г. Тула |
|
14 июня 2023 г. |
Дело N А09-1189/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2023 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Селиончика А.Г. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилыми домами" на решение Арбитражного суда Брянской области от 28.11.2022 по делу N А09-1189/2020 (судья Частикова О.В.), принятое по исковому заявлению акционерного общества "Чистая планета" (г. Брянск, ОГРН 1093254008980, ИНН 3254505836) к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилыми домами" (Брянская область, г. Дятьково, ОГРН 1073202000464, ИНН 3202011868), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, - общество с ограниченной ответственностью "Региональный Информационно-Расчетный Центр" Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1073250003958, ИНН 3250075131), о взыскании 213 086 руб. 11 коп. (с учетом уточнения);
при участии в заседании:
от акционерного общества "Чистая планета" - Сапунова Е.В. (доверенность от 12.04.2022 N 28, паспорт, диплом);
от общества с ограниченной ответственностью "Управление жилыми домами" - Бройко В.Е. (доверенность от 10.04.2023, паспорт, диплом);
иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чистая планета" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилыми домами" (далее - ответчик) о взыскании 213 086 руб. 11 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в период с 01.01.2019 по 31.08.2019 (с учетом уточнения).
постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30.11.2021 постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Региональный Информационно-Расчетный Центр" Брянской области (далее - ООО "РИРЦ" Брянской области).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.11.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что суд первой инстанции отклонил довод ответчика о погашении задолженности за спорный период; указывает, что в материалах дела отсутствуют платежные документы о перечислении денежных средств ООО "РИРЦ" Брянской области истцу.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, истец обладает статусом регионального оператора по обращению с отходами на территории Брянской области на основании соглашений от 28.04.2018 N 1 и от 03.05.2018 N 2, заключенных с департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области в соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а ответчик является управляющей компанией многоквартирных домов (далее - МКД).
Истец 24.05.2018 опубликовал типовой проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - договор) в газете "Брянский рабочий", 25.05.2018 - в "Учительской газете" N 20(782), а также на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 1.2, 1.4 договора объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест сбора и накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению N 1 к договору; дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2019.
В силу п. 2.1, 2.3 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг, оказанных в расчетном периоде, осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и составляет на 01.01.2019 - 526 руб. 76 коп. с учетом НДС за 1 куб. м. Потребитель ежемесячно оплачивает услугу регионального оператора исходя из объема ТКО, указанного в приложении N 1 к договору. Потребитель в МКД или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по обращению с ТКО в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Полагая, что в отсутствие подписанного договора у ответчика перед истцом сформировалась задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 по 31.12.2019, истец направил ответчику претензию с требованием погашения долга.
Поскольку обязательство по оплате оказанных услуг ответчиком надлежащим образом исполнено не было, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Правовые основы правоотношений сторон определены Законом N 89-ФЗ, Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Частью 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В соответствии с п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу п. 8(11) Правил N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил N 1156 под потребителем понимают собственника ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Статьей 435 ГК РФ установлено, что офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом (п. 3 ст. 438 ГК РФ).
Публикация договора на оказание услуг по обращению с ТКО является публичной офертой.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) Правил N 1156.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу п. 8(14), 8(15) Правил N 1156, региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в п. 8(11) Правил N 1156 мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный п. 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с п. 8(10) Правил N 1156.
Согласно ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управляющие организации не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ.
Решений собственников помещений МКД с указанием на заключение прямых договоров с региональным оператором ответчиком в материалы дела не представлено, в связи с чем обязанность заключить с истцом такой договор лежит на управляющей организации МКД.
Как следует из материалов дела, истец неоднократно (11.02.2019, 28.03.2019, 14.11.2019 и 27.04.2020) направлял ответчику подписанный со своей стороны договор от 01.01.2019 N TMN/08-0004731 на оказание услуг по обращению с ТКО со сроком начала оказания услуг - с 01.01.2019, а ответчик отказался от подписания указанного договора, сославшись на то, что не является собственником ТКО и договор считается заключенным между региональным оператором по обращению с ТКО и собственниками помещений в МКД (письмо от 12.04.2019 N 233).
Следовательно, договор считается заключенным на условиях типового договора, указанных региональным оператором.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пунктом 5 постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505) предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО в данном случае осуществляется в соответствии с пп. "а" п. 5 Правил N 505 (п. 6 Правил N 505).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО установлен п. 148(30) Правил N 354, согласно которому размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении определяется на основании нормативов накопления ТКО, установленных исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении либо исходя из общей площади жилых помещений.
Приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19.12.2018 N 35/16-тко "Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области на 2019 год" для истца на 2019 годустановлен единый тариф в размере 526 руб. 76 коп. за 1 куб. м. с НДС.
Приказом департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09.02.2018 N 85 на 2019 год был установлен годовой норматив накопления ТКО для МКД на территории Брянской области в размере 2,03 куб. м. отходов на 1 проживающего.
В соответствии с п. 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) и рассчитывается исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.
Факт оказания услуг истцом ответчику в спорный период на условиях типового договора подтверждается материалами дела, в том числе договорами на оказание услуг по транспортированию ТКО, актами оказания услуг по транспортированию ТКО с мест накопления с населения жилого фонда.
По расчету истца размер платы за оказание услуг по обращению с ТКО, подлежащей уплате ответчиком за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, составляет 213 086 руб. 11 коп.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда области, что расчет задолженности, представленный истцом, является обоснованным, произведен в соответствии с требованиями закона и условиями типового договора.
Ответчик контррасчет задолженности не представил, факт оказания истцом услуг не опроверг, от подписания трехстороннего акта сверки взаимных расчетов уклонился.
Довод апеллянта о том, что задолженность перед истцом за спорный период погашена полностью, поскольку при ежемесячном перечислении денежных средств ООО "РИРЦ" Брянской области через платежные поручения без указания периода расчета, сумма распределяется в счет оплаты раннее образовавшейся задолженности в соответствии со ст. 319.1 ГК РФ, является несостоятельным на основании следующего.
Как следует из материалов дела, сбор денежных средств с населения жилого фонда ответчика за услуги по обращению с ТКО осуществляется ООО "РИРЦ" Брянской области на основании агентского договора от 31.01.2019 N 01/ТКО, заключенного истцом.
Пунктом 3 ст. 319.1 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случаях, когда должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше, либо, когда обязательство не имеет срока исполнения, то обязательство, которое возникло раньше. Если сроки исполнения обязательств наступили одновременно, исполненное засчитывается пропорционально в погашение всех однородных требований.
Отношения, возникающие между управляющими организациями, товариществами собственников жилья и иными организациями при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключаемым указанными лицами договорам энергоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, необходимые для предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД или жилых домов, регулируются, в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 253), согласно п. 5 которого размер платежа исполнителя, который подлежит перечислению ресурсоснабжающей организации, в общем размере платежей потребителей, определяется в размере, указанном в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленном потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами N 354.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе.
В адрес жилого фонда ответчика ежемесячно выставляются счета-квитанции за коммунальные услуги, в которых содержится указание на расчетный период и наименование коммунальной услуги.
Таким образом, вопреки доводу апеллянта, денежные средства населения, перечисленные ответчиком истцу, считаются поступившими в счет оплаты услуги "обращение с ТКО" в каждом соответствующем месяце, предшествующем месяцу оплаты. При этом отсутствие указаний на период оплаты в платежных поручениях ООО "РИРЦ" Брянской области на перечисление истцу денежных средств, собранных с населения, правового значения не имеет.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 28.11.2022 по делу N А09-1189/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
А.Г. Селивончик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1189/2020
Истец: АО "Чистая планета"
Ответчик: ООО "УправДом", ООО "Управление жилыми домами"
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5049/2021
14.06.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-430/2023
28.11.2022 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-1189/20
30.11.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5049/2021
03.08.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1738/2021
25.01.2021 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-1189/20