г. Чита |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А10-6519/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бурятской таможни на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 апреля 2023 года по делу N А10-6519/2022 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к Бурятской таможне (ОГРН 1020300891346, ИНН 0323053338) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 05 октября 2022 года N10718000-1604/2022,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Маликовой Ю.В., представителя по доверенности от 09 декабря 2020 года;
от заинтересованного лица: Лебедева Д.С., представителя по доверенности от 28 декабря 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Бурятской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 05 октября 2022 года N 10718000-1604/2022.
Решением суда от 18 апреля 2023 года требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке, указав, что на основании части 5 статьи 4.4 КоАП РФ и пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" оспариваемое постановление не подлежит исполнению.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель выразил согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель заявителя оспорил по мотивам, приведенным в отзыве.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
В соответствии с приказом Бурятской таможни от 20 августа 2020 года N 528 "О создании постоянной зоны таможенного контроля на территории железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российский Федерации Наушки (Республика Бурятия) и в соответствии с генеральным разрешением N 10718000/131221/00007/4 железнодорожной (далее ж/д) станции Наушки Восточно-Сибирской дирекции Управления движением структурного подразделения Центральной дирекции Управления движением - филиала ОАО "РЖД" разрешено временное хранение в период с 1 января 2022 года по 30 апреля 2022 года включительно товаров в ином месте - в постоянной зоне таможенного контроля (далее ПЗТК) на территории, расположенной в пределах границ прямоугольной формы на железнодорожных путях с N 3 по N 13, N41, N42 железнодорожной станции Наушки ОАО "РЖД", общей площадью 67235 кв. м., расположенной по адресу: 671820, Республика Бурятия, Кяхтинский район, п. Наушки, ул. Вокзальная, 33.
ОАО "РЖД" как лицо, осуществляющее временное хранение товаров в иных местах временного хранения, и являющееся лицом, ответственным за формирование и передачу документов отчетности по формам ДО-1 и ДО-2, 26.01.2022 в 15 часов 37 минут местного времени представило в таможенный орган отчет о выдаче товара со склада по форме ДО-2 от 28 декабря 2021 года N 81017.
Из анализа указанного отчета Бурятской таможней установлен факт предоставления недостоверных сведений о дате и времени выдачи товаров со склада, а именно, в графе 12 "Дата и время выдачи со склада" указано - 28 декабря 2021 года 10:54, тогда как согласно истории состояний локомотива N 684, представленной письмом Эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ - структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции тяги-структурного подразделения Дирекции тяги-филиала ОАО "РЖД" от 5 августа 2022 года N 12/17, товар (локомотив N 684) 22 декабря 2021 года в 17 часов 06 минут московского времени (22 часа 06 минут местного времени) был передислоцирован в ремонтный корпус ст. Наушки, не являющимся, согласно вышеупомянутым приказом Бурятской таможни, иным местом временного хранения товаров.
В ходе проведенной проверки таможенным органом установлено, что ОАО "РЖД" в нарушение требований, установленных приказом ФТС России от 18 марта 2019 года N 444, в таможенный пост ЖДПП Наушки 26 января 2022 года в 15 часов 37 минут местного времени представлен отчет по форме ДО-2 от 28 декабря 2021 года N 81017, содержащий недостоверные сведения о дате и времени выдачи товара с временного хранения.
Уведомлением от 26 августа 2022 года N 16-04-20/03716 ОАО "РЖД" сообщено о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении 16 сентября 2022 года в 10 часов 30 минут. Уведомление направлялось электронной почтой (26 августа 2022 года), а также заказным письмом (29 августа 2022 года).
16 сентября 2022 года сотрудником таможенного поста ЖДПП Наушки Бурятской таможни в отношении ОАО "РЖД" в отсутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 10718000-1604/2022 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), выразившегося в представлении отчета по форме ДО-2, содержащего недостоверные сведения о дате и времени выдачи товара с временного хранения. Протокол направлен в адрес ОАО "РЖД" 19 сентября 2022 года.
Определением от 26 сентября 2022 года назначено время и место рассмотрения дела об АП на 05 октября 2022 года на 14 часов 50 минут.
05 октября 2022 года заместителем начальника Бурятской таможни вынесено постановление N 10718000-1604/2022 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 7 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО "РЖД" обжаловало его в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требования, основанные на правильном применении следующих правовых норм и установлении фактических обстоятельств.
Согласно статье 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).
Статьей 99 ТК ЕАЭС установлено, что местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи может осуществляться временное хранение товаров. Временное хранение товаров может осуществляться на территории свободного склада, территории СЭЗ, в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров, а также в иных местах, определенных Кодексом или законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с положениями пункта 8 части 1 статьи 90 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N289-ФЗ) иными местами временного хранения товаров являются железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств. Временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров в случаях, предусмотренных пунктами 3-12 части 1 настоящей статьи, осуществляется с письменного разрешения таможенного органа, выдаваемого на основании обращения заинтересованного лица. На лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 92 настоящего Федерального закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя.
Частью 5 статьи 92 Закона N 289-ФЗ предусмотрено, что получатель товаров обязан представлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона. В случае утраты товаров, передачи их третьим лицам без разрешения таможенных органов, а также в случае использования товаров, хранящихся на складе получателя товаров, не в целях их временного хранения получатель товаров обязан уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в соответствии со статьей 103 Кодекса Союза как лицо, осуществляющее временное хранение товаров в месте, не являющемся складом временного хранения.
В соответствии со статьей 18 ТК ЕАЭС, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся; иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях. Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с пунктом 5 частью 1 статьи 13 Закона N 289-ФЗ лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, обязаны представлять отчетность о хранящихся товарах.
Частью 1 статьи 13 Закона N 289-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности.
За непредставление и (или) несвоевременное представление в установленный срок в таможенный орган отчетности, а равно за представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 5 к приказу ФТС России от 18 марта 2019 года N 444 владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение, ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения), ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него.
Каждая из форм отчетности носит самостоятельный характер и направлена на получение таможенным органом актуальной информации о товарах.
Согласно пункту 4 Приложения N 5 к Приказу N 444 отчет по форме ДО -2 представляется владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) таможенному посту не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения).
Заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения, указанного в пункте 2 приложения N 4 к настоящему приказу) (пункт 6 приложения N 5 к приказу N 444). При этом в графе "Основания выдачи товара со склада" указываются реквизиты документов, оформленных в соответствии с целями, указанными в пункте 11 приложения N 1 к настоящему приказу, и регистрационный номер уведомления, предусмотренного пунктом 12 приложения N 1 к настоящему приказу.
Графы "Наименование товара", "Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС", "Количество грузовых мест", "Вес товара брутто (в кг.) или объем товара (в куб. м.) (либо в дополнительных единицах измерения)", "Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах" заполняются на основании сведений, содержащихся в отчетности по форме ДО-1, документах, указанных в пункте 9 приложения N 1 к Приказу, а также с учетом сведений, указанных в уведомлении, предусмотренном пунктом 12 приложения N 1 к Приказу.
Пунктом 8 Приложения N 5 к Приказу N 444 предусмотрено, что таможенный пост проверяет полноту и достоверность сведений, указанных в принятых отчетах, и регистрирует их в журнале регистрации документов отчета.
Согласно пункту 12 приложения N 1 к приказу N 444 таможенный пост, осуществляющий контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения), на котором размещены подлежащие выдаче и вывозу товары, в течение 1 часа с момента оформления документов в соответствии с целями, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, направляет владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) уведомление, являющееся разрешением на выдачу товаров (части товаров) с СВХ (иного места временного хранения) и имеющее регистрационный номер и содержащее информацию о факте оформления, реквизитах указанных документов, а также сведения о товарах, подлежащих выдаче (наименование товаров, код товара, количество грузовых мест, вес брутто/нетто, стоимость товаров, буквенный код валюты, номер транспортного (коммерческого) документа, порядковые номера декларируемых товаров) (далее уведомление). Регистрационный номер уведомления формируется по схеме: 11111111/222222/3333333, где:
11111111 - код таможенного поста;
222222 - день, месяц, последние две цифры года;
3333333 - порядковый регистрационный номер.
Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, на которое в силу действующего законодательства возложена обязанность по представлению отчетности в таможенный орган.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, связанные с представлением в таможенный орган отчетности.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного приведенной нормой КоАП РФ, составляют, в том числе, действия лица, выразившиеся в предоставлении недостоверной отчетности.
Судом первой инстанции установлено, что ОАО "РЖД" в таможенный орган предоставлен отчет по форме ДО-2 N 81017 от 28 декабря 2021 года, содержащий недостоверные сведения, а именно: в графе 12 "Дата и время выдачи со склада" указано - 28.12.2021 10:54, тогда как согласно истории состояний локомотива N 684, представленной письмом Эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ - структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции тяги-структурного подразделения Дирекции тяги-филиала ОАО "РЖД" от 5 августа 2022 г N 12/17, товар (локомотив N 684) 22 декабря 2021 года в 17 часов 06 минут московского времени (22 часа 06 минут местного времени) передислоцирован в ремонтный корпус ст. Наушки, не являющимся, согласно вышеупомянутым приказом Бурятской таможни, иным местом временного хранения товаров.
Наличие состава правонарушения подтверждается материалами дела и заявителем не оспорено.
Суд апелляционной инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы, признает правильным вывод суда первой инстанции о необоснованном неприменении таможенным органом положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ), в соответствии с которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Установив, что постановлением Бурятской таможни от 05 октября 2022 года N 10718000-1603/2022 ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в представлении с нарушением срока того же отчета ДО-2 от 28 декабря 2021 года N 81017, выявленного таможенным органом при проведении одного мероприятия таможенного контроля, и указанное постановление вступило в законную силу и исполнено обществом, суд первой инстанции обоснованно указал на неправомерность неприменения таможенным органом положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении N 10718000-1604/2022.
При установленных по делу обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований.
Правовая позиция таможенного органа, изложенная в апелляционной жалобе, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления (05.10.2022) действовала новая редакция статьи 4.4 КоАП РФ.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 апреля 2023 года по делу N А10-6519/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-6519/2022
Истец: ОАО РЖД в лице У-У отделения ВСЖД
Ответчик: Бурятская таможня