г. Киров |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А29-2273/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Минаевой Е.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Монолит-Север"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.04.2023 по делу N А29-2273/2023
по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми
к обществу с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Монолит-Север" (ОГРН: 1061102017822, ИНН: 1102052521)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Монолит-Север" (далее - ответчик, ООО "ЧОП "Монолит-Север", Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда.
В апелляционной жалобе Общество настаивает на том, что Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты" (далее - ГБУ РК "ЦСЗН г. Ухты") не отнесено к объектам, подлежащим государственной охране, поскольку не является государственным органом. В связи с чем в действиях ООО ЧОП "Монолит-Север" отсутствует состав административного правонарушения.
Управление в письменном отзыве опровергло доводы жалобы.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.05.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.05.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Заявитель просит рассмотреть дело в отсутствие представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО ЧОП "Монолит-Север" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1061102017822. В соответствии со сведениями, содержащимся в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Общества является деятельность охранных служб, в том числе частных.
ООО ЧОП "Монолит-Север" имеет лицензию ЧО N 037392 от 19.12.2013 N 310 на осуществление частной охранной деятельности (л.д. 74).
27.01.2023 в ходе проверки поступивших сведений инспектором отделения лицензионно-разрешительной работы по городу Ухте и городу Сосногорску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми, установлено, что ООО ЧОП "Монолит-Север" в период с 01.02.2023 с 00 часов 00 мину по настоящее время в нарушение требований абзаца 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" (далее - Закон N 2487-1) осуществляло охрану объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется:
- в офисных помещениях на 1-м этаже двухэтажного административного здания государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты", расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, проезд Чибьюский, д. 14, в период времени с 01.02.2023 по 31.12.2023;
- в помещениях реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями на 1 этаже 2-этажного административного здания ГБУ РК "ЦСЗН г. Ухты", расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, проезд Строителей, д. 27, в период времени с 01.02.2023 по 31.12.2023;
- в помещениях Территориального центра социальной помощи семье и детям на 2-м этаже 2-х этажного административного здания, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, проезд Строителей, д. 27, в период времени с 01.02.2023 по 31.12.2023;
- в помещениях Территориального центра социального обслуживания населения на 1 этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 2/6, в период времени с 01.02.2023 по 31.12.2023;
- в помещениях Территориального центра социального обслуживания населения на 1 этаже многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 4, в период времени с 01.02.2023 по 31.12.2023;
- в помещениях Территориального центра социальной защиты населения города Ухты на 1 -м этаже 2-х этажного административного здания, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, проезд Строителей, д. 27, в период времени с 01.02.2023 по 31.12.2023.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 16.02.2023 N 11ЛРР0051602202300015 (л.д. 13-16).
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статей 202 - 204 АПК РФ протокол и иные материалы дела об административном правонарушении направлены Управлением в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением от 27.02.2023, в том числе о привлечении ООО ЧОП "Монолит-Север" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 7-8).
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии Общества события и состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем привлек ответчика к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание к статье 14.1 КоАП РФ).
Объективная сторона данного правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением требований (условий), предусмотренных специальными разрешениями (лицензиями).
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензированию подлежит, в том числе частная охранная деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 10 Положения о лицензировании частной детективной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2011 N 498 (далее - Положение N 498) охрана объектов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", иных объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации охранная деятельность не распространяется, а также охрана объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена высокая или средняя категория опасности, частной охранной организацией, не соответствующей требованиям пунктов 1 и 2 части 4 статьи 9 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности.
Согласно части 3 статьи 11 Закона N 2487-1 частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации
В силу пункта 1 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (далее - Перечень N 587) в Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, включены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, используемые федеральными органами законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов ФНС России, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росалкогольрегулирования, а также зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Минтранса России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, которым в установленном Правительством Российской Федерации порядке в связи с обеспечением антитеррористической защищенности присвоена категория, кроме первой категории), иными государственными органами Российской Федерации.
Данное правовое регулирование (ограничение) направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1863-О-О).
Таким образом, в целях применения пункта 1 Перечня N 587 определяющее значение имеет именно факт использования объектов федеральными органами законодательной и исполнительной власти и иными государственными органами Российской Федерации в процессе осуществления их деятельности.
Как усматривается из материалов настоящего дела, Общество имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности ЧО N 037392 от 19.12.2013 N 310.
Между Обществом и ГБУ РК "ЦСЗН" г. Ухты" заключен контракт от 10.01.2023 N 0307200030622003296 об оказании услуг по осуществлению охраны с помощью пульта централизованного наблюдения объектов ГБУ РК "ЦСЗН" г. Ухты" в 2023 году. В приложении к контракту N 0307200030622003296 от 10.01.2023 поименованы объекты, подлежащие охране с помощью пульта централизованного наблюдения.
По смыслу положения подпункта "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" функции исполнительной власти по оказанию государственных услуг могут осуществляться как непосредственно соответствующими органами исполнительной власти, так и подведомственными им государственными учреждениями. Таким образом, находящиеся в ведении органов исполнительной власти государственные учреждения реализуют функции этих государственных органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Положение N 610).
В силу пункта 1 данного Положения Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения N 610).
Из пункта 1 Положения о Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 11.12.2015 N 519, следует, что Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области (сфере) в том числе социального обслуживания, социальной защиты населения, организации предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты, включая организацию предоставления социальных гарантий населению в Республике Коми, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми, организацию социального обслуживания населения, предоставлению государственных услуг в области (сфере) социальной защиты населения.
ГБУ РК "ЦСЗН" г. Ухты" согласно пункту 6 Приложения N 4 к Постановлению Правительства Республики Коми от 11.12.2015 N 519 входит в перечень государственных учреждений Республики Коми, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Государственные бюджетные учреждения Республики Коми - центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения в соответствии с утвержденными регламентами обеспечивают на территории Республики Коми предоставление государственных услуг по предоставлению мер социальной поддержки населения.
Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 25.12.2018 N 1965 утвержден Устав ГБУ РК "ЦСЗН" г. Ухты". Приказами Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми внесены изменения в Устав ГБУ РК "ЦСЗН" г. Ухты" от 08.10.2019 N 1492, от 26.12.2019 N 1990, от 27.07.2020 N 879.
Согласно пункту 3.1 Устава предметом деятельности ГБУ РК "ЦСЗН" г. Ухты" является осуществление отдельных функций и предоставление некоторых государственных услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения.
В соответствии с пунктом 3.2 Устава целью деятельности ГБУ РК "ЦСЗН" г. Ухты" является предоставление государственных услуг в сфере социальной защиты населения; выявление и признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании; предоставление социального обслуживания населению; осуществление мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; социальная реабилитация несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с обеспечением их временного проживания в учреждении.
Пунктом 2.2 Устава предусмотрено, что учредителем и собственником имущества ГБУ РК "ЦСЗН" г. Ухты" является Республика Коми. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
С учетом приведенных выше нормативных положений суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что объекты ГБУ РК "ЦСЗН" г. Ухты", подведомственного Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и выполняющего возложенные на данный орган исполнительной власти функции по оказанию государственных услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, относятся к объектам, которые в силу пункта 1 Перечня N 587 подлежат государственной охране.
ООО ЧОП "Монолит-Север" является негосударственной организацией, осуществляет частную охранную деятельность, в связи с чем не имеет полномочий на выполнение государственной охраны объектов, перечисленных в пункте 1 Перечня N 587. Таким образом, ООО ЧОП "Монолит-Север" допущено нарушение абзаца 3 статьи 11 Закона N 2487-1.
Указанное выше нарушение относится к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ вина юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана, поскольку у Общества имелась реальная возможность для соблюдения указанных требований лицензионного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но Обществом не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и привлек Общество к административной ответственности.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения решения судом первой инстанции не пропущен.
Оснований для квалификации совершенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ из имеющихся материалов дела не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 202, 204 АПК РФ государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.04.2023 по делу N А29-2273/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Монолит-Север" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2273/2023
Истец: Управление Федеральной Службы Войск Национальной Гвардии Российской Федерации по Республике Коми
Ответчик: ООО ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "МОНОЛИТ-СЕВЕР"
Третье лицо: Второй арбитражный апелляционный суд