город Омск |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А70-23147/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3605/2023) общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.02.2023 по делу N А70-23147/2021 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (ОГРН 1058602819538, ИНН 8604035473, адрес: 628301, город Нефтеюганск, улица Ленина, строение 26) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) о признании недействительным требования от 09.09.2021 N 2 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы РФ платы на негативное воздействие на окружающую среду,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Кураковой Светланы Вениаминовны по доверенности N 60/23 от 01.02.2023; Пяткиной Татьяны Валерьевны по доверенности N 166/23 от 13.01.2023;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - заявитель, ООО "РН-Юганскнефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, управление, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) о признании недействительным требования о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы на негативное воздействие на окружающую среду от 09.09.2021 N 2.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.02.2022 по делу А70-23147/2021 заявленные требования удовлетворены. Требование управления от 09.09.2021 N 2 признано недействительным.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.02.2022 по делу А70-23147/2021 отменено, по делу принят новый судебный акт. В удовлетворении заявленных ООО "РН-Юганскнефтегаз" требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.09.2022 судебные акты судов первой и апелляционной инстанции делу А70-23147/2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
При этом в постановлении от 15.09.2022 суд кассационной инстанции указал, что в целях утилизации отходов, получаемых в результате бурения скважин, обществом заключены договоры от 14.05.2019 N 100019/02488Д с ООО "ЭлитКомфорт" и от 06.12.2019 N 100019/06302Д с ООО "ГАЗХОЛОДМАШ". В рамках указанных договоров ООО "РН-Юганскнефтегаз" направлялись заявки на проведение работ по утилизации отходов бурения. Условиями данных договоров предусмотрено, что подрядчики обязаны производить утилизацию отходов бурения согласно действующей технологии, имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы. В целях исполнения указанного требования подрядчиками заключены договоры, в соответствии с которыми им предоставлена технология использования отходов бурения для изготовления строительного материала "Литогрунт", соответствующего техническим условиям "Строительный материал Литогрунт" (Грунт искусственный)" ТУ 23.64.10-001-27009934-2017, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Росприроднадзора от 06.10.2017 N 483 и зарегистрированное в Орехово-Зуевском филиале ФБУ "ЦМС Московской области" 15.05.2017 за N 010686. Вместе с тем судами фактически не были исследованы и оценены обстоятельства, связанные с началом процесса утилизации отходов подрядными организациями. Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества, сослался на отсутствие актов выполненных работ, предусмотренных заключенными ООО "РН-Юганскнефтегаз" договорами. При этом доводам общества о прекращении им деятельности по накоплению отходов не дана какая-либо оценка. Технология переработки (утилизации) отходов непосредственно в шламовых амбарах и ее соответствие экологическим требованиям предметом оценки не являлись. Протоколы испытаний образцов строительного материала судом апелляционной инстанции также не исследовались и не получили должной оценки. Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, рассматривая вопрос о наличии у управления правовых оснований для выставления спорного требования, ограничились поверкой доводов административного органа о фактическом осуществлении обществом деятельности по размещению отходов, оставив без оценки доводы общества о соблюдении им предусмотренного пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) условия для освобождения от платы за размещение отходов. Кроме того, в ходе рассмотрения дела судами не дана оценка доводам общества о том, что выезд на Угутское месторождение в целях осмотра и отбора проб административным органом не осуществлялся.
С учетом изложенного суд округа пришел к выводу о том, что судами не были установлены все обстоятельства, необходимые для разрешения вопроса о законности выставленного административным органом требования.
Кассационной инстанцией также указано, что при новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, в соответствии с требованиями статей 65, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дать оценку приведенным лицами, участвующими в деле, доводам и представленным доказательствам в обоснование своих требований и возражений, установить обстоятельства, связанные с исполнением договоров от 14.05.2019 N 100019/02488Д, от 06.12.2019 N 100019/06302Д, наличие/отсутствие факта осуществления обществом деятельности по размещению отходов.
При новом рассмотрении Арбитражным судом Тюменской области принято решение от 14.02.2023 об отказе в удовлетворении заявленных ООО "РН-Юганскнефтегаз" требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что отходы, образованные при бурении скважин кустовых площадок, по наряд-заказам от 16.05.2019 N 1 от 13.12.2019 N 3, заявкам от 03.06.2019, от 16.03.2020 переданы для утилизации подрядным организациям ООО "ЭлитКомфорт" и ООО "ГАЗХОЛОДМАШ". Передача отходов на утилизацию состоялась в срок, не превышающий 11 месяцев с даты окончания бурения скважин, с момента подписания наряд-заказов и заявок процесс обращения с отходами с этапа накопления перешел в этап утилизации. Превышение 11-месячного срока накопления отходов на кустовых площадках обществом в 2019 году не допущено. Подрядными организациями выполнена утилизация отходов бурения посредством изготовления из них строительного материала "Литогрунт". Непредставление обществом актов о приемке выполненных работ при проведении административных расследований не свидетельствует о накоплении отходов свыше 11 месяцев, поскольку такой акт предоставляется после выполнения всех предусмотренных договором работ испытаний продукта утилизации по утилизации. Проведение утилизации подтверждается результатами
Податель жалобы считает, что Управлением произвольно начислена задолженность по плате за негативное воздействие н окружающую среду (далее - НВОС) исходя из проектного образования отходов бурения и плотности буровых отходов кустовой площадки, что не соответствует положениям статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ; требование выдано по итогам проверки (контроль за исчислением платы за НВОС на основании декларации о плате за НВОС за 2019 год), проведенной с нарушением срока проверки декларации.
Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора представлены письменный отзыв на апелляционную жалобу, а также письменные пояснения, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2023 по делу N А70-23147/2021 апелляционная жалоба ООО "РН-Юганскнефтегаз" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.02.2023 по делу N А70-23147/2021 принята к производству и назначена к рассмотрению на 18.05.2023.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 (резолютивная часть от 18.05.2023) рассмотрение указанной апелляционной жалобы по делу А70-23147/2021 в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда отложено на 06.06.2023.
В связи с нахождением в день рассмотрения апелляционной жалобы судьи Шиндлер Н.А. в ежегодном оплачиваемом отпуске определением апелляционного суда от 02.06.2023 произведена заменена судьи Шиндлер Н.А. на судью Лотова А.Н. По этой причине рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 18 АПК РФ проведено с самого начала.
В судебном заседании представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, письменные пояснения, заслушав представителя общества, установил следующие обстоятельства.
ООО "РН-Юганскнефтегаз" является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
10.03.2020 общество представило в управление декларацию о плате за НВОС за 2019 год.
По результатам проверки данной декларации управлением составлен акт от 08.09.2021, в котором указано, что обществом за 2019 год не исчислена плата за размещение свыше 11 месяцев отходов бурения (бурового шлама) в шламонакопителях кустовой площадки N 36 Омбинского месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки ПР3 Правдинского месторождения от скважины N 7311 Нефтеюганксого района и кустовой площадки N 53 Угутского месторождения в Сургутском районе.
В этой связи управлением доначислена обществу плата за НВОС за 2019 год в размере 104 419 301 руб. 41 коп. и пени в размере 12 579 045 руб. 18 коп. за несвоевременное или неполное внесение платы.
По окончанию проверки обществу выставлено требование от 09.09.2021 N 2 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за НВОС в указанном размере.
Полагая, что требование Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 09.09.2021 N 2 нарушает права и интересы общества, ООО "РН-Юганскнефтегаз" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
14.02.2023 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС взимается, в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Согласно пункту 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Плата за НВОС по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Таким образом, для исчисления суммы платы за НВОС необходимо установление объема или массы отходов, размещенных в отчетном периоде.
Пунктом 8 статьи 23 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается.
Согласно абзацу восьмому статьи 1 Закона N 89-ФЗ утилизацией отходов признается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
Указанный процесс по смыслу абзаца четвертого статьи 1 Закона N 89-ФЗ является самостоятельным этапом обращения с отходами и его начало свидетельствует об окончании деятельности по накоплению или размещению (хранению) отходов.
Как следует из материалов дела, основанием для выставления оспариваемого требования послужил вывод управления о невнесении обществом платы за размещение в 2019 году 30 278,4 тонн отходов бурения (бурового шлама) в шламовых амбарах кустовой площадки N 36 Омбинского месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки ПР-3 Правдинского месторождения от скважины N 7311 Нефтеюганксого района и кустовой площадки N 53 Угутского месторождения в Сургутском районе.
Оспаривая данное требование, общество ссылается на осуществление им деятельности по накоплению отходов бурения (нахождение их в шламовых амбарах менее 11 месяцев) с последующей их передачей для утилизации подрядным организациям на основании заключенных договоров.
Так, в целях утилизации отходов, получаемых в результате бурения скважин, обществом заключены договоры от 14.05.2019 N 100019/02488Д с ООО "ЭлитКомфорт" и от 06.12.2019 N 100019/06302Д с ООО "ГАЗХОЛОДМАШ".
В рамках указанных договоров ООО "РН-Юганскнефтегаз" направлялись заявки на проведение работ по утилизации отходов бурения.
Условиями данных договоров предусмотрено, что подрядчики обязаны производить утилизацию отходов бурения согласно действующей технологии, имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В целях исполнения указанного требования подрядчиками были заключены договоры, в соответствии с которыми им была предоставлена технология использования отходов бурения для изготовления строительного материала "Литогрунт", соответствующего техническим условиям "Строительный материал Литогрунт" (Грунт искусственный)" ТУ 23.64.10-001-27009934-2017, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Росприроднадзора от 06.10.2017 N 483 и зарегистрированное в Орехово-Зуевском филиале ФБУ "ЦМС Московской области" 15.05.2017 за N 010686.
Вместе с тем, обществом, в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств исполнения договоров от 14.05.2019 N 100019/02488Д, от 06.12.2019 N 100019/06302Д, подтверждающих утилизацию отходов в течение 11 месяцев с момента окончания срока бурения нефтяных скважин.
Более того, размещение обществом отходов в шламовых амбарах кустовой площадки N 36 Омбинского месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки ПР-3 Правдинского месторождения от скважины N 7311 Нефтеюганксого района и кустовой площадки N 53 Угутского месторождения в Сургутском районе свыше 11 месяцев подтверждается следующими обстоятельствами.
В рамках производства по делам об административных правонарушениях N N 03/2-17/2020, 03/2-311/2020, 03/2-312/2020, 03/2-373/2020 в отношении общества управлением установлен факт размещения в 2019 году отходов бурения (бурового шлама) на эксплуатируемых объектах свыше 11 месяцев, а именно:
- 4464 м3 в шламовом амбаре кустовой площадки N 53 Угутского месторождения в Сургутском районе;
- 6480 м3 в шламовом амбаре кустовой площадки N 36 Омбинского месторождения Нефтеюганского района;
- 6480 м3 в шламонакопителе кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения Нефтеюганского района;
- 1500 м3 в шламовом амбаре кустовой площадки ПР3 Правдинского месторождения от скважины N 7311 Нефтеюганского района.
Постановлением от 14.08.2020 N 180-ОН по административному делу N 03-2/17/2020 общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и накопления, выразившееся в размещении отходов (бурового шлама) на объекте "шламовый амбар кустовой площадки N 53 Угутского месторождения", не внесённым в государственный реестр объектов размещения отходов.
Решением Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11.12.2020 по делу N 12-313/2020, оставленным без изменения решением суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.03.2021 по делу N 7-161/2021, названное постановление признано законным, поскольку факт размещения опасных отходов на кустовой площадке N 53 Угутского месторождения в объёме 4464 м3 свыше 11 месяцев нашёл своё подтверждение в судебном заседании.
Определением от 29.07.2020 N 132-ОН Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора было возбуждено дело об административном правонарушении N 03/2/311/2020, предусмотренном статьёй 8.41 КоАП РФ, по факту поступления письма региональной общественной организации Экологическая безопасность Югры, согласно которого буровые отходы размещены на кустовой площадке N 36 Омбинского месторождения нефти более 11 месяцев.
В рамках указанного административного производства заинтересованным лицом 10.09.2020 был осуществлен осмотр территории кустовой площадки N 36 Омбинского месторождения, в ходе которого было установлено, что визуально наблюдается обвалование по периметру площадки с видимым углублением в теле куста территории, занимаемой под складирование, накопление, размещение отходов бурения вдоль скважин. Участок не обводнен, засыпан минеральным грунтом без видимых загрязнений. При отборе проб визуально наблюдалось различие по консистенции - отбираемые пробы серо-коричневого цвета с примесью минерального песка.
Также от общества получена информация о количестве пробуренных скважин с указанием сроков начала и окончания бурения каждой скважины кустовой площадки N 36 Омбинского месторождения, а также проектное образование отходов бурения на скважину, плотность отходов бурения.
Заключением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - филиал ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 27.10.2020 N 600 отходов бурения кустовой площадки N 36 Омбинского месторождения установлено, что пробы соответствуют отходам IV класса опасности.
Постановлением от 30.12.2020 N 518-ОН по административному делу N 03/2-311/2020 общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.41 КоАП РФ, за невнесение в установленные сроки платы за НВОС за размещение отходов в шламонакопителе куста N 36 Омбинского месторождения за 2019 год.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12.04.2021 по делу N 12-162/2021, оставленным без изменения решением суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24.06.2021 по делу N 7-452/2021, названное постановление отменено ввиду отсутствия в действиях ООО "РН-Юганскнефтегаз" события вменяемого административного правонарушения (не представлены доказательства размещения обществом отходов бурения в шламонакопителе свыше 11 месяцев).
Постановлением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.11.2021 по делу N 16-5810/2021 вышеназванные судебные акты признаны незаконными ввиду того, что судами при рассмотрении дел в полном объёме не были исследованы все доказательства по вопросу утилизации спорных отходов бурения, но в связи с истечением срока давности привлечения общества к административной ответственности были отменены как оспариваемое постановление, так и обжалуемые судебные акты.
Определением от 06.08.2020 N 192-ОН Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора было возбуждено дело об административном правонарушении N 03/2-373/2020, предусмотренном статьёй 8.41 КоАП РФ, по факту поступления письма региональной общественной организации Экологическая безопасность Югры, согласно которого буровые отходы размещены на кустовой площадке N 309 Приразломного месторождения более 11 месяцев.
В рамках указанного административного производства заинтересованным лицом 30.09.2020 был осуществлен осмотр территории кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения, в ходе которого было установлено, что визуально наблюдается обвалование по периметру площадки накопления отходов бурения с видимым углублением в теле куста территории, задействованной под складирование, накопление, размещение отходов бурения вдоль скважин. Участок не обводнён, частично засыпан минеральным грунтом без видимых нефтяных загрязнений. При отборе проб визуально наблюдалось пастообразное состояние отбираемых проб с уровня 1,0 и 1,5 метра, серо-коричневого цвета, с уровня 0,5 метров пробы в сыпучем состоянии.
Также от общества получена информация о количестве пробуренных скважин с указанием сроков начала и окончания бурения каждой скважины кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения, а также проектное образование отходов бурения на скважину, плотность отходов бурения.
Заключением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - филиал ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 09.11.2020 N 636 отходов бурения кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения установлено, что пробы соответствуют отходам IV класса опасности.
Постановлением от 30.12.2020 N 519-ОН по административному делу N 03/2-373/2020 общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.41 КоАП РФ, за невнесение в установленные сроки платы за НВОС за размещение отходов бурения на кустовой площадке N 309 Приразломного месторождения за 2019 год.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.04.2021 по делу N 12-141/2021 названное постановление отменено ввиду отсутствия в действиях ООО "РН-Юганскнефтегаз" события вменяемого административного правонарушения (неправильное исчисление платёжной базы не является таковым событием по мнению суда).
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.06.2021 по делу N 7-445/2021 решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.04.2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение ввиду доказанности материалами дела события вменяемого административного правонарушения (обществом не предоставлены доказательства утилизации отходов бурения с кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения).
Постановлением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.11.2021 по делу N 16-5688/2021 поддержаны выводы суда автономного округа о доказанности события вменяемого правонарушения, но в связи с истечением срока давности привлечения общества к административной ответственности были отменены как оспариваемое постановление, так и судебные акты по делу.
Определением от 29.07.2020 N 133-ОН Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора было возбуждено дело об административном правонарушении N 03/2-312/2020, предусмотренном статьёй 8.41 КоАП РФ, по факту поступления письма региональной общественной организации Экологическая безопасность Югры, согласно которого буровые отходы размещены на кустовой площадке N ПР3 Правдинского месторождения более 11 месяцев.
В рамках указанного административного производства заинтересованным лицом 17.09.2020 был осуществлен осмотр территории кустовой площадки N ПР3 Правдинского месторождения, в ходе которого было установлено, что визуально наблюдается обвалование по периметру площадки с видимым углублением в теле куста территории, задействованной под складирование, накопление, размещение отходов бурения вдоль скважины. Участок не обводнён, засыпан минеральным грунтом, без видимых загрязнений. При отборе проб визуально наблюдалось различие по консистенции, отбираемые пробы серо-коричневого цвета с примесью минерального песка.
Также от общества получена информация о количестве пробуренных скважин с указанием сроков начала и окончания бурения каждой скважины кустовой площадки N ПР3 Правдинского месторождения, а также проектное образование отходов бурения на скважину, плотность отходов бурения.
Заключением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - филиал ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 27.10.2020 N 602 отходов бурения кустовой площадки N 3-ПР Правдинского месторождения установлено, что пробы соответствуют отходам IV класса опасности.
Постановлением от 30.12.2020 N 520-ОН по административному делу N 03/2-312/2020 общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.41 КоАП РФ, за невнесение в установленные сроки платы за НВОС за размещение отходов бурения на кустовой площадке N ПР3 Правдинского месторождения за 2019 год.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12.04.2021 по делу N 12-161/2021 названное постановление отменено ввиду отсутствия в действиях ООО "РН-Юганскнефтегаз" события вменяемого административного правонарушения (не представлены доказательства размещения обществом отходов бурения в шламонакопителе свыше 11 месяцев).
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.05.2021 по делу N 7-446/2021 решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12.04.2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение ввиду того, что обществом не предоставлены доказательства утилизации отходов бурения с кустовой площадки N ПР3 Правдинского месторождения.
Постановлением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.10.2021 по делу N 16-6303/2021 поддержаны выводы суда автономного округа о том, что материалами дела с достоверностью не подтвержден факт вывоза на утилизацию отходов шламонакопителя из куста NПР3 Правдинского месторождения, но в связи с истечением срока давности привлечения общества к административной ответственности были отменены как оспариваемое постановление, так и судебные акты по делу.
Таким образом, судебными актами суда общей юрисдикции не подтверждён факт накопления обществом отходов в шламонакопителях менее 11 месяцев, более того, судебными актами по делам о привлечении к административной ответственности по факту размещения отходов на кустовой площадке N 53 Угутского месторождения и кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения установлено размещение отходов свыше 11 месяцев.
В рамках дел об административных правонарушениях управление неоднократно истребовало у ООО "РН-Юганскнефтегаз" акты сдачи отходов бурового шлама кустовых площадок нефтяных месторождений, справки КС-3 с указанием даты, объема переданных на утилизацию подрядной организации, акты приемки выполненных работ, характеристики объекта размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов.
В ответ на указанные определения истребуемые документы не представлены, в письме от 12.08.2020 N 22-02-2942 общество сообщило о невозможности представления информации в связи с необходимостью направления запроса в иные структурные подразделения.
ООО "РН-Юганскнефтегаз" не представлено доказательств накопления отходов и последующей их утилизации в течение 11 месяцев с момента окончания бурения скважин.
Между тем условиями договора, заключенного с ООО "ЭлитКомфорт", от 14.05.2019 N 100019/02488Д предусмотрено, что доказательством выполнения работ по утилизации объёма отходов бурения является акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2).
Условиями договора, заключенного с ООО "ГАЗХОЛОДМАШ", от 14.05.2019 N 100019/06302Д также предусмотрена сдача работ по утилизации объёма отходов бурения по акту сдачи-приемки выполненных работ, при этом заявителем данные акты в подтверждение осуществления утилизации отходов не предоставлены.
Журналы производства работ в отсутствие доказательств как передачи площадки временного накопления отходов подрядной организации, так и доказательств утилизации таковых отходов не подтверждают факт накопления спорных отходов обществом менее 11 месяцев.
В письме от 17.08.2020 N 22-02-3052 общество сообщило о том, что по состоянию на 29.07.2020 подрядной организацией ООО "ЭлитКомфорт" исполнительная документация по выполнению работ по утилизации отходов на кустовых площадках N 36 Омбинского и N ПРЗ Правдинского месторождения не представлена, акты выполненных работ отсутствуют. Журналы производства работ, журналы по учету объема утилизированных отходов бурения предоставляются подрядчиком по окончании выполнения работ, исполнительная документация по выполнению работ подрядной организацией в адрес заказчика не направлялась, соответственно, запрашиваемую документацию представить не представляется возможным.
18.05.2020 в дежурной части МОМВД России "Ханты-Мансийский" зарегистрирован материал дополнительной проверки по факту осуществления предпринимательской деятельности ООО "ЭлитКомфорт" по утилизации отходов бурения без соответствующей лицензии.
В ходе проверки установлено, что со стороны ООО "ЭлитКомфорт" в рамках заключенных договоров по утилизации отходов бурения подрядные работы не окончены, акты выполненных работ не подписаны, оплата не произведена (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 28.05.2020, утвержденное заместителем начальника Полиции по ОР МОМВД России "Ханты-Мансийский" Сидоровым А.В.).
Управлением срок накопления отходов бурения исчислен с даты окончания срока бурения скважин, что не противоречит нормам действующего природоохранного законодательства и не оспаривается заявителем.
Из материалов дела следует, что датами окончания срока бурения скважин являются:
- июнь 2019 года на кустовой площадке N 36 Омбинского месторождения;
- сентябрь 2019 года на кустовой площадке N 309 Приразломного месторождения;
- апрель 2019 года на кустовой площадке ПР3 Правдинского месторождения;
- 20 сентября 2018года на кустовой площадки N 53 Угутского месторождения.
Таким образом, Управлением сделан обоснованный вывод о том, что по состоянию на 29.07.2020 на территории кустовых площадок N 36 Омбинского месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки ПР3 Правдинского месторождения от скважины N 7311 Нефтеюганского района и кустовой площадки N 53 Угутского месторождения в Сургутском районе обществом не закончены работы по утилизации отходов бурения, в связи с чем осуществляется их размещение с момента окончания срока бурения скважин по 29.07.2020, что составляет более 11 месяцев.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 64, статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при совокупной и полной оценке которых он руководствуется правилами об относимости и допустимости.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела заявитель не представил доказательств осуществления утилизации отходов до истечения 11 месяцев с момента окончания срока бурения скважин.
Ссылка общества на то, что по результатам испытаний отобранный грунт является материалом "Литогрунт" ("грунт искусственный"), отклоняется апелляционным судом, как противоречащий протоколам осмотра заинтересованного лица.
Так, согласно Техническим условиям ТУ 23.64.10-001-27009934-2017 литогрунт представляет собой однородный по цвету и составу песчаный слабоуплотнённый, песчаный среднеуплотнённый, песчаный сильноуплотнённый дресвяной либо щебневый негорючий материал, что не соответствует описанию проб, приведённому в протоколах осмотра управления.
Доводы общества о том, что нарушение срока проведения проверки декларации по НВОС свидетельствует о нарушении порядка выдачи оспариваемого требования, отклоняются апелляционный судом, поскольку проведение контроля за пределами срока, установленного пунктом 37 Правил N 255 (9 месяцев со дня приема декларации), не свидетельствует об отсутствии нарушений в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год со стороны общества и об освобождении общества от обязанности внесения платы за НВОС; нарушение данного срока не отменяет обязанности плательщика по внесению платы, исчисляемой в определенном законом порядке.
Отклоняя довод общество о том, что управлением произвольно начислена задолженность по плате за НВОС исходя из проектного образования отходов бурения и плотности буровых отходов кустовой площадки, что не соответствует положениям статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ, суд апелляционной инстанции исходит из того, что расчет задолженности правомерно произведен исходя из объёма размещенных отходов бурения, указанных в материалах административных дел NN 03/2-17/202, 03/2-311/2020, 03/2-312/2020, 03/2-373/2020, которые поступили в управление. Доказательств того, что обществом было накоплено отходов в меньшем размере, заявителем в материалы дела не представлено, ввиду чего расчёт заинтересованного лица признается верным.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ООО "РН-Юганскнефтегаз".
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату ООО "РН-Юганскнефтегаз" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.02.2023 по делу N А70-23147/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 411009 от 06.03.2023 государственную пошлину 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-23147/2021
Истец: ООО "РН-ЮГАНСКНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4366/2022
13.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3605/2023
14.02.2023 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-23147/2021
15.09.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4366/2022
04.05.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3225/2022
08.02.2022 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-23147/2021