город Москва |
|
9 июня 2023 г. |
дело N А40-1842/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Объединенная энергетическая компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2023 по делу N А40-1842/23
по заявлению АО "Объединенная энергетическая компания"
к УФАС России по г. Москве
третьи лица: ООО "Базис XII", ООО "Энергоконсалт"
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Вдовина О.В. по доверенности от 12.10.2022;
от заинтересованного лица - Мхитаров К.Г. по доверенности от 25.05.2023;
от третьих лиц - Юрмашев Р.С. по доверенности от 01.06.2023, от ООО "Энергоконсалт" представитель не явился, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2023 в удовлетворении заявленных АО "Объединенная энергетическая компания" требований о признании незаконным и отмене постановления УФАС России по г. Москве от 19.12.2022 по делу об административном правонарушении N 077/04/9.21-17353/2022, которым общество привлечено к административной ответственности в связи с безосновательным отказом от предоставления абоненту копий документов о технологическом присоединении принадлежащего ему объекта и, как следствие, ущемлением прав и законных интересов последнего, отказано.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ООО "Базис XII" и ООО "Энергоконсалт".
АО "Объединенная энергетическая компания", не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ООО "Энергоконсалт" в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Остальные участники процесса в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора, требования к выдаче технических условий определены Правилами N 861.
На основании п. 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (п. 6 Правил N 861).
Процедура технологического присоединения установлена в п. 7 Правил N 861.
Пунктом 16 Правил N 861 определен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для различных категорий заявителей.
Из материалов дела следует, ООО "Базис XXI" обратилось в антимонопольный орган с заявлением на действия АО "Объединенная энергетическая компания" при рассмотрении его заявки от 11.05.2022 N 15117431-П-вх-2 на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении объекта, расположенного по адресу: Москва, район Северное Бутово, улица Феодосийская, дом 1, корп. 7.
Порядок осуществления сетевой организацией восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении предусмотрен разделом VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Согласно п. 59 Правил технологического присоединения заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в случаях, указанных в данном пункте.
ООО "Базис XXI" обратилось в адрес АО "Объединенная энергетическая компания" с заявкой на переоформление документов, подтверждающих технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта, зарегистрированной АО "Объединенная энергетическая компания" 11.05.2022.2021 N 15117431-Пвх-2.
Основанием направления заявки являлось наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.
Данное основание предусмотрено подп. "г" п. 59 Правил технологического присоединения.
Согласно п. 62 Правил технологического присоединения к заявлению о переоформлении документов прилагаются, в том числе копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии (подпункт "г" п. 62 Правил технологического присоединения).
ООО "Базис XXI" к заявке приложен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением выше 1.000 В, составленный между АО "Объединенная энергетическая компания" и ОАО "МНИИРС", от 29.11.2010 N 97.
При этом, ООО "Базис XXI" указано в данном акте в качестве субабонента "МНИИРС".
Пунктом 69 Правил технологического присоединения предусмотрено, что при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подп. "в" и "г" или "е" п. 62 Правил технологического присоединения, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом п. 66 Правил технологического присоединения), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных п. 61 Правил технологического присоединения.
Таким образом, срок направления третьему лицу - ООО "Базис XXI" восстановленных (переоформленных) документов о технологическом присоединении - до 18.05.2022 включительно.
Из материалов дела следует, что, рассмотрев заявку, АО "Объединенная энергетическая компания" направило в адрес третьего лица письмо от 03.06.2022 (исх. N 15117431-П-исх-З), согласно которому ввиду отсутствия между АО "Объединенная энергетическая компания" и ООО "Базис XXI" взаимной границы, точкой поставки по договору (энергоснабжения) является точка присоединения энергопринимающих устройств ООО "Базис XXI" к объекту электросетевого хозяйства сетевой организации ООО "Энергоконсалт", что подтверждено актом осмотра электроустановки от 23.05.2022, составленным между АО "Объединенная энергетическая компания" и ООО "Базис XXI".
Ввиду изложенных обстоятельств заявителем третьему лицу предложено обратиться в адрес ООО "Энергоконсалт" с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении.
В обоснование неисполнения обязанности по направлению в адрес заявителя восстановленных (переоформленных) документов о технологическом присоединении в установленный отраслевым законодательством срок АО "Объединенная энергетическая компания" ссылается на не подтверждение заявителем размера мощности, указанного в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением выше 1000 В, составленном между АО "Объединенная энергетическая компания" и ОАО "МНИИРС" от 29.11.2010 N 97, приложенном к поданной третьим лицом заявке. Вместе с тем, Правила технологического присоединения не предусматривают такого основания для неисполнения сетевой организацией обязанности по направлению восстановленных (переоформленных) документов о технологическом присоединении, как спор между ООО "Базис XXI" и балансодержателем относительно размера мощности, выделенной на объект.
Кроме того, согласно п. 75 Правил технологического присоединения условия технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в новых технических условиях и акте об осуществлении технологического присоединения должны быть идентичны условиям, указанным в ранее выданных документах о технологическом присоединении.
Указанное относится к ситуации, если при подаче заявки на переоформление документов о технологическом присоединении приложены ранее выданные документы о технологическом присоединении.
Данное условие в настоящем случае соблюдено ООО "Базис XXI" при подаче заявки, однако заявителем испрашиваемое обществом переоформление безосновательно не осуществлено.
Из этого следует, что АО "Объединенная энергетическая компания" не соблюден срок исполнения обязанности по направлению в адрес заявителя восстановленных (переоформленных) документов о технологическом присоединении, вследствие чего административным органом в действиях АО "Объединенная энергетическая компания" установлен факт нарушения п. 69 Правил технологического присоединения в части несоблюдения срока направления в адрес заявителя восстановленных (переоформленных) документов о технологическом присоединении.
Оспариваемым постановлением от 19.12.2022 по делу об административном правонарушении N 077/04/9.21-17353/2022 заявитель признан виновным в допущенном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением ему административного штрафа в размере 600.000 руб.
В обоснование заявленного требования сетевая организация указывает на непредставление третьим лицом - ООО "Базис XXI" в составе заявки документов о технологическом присоединении, подтверждающих выделение на объект максимальной мощности в размере 5.000 кВт, а также на то, что наличие на балансе заявителя трансформаторов не означает выполнение в установленном порядке мероприятий по технологическому присоединению.
Вместе с тем, абонентом в составе заявки представлены акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением выше 1.000 В от 29.11.2020 N 97, однолинейная схема электроснабжения ОАО "МНИИРС" с системой расчетного учета электроэнергии, являющаяся приложением к акту от 29.11.2010 N 97, схема подключения субабонентов от внутренней сети ОАО "МНИИРС" с пояснением относительно границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, являющаяся приложением к акту от 29.11.2010 N 97.
Процедура переоформления документов о технологическом присоединении, предусматривая возможность проведения сетевой организацией осмотра, не исключает и не отменяет обязанность по выдаче переоформленных документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств в рамках рассмотрения заявки на переоформление документов о технологическом присоединении.
Доводы о том, что в данном случае обязанность по переоформлению документов, подтверждающих технологическое присоединение объекта, лежала на иной сетевой организации, а именно на ООО "ЭнергоКонсалт" как на организации, к сетям которой непосредственно технологически присоединен объект, отклоняются, исходя из положений п. 57 Правил технологического присоединения, согласно которого восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии, собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении.
В настоящем случае, заявка направлена ООО "Базис XXI" в ту сетевую организацию, которой ранее выданы документы о технологическим присоединении, что не запрещено положениями действующего законодательства Российской Федерации об осуществлении мероприятий по технологическому присоединению.
Ссылка на акт N 101872- 04-07/1 от 24.12.2020, отклоняется, поскольку наличие данного акта не исключает наличие правоотношений между балансодержателем и субабонентом, а также фактическое присоединение энергопринимающего устройства субабонента к сетям балансодержателя.
Оснований для снижения штрафа не установлено.
Антимонопольным органом установлено повторное нарушение АО "Объединенная энергетическая компания" положений ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективную сторону допущенного заявителем правонарушения составляет необоснованное нарушение им срока направления в адрес заявителя восстановленных (переоформленных) документов о технологическом присоединении, что, в свою очередь, привело к ущемлению прав и законных интересов абонента как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
В обоснование заявленного требования обществом указано на процессуальные нарушения при проведении процедуры административного расследования по делу об административном правонарушении N 077/04/9.21- 17353/2022.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что дело об административном правонарушении N 077/04/9.21-17353/2022 возбуждено с момента составления протокола по делу об административном правонарушении N 077/04/9.21-17353/2022 (исх. от 23.11.2022 N 59470/22), что прямо предусмотрено положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а приведенные заявителем в рассматриваемой части доводы необоснованные, противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Направление запроса от 04.08.2022 (исх. N НП/40545/22) не осуществлялось в рамках административного расследования, данный запрос направлен при рассмотрении заявления ООО "Базис XXI" в порядке, предусмотренном ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а потому не является моментом возбуждения дела об административном правонарушении.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Срок давности (1 год) привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом не пропущен: правонарушение окончено 19.05.2022, оспариваемое постановление вынесено 19.12.2022.
При таких данных, учитывая, что наличие события и состава административного правонарушения установлено при рассмотрении административного дела, квалификация вмененного правонарушения является правильной, сроки и порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности определен с учетом правил, определенных ст. ст. 1.7, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, обжалуемое решение суда соответствует нормам материального права, процессуального законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2023 по делу N А40-1842/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1842/2023
Истец: АО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "БАЗИС XXI"