город Омск |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А70-17905/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Косачевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5218/2023) индивидуального предпринимателя Вьюхова Валерия Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.03.2023 по делу N А70-17905/2022 (судья Игошина Е.В.), принятое по иску акционерного общества "Газпром Газораспределение Север" (ОГРН 1027200785677, ИНН 7203058440) к индивидуальному предпринимателю Вьюхову Валерию Владимировичу (ОГРНИП 316723200083649, ИНН 182810098640) о взыскании 2 194 502 руб. 54 коп., по встречному иску предпринимателя к обществу о признании сделки недействительным и взыскании 966 655 руб. 18 коп. третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области (ОГРН 1087232026200, ИНН 7202187072),
при участии в судебном заседании представителе:
индивидуального предпринимателя Вьюхова Валерия Владимировича - Дорониной Н.М. (по доверенности);
представителя акционерного общества "Газпром Газораспределение Север" - Мойсейко Н.В. (доверенность от 01.01.2023);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром Газораспределение Север" (далее - истец, общество, газпром) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Вьюхову Валерию Владимировичу (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании 1 266 169 руб. 50 коп. задолженности по договору о подключении (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения от 12.07.2018 N ВГ/ТЦФ100/4095/18 (далее - договор), 928 333 руб. 04 коп. пени за нарушение сроков оплаты за период с 30.09.2021 по 23.08.2022.
Определением от 31.10.2022 судом первой инстанции принято к производству встречное исковое заявление предпринимателя к обществу о признании дополнительного соглашения от 26.02.2021 N 3 к договору от 12.07.2018 N ВГ/ТЦФ-100/4095/18 недействительным и взыскании 966 655 руб. 18 коп
Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области (далее - Департамент); судом принято уменьшение по первоначальному иску в части пени до 517 941 руб. 91 коп.
Истец по первоначальному иску заявил ходатайство об уточнении размера иска в части пени до 489 639 руб. 07 коп. за период с 02.10.2022 по 23.03.2023.
Судом первой инстанции принято уменьшение размера иска в части пени (статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 31.03.2023 по делу N А70-17905/2022 первоначальные исковые требования удовлетворены частично.
С предпринимателя в пользу общества взыскан 1 266 169 руб. 50 коп. основного долга, 191 639 руб. 56 коп. неустойки, 30 558 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины, всего 1 488 367 руб. 06 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано. Обществу возвращено из федерального бюджета 3 415 руб. государственной пошлины. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела (пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ), поскольку не принято во внимание, что цена договора изменена после его исполнения, что лишило ответчика права выбора в части дальнейшего исполнения договора, заявить отказ от него; сделаны выводы несоответствующие, изложенным в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ), а именно, о том, что ответчиком совершались действия по сохранению договорных отношений.
Возражая против доводов истца, общество представило отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции, представитель предпринимателя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ответил на вопросы суда.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев апелляционную жалобу, возражения на нее, заслушав позиции сторон, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения по настоящему делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между обществом (далее - исполнитель) и предпринимателем (далее - заявитель) заключен договор (т.1л.д.12-15), по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства - автомойка, спортивный комплекс (далее - объект капитального строительства) к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности или ином законном основании, к сети газораспределения заявителей, либо к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, технологически связанным с сетями исполнителя, с учетом максимальной нагрузки (часовым расходом газа) газоиспользующего оборудования. Заявитель принял на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка: 625007, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Широтная, д. 12 в соответствии с условиями настоящего договора, а также оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) (пункт 1 договора).
В силу пункта 2 договора в редакции дополнительного соглашения от 12.07.2018 N 1 (т. 1 л.д. 16-17) подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения по форме согласно приложению N 1 (далее - технические условия), являющимися неотъемлемой частью настоящего договора. Технические условия действительны в течение всего периода действия настоящего договора.
Срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 2 (два) года со дня заключения настоящего договора (пункт 3 договора).
Пунктом 4 договора установлено, что под точкой подключения (технологического присоединения) в настоящем договоре понимается место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления или газораспределения заявителя.
В объем мероприятий по осуществлению технологического присоединения для сетевой организации в силу пункта 6 договора в редакции дополнительного соглашения от 12.07.2018 N 1 включались следующие действия: разработать проектную документацию на создание (реконструкцию) сети газораспределения до точки (точек) подключения (технологического присоединения) на границе земельного участка заявителя (проект газоснабжения) и получить на нее положительное заключение экспертизы (при необходимости создания сети газораспределения) в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации; направить заявителю в течение 5 рабочих дней после окончания разработки проектной документации, но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), установленных в настоящем договоре, информацию о расположении точки подключения (технологического присоединения), за исключением заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя; осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки (точек) подключения, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее срока, предусмотренного пунктом 3 настоящего договора; уведомить заявителя об окончании срока действия настоящего договора не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в соответствии с пунктом 3 договора; осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении, осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по форме согласно приложению N 2 к настоящему договору; осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного настоящим договором дня подключения (технологического присоединения), но не ранее подписания акта о готовности сетей; направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства не позднее 10 дней со дня получения запроса заявителя в письменной форме; согласовать в письменной форме с собственником земельного участка строительство сетей газораспределения, необходимых для подключения объекта капитального строительства заявителя, в случае строительства сетей газораспределения на земельных участках, находящихся в собственности третьих лиц; направить в адрес заявителя в течение 3 рабочих дней со дня осуществления действий по подключению (технологическому присоединению) подписанный со своей стороны акт о подключении (технологическом присоединении) по форме согласно приложению N 3 (далее - акт о подключении), являющийся неотъемлемой частью настоящего договора.
В соответствии с пунктом 6 договора исполнитель вправе участвовать в приемке скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения; перенести срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя к сети газораспределения без изменения сроков внесения платы за технологическое присоединение на срок, необходимый для проведения проверки исполнителем готовности сети заявителя, если заявитель не предоставил исполнителю возможность осуществить проверку готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению и пуску газа.
В пункте 7 договора в редакции дополнительного соглашения от 12.07.2018 N 1 стороны согласовали, что заявитель обязался осуществить мероприятия по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка; разработать на основании технических условий проектную документацию (в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации) о создании сети газопотребления от точки (точек) подключения (технологического присоединения) до газоиспользующего оборудования (информацию о точках подключения направляет исполнитель); представить исполнителю 1 экземпляр раздела утвержденной в установленном порядке проектной документации, который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации заявителем предусмотрена законодательством Российской Федерации); обеспечить исполнителю доступ к объектам капитального строительства для мониторинга выполнения заявителем технических условий; в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанного в настоящем договоре максимального часового расхода газа, в срок, определенный сторонами, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в настоящий договор (изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величину, указанную в технических условиях); обеспечить создание сети газопотребления на принадлежащем заявителю земельном участке от точки (точек) подключения (технологического присоединения) до газоиспользующего оборудования; представить исполнителю документ о согласовании собственником земельного участка строительства объектов сетей инженерно-технического обеспечения для подключения объекта капитального строительства заявителя, расположенного на земельном участке, находящемся в собственности третьих лиц; уведомить исполнителя о выполнении технических условий после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями; внести плату за подключение (технологическое присоединение) в размере и сроки, которые установлены настоящим договором; подписать акт о готовности сетей в день его составления исполнителем. В день осуществления фактического подключения (врезки и пуска газа) стороны подписывают акт разграничения имущественной принадлежности по форме согласно приложению N 4 (далее - акт разграничения имущественной принадлежности), акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению N 5 (далее - акт разграничения ответственности), являющиеся неотъемлемой частью настоящего договора, и акт о подключении (пункт 9 договора).
В соответствии с пунктом 18 договора в случае нарушения одной из сторон сроков исполнения своих обязательств по настоящему договору такая сторона в течение 10 рабочих дней со дня наступления срока исполнения обязательств уплачивает другой стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения настоящего договора, и общего размера платы по настоящему договору за каждый день просрочки.
Согласно пункту 10 договора в редакции дополнительного соглашения от 12.07.2018 N 1 размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства (далее - плата) составил 555 632 руб. 12 коп., в том числе НДС 18 процентов 84 757 руб. 44 коп.
Внесение платы за технологическое присоединение заявителями второй и третьей категории осуществляется в следующем порядке:
- 25 процентов платы, что составляет 138 908 руб. 03 коп., в том числе НДС 18 процентов 21 189 руб. 36 коп., в течение 11 рабочих дней со дня заключения настоящего договора;
- 25 процентов платы, что составляет 138 908 руб. 03 коп., в том числе НДС 18 процентов 21 189 руб. 36 коп., в течение 3 месяцев со дня заключения настоящего договора, но не позднее дня фактического подключения (технологического присоединения);
- 35 процентов платы, что составляет 194 471 руб. 24 коп., в том числе НДС 18 процентов 29 665 руб. 01 коп., в течение 1 года со дня заключения настоящего договора, но не позднее дня фактического подключения (технологического присоединения);
- 15 процентов платы, что составляет 83 344 руб. 82 коп., в том числе НДС 18 процентов 12 713 руб. 62 коп., в течение 11 рабочих дней со дня подписания о подключении.
Согласно техническим условиям от 22.05.2018 N ВГ/ТЦФН-100/12629/17 (далее - ТУ) при наличии подписанного сторонами договора ТУ действуют до истечения срока действия договора.
В соответствии с дополнительным соглашением от 26.02.2021 N 3 размер окончательной стоимости по договору, согласно распоряжению Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 11.02.2021 N 29/01-05-ОС, составил 2 788 456 руб. 80 коп., в том числе НДС 464 742 руб. 80 коп.
Сторонами 14.09.2021 подписан акт о подключении (технологическом присоединении) N ВГ/ТЦФ-100/4095/18.
Ответчик частично исполнил обязательства по оплате услуг по технологическому присоединению, услуги оплачены в размере 1 522 287 руб. 30 коп. (проект акта сверки, платежные поручения об оплате услуг, т.1л.д.94-102).
Задолженность ответчика перед истцом с учетом частичных оплат за услуги по технологическому присоединению объектов электроэнергетики составила 1 266 169 руб. 50 коп. (2 788 456 руб. 80 коп. - 1 522 287 руб. 30 коп.).
Ссылаясь на то, что принятые на себя обязательства по внесению платы за технологическое присоединение в установленные договором сроки предприниматель не исполнил, платежи произведены несвоевременно и не в полном объеме, общество обратилось в суд с иском о взыскании платы по договору и неустойки за просрочку внесения платы по договору.
Предприниматель исковые требования не признал, считая размер платы за технологическое присоединение, установленный дополнительным соглашением от 26.02.2021 N 3 завышенным и необоснованным, обратился в суд со встречным иском к обществу о признании дополнительного соглашения от 26.02.2021 N 3 недействительным и взыскании неосновательного обогащения.
Арбитражный суд Тюменской области, руководствуясь положениями статей 166, 167, 179, 314, 330, 333, 424, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пунктами 2, 59, 60, 83, 87, 96, 105, Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314 в редакции, действовавшей на момент заключения договора), пунктами 26(21), 26(22), 26(23) постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода" (далее - Основные положения N 1021), пунктом 99 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", пунктами 71, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление N 7), пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 N 5467/14, установив, что мероприятия по технологическому подключению предусматривают прокладку газопровода протяженностью 428 м бестраншейным способом, что свидетельствует о необходимости установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, определенной по индивидуальному проекту, приняв во внимание, что цена договора установлена распоряжением Департамента от 11.02.2021 N 29/01-05-ОС в сумме 2 788 456 руб. 80 коп., в том числе НДС 464 742 руб. 80 коп., признал исковые требования обоснованными. В части неустойки установил основания для ее снижения, в связи с чем исковые требования удовлетворил частично. При этом суд первой инстанции оснований для удовлетворения требований о признании недействительным дополнительного соглашения не установил, в связи с чем в удовлетворении встречных требований отказал.
Оспаривая принятое судом первой инстанции решение, ответчик считает необоснованным отказ в признании недействительным дополнительного соглашения от 26.02.2021 N 3, установившего стоимость технологического присоединения в размере 2 788 456 руб. 80 коп., и, как следствие, удовлетворение исковых требований на сумму основного долга 1 266 169 руб. 50 коп.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Так, обращаясь с встречным исковым заявлением, предприниматель просит признать недействительным дополнительное соглашение от 26.02.2021 N 3.
В обоснование встречного требования предприниматель указывает на то, что к моменту подключения к сетям газоснабжения температура окружающей среды достигла экстремально низких показателей, объекты газоснабжения промерзли и начали частично разрушаться, а работники выполняли свою деятельность в недопустимых температурных условиях, в связи с чем предприниматель полагает, что был вынужден просить газпром поставить газ на объекты капитального строительства. Без газоснабжения осуществление деятельности автомойки является убыточным, так как необходимо осуществлять отопление помещений автомойки и подогрев воды с помощью электричества и дизель-генераторов. Необходимой мощности не хватало на отопление помещения и подогрева воды. Ответчик нес экономически не обоснованные и не запланированные затраты на дизельное топливо, чтобы обеспечить работу дизель-генераторов и повышенное потребление электроэнергии.
Согласно разрешению на ввод объекта (автомойки) в эксплуатацию N 72-304493-2016 от 29.10.2019 здание автомойки было введено в эксплуатацию 29 октября 2019 года.
Ответчик планируя свои затраты, рассчитывал на то, что истец подключит его к сети газораспределения в июле 2020 года, однако этого не произошло из-за действий истца.
Письмом от 15.02.2021 N МТ-И/452/21 газпром направил оферту договора поставки газа N 63-5-56-7155/21Д и дополнительного соглашения N 6-01 к нему.
После подписания сторонами договора поставки газа началась его поставка на объект, в связи с чем предприниматель посчитал, что договор исполнен сторонами в полном объеме.
Однако 17.02.2021 сразу после подписания договора поставки газа и его пуска газпром направил письмо N ГМС-И/797/21 с приказом Департамента от 11.02.21 N 29/01-05-ОС с предложением подписать дополнительное соглашение N 3, согласно которому размер окончательной стоимости подключения (технологическом присоединении) объекта заявителя к сети газораспределения по договору от 12.07.2018 N ВГ/ТЦФ-100/4095/18 составил 2 788 456 руб. 80 коп., в том числе НДС 464 742,80 руб.
Предприниматель полагает, что у него не имелось выбора, кроме как подписать указанный проект дополнительного соглашения от 26.02.2021 N 3 к договору N ВГЯЦФ-100/4095/18 от 12.07.2018, поскольку объект строительства (автомойка) подключен к газоснабжению и поставка газа уже осуществлялась.
Таким образом, предприниматель считает, что дополнительное соглашение от 26.02.2021 N 3 подписано под влиянием неблагоприятных для него обстоятельств, а также вследствие введения его в заблуждение со стороны газпрома и подлежит признанию недействительным в порядке статьи 179 ГК РФ.
На основании пункта 3 статьи 179 ГК РФ сделка на крайне невыгодных условиях, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
В силу указанной нормы права для признания оспариваемой сделки кабальной необходимо: наличие обстоятельств, которые подтверждают ее заключение для истца на крайне невыгодных условиях, то есть на условиях, не соответствующих интересу этого лица, существенно отличающихся от условий аналогичных сделок; тяжелые обстоятельства возникли вследствие их стечения, то есть являются неожиданными, предвидеть которые или их предотвратить не представлялось возможным; контрагент потерпевшего, зная о таком тяжелом стечении обстоятельств у последнего, тем не менее, совершил с ним эту сделку, воспользовавшись этим положением, преследуя свой в этом интерес (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2016 N 305-ЭС16-9313).
Только при наличии в совокупности указанных признаков сделка может быть оспорена по мотиву ее кабальности; самостоятельно каждый из признаков не является основанием для признания сделки недействительной.
В настоящем случае крайне невыгодные условия предприниматель связывает прежде всего с ценой договора, которая спорным дополнительным соглашением увеличена до 2 788 456 руб. 80 коп.
Соответственно оценке подлежит цена договора, которая в настоящем случае обладает рядом особенностей, в связи со спецификой правоотношений сторон по технологическому присоединению к сетям газоснабжения.
В силу второго абзаца пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Договор о технологическом присоединении по всем своим существенным условиям соответствует договору возмездного оказания услуг. К правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются, помимо специальных норм, положения главы 39 ГК РФ, а также общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III ГК РФ).
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (часть 1 статьи 781 ГК РФ).
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) и подпункту "з" пункта 4 Основных положений N 1021 государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежит плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В силу пункта 87 Правил N 1314 в случае, если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и (или) устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за технологическое присоединение, определяемый исходя из действующих на тот момент стандартизированных тарифных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение, и предварительных технических параметров подключения (технологического присоединения). При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении. Впоследствии размер платы в договоре о подключении корректируется путем заключения дополнительного соглашения, в частности, для случая, когда размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту, - после утверждения размера платы за технологическое присоединение таким органом.
По смыслу изложенного пункта 87 Правил N 1314 следует, что цена договор о технологическом присоединении указанная изначально в договоре является предварительной и может быть изменена путем заключения дополнительного соглашение в случае, когда размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту.
Из фактических обстоятельств дела следует, что изначально при заключении договора 12.07.2018 расчет платы за технологическое присоединение установлен исходя стандартизированных тарифных ставок, установленных для общества распоряжением Департамента от 27.12.2017 N 776/01-21 и составлял 555 632 руб. 12 коп. при проведении газопровода траншейным способом (расчет цены включал в себя протяженность участка стального газопровода, протяженность участка полиэтиленового газопровода, максимальный часовой расход газа, индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ).
В последующем, в письме от 14.08.2020 газпром указал, что по итогам проведения ряда подготовительных мероприятий, направленных на осуществление технологического присоединения получены сведения о правообладателях земельных участков и подготовке схем на кадастровом плане территории в землеустроительной организации 08.04.2019.
Трасса проектируемого газопровода проходила по восьми земельным участкам: по семи из них были получены правоустанавливающие документы.
Общество с ограниченной ответственностью "Ашан", общество с ограниченной ответственностью "Леруа мерлен восток", общество с ограниченной ответственностью "Стройпроект" которым на праве собственности в равных долях принадлежит земельный участок с КН 72:17:1313001:18977, выразили отказ в установлении сервитута.
В связи с поступившим отказом, газпромом рассмотрены три альтернативных варианта прохождения трассы, проектируемого подводящего газопровода, к объекту, расположенному по адресу: 625007, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Широтная, д. 12 (автомойка, спортивный комплекс), по двум из них получены отказы.
На 13.08.2020 ведется процедура по оформлению земельного участка под строительство проектируемого подводящего газопровода.
По четвертому варианту согласованной трассы газопровода сведения получены в марте 2020 года, трасса проектируемого газопровода проходит по четырем земельным участкам, принадлежащим Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - ДИО ТО). По двум участкам (КН 72:23:0000000:12829, неразграниченные земли) получены правоустанавливающие документы, по оставшимся двум участкам (КН 72:23:0000000:12839, КН 72:23:0000000:9474) получены распоряжения об установлении публичного сервитута.
10.08.2020 распоряжения направлены в Департамент для заключения соглашения, предусматривающих размер платы за установление публичных сервитутов (срок рассмотрения 30 рабочих дней).
По завершению указанных мероприятий газпром приступит к выполнению строительно-монтажных работ.
В изложенном письме, газпром проинформировал предпринимателя о том, что изменились условия подключения, поскольку собственники земельных участков, через которые прокладывает газопровод траншейным способы отказали в ее прокладывании по их участку. Соответственно схема подключения автомойки возможна только при использовании альтернативных вариантов, которые повлекут за собой изменение цены договора.
Поскольку предприниматель не выразил каких-либо возражений против использования альтернативных вариантов подключения к сетям газоснабжения (возражения касались только пункта 1 дополнительного соглашения N 2 в редакции со сроком действия до 12.09.2020 (т.1л.д.74)), 05.10.2020 обществом в адрес предпринимателя направлено письмо N ГГСИ/3257/20 (т.4л.д.29) об изменении в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) объекта автомойка, спортивный комплекс по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 12 в части информации о газопроводе в точке подключения и направлен запрос в Департамент от 18.01.2021 N ГГСИ/93/21 (т.1л.д.164-167) о рассмотрении расчетных материалов и установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования заявителя к газораспределительным сетям исполнителя по индивидуальному проекту согласно представленных документов.
В ответ запрос общества Департамент распоряжением от 11.02.2021 N 29/01-05-ОС установил стоимость технологического присоединения в сумме 2 788 456 руб. 80 коп., в том числе НДС 464 742 руб. 80 коп., по индивидуальному проекту с учетом особенностей подключения объекта ответчика.
Из изложенного коллегия судей заключает о том, что спорное дополнительное соглашение не заключено в условиях вынужденности, поскольку предприниматель, действуя добросовестно и с должной степенью осмотрительности, мог отказаться от альтернативных способов подключения, логичным следствием которых являлось изменение технических условий и изменения цены договора.
Также не имеется оснований для выводов о том, что дополнительное соглашение заключалось на невыгодных условиях, не соответствующих интересу предпринимателя или существенно отличались от условий аналогичных сделок, принимая во внимание тот факт, что цена за услугу технологического присоединения к сетям газоснабжения является регулируемой и подлежит обязательному установлению органом, который устанавливает данные цены - в настоящем случае Департаментом.
При этом регулируемая цена, устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений учитывает все особенности реализации такого рода услуг и, следовательно, является экономически обоснованной.
Следовательно, цена договора в дополнительном соглашении от 26.02.2021 N 3, установленная распоряжением Департамента, не является необоснованной или заведомо ухудшающей условия сделки в связи с тем, что такая цена формируется государственным органом с учётом условий технологического подключения.
Кроме того, следует принять во внимание, что договор технологического присоединения является публичным договором и в соответствии с пунктом 2 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения.
Согласно части 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.
В связи с чем истец при установлении цены правомерно руководствовался, установленной Департаментом стоимостью услуг.
Обстоятельства того, что договор фактически исполнен сторонами до заключения оспариваемого дополнительного соглашения не имеет правового значения, с учетом особенностей исполнения договора об оказании услуг технологического присоединения к сетям газоснабжения, предусмотренных положениями Правил N 1314, предполагающих с учетом изменения возможного подключения (индивидуального проекта) корректировки цены договора путем заключения дополнительного соглашения.
Следовательно, тот факт, что технологическое подключение осуществлено ранее изменения цены договора не влияет на действительность соглашения, которым установлена эта цена, поскольку таковая в данном случае установлена в полном соответствии с техническими условиями и фактическим выполнением технологического присоединения по договору.
Доводы о том, что предприниматель настаивал на изначальном способе подключения, приведены ответчиком без учета отсутствия такой возможности в связи с отказом собственников ряда земельных участков об установлении сервитута.
Об этом истец информировал ответчика, то есть о невозможности использовать способ подключения, установленный при заключении договора, однако предприниматель уклонился от выяснения всех обстоятельств и исследования возможности подключения к сетям газоснабжения траншейным способом (возражения исполнителю предъявлялись только относительно затягивания процесса подключения и срока продления договора), самостоятельно не предложил иного варианта подключения, предполагающего меньшую цену.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно заключил об отсутствии оснований для признания дополнительного соглашения от 26.02.2021 N 3 недействительным, признав требования истца о взыскании платы за технологического присоединение в сумме 1 266 169 руб. 50 коп. обоснованным.
Самостоятельных возражений относительно фактического осуществления технологического присоединения, внесения платы в сумме 472 287 руб. 30 коп., взыскания неустойки в размере 191 639 руб. 56 коп. с учетом снижения ее размера в порядке статьи 333 ГК РФ, апелляционная жалоба не содержит, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по таким условиям суд апелляционной инстанции не имеет (часть 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.03.2023 по делу N А70-17905/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-17905/2022
Истец: АО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ СЕВЕР"
Ответчик: ИП Вьюхов Валерий Владимирович
Третье лицо: Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области