается им к вычету и для него уменьшает сумму НДС, которая подлежит им уплате в бюджет.
Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты. При этом на основании пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров и (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
В данной ситуации только ООО "Атлант", которое является владельцем вагона и плательщиком по работам и услугам по восстановительному ремонту, как налогоплательщик в силу пункта 1 статьи 171 НК РФ имеет право уменьшить общую сумму налога.
При этом статьями 176 и 176.1 НК РФ установлен порядок возмещения налога на добавленную стоимость налогоплательщикам этого налога.
Механизм вычетов в налоговом праве способствует соблюдению баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и обеспечения экономической обоснованности принимаемых к вычету сумм налога, обеспечивая условия для движения эквивалентных по стоимости, хотя различных по направлению потоков денежных средств, одного - от налогоплательщика к поставщику в виде фактически уплаченных сумм налога, а другого - к налогоплательщику из бюджета в виде предоставленного законом налогового вычета, приводящего к уменьшению итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, либо возмещению суммы налога из бюджета (аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004 N 169-0).
Налог на добавленную стоимость, который компенсирован АО "МАКС" страхователю ООО "Атлант", является возмещаемым государством налогом и не может быть отнесен к убыткам, так как истец документально не доказал, что у страхователя не имелось возможности принять к вычету по НДС суммы налога, уплаченные им при осуществлении мероприятий по восстановлению спорного поврежденного вагона.
В представленном истцом заявлении ООО "Атлант" (страхователя/ выгодоприобретателя) о признании повреждения вагона страховым случаем и выплате страхового возмещения, величина ущерба в сумме 10 614,62 руб. указана как "ориентировочная".
Именно АО "МАКС" на стадии рассмотрения заявления ООО "Атлант" о выплате страхового возмещения должно было установить, что заявленная ему в составе убытков сумма налога на добавленную стоимость в размере 1769,10 руб. не была и не могла быть принята к вычету налоговым органом у ООО "Атлант", то есть представляет собой некомпенсируемые потери (убытки) страхователя.
При таких обстоятельствах лицо, имеющее право на вычет, должно знать о его наличии, обязано соблюсти все требования законодательства для его получения, и не может перелагать риск неполучения соответствующих сумм на своего контрагента, что фактически является для последнего дополнительной публично-правовой санкцией за нарушение частноправового обязательства.
Сумма НДС выплачена истцом ООО "Атлант" как составная часть стоимости восстановительных работ, следовательно, страховщиком (истцом), в качестве правомерности своих действий, должно быть документально подтверждено, что страхователь (ООО "Атлант") не может получить из бюджета в качестве налогового вычета данную сумму.
При этом из материалов дела не следует, что ООО "Атлант" не являлось плательщиком НДС, либо в силу положений статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации не имело права на применение налогового вычета по ремонтно-восстановительным работам.
В силу статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации к страховщику (истцу) в порядке суброгации не могли перейти права требования в объеме большем, чем имело бы ООО "Атлант" к лицу, ответственному за убытки -ПАО "НМТП".
Кроме того, ни полис страхования, ни Правила страхования средства железнодорожного транспорта N 103.1 не содержат условия, в соответствии с которыми НДС, уплаченный в составе ремонтно-восстановительных работ, подлежит обязательному возмещению страхователю, независимо от возможности принятия его к вычетам по данному налогу.
Учитывая недоказанность истцом того обстоятельства, что предъявленные ему суммы налога не были и не могут быть приняты к вычету потерпевшим (ООО "Атлант"), иное толкование норм налогового и гражданского законодательства может привести к нарушению баланса прав участников рассматриваемых отношений, неосновательному обогащению налогоплательщика посредством получения сумм, уплаченных в качестве налога на добавленную стоимость, дважды - из бюджета и от своего контрагента, без какого-либо встречного предоставления.
Таким образом, основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Возражениями истца, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2023 (мотивированное решение от 23.03.2023) по делу N А32-1566/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Судья |
Т.Р. Фахретдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1566/2023
Истец: АО "Московская акционерная страховая компания", АО МАКС
Ответчик: ПАО "НМТП", ПАО "Новороссийский морской торговый порт"