город Ростов-на-Дону |
|
14 июня 2023 г. |
дело N А32-7998/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.,
судей Сороки Я.Л., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от заявителей - представитель Селиванов А.П. по доверенностям от 02.11.2022, паспорт;
от администрации - представитель Полежаева А.А. по доверенности от 06.04.2023 (посредством онлайн связи),
от Департамента архитектуры и градостроительства - представитель Кацук Д.В. по доверенности от 11.01.2023(посредством онлайн связи),
от Департамента имущественных отношений - представитель Шапаренко Н.О. по доверенности от 15.12.2022(посредством онлайн связи),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.05.2023 по делу N А32-7998/2022 по заявлениям ООО "КавказАгро-4"; ООО "Мегаполис"; ООО "АФК";
ООО "Винзавод "Кавказ" к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа при участии третьих лиц: Департамент архитектуры и градостроительства Краснодарского края; Департамент имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КавказАгро-4" обратилось с заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконными действия администрации, выразившиеся в признании земельных участков виноградопригодными землями, инвентаризации и формировании реестра виноградопригодных земель муниципального образования город-курорт Анапа, а также издании постановления от 30.04.2021 N 1240 "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа" в части, касающейся земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществу;
- в качестве последствий незаконности действий администрации признать незаконным в части, касающейся земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществу, и отменить постановление администрации от 30.04.2021 N 1240 "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа" с приложением N 1 (реестр виноградопригодных земель) к постановлению администрации N 1240 в части, касающейся земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществу, путем исключения принадлежащих обществу на праве собственности из реестра виноградопригодных земель муниципального образования город-курорт Анапа (Приложение N 1 к постановлению администрации от 30.04.2021 N 1240 "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа") земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 23:37:1006000:10847, 23:37:1006000:10848, 23:37:1006000:10849, 23:37:1006000:10850, 23:37:1006000:10851, 23:37:1006000:10852, 23:37:1006000:10853, 23:37:1006000:10854, 23:37:1006000:10855, 23:37:1006000:10856, 23:37:1006000:10857, 23:37:1006000:10858, 23:37:1006000:10859, 23:37:1006000:10860, 23:37:1006000:10861, 23:37:1006000:10862.
Делу присвоен номер А32-7998/2022.
В деле N А32-8019/2022 общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис" (далее - общество) обратилось с заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа со следующими требованиями:
- признать незаконными действия администрации, выразившиеся в признании земельных участков виноградопригодными землями, инвентаризации, формировании реестра виноградопригодных земель муниципального образования город-курорт Анапа, а также издании постановления от 30.04.2021 N 1240 "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа" в части, касающейся земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществу;
- в качестве последствий незаконности действий администрации признать незаконным в части, касающейся земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществу, и отменить постановление администрации от 30.04.2021 N 1240 "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа" с приложением 31 (реестр виноградопригодных земель) к постановлению администрации N 1240 в части, касающейся земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществу, путем исключения из реестра виноградопригодных земель муниципального образования город-курорт Анапа (Приложение N 1 к постановлению администрации от 30.04.2021 N 1240) принадлежащих обществу на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами: 23:37:1006000:10771, 23:37:1006000:10772, 23:37:1006000:10773, 23:37:1006000:10774, 23:37:1006000:10775, 23:37:1006000:10776, 23:37:1006000:10777, 23:37:1006000:10778, 23:37:1006000:10779, 23:37:1006000:10780, 23:37:1006000:10781, 23:37:1006000:10782, 23:37:1006000:10783, 23:37:1006000:10784, 23:37:1006000:10785, 23:37:1006000:10786, 23:37:1006000:10787, 23:37:1006000:10788, 23:37:1006000:10789, 23:37:1006000:10790, 23:37:1006000:10791, 23:37:1006000:10792, 23:37:1006000:10793, 23:37:1006000:10794, 23:37:1006000:10795, 23:37:1006000:10796, 23:37:1006000:10797, 23:37:1006000:10798, 23:37:1006000:10799, 23:37:1006000:10800, 23:37:1006000:10801, 23:37:1006000:10802, 23:37:1006000:10803, 23:37:1006000:10804, 23:37:1006000:10805, 23:37:1006000:10806, 23:37:1006000:10807, 23:37:1006000:10808, 23:37:1006000:10809, 23:37:1006000:1339, 23:37:1006000:1340, 23:37:1006000:1341.
В деле N А32-8447/2022 общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис" обратилось с заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа со следующими требованиями:
- признать незаконными действия администрации, выразившиеся в признании земельных участков виноградопригодными землями, инвентаризации, формировании реестра виноградопригодных земель муниципального образования город-курорт Анапа, а также издании постановления от 30.04.2021 N 1240 "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа" в части, касающейся земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществу;
- в качестве последствий незаконности действий администрации признать незаконным в части, касающейся земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществу, и отменить постановление администрации от 30.04.2021 N 1240 "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа" с приложением N 1 (реестр виноградопригодных земель) к постановлению администрации N 1240 в части, касающейся земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществу, путем исключения из реестра виноградопригодных земель муниципального образования город-курорт Анапа (Приложение N 1 к постановлению администрации от 30.04.2021 N 1240) принадлежащих обществу на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами: 23:37:1006000:7039, 23:37:1006000:7040, 23:37:1006000:7053, 23:37:1006000:7054, 23:37:1006000:7055, 23:37:1006000:7057, 23:37:1006000:10845, 23:37:1006000:10846, 23:37:1006000:10945, 23:37:1006000:10946, 23:37:1006000:10947, 23:37:1006000:10948, 23:37:1006000:10953, 23:37:1006000:10954, 23:37:1006000:10955, 23:37:1006000:10956, 23:37:1006000:10949, 23:37:1006000:10950, 23:37:1006000:10951, 23:37:1006000:10952, 23:37:1006000:10828, 23:37:1006000:10829, 23:37:1006000:10830, 23:37:1006000:10831, 23:37:1006000:10832, 23:37:1006000:10833, 23:37:1006000:10834, 23:37:1006000:10835, 23:37:1006000:10836, 23:37:1006000:10837, 23:37:1006000:10810, 23:37:1006000:10811, 23:37:1006000:10812, 23:37:1006000:10813, 23:37:1006000:10818, 23:37:1006000:10819, 23:37:1006000:10820, 23:37:1006000:10821, 23:37:1006000:10814, 23:37:1006000:10815, 23:37:1006000:10816, 23:37:1006000:10817, 23:37:1006000:10960, 23:37:1006000:10961, 23:37:1006000:10962, 23:37:1006000:10963, 23:37:1006000:10964, 23:37:1006000:10822, 23:37:1006000:10823, 23:37:1006000:10824, 23:37:1006000:10825, 23:37:1006000:10826.
В деле N А32-8448/2022 общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис", "КавказАгро-4", "АФК", "Винзавод "Кавказ" обратились с заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа со следующими требованиями:
- признать незаконными действия администрации, выразившиеся в признании земельных участков виноградопригодными землями, инвентаризации, формировании реестра виноградопригодных земель муниципального образования город-курорт Анапа, а также издании постановления от 30.04.2021 N 1240 "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа" в части, касающихся земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществам с ограниченной ответственностью "Мегаполис", "КавказАгро-4", "Винзавод "Кавказ", а обществу с ограниченной ответственностью "АФК" - на праве аренды;
- в качестве последствий незаконности действий администрации признать незаконным в части, касающейся земельных участков, принадлежащих на праве собственности общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис", "КавказАгро-4", "Винзавод "Кавказ", а обществу с ограниченной ответственностью "АФК" - на праве аренды, и отменить постановление администрации от 30.04.2021 N 1240 "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа" с приложением N 1 (реестр виноградопригодных земель) к постановлению администрации N 1240 в части, касающейся земельных участков, принадлежащих обществам, путем исключения из реестра виноградопригодных земель муниципального образования город-курорт Анапа (Приложение N 1 к постановлению администрации от 30.04.2021 N 1240) принадлежащих на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Мегаполис" земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:1006000:288, 23:37:1006000:87, 23:37:1006000:1159, 23:37:1006000:364, 23:37:1006000:8186, 23:37:1006000:8187, 23:37:1006000:79, 23:37:1006000:4091, 23:37:1006000:4092, 23:37:1006000:1182, 23:37:1006000:1180, 23:37:1006000:10728, 23:37:1006000:1174, 23:37:1006000:1178, 23:37:1006000:1170, 23:37:1006000:284; принадлежащих на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "КавказАгро-4" земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:1006000:173, 23:37:1006000:174, 23:37:1006000:175, 23:37:1006000:176, 23:37:1006000:2519; принадлежащих на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Винзавод "Кавказ" с кадастровыми номерами 23:37:1006000:10991, 23:37:1006000:10992, 23:37:1006000:10993, 23:37:1006000:10994, 23:37:1006000:10995, 23:37:1006000:10996; а также принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью "АФК" на праве аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:1006000:17, 23:37:1006000:15.
Определением от 25.04.2022 дела N А32-7998/2022, А32-8447/2022, А32-8019/2022, А32-8448/2022 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А32-7998/2022.
Определением от 10.08.2022 (с учетом определения об исправлении опечатки от 15.11.2022) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены департамент имущественных отношений Краснодарского края, департамент архитектуры и градостроительства Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.05.2023 заявления обществ с ограниченной ответственностью "КавказАгро-4", "Мегаполис", "Винзавод "Кавказ", "АФК" удовлетворены. Суд признал незаконными действия администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившиеся в признании земельных участков виноградопригодными землями, включении в реестр виноградопригодных земель муниципального образования город-курорт Анапа посредством инвентаризации и формирования реестра виноградопригодных земель муниципального образования город-курорт Анапа, а также издании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 30.04.2021 N 1240 "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа", в части, касающейся земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществам с ограниченной ответственностью "КавказАгро-4", "Мегаполис", "Винзавод "Кавказ" и на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью "АФК";
признал незаконным в части, касающейся земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществам с ограниченной ответственностью "КавказАгро-4", "Мегаполис", "Винзавод "Кавказ" и на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью "АФК", постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 30.04.2021 N 1240 "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа" с приложением N 1 (реестр виноградопригодных земель) к постановлению администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 30.04.2021 N1240 "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа" в части, касающейся земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществам с ограниченной ответственностью "КавказАгро-4", "Мегаполис", "Винзавод "Кавказ" и на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью "АФК", и исключить из реестра виноградопригодных земель муниципального образования город-курорт Анапа (приложение N 1 к постановлению администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 30.04.2021 N 1240 "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа") следующие земельные участки:
- земельные участки, принадлежащие на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "КавказАгро-4", с кадастровыми номерами 23:37:1006000:10847, 23:37:1006000:10848, 23:37:1006000:10849, 23:37:1006000:10850, 23:37:1006000:10851, 23:37:1006000:10852, 23:37:1006000:10853, 23:37:1006000:10854, 23:37:1006000:10855, 23:37:1006000:10856, 23:37:1006000:10857, 23:37:1006000:10858, 23:37:1006000:10859, 23:37:1006000:10860, 23:37:1006000:10861, 23:37:1006000:10862, 23:37:1006000:173, 23:37:1006000:174, 23:37:1006000:175, 23:37:1006000:176, 23:37:1006000:2519;
- земельные участки, принадлежащие на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Мегаполис", с кадастровыми номерами 23:37:1006000:288, 23:37:1006000:87, 23:37:1006000:1159, 23:37:1006000:364, 23:37:1006000:8186, 23:37:1006000:8187, 23:37:1006000:79, 23:37:1006000:4091, 23:37:1006000:4092, 23:37:1006000:1182, 23:37:1006000:1180, 23:37:1006000:10728, 23:37:1006000:1174, 23:37:1006000:1178, 23:37:1006000:1170, 23:37:1006000:284, 23:37:1006000:10771, 23:37:1006000:10772, 23:37:1006000:10773, 23:37:1006000:10774, 23:37:1006000:10775, 23:37:1006000:10776, 23:37:1006000:10777, 23:37:1006000:10778, 23:37:1006000:10779, 23:37:1006000:10780, 23:37:1006000:10781, 23:37:1006000:10782, 23:37:1006000:10783, 23:37:1006000:10784, 23:37:1006000:10785, 23:37:1006000:10786, 23:37:1006000:10787, 23:37:1006000:10788, 23:37:1006000:10789, 23:37:1006000:10790, 23:37:1006000:10791, 23:37:1006000:10792, 23:37:1006000:10793, 23:37:1006000:10794, 23:37:1006000:10795, 23:37:1006000:10796, 23:37:1006000:10797, 23:37:1006000:10798, 23:37:1006000:10799, 23:37:1006000:10800, 23:37:1006000:10801, 23:37:1006000:10802, 23:37:1006000:10803, 23:37:1006000:10804, 23:37:1006000:10805, 23:37:1006000:10806, 23:37:1006000:10807, 23:37:1006000:10808, 23:37:1006000:10809, 23:37:1006000:1339, 23:37:1006000:1340, 23:37:1006000:1341, 23:37:1006000:7039, 23:37:1006000:7040, 23:37:1006000:7053, 23:37:1006000:7054, 23:37:1006000:7055, 23:37:1006000:7057, 23:37:1006000:10845, 23:37:1006000:10846, 23:37:1006000:10945, 23:37:1006000:10946, 23:37:1006000:10947, 23:37:1006000:10948, 23:37:1006000:10953, 23:37:1006000:10954, 23:37:1006000:10955, 23:37:1006000:10956, 23:37:1006000:10949, 23:37:1006000:10950, 23:37:1006000:10951, 23:37:1006000:10952, 23:37:1006000:10828, 23:37:1006000:10829, 23:37:1006000:10830, 23:37:1006000:10831, 23:37:1006000:10832, 23:37:1006000:10833, 23:37:1006000:10834, 23:37:1006000:10835, 23:37:1006000:10836, 23:37:1006000:10837, 23:37:1006000:10810, 23:37:1006000:10811, 23:37:1006000:10812, 23:37:1006000:10813, 23:37:1006000:10818, 23:37:1006000:10819, 23:37:1006000:10820, 23:37:1006000:10821, 23:37:1006000:10814, 23:37:1006000:10815, 23:37:1006000:10816, 23:37:1006000:10817, 23:37:1006000:10960, 23:37:1006000:10961, 23:37:1006000:10962, 23:37:1006000:10963, 23:37:1006000:10964, 23:37:1006000:10822, 23:37:1006000:10823, 23:37:1006000:10824, 23:37:1006000:10825, 23:37:1006000:10826;
- земельные участки, принадлежащие на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Винзавод "Кавказ", с кадастровыми номерами 23:37:1006000:10991, 23:37:1006000:10992, 23:37:1006000:10993, 23:37:1006000:10994, 23:37:1006000:10995, 23:37:1006000:10996;
- земельные участки, принадлежащие на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью "АФК", с кадастровыми номерами 23:37:1006000:17, 23:37:1006000:15.
С администрации муниципального образования город-курорт Анапа в пользу обществ с ограниченной ответственностью "КавказАгро-4", "Мегаполис", "Винзавод "Кавказ", "АФК" взыскано возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины в общем размере 12 000 руб. (по 3 000 руб. в пользу каждого из обществ). Обществам с ограниченной ответственностью "КавказАгро-4", "Мегаполис", "Винзавод "Кавказ", "АФК" из федерального бюджета в равных долях возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в общем размере 12 000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация и Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Администрация указывает на то, что постановление администрации N 1240 было принято в пределах полномочий органа местного самоуправления и в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, в целях выполнения приоритетных задач территориального планирования, в том числе по сохранению окружающей среды, развития агропромышленного комплекса, повышения привлекательности, конкурентоспособности региона, и в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими стратегию развития муниципального образования город-курорт Анапа. Кроме того, постановлением N 1240 администрация лишь утвердила перечень земельных участков, расположенных на виноградопригодных землях на территории муниципального образования город-курорт Анапа, использование которых возможно, в качестве виноградопригодных земель, оставив признание их таковыми за уполномоченным органом - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Невозможность осуществления строительства на землях, которые не предназначены для этого, не является обоснованием нарушения прав заявителя в рамках рассматриваемого спора, так как оспариваемое постановление администрации не устанавливает соответствующих ограничений.
В обоснование жалобы Департамент указывает на то, что принятие администрацией муниципального образования город-курорт Анапа Постановления N 1240 направлено исключительно на закрепление результатов инвентаризации виноградопригодных земель на территории муниципального образования город-курорт Анапа. Таким образом, Постановление N 1240 принято уполномоченным органов в соответствии с требованиями действующего законодательства. Невозможность осуществления строительства и иной деятельности, не связанной с сельскохозяйственным производством на землях, которые не предназначены для этого, не является обоснованием нарушения прав заявителей.
Через канцелярию суда от ООО "Мегаполис" и третьи лиц поступили отзывы на апелляционную жалобу.
Представитель Департамента имущественных отношений в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы и апелляционной жалобы администрации, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителей возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель администрации поддержал доводы своей апелляционной жалобы и апелляционной жалобы Департамента имущественных отношений, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общества "Мегаполис", "КавказАгро-4", "Винзавод "Кавказ" являются собственниками, а общество "АФК" - реестровым арендатором земельных участков, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Анапа, что подтверждается представленными в приложении к заявлениям в электронном виде выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 30.04.2021 N 1240 "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа" утвержден перечень земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа, использование которых возможно для виноградных насаждений (пункт 1).
Управлению архитектуры и градостроительства администрации поручено учесть сведения из реестра виноградопригодных земель с целью предотвращения их застройки и раздела на мелкоконтруные земельные участка, площадь которых не позволит использовать их для виноградорства (пункт 3 постановления от 30.04.2021 N 1240).
Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021 N 262 внесены изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013 N 404 "Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа", утвержден новый генеральный план городского округа город-курорт Анапа, в соответствии с новым генеральным планом городского округа город-курорт Анапа спорные земельные участки отнесены к виноградопригодным землям со ссылкой на постановление N1240 и исключены из границ населенных пунктов.
Заявители указывают, что принадлежащие обществам земельные участки Приложением N 1 к постановлению администрации от 30.04.2021 N 1240 отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "сельскохозяйственное производство", включение земельных участков в перечень виноградопригодных земель исключает возможность ведения на участках строительства и иных видов деятельности, за исключением виноградорства.
Вопросы, связанные с отнесением земель к виноградопригодным, урегулированы Федеральным законом от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации".
Данный закон устанавливает, в том числе, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области виноградарства и виноделия (статья 1).
В соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 2 указанного закона, нормы о виноградарстве и виноделии, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. В случае несоответствия норм о виноградарстве и виноделии, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы о виноградарстве и виноделии, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона, виноградопригодные земли - земли или земельные участки, географические и почвенно-климатические характеристики которых предоставляют возможность для их использования в целях возделывания виноградных насаждений, в том числе земли или земельные участки, которые использовались для указанной цели не менее пяти лет в течение последних пятидесяти лет.
В той же статье 3 Федерального закона даны следующие определения:
- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - определенный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий установленные полномочия в области виноградарства и виноделия;
- федеральный реестр виноградопригодных земель - единая государственная информационная система учета виноградопригодных земель, в том числе сведений о земельных участках, которые использовались в целях возделывания виноградных насаждений не менее пяти лет в течение последних пятидесяти лет, содержание и порядок ведения которой уполномоченными органами исполнительной власти определяются настоящим Федеральным законом и Правительством Российской Федерации.
Ведение федерального реестра виноградопригодных земель, установление порядка проведения инвентаризации виноградных насаждений отнесены статьей 6 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области виноградарства и виноделия.
Статьей 8 рассматриваемого Федерального закона прямо установлено следующее:
"Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области виноградарства и виноделия в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, конкретные полномочия органов местного самоуправления в области виноградорства и виноделия должны быть прямо предусмотрены соответствующим законом, наделяющим органы местного самоуправления соответствующими полномочиями.
Признание земель или земельного участка виноградопригодными землями осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании исследования их географических и почвенно-климатических характеристик по заявлению собственника или иного законного правообладателя земельного участка или Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России. Безусловным основанием для включения земель или земельного участка в состав виноградопригодных земель является факт их использования для возделывания виноградников не менее пяти лет в течение последних пятидесяти лет (пункт 1 статьи 10 Закона).
Порядок признания земель виноградопригодными и ведения федерального реестра виноградопригодных земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Закона).
Таким образом, признание земель или земельного участка виноградопригодными землями осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; указание на наличие таких полномочий у органов местного самоуправления в статье 10 Закона отсутствует.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2422 "Об утверждении Положения о порядке признания земель виноградопригодными и ведения федерального реестра виноградопригодных земель" (далее - положение), ведения федерального реестра виноградопригодных земель осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (уполномоченный орган) в целях учета виноградопригодных земель в электронном виде по форме, прилагаемой к настоящему Положению (пункт 2).
Реестр является единой государственной информационной системой учета виноградопригодных земель, в том числе сведений о земельных участках, которые использовались в целях возделывания виноградных насаждений не менее 5 лет в течение последних 50 лет (пункт 3 положения). В реестре содержатся следующие сведения о земельных участках: а) индивидуальный номер земельного участка и дата его присвоения; б) наименование виноградо-винодельческой зоны, в границах которой расположен земельный участок; в) наименование виноградо-винодельческого района, в границах которого расположен земельный участок;
г) наименование виноградо-винодельческого терруара, в границах которого расположен земельный участок (при наличии); д) решение уполномоченного органа о признании земельного участка виноградопригодными землями;
е) кадастровый номер земельного участка и его площадь; ж) сведения о правообладателе земельного участка; данные о правовых основаниях возникновения правомочия по пользованию земельным участком; з) категория земель и вид разрешенного использования земельного участка (пункт 4 положения). Каждому земельному участку в реестре присваивается индивидуальный номер, для каждой записи указывается дата ее внесения в реестр (пункт 5 положения).
В соответствии с пунктом 8 положения, признание земельного участка виноградопригодным и внесение о нем сведений в реестр осуществляется уполномоченным органом (под которым понимается министерство сельского хозяйства Российской Федерации) по заявлению о признании земельного участка виноградопригодным и внесении о нем сведений в реестр правообладателя земельного участка или Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России на основании исследования его географических и почвенно-климатических характеристик либо подтверждения факта его использования для возделывания виноградных насаждений не менее 5 лет в течение последних 50 лет.
После получения информации, указанной в пунктах 9 и 9(1) настоящего Положения, а также на основании сведений, предусмотренных пунктом 13 Положения о ведении федерального реестра виноградных насаждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. N 1195 "О ведении федерального реестра виноградных насаждений", уполномоченный орган принимает решение о признании земельного участка виноградопригодным и внесении о нем сведений в реестр в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня принятия заявления (пункт 14 положения).
Таким образом, полномочия в сфере ведения реестра виноградопригодных земель и включения конкретных земельных участков в этот реестр относятся к компетенции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, которое в приведенном положении названо единственным уполномоченным органом.
Доказательств, подтверждающих наделение администрации муниципального образования город-курорт Анапа полномочиями по признанию земель виноградопригодными, отнесению земель к виноградопригодным территориям, по включению земельных участков в реестр виноградопригодных земель (перечень земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях), - администрацией не представлено.
Статья 8 Федерального закона прямо устанавливает, что "органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области виноградарства и виноделия в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
То есть органы местного самоуправления в данной сфере не могут действовать в рамках своей общей компетенции или поручения иных органов, в том числе уровня субъекта Российской Федерации, а должны быть прямо наделены законом отдельными государственными полномочиями в области виноградорства и виноделия.
Как следует из представленного в судебном заседании письма департамента пищевой и перерабатывающей промышленности министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 09.02.2023 N 21-Р-375/ог-507, признание земель или земельного участка виноградопригодными землями, а также ведение федерального реестра виноградопригодных земель не относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Доказательств наделения администрации муниципального образования город-курорт Анапа соответствующим законом отдельными государственными полномочиями в области виноградорства и виноделия не представлено.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А32-13728/2022 оставлено без изменения решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2022, которым были удовлетворены требования ООО "Мегаполис" о признании недействительными уведомлений от 22.12.2021 администрации муниципального образования город-курорт Анапа о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта на земельном участке.
Оставляя указанное решение суда без изменения, апелляционный суд в постановлении от 07.02.2023 по делу N А32-13728/2022 указал следующее.
В соответствии с пунктом 20 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" виноградопригодные земли - земли или земельные участки, географические и почвенно-климатические характеристики которых предоставляют возможность для их использования в целях возделывания виноградных насаждений, в том числе земли или земельные участки, которые использовались для указанной цели не менее пяти лет в течение последних пятидесяти лет. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" признание земель или земельного участка виноградопригодными землями осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании исследования их географических и почвенно-климатических характеристик по заявлению собственника или иного законного правообладателя земельного участка или Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России. Безусловным основанием для включения земель или земельного участка в состав виноградопригодных земель является факт их использования для возделывания виноградников не менее пяти лет в течение последних пятидесяти лет. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" инвентаризация виноградных насаждений, в том числе работа по оценке соответствия данных федерального реестра виноградных насаждений фактическому состоянию виноградных насаждений, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок признания земель виноградопригодными и ведения федерального реестра виноградопригодных земель устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с подпунктами 5.5.42., 5.6.11. Постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" к полномочиям Министерства сельского хозяйства Российской Федерации отнесено признание земельного участка виноградопригодными землями, ведение федерального реестра виноградопригодных земель. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2422 утверждено Положение о порядке ведения федерального реестра виноградопригодных земель (далее по тексту - "Положение"), в соответствии с которым Положение определяет порядок ведения федерального реестра виноградопригодных земель (далее - реестр). Ведение реестра осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) в целях учета виноградопригодных земель в электронном виде. Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" проверяя соответствие решения, действия (бездействия) нормам права, регулирующим спорные отношения, судам следует исходить из установленных правил применения нормативных правовых актов, учитывая в том числе различия в их юридической силе, порядок преодоления коллизий юридических норм (статья 15 и пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, статья 13 и часть 4 статьи 200 АПК РФ). Суд не применяет нормативный правовой акт, противоречащий закону или иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, независимо от того, был ли он оспорен в другом деле, и руководствуется нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Признание земель или земельного участка виноградопригодным отнесено к исключительной компетенции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, сведения о виноградопригодных земельных участках включаются в федеральный реестр виноградопригодных земель, в связи с чем, принятие акта органа местного самоуправления, утверждающего перечни земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа, противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Постановление N 1240 от 30.04.2021 принято Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа за пределами компетенции. Согласно ответу Депземмелиорации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, представленному в материалы дела заявителем, федеральный реестр виноградопригодных земель введен в эксплуатацию с 01.01.2022 и по состоянию на 10.02.2022 заявления от субъектов виноградарства и виноделия о включении земельных участков в указанный реестр не поступили. В федеральном реестре виноградопригодных земель отсутствуют сведения о земельных участках, находящихся в собственности заявителя.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что Администрация могла принять Постановление N 1240 только в том случае, если такие полномочия были предоставлены ей федеральным законом.
При таких обстоятельствах, заявленные обществом требования правомерно удовлетворены в полном объеме, поскольку у администрации отсутствовали государственные полномочия в области виноградорства и виноделия, переданные ей законом.
Заявители апелляционных жалоб указывают на то, что земельные участки до момента принятия решения Совета муниципального образования города-курорта Анапа от 28 декабря 2021 года N 262 использовались для застройки в соответствии с функциональной зоной и видами разрешенного использования. Соответственно, после принятия данного решения, которым земельные участки исключены из границ населенных пунктов, такое использование является незаконным. Вместе с тем, использовать земельные участки для виноградарства заявители не могут, поскольку земельные участки необходимыми для этого свойствами не обладают. Следовательно, экономический интерес заявителей в земельных участках утрачен именно после принятия неправомерного акта органа муниципальной власти, настоящий иск направлен на восстановление прав заявителей.
Таким образом, в данной части доводы апелляционной жалобы также являются несостоятельными. Суд первой инстанции правильно оценил фактические обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу о том, что Постановление N 1240 нарушает права заявителей, поскольку является обоснованием внесения изменений в градостроительную документацию, которая незаконно изменяет категорию и функциональную зону земельных участков.
По вышеизложенным основаниям апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционных жалоб, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.05.2023 по делу N А32-7998/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления арбитражного суда.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
Я.Л. Сорока |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7998/2022
Истец: ООО "Винзавод "Кавказ", ООО "Мегаполис", ООО АФК, ООО КавказАгро-4
Ответчик: Администрация МО Анапа, Администрация МО г.-к. Анапа
Третье лицо: департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства Краснодарского края, Департамент архитектуры и градостроительству по Краснодарскому краю, департамент имущественных отношений Краснодарского края