г. Пермь |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А60-65041/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Якушева В.Н.,
судей Васильевой Е.В., Герасименко Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Агростройкомплекс" - Партин П.Д., удостоверение, доверенность от 27.01.2022;
от заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица ООО "НПО УГГУ" - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 апреля 2023 года по делу N А60-65041/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агростройкомплекс" (ИНН 6672297402, ОГРН 1096672010270)
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287),
третье лицо без самостоятельных требований на предмет спора: ООО "НПО УГГУ",
о признании незаконным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агростройкомплекс" (далее - заявитель, ООО "АСК") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство, МИПРиЭ СО) о признании незаконным протокола комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с использованием участков недр местного значения, от 30.06.2022 N 28.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2023 заявленные требования удовлетворены. Протокол от 30.06.2022 N 28 признан незаконным. Суд обязал Министерство в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу рассмотреть технический проект разработки Лосиновского месторождения строительного камня, представленного ООО "Агростройкомплекс", и принять решение о его согласовании или отказе в согласовании с указанием причин отказа. С Министерства в пользу ООО "АСК" взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Так, отмечает, что в качестве основания для принятия указанного судебного акта судом указано на нелегитимность состава Комиссии при принятии оспариваемого решения. Вместе с тем, судом не учтено, что состав Комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, утвержден приказом Министерства от 31.12.2013 N 963. В состав Комиссии сходит 8 человек, включая Председателя и Заместителя Председателя Комиссии. В соответствии с пунктами 3.4 и 3.6 Положения о Комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, утвержденного приказом Министерства от 31.12.2013 N 963 (далее - Положение), заседание считается правомочным при участии в нем не менее половины численного состава Комиссии; результаты заседания Комиссии оформляются протоколом в двух экземплярах, которые подписываются Председателем, его заместителем, остальными членами Комиссии и секретарем. В течение 5 рабочих дней с даты подписания протокол утверждается Министром природных ресурсов и экологии Свердловской области. Судом установлено, что протокол подписан 4 членами Комиссии и утвержден Министром, который в тоже время является и Председателем комиссии. Отсутствие в протоколе подписи Министра как Председателя Комиссии компенсируется наличием его подписи как лица, утвердившего данный протокол, и не свидетельствует о нелегитимности Состава Комиссии при принятии оспариваемого решения. Кроме того, основанием для принятия оспариваемого Протокола является несоответствие данных, указанных в проектной документации, заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, что является нарушением подпункта "в" пункта 23 Порядка подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2127, и абзаца 3 пункта 23 Положения о Комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, утвержденного приказом Министерства от 25.12.2014 N 963.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно доводам которого заявитель считает, что законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы заинтересованного лица отсутствуют, решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2023 по делу N А60-65041/2022 является обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.
До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Министерства.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 24.05.2022 ООО "Агростройкомплекс" обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (уполномоченный орган) с заявкой на согласование проектной документации от 23.05.2022 N 05/05.
Заявка содержала проектную документацию "Технический проект разработки Лосиновского месторождении строительного камня" (Технический проект), составленную ООО "НПО УГГУ" (третье лицо).
04.07.2022 ООО "АСК" направило в уполномоченный орган письмо о рассмотрении и согласовании проектной документации.
27.07.2022 в адрес заявителя поступил протокол комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (комиссия) от 30.06.2022 N 28, согласно которому комиссия в соответствии с пунктом 23 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства от 25.12.2014 N 1097, приняла решение воздержаться от согласования представленной проектной документации по причине того, что данные, приведенные в проектной документации, не соответствуют заключению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых (заключение от 26.03.2021 N 6/21), что является нарушением подпункта "в" пункта 23 Правил подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2127 (Правила).
28.07.2022 ООО "АСК" направило в Министерство письмо о рассмотрении технического проекта разработки Лосиновского месторождения с просьбой направить конкретные замечания, устранение которых позволит доработать проектную документацию в соответствии с требованиями Правил.
25.08.2022 состоялась рабочая встреча в Министерстве по вопросу технического проекта разработки Лосиновского месторождения.
26.08.2022 ООО "АСК" обратилось в Министерство с просьбой предоставить ответ на обращение от 28.07.2022.
Ссылаясь на то, что ответы на обращения заявителя Министерством не даны, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным протокола от 30.06.2022 N 28.
Суд первой инстанции принял вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). На заявителя возлагается бремя доказывания нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых должна осуществляться в соответствии с утвержденными техническими проектами.
В соответствии с частью 2 статьи 23.2 Закона о недрах технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр или его соответствующим территориальным органом, и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно части 3 статьи 23.2 Закона о недрах состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (часть 4 статьи 23.2 Закона о недрах).
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2127 "О порядке подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" утверждены Правила, содержащие требования о согласовании документации с Федеральным агентством по недропользованию.
Согласно пункту 8 Правил проектная документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В Свердловской области технические проекты разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения согласовывает Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (подпункт 13 пункта 11 Положения, утв. постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-пп).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 25.12.2014 N 1097 утвержден Административный регламент предоставления МИПРиЭ СО государственной услуги "Согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 14 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:
- протокол Комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (далее - Комиссия) с решением о согласовании проектной документации;
- протокол Комиссии о мотивированном отказе в согласовании проектной документации с рекомендациями по доработке проектной документации.
В силу пункта 63 Административного регламента протокол заседания Комиссии оформляется в соответствии с Положением о Комиссии (в ред. Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 21.05.2019 N 801, согласно которому в пункте 62 слова "Протокол заседания Комиссии подписывается председателем - Министром и секретарем или членом Комиссии, его заменяющим" заменен словами "Протокол заседания Комиссии оформляется в соответствии с Положением о Комиссии").
Согласно оспариваемому протоколу от 30.06.2022 N 28 решение принято комиссией, созданной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 31.12.2013 N 963 (далее - приказ N 963).
В силу пункта 1.3 приказа N 963 комиссию возглавляет Председатель комиссии. Оперативное руководство работой осуществляет заместитель Председателя комиссии. Количество членов комиссии 8 человек. Заседание комиссии ведет Председатель или его заместитель. Организацию проведения заседаний Комиссии обеспечивает ее секретарь и заместитель (пункты 3.2 и 3.3 приказа N 963).
В соответствии с пунктом 3.4 приказа N 963 заседание считается правомочным при участии в нем не менее половины численного состава Комиссии.
На основании пункта 3.5 приказа N 963 решение Комиссии о согласовании или об отказе в согласовании Проектной документации принимается открытым голосованием простым большинством присутствующих ее членов. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего.
Пунктом 24 Правил указывается, что решение об отказе в согласовании проектной документации подписывается председателем комиссии или лицом, его замещающим.
Согласно пункту 3.6 приказа N 963 результаты заседания Комиссии оформляются протоколом в двух экземплярах, которые подписываются Председателем, его заместителем, остальными членами Комиссии и секретарем. В течение 5 рабочих дней с даты подписания протокол утверждается Министром природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто заявителем жалобы, согласно оспариваемому протоколу от 30.06.2022 N 28 решение принято комиссией в составе 4 человек, ни один из которых не является председателем комиссии или его заместителем. Протокол не подписан председателем комиссии или его заместителем (л.д. 41-42).
Кроме того, протокол содержит противоречивую информацию, а именно: комиссия пришла к выводу воздержаться от согласования технической документации заявителя, при этом в пункте 3 оспариваемого протокола содержатся основания для отказа в согласовании технического проекта, - нарушение подпункта "в" пункта 23 Правил, согласно которому основанием для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации является, в том числе несоответствие данных, указанных в проектной документации, заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
Между тем, принимая во внимание, что протокол Комиссии от 30.06.2022 N 28 утвержден Министром природных ресурсов и экологии Свердловской области Кузнецовым А.В., основания отказа поддержаны уполномоченным органом в отзыве, суд первой инстанции, несмотря на то, что решение комиссии принято с нарушениями приказа N 963 и фактически в нелегитимном составе, рассмотрел основания для отказа в согласовании технической документации по существу.
В заседании суда первой инстанции представитель Министерства подтвердил, что несоответствие данных выразилось в том, что годовой объем добычи горной массы не соответствует экспертизе запасов.
18.04.2016 заявителем получена лицензия серии СВЕ N 07566 ТП для геологического изучения полезных ископаемых (участок Лосиновский). Месторасположение участка недр: в 3,5 км севернее п. Лосиный и в 3,0 км юго-западнее п. Крутиха, на территории Березовского городского округа Свердловской области.
02.06.2021 открыто Лосиновское месторождение (свидетельство об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Свердловской области от 01.07.2021 N 22).
09.09.2021 заявителем получена лицензия серии СВЕ N 08684 ТЭ для разведки и добычи полезных ископаемых (месторасположение участка недр: в 3,5 км севернее пос. Лосиный, на территории Березовского городского округа Свердловской области).
Пунктом 4.1.5. условий пользования недрами (Приложение N 1 к лицензии СВЕ N 08684 ТЭ) предусмотрено, что срок подготовки и утверждения в установленном порядке технического проекта разработки месторождения, согласованного в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" - не позднее 12 месяцев с даты государственной регистрации лицензии.
В Отчете с подсчетом запасов гранитов Лосиновского участка на территории Березовского городского округа Свердловской области по состоянию на 01.01.2020, который был рассмотрен комиссией и утвержден Заключением N 6/21, годовой объем работ для выполнения расчётов технико-экономического обоснования (ТЭО) параметров временных разведочных кондиций был принят в размере 325 тыс.м3/год по горной массе.
Полученные параметры временных разведочных кондиций являются основанием для принятия решения о хозяйственной необходимости, технической возможности, экономической и социальной целесообразности разработки месторождения. Коммерческая оценка позволяет определить промышленную значимость запасов строительного камня, которые могут быть отработаны в условиях конкурентного рынка с экономическим эффектом (п. 5 Методических рекомендации по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов месторождений твердых полезных ископаемых (кроме углей и горючих сланцев), утверждены распоряжением Минприроды России от 05.06.2007 N 37-р).
Согласно проведенным геологоразведочным работам и технико-экономическим расчетам подсчитанные запасы строительного камня по состоянию на 01.01.2020 квалифицированы по их экономическому значению, как балансовые и утверждены Заключением N 6/21.
В дальнейшем в силу пункта 7 Приложения N 1 к Лицензии СВЕ N 08684 ТЭ от 09.09.2021 "Условия пользования недрами" уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность были определены представленным техническим проектом разработки Лосиновского месторождения строительного камня.
В техническом проекте разработки Лосиновского месторождения строительного камня приводится календарный план отработки карьера, эксплуатирующего запасы Лосиновского месторождения строительного камня (том 2, лист 56, таблица 2.15 технического проекта), следующего содержания: объем производства строительного камня определен ежегодными потребностями ООО "АСК" в добываемом сырье и составляет: 1 год реализации проекта - 200 тыс. м3; 2-3 года - по 400 тыс. м3; последующие года - по 920 тыс. м3 ежегодно.
Согласно пункту 7 Приложения N 1 "Условия пользования недрами" к лицензии СВЕ N 08684 ТЭ от 09.09.2021 уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
В столбце 2 "Производственный план по строительному камню, тыс.м3" в вышеуказанной таблице, используется термин "строительный камень". Под строительным камнем понимаются, и используются в широком смысле для обозначения скальных горных пород, перерабатываемые на различные строительные материалы (монолиты, блоки, плиты, щебень, песок и др.) и включенные в перечень полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым.
Распоряжением Минприроды РФ N 9-р, Правительства Свердловской области от 16.03.2006 N 01-49-142 "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Свердловской области" магматические породы включены в перечень общераспространенных полезных ископаемых по Свердловской области.
В соответствии с пунктом 4.2.1. заключения государственной экспертизы запасов от 26.03.2021 N 6/21 по материалам технико-экономического обоснования временных разведочных кондиций и подсчета запасов строительного камня Лосиновского участка, расположенного на территории Березовского городского округа Свердловской области (далее - Заключение), Комиссия постановила отнести к полезному ископаемому магматические породы Адуйского массива (граниты).
Согласно свидетельству об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Свердловской области от 01.07.2021 N 22 Лосиновское месторождение содержит общераспространенные полезные ископаемые.
Таким образом, термин "строительный камень" в Техническом проекте является тождественным понятию "полезное ископаемое" и составляет годовой объем добычи 200 тыс. м3 в первый год реализации проекта.
При этом в Заключении указывается, что годовая производительность по полезному ископаемому составляет 200 тыс. м3 (п. 7 в таблице 6 "Основные технико-экономические показатели целесообразности разработки запасов").
Следовательно, в техническом проекте разработки Лосиновского месторождения строительного камня (том 2, лист 56, таблица 2.15 технического проекта) указывается объем добычи полезного ископаемого в объеме аналогичным объему, отраженному в государственной экспертизе запасов от 26.03.2021 N 6/21 (пункт 7 в таблице 6 "Основные технико-экономические показатели целесообразности разработки запасов").
При этом судом не приняты доводы Министерства о влиянии годового объема добычи на исчисление разового платежа, т.к. в Заключении государственной экспертизы запасов приводится общая информация об экономической целесообразности отработки запасов для целей геологического изучения (оценки) гранитов с определением таких запасов гранитов, так как объектом государственной экспертизы являются запасы полезных ископаемых (статья 29 Закона о недрах, пункты 7, 24 Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 N 69), тогда как технический проект заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр (пункт 2 Правил), производительность по полезному ископаемому соответствует экспертизе запасов (200 тыс. куб.м), расчет платежа произведен уполномоченным органом по производительности по горной массе (325 тыс. куб.м).
Вторым, озвученным в заседании суда первой инстанции основанием к отказу, послужило несоответствие данных о месте и основных решениях размещения спецотвалов, отраженным в техническом проекте разработки Лосиновского месторождения строительного камня, государственной экспертизе запасов общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1002 раздела 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых", утвержденных приказом от 08.12.2020 N 505, запрещается размещение отвалов на площадях месторождений, подлежащих отработке открытым способом.
Согласно техническому проекту разработки Лосиновского месторождения строительного камня отработка месторождения предусмотрена открытым способом с применением буровзрывных работ и внешним отвалообразованием (том 2, Раздел 2.3.1, лист 28 и Раздел 2.3.2, лист 29 технического проекта).
Складирование вскрышных пород, извлекаемых в процессе эксплуатации Лосиновского месторождения строительного камня предусмотрено производить в 2 внешних отвала (Северный и Западный).
Хранение плодородного слоя почвы (ПСП) для целей рекультивации планируется в отдельном складе, расположенном вдоль восточного борта карьера (что соответствует ГОСТ 17.4.3.02-85 "Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ").
Также складированию в отвалы подлежат породы зачистки кровли залежи полезного ископаемого (том 2, Раздел 2.4.1, лист 56 технического проекта).
Согласно разделу "Геологическая характеристика участка недр" - Приложение N 6 "Сведения об участке недр" к лицензии СВЕ N 08684 ТЭ от 09.09.2021, весь объем вскрышных пород (1362,2 тыс. м3) должен складироваться в спецотвалы (ПРС на восточном, глинисто-песчано-щебнистые отложения на северном и западных бортах карьера).
Согласно последнему абзацу пункта 3.8. (страница 7) государственной экспертизы запасов от 26.03.2021 N 6/21 весь объем вскрышных пород (1362,2 тыс. м3) должен складироваться в спецотвалы (ПРС на восточном, глинисто-песчано-щебнистые отложения на северном и западных бортах карьера) и использоваться для проведения рекультивации карьера после завершения его отработки.
В соответствии с экспертным заключением о соответствии документации "Технический проект разработки Лосиновского месторождения строительного камня" от 14.02.2023 (ООО "НПО УГГУ", 2022) общепринятой горной терминологией полагается, что выражение "на борту" означает, что объект расположен на дневной поверхности на безопасном удалении от границы карьера.
В Отчете с подсчетом запасов, утвержденном комиссией МПР СО, как и в Техническом проекте, внешние отвалы расположены за пределами границ карьера на безопасном удалении от них. В свою очередь термин "на погашенном борту" означает, что объект расположен на поверхности погашенной карьерной выемки, при этом уступы на этом участке приведены в безопасное нерабочее состояние.
Если принимать во внимание такое требование, то для размещения отвала на погашенном борту необходимо: - предварительно извлечь на полную глубину карьера (30-40 м) и привести уступы в нерабочее положение, т.е. погасить участок карьера до проектной отметки +220 м для размещения внутреннего отвала; - извлечь горную массу (полезное ископаемое и вскрышные породы) в количестве, сопоставимом с 40-45% общего объема всего карьера; - удалить почвенно-растительный слой и покрывающие вскрышные породы (ориентировочно) на 45-50% площади карьера (около 600-650 тыс.м3). В этом варианте опять необходимы дополнительные площади за пределами лицензионного участка, т.к. размещать отвал на площадях, подлежащих открытой разработке запрещается (абз.5 п.1002 разд.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых", утвержденных приказом от 08.12.2020 N 505: "Запрещается размещение отвалов на площадях месторождений, подлежащих отработке открытым способом".). Размещение почвенно-растительного слоя на погашенном борту карьера приведет к полной потере этого ценного ресурса из-за перемешивания с глинисто-песчано-щебнистой вскрышей или его "размазывания" по поверхности погашенного борта при раздельном извлечении и складировании с невозможностью безопасного извлечения при рекультивационных работах, что противоречит требованиям ГОСТ 17.4.3.02-85 "Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ" - п. 3.1 Плодородный слой почвы, не использованный сразу в ходе работ, должен быть сложен в бурты - п. 3.4. Под бурты должны быть отведены непригодные для сельского хозяйства участки или малопродуктивные угодья, на которых исключается подтопление, засоление и загрязнение промышленными отходами, твердыми предметами, камнем, щебнем, галькой, строительным мусором. Согласно п. 4.20 ГОСТ Р 59057-2020 "Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель": "Внешние породные отвалы, хвостохранилища, золо-, шлаконакопители и другие промышленные отвалы должны быть расположены преимущественно на неудобных землях (в отработанных карьерах, провалах, оврагах, балках и т.п.) с соблюдением соответствующих санитарных норм и правил, с учетом рельефа местности и господствующих направлений ветров, течения рек и водотоков, расположения населенных пунктов и предприятий, с соблюдением установленных для этих объектов санитарно-защитных зон".
В заседании суда первой инстанции 10.04.2023 представитель третьего лица пояснил, что размещение отвалов (одного из двух) изменено, но такое изменение не влечет изменение площади отвалов. Изменение места положения одного из отвалов вызвано фактической ситуацией разработки карьера, а именно, учтено транспортное сообщение, отсутствие необходимости обустройства дополнительных дорог, что отвечает принципу целесообразности и рациональности недропользования, т.к. при размещении отвалов в ранее запроектированном варианте повлечет необходимость вложения денежных средств из-за увеличения протяженности дороги, для устройства которой необходимо задействовать земли лесного фонда, тогда как изменение места размещения одного из отвалов исключит такую необходимость и позволит заявителю рационально использовать ресурсы.
Доводы Министерства о том, что отвалы возможно разместить по периметру карьера, судом первой инстанции не приняты с учетом того, что они не основаны на законе и не отвечают принципам недропользования.
При изложенных обстоятельствах, приняв во внимание, что Министром протокол только утверждается, а комиссия в нелегитимном составе предложила воздержаться от поддержания технической документации заявителя, суд первой инстанции признал, что по существу технический проект заявителя не рассматривался, фактически причины отказа озвучены только в судебном заседании, поэтому и вопреки доводам, изложенным Министерством в апелляционной жалобе, суд правомерно признал оспариваемый протокол от 30.06.2022 N 28 незаконным.
При этом суд справедливо указал на то, что существование протокола от 30.06.2022 N 28 не позволяет заявителю реализовать свое право на рассмотрение технического проекта по существу, в связи с чем возложил на Министерство обязанность рассмотреть техническую документацию заявителя по существу, отметив при этом, что рассмотренные судом основания для отказа не могут быть положены уполномоченным органом повторно в основание отказа в согласовании проектной документации.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы Министерства фактически направлены на иную оценку обстоятельств дела и представленных доказательств, признаваемых значимыми в целях принятия оспариваемого судебного акта, однако не опровергают обоснованность выводов суда первой инстанции.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 апреля 2023 года по делу N А60-65041/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Н.Якушев |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-65041/2022
Истец: ООО "АГРОСТРОЙКОМПЛЕКС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА