город Ростов-на-Дону |
|
14 июня 2023 г. |
дело N А53-44276/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Сороки Я.Л., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца - представитель Миронова А.А. по доверенности от 16.01.2023, удостоверение;
от ответчика - представитель Иванов Р.В. по доверенности от 15.10.2022, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МКУ "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07.04.2023 по делу N А53-44276/2022 по иску МКУ "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону" к ТСЖ "Сталь" об обязании не чинить препятствий,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании ТСЖ "Сталь" не чинить препятствия в исполнении решения Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 12.04.2019 по делу N 2-1124/2019 в выполнении строительно-монтажных работ по муниципальному контракту N 18 от 03.10.2022 г.; а также об обязании ТСЖ "Сталь" предоставить беспрепятственный доступ на объект и предоставить ключи от входной двери и ключи от колясочной.
Решением суда от 07.04.2023 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что судом не принят во внимание факт неоднократного оказания препятствий со стороны ТСЖ "Сталь" в выполнении работ на объекте, на протяжении длительного времени ТСЖ "Сталь" препятствует МКУ "УКС" в исполнении вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 12.04.2019 по делу N 2-1124/2019, а также исполнению обязательств по муниципальному контракту N18 от 03.10.2022 муниципальным заказчиком МКУ "УКС" и выполнению работ по объекту подрядной организацией ИП Полякин О.В.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв не предоставил, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 30 мая 2023 года в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 06 июня 2023 года.
Через канцелярию суда от истца поступили дополнения к апелляционной жалобе. От ответчика поступил отзыв на пояснения истца.
Представитель истца просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 12.04.2019 по делу N 2-1124/2019 исковые требования заместителя прокурора города Ростова-на-Дону, в интересах инвалида I группы Мошевой Ю.В., к Администрации города Ростова-на-Дону, третьи лица: Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону, Департамент ЖКХ г. Ростова-на-Дону, ТСЖ "Сталь", удовлетворены частично. Суд обязал Администрацию города Ростова-на-Дону обеспечить проведение мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме по адресу:
г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 210, в котором проживает инвалид I группы гр. Мошева Ю.В., в целях обеспечения условий доступности для инвалида-колясочника в соответствии с оптимальным перечнем мероприятий по приспособлению общего имущества в указанном многоквартирном доме, определенным на основании Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649.
Службой судебных приставов в отношении Администрации г. Ростова-на-Дону возбуждено исполнительное производство от 26.09.2019 N 48548/20/61018-ИП.
В рамках уставной деятельности МКУ "УКС" поручено проведение необходимых мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 210, в котором проживает инвалид I группы гр. Мошева Ю.В., в целях обеспечения условий доступности для инвалида-колясочника.
14.03.2022 г. между МКУ "УКС" и ООО "Экспертный Центр" заключен муниципальный контракт N 4 на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт для приспособления общего имущества в многоквартирных жилых домах по адресам пр. Стачки, 210, Максима Горького, 13/56, ул. Космонавтов, 42, Жмайлова, 25, Вятская, 104, Евдокимова, 37г, в которых проживают инвалиды 1 группы гр. Мошева Ю.В., гр. Черная Л.А., Монмарь Д.Д., гр. Котельникова Н.Г., гр. Клименко СМ., гр. Кощеев А.В. для комфортного доступа".
В соответствии с п. 1.4. контракта, результатом выполненной работы по контракту, являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, при наличии положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального ремонта.
Согласно п. 4.1. контракта, срок выполнения работ - до 23.12.2022 г.
08.08.2022 г. ГАУ РО "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий" выдано МКУ "УКС" положительное заключение государственной экспертизы N 61-1-1-2-055656-2022 о соответствии достоверности сметной стоимости по объекту: "Капитальный ремонт для приспособления общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу пр. Стачки, 210, в котором проживает инвалид I группы гр. Мошева, для комфортного для доступа".
03.10.2022 г. между МКУ "УКС" и ИП Полякин О.В. заключен муниципальный контракт N 18 на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт для приспособления общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу пр. Стачки, 210, в котором проживает инвалид I группы гр. Мошева Ю.В., для комфортного доступа".
В соответствии с п. 3.1. контракта, срок выполнения подрядчиком работ по контракту - до 20.12.2022 года. Дата начала выполнения работ - 05.10.2022. Дата окончания работ - до 20.12.2022. Муниципальный заказчик передает подрядчику по накладной проектную (в том числе сметную) документации, по акту приема-передачи строительную площадку (Приложение N 4 к Контракту).
10.10.2022 г. в адрес ТСЖ "Сталь" направлено письмо МКУ "УКС" исх.
N 59.46-4633 с просьбой обеспечить беспрепятственный доступ в помещения и предоставить ключи от входных дверей для проведения строительно-монтажных работ в срок до 14.10.2022 г. Данная просьба МКУ "УКС" оставлена без удовлетворения.
02.11.2022 г. в адрес ТСЖ "Сталь" направлено письмо от МКУ "УКС" исх.
N 59.46-5045 о принятии участия в выездном совещании по вопросу проведения мероприятий по приспособлению общедомового имущества.
03.11.2022 г. организован выезд на объект, судебным приставом-исполнителем Отделения по работе с юридическими лицами по г. Ростову-на-Дону УФССП России по Ростовской области составлен Акт совершения исполнительных действий в присутствии представителей ТСЖ "Сталь", МКУ "УКС", Департамента социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону, Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, подрядной организации ИП Плякин О.В., зафиксировано оказание препятствий в передаче строительной площадки, в выполнении строительно-монтажных работ, не предоставление ключей от общедомового имущества и в организации беспрепятственного доступа на объект.
15.11.2022 в адрес ТСЖ "Сталь" направлено письмо МКУ "УКС" исх.
N 59.46-5194 с требованием предоставить беспрепятственный доступ в помещения и предоставить ключи от входных дверей для проведения строительно-монтажных работ в срок до 17.11.2022 г. Данное требование МКУ "УКС" оставлено без удовлетворения.
Как указал истец, ТСЖ "Сталь" препятствует МКУ "УКС" в исполнении вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 12.04.2019 по делу N 2-1124/2019, а также исполнению обязательств по муниципальному контракту N 18 от 03.10.2022 г. муниципальным заказчиком МКУ "УКС" и подрядной организацией ИП Полякин О.В.
Кроме того, 18.10.2022 в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону жильцами, при участии третьего лица ТСЖ "Сталь", подано исковое заявление (вх. N 59.46-3030) к Администрации города Ростова-на-Дону и МКУ "УКС", о признании действий ответчиков, выразившихся в проведении строительно-монтажных работ по реконструкции (видоизменение) облика фасада многоквартирного дома по пр. Стачки, 210 путем демонтажа подоконного участка стены фасада с нежилого помещения (колясочной), расположенной во 2-м подъезде указанного дома, с целью организации дополнительного входа с улицы без согласия собственников общего имущества, незаконными.
Решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 14.12.2022 г. по делу N 2-4255/2022 в удовлетворении исковых требований собственников многоквартирного жилого дома N 210 по пр. Стачки 210, о признании действий Администрации города Ростова-на-Дону и МКУ "УКС", выразившиеся в проведении строительно-монтажных работ по реконструкции (видоизменение) облика фасада многоквартирного дома по пр. Стачки, 210 путем демонтажа подоконного участка стены фасада с нежилого помещения (колясочной), расположенной во 2-м подъезде указанного дома, с целью организации дополнительного входа с улицы без согласия собственников общего имущества, отказано.
04.04.2023 г. Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда оставила решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 14.12.2022 г. по делу N 2-4255/2022 без изменения, а апелляционную жалобу собственников без удовлетворения.
Таким образом, истец указывает, что на протяжении длительного времени ТСЖ "Сталь" препятствует МКУ "УКС" в исполнении вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 12.04.2019 по делу N 2-1124/2019, а также исполнению обязательств по муниципальному контракту N18 от 03.10.2022 г. муниципальным заказчиком МКУ "УКС" и выполнению работ по объекту подрядной организацией ИП Полякин О.В.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Придя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на избрание истцом ненадлежащего способа защиты нарушенных прав.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда в силу следующего.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, если иной порядок не предусмотрен данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 2 названного Федерального закона определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1 части 1).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (часть 2).
Жилищный кодекс Российской Федерации в пункте 5.1 статьи 2 предусмотрел, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают не только условия для осуществления гражданами права на жилище, но и условия для беспрепятственного доступа инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах.
Частью 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), которые применяются к жилым помещениям, входящим в состав, в том числе муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.
В пункте 2 Правил закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения, проводится обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает (пункт 4 Правил).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).
По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, содержащий перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида (подпункт "е" пункта 12 Правил).
Пунктом 14 Правил установлено, что Перечень мероприятий может включать в себя:
минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов (подпункт "а");
оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов (подпункт "б");
максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации (подпункт "в").
Исходя из содержания пункта 14 Правил муниципальные программы, направленные на обеспечение социальной поддержки инвалидов, содержат мероприятия, которые финансируются, а также могут финансироваться за счет средств бюджетов муниципальных образований.
Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (часть 3 статьи 69 АПК РФ).
В данном случае во исполнение решения суда от 12.04.2019 по делу N 2-1124/2019 между МКУ "УКС" и ООО "Экспертный Центр" заключен муниципальный контракт N 4 от 14.03.2022 на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт для приспособления общего имущества в многоквартирных жилых домах по адресам пр. Стачки, 210, Максима Горького, 13/56, ул. Космонавтов, 42, Жмайлова, 25, Вятская, 104, Евдокимова, 37г, в которых проживают инвалиды 1 группы гр. Мошева Ю.В., гр. Черная Л.А., Монмарь Д.Д., гр. Котельникова Н.Г., гр. Клименко СМ., гр. Кощеев А.В. для комфортного доступа".
В соответствии с п. 1.4. контракта, результатом выполненной работы по контракту, являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, при наличии положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального ремонта.
Согласно п. 4.1. контракта, срок выполнения работ - до 23.12.2022 г.
Кроме того, 08.08.2022 г. ГАУ РО "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий" выдано МКУ "УКС" положительное заключение государственной экспертизы N 61-1-1-2-055656-2022 о соответствии достоверности сметной стоимости по объекту: "Капитальный ремонт для приспособления общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу пр. Стачки, 210, в котором проживает инвалид I группы гр. Мошева, для комфортного для доступа".
03.10.2022 г. между МКУ "УКС" и ИП Полякин О.В. заключен муниципальный контракт N 18 на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт для приспособления общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу пр. Стачки, 210, в котором проживает инвалид I группы гр. Мошева Ю.В., для комфортного доступа".
Таким образом, муниципальным органом проведены все необходимые подготовительные мероприятия во исполнение решения суда в целях обеспечения социальной поддержки инвалида I группы гр. Мошевой Ю.В. в виде ремонта для приспособления общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Вместе с тем ТСЖ "Сталь" чинятся препятствия в исполнении вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 12.04.2019 по делу N 2-1124/2019, а также исполнению обязательств по муниципальному контракту N 18 от 03.10.2022 г. муниципальным заказчиком МКУ "УКС" и подрядной организацией ИП Полякин О.В. по выполнению ремонтных работ для приспособления общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу пр. Стачки, 210, в котором проживает инвалид I группы гр. Мошева Ю.В., для комфортного доступа".
То есть фактически ТСЖ "Сталь" препятствует в обеспечении проживающего в многоквартирном жилом доме инвалида I группы гр. Мошевой Ю.В. комфортной и доступной средой жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме.
Позиция ТСЖ "Сталь" сводится к тому, что планируемые строительные работы предполагают реконструкцию фасадной части ограждающей конструкции (бетонной плиты) общего имущества путем демонтажа подоконной части окна колясочной для организации сквозного прохода на фасадную часть многоквартирного дома; истец не обращался в уполномоченный орган Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону за получением разрешения на проведение реконструкции на объекте МКД по ул. Стачки 210. По мнению ответчика и полученного им заключения специалиста N 280-З от 26.01.2023 такие работы небезопасны.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данные доводы ответчика как не подтвержденные надлежащими и допустимыми доказательствами, полученными в судебном порядке (ст. 64-68 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Система социальной защиты инвалидов должна обеспечивать полное и равное осуществление прав и свобод человека и гражданина, социальную интеграцию людей, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни. Право на беспрепятственное использование жилого помещения имеют инвалиды независимо от вида жилищного фонда. В силу пункта 5.1. части 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, инвалидам, которые проживают в многоквартирных домах, должны быть обеспечены не только условия для беспрепятственного доступа к помещениям в многоквартирном доме, но и обеспечена доступность общего имущества.
В силу положений части 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации введенной Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 462-ФЗ предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону по делу N 2-1124/2019 от 12.04.2019 уже было указано, что установка пандуса, как и обустройство входной двери, ведущей из колясочной на террасу, не может быть отнесено к реконструкции и капитальному ремонту дома, уменьшения общего имущества также не произойдет, при этом не будут использоваться средства фонда капитального ремонта и другие общие средства собственников. Таким образом, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 210 по пр. Стачки, 210 в г. Ростове-на-Дону для осуществления таких мероприятий не требуется.
С учетом изложенного, исполнение решение суда путем проведения ремонтных работ не предполагает проведения реконструкции.
Кроме того истцом в материалы дела представлено положительное заключение государственной экспертизы N 61-1-1-2-055656-2022 от 08.08.2022 о соответствии достоверности сметной стоимости по объекту: "Капитальный ремонт для приспособления общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу пр. Стачки, 210, в котором проживает инвалид I группы гр. Мошева, для комфортного доступа".
Доказательств технической невозможности исполнения решения суда ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства ответчиком не представлено. О проведении судебной экспертизы по настоящему делу ответчиком также не заявлялось.
Доводы ТСЖ "Сталь" о том, что Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону не является и не являлось стороной по гражданскому делу N 2-1124/2019 рассмотренным Ленинским районным судом г. Ростова-на-Дону, и вынесшим решение по этому делу, подлежат отклонению апелляционным судом.
Пунктом 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
В соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских поселений, городских округов, муниципальных районов (на территории сельских поселений) относится, в том числе, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Истец указал, что в рамках уставной деятельности МКУ "УКС" поручено проведение необходимых мероприятия по приспособлению общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 210, в котором проживает инвалид I группы гр. Мошева Ю.В., в целях обеспечения условий доступности для инвалида-колясочника.
В соответствии с пунктами 2.2., 2.5.4 устава МКУ "УКС" в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, муниципальными правовыми актами полномочий, отнесенных к компетенции Администрации города Ростова-на-Дону в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта, МКУ "УКС" осуществляет, в том числе, функции муниципального заказчика при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд на выполнение работ по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов жилищного, социального, коммунального, производственного и иного назначения; - выполнение мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В рамках уставной деятельности МКУ "УКС" осуществляет функции муниципального и технического заказчика по объектам, включенным в программы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону, объектам, определенным постановлениями и распоряжениями Администрации города Ростова-на-Дону, в рамках доведенных главным распорядителем бюджетных средств ДКСиПР лимитов денежных средств.
Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 07.08.2020 N 773 утвержден порядок взаимодействия отраслевых (функциональных) органов Администрации города Ростова-на-Дону и муниципальных учреждений при реализации плана мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4.2. Порядка, МКУ "УКС" осуществляет функции муниципального заказчика на выполнение работ по приспособление жилых помещений инвалидов и общего имущества многоквартирного дома, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 3.3, 3.4. Порядка, МКУ "УКС" производит проверку и расчет стоимости проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. В случае выявления видов или объемов работ, неучтенных при утверждении комиссией заключения о возможности, отсутствие сведений о стоимости проектно-изыскательских работ и проведении проверки достоверности ее определения является основанием, в соответствии с п. 3.7 Порядка, для повторного проведения комиссией проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (или части дома), в котором проживает инвалид.
Расчетом потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта объекта по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Стачки, 210 ООО "Экспертный Центр" от 06.04.2018 г. определены особые условия, включающие в том числе, разработку проектно-сметной документации и проведение ее экспертизы. Между тем, расходы на проведение вышеперечисленных мероприятий в расчет потребности в финансовых ресурсах не включены.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2021 N 217 МКУ "УКС" доведены лимиты на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации по выполнению мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Таким образом, МКУ "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону" фактически представляет муниципальное образование в лице Администрации города Ростова-на-Дону для целей реализации мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что оснований для отказа в иске у суда первой инстанции не имелось.
Действия ТСЖ "Сталь" в виде препятствий в исполнении решения Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 12.04.2019 по делу N 2-1124/2019 в выполнении строительно-монтажных работ по муниципальному контракту N18 от 03.10.2022 г. по адресу г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 210, нарушают вышеприведенные нормы законодательства в области социальной защиты инвалидов.
Принимая во внимание изложенное, требования МКУ "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону об обязании учреждению и уполномоченным им лицам предоставить беспрепятственный доступ на объект и предоставить ключи от входной двери и ключи от колясочной признаются законными и обоснованными.
В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению апелляционным судом, решение суда - отмене.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и за обращение с апелляционной жалобой относятся на ответчика в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.04.2023 по делу N А53-44276/2022 отменить.
Обязать ТСЖ "Сталь" (ОГРН 1066100042601, ИНН 6168012092) не чинить препятствия в исполнении решения Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 12.04.2019 по делу N 2-1124/2019 в выполнении строительно-монтажных работ по муниципальному контракту N18 от 03.10.2022 г. по адресу г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 210, предоставить МКУ "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону и уполномоченным им лицам беспрепятственный доступ на объект и предоставить ключи от входной двери и ключи от колясочной.
Взыскать с ТСЖ "Сталь" в доход федерального бюджета 9 000 руб. госпошлину по иску и апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с момента его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
Я.Л. Сорока |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-44276/2022
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Ответчик: ТСЖ "СТАЛЬ"