г. Хабаровск |
|
14 июня 2023 г. |
А73-17261/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Самар Л.В.
судей Пичининой И.Е., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухиной К.Р.
при участии в заседании:
от Филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО - Банниковой Екатерины Романовны, по доверенности от 02.12.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения Администрации Хабаровского муниципального района
на решение от 31.03.2023
по делу N А73-17261/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
к Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 4 197 870, 96 руб.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное Жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России (далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, РСО) обратилось в арбитражный суд к Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - ответчик, КОЖД) с иском о взыскании 4 197 870,96 руб. (с учетом принятых судом уточнений суммы иска в порядке статьи 49 АПК РФ) убытков в связи с применением регулируемой цены на тепловую энергию и ГВС за 2-й квартал 2022 г. в п.Корфовский.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Министерство ЖКХ Хабаровского края и Минфин Хабаровского края (далее - соответственно Министерство ЖКХ края и Минфин края).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.03.2023 с Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края за счет местной казны в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России взысканы 4 197 870, 96 руб. убытки, связанные с применением тарифов на тепловую энергию.
Не согласившись с принятым судебным актом КОЖД обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение от 31.03.2023 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится за счет средств бюджета Хабаровского края, в связи с чем судом удовлетворены требования к ненадлежащему ответчику. Полагает, что истец не относится к государственным учреждениям - получателям субсидии, по смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Указывает на возможность ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России получать гранды в форме субсидии на компенсацию межтарифной разницы. КОЖД обращает внимание суда на то, что в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России направлялось соглашение N ГТ/22-1 на предоставление гранта на 2022 год, однако указанное соглашение не заключено. Заявитель жалобы считает, что истец уклонялся от исполнения требований КОЖД, в связи с чем, причиной убытков являются действия самого истца и названные расходы не подлежат взысканию в судебном порядке.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023 апелляционная жалоба принята к производству, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Шестого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.6aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по доводам апелляционной жалобы возражал, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной инфраструктуры и предоставляет коммунальные услуги в интересах Вооруженных Сил РФ с 01.04.2017 в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155.
Во исполнение вышеуказанного приказа истец в заявленный период осуществлял предоставление услуг теплоснабжения населению, проживающему на территории п.Корфовский Хабаровского муниципального района.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.02.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", истец является теплоснабжающей организацией.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 г. N 41/28 установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в спорный период в размере 4 711, 69 руб./Гкал. (без учета НДС).
Постановлением губернатора Хабаровского края от 14.12.2021 г. N 130 установлен предельный максимальный тариф на тепловую энергию на 2022 г. в отношении населения, проживающего в муниципальных районах Хабаровского края, не относящихся к районам Крайнего Севера, в размере 2 058, 07 руб./Гкал. (без учета НДС).
Таким образом, установленный Постановлением губернатора Хабаровского края от 14.12.2021 г. N 130 предельно максимальный тариф на тепловую энергию на 2022 год для населения, проживающего на территории Хабаровского края, ниже установленного Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 г. N 41/28 тарифа на тепловую энергию на 2021-2025 годы для потребителей ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Обеспечив население п. Корфовский тепловой энергией в период с 01.04.2022 по 30.06.2022, расчеты за которую осуществлены по предельному для этой категории потребителей тарифу, истцом понесены потери в размере 4 291 739, 43 руб., которые с учетом правовых позиций, изложенных в постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3169/2021 от 01.07.2021, N Ф03-2613/2021, N Ф03-2466/2021, N Ф03-2338/2021 от 22.06.2021, верно квалифицированы как потери коммерческих организаций от оказания услуг по регулируемым тарифам неделиктные обязательственные.
В целях досудебного урегулирования спора истец в адрес ответчика направил требование от 02.09.2022 N 370/У/4/43839 об оплате задолженности.
Претензия ответчиком оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования в связи с частичным погашением задолженности КОЖД, что подтверждается платежным поручением от 23.12.2022 и просил взыскать с ответчика 4 197 870,96 руб.
Повторно исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П отмечено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) разъяснено, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение (пункт 1).
Таким образом, за органами публичной власти различных уровней в пределах их полномочий по тарифному регулированию признано право устанавливать для населения тарифы в размере ниже экономически обоснованных, которому корреспондирует обязанность по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям, вызванных межтарифной разницей (разницей между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и размером тарифа, установленным ниже экономически обоснованного).
Порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающей организации, исходя из положений пункта 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В силу статей 6, 69 БК РФ законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением на публично-правовые образования, могут быть возложены обязательства в соответствующем финансовом году предоставить участнику хозяйственного оборота средства из бюджета, именуемые в связи с этим расходными или бюджетными.
Положениями статьи 69 вышеуказанного Кодекса закреплено, что для исполнения бюджетных обязательств применяются, в том числе, бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, направляемые также на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В силу статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации представляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Хабаровском крае механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения".
Согласно статьям 2, 3 данного Закона, компенсация убытков производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Финансирование расходов на компенсацию убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, предусмотрена в Законе Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению".
Пунктом 2.2 Правил предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр, расчет субвенции, подлежащей перечислению в бюджет муниципального образования края в текущем месяце, осуществляется органами местного самоуправления.
Субвенции предоставляются министерством жилищно-коммунального хозяйства края в соответствии с распределением субвенций и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на указанные цели в текущем финансовом году.
Постановлением Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 16.10.2018 N 1582 "Об утверждении Порядка предоставления организациям субсидий на возмещение убытков от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Хабаровского муниципального района", утвержден Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в соответствии с которым организации для получения средств на возмещение убытков осуществляют учет отпущенной населению тепловой энергии на отопление.
В соответствии с пунктом 1.5 Постановления N 1582, установлено, что главным распорядителем средств бюджета муниципального района по предоставлению субсидии является Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района
Согласно пункту 1.6. Постановления N 1582, субсидия предоставляется в пределах полученных субвенций, предусмотренных бюджетом Хабаровского края на возмещение убытков организациям от применения регулируемых Цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, на соответствующий финансовый год.
Согласно пункту 1.7. Постановления N 1582, право на получение субсидии имеют организации, отвечающие в совокупности следующим критериям: предоставление населению Хабаровского муниципального района. Хабаровского края тепловой энергии для оказания услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению; экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, установленный для организации Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - экономически обоснованный тариф), превышает установленный предельно максимальный тариф, утвержденный постановлением Губернатора Хабаровского края (далее - предельный максимальный тариф для населения).
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России соответствует указанным критериям, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязано отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов.
Таким образом, осуществив в спорный период деятельность по теплоснабжению населения по установленным льготным тарифам, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России вправе требовать возмещения потерь в соответствии с вышеназванными нормами права субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец, осуществив в спорный период деятельность по теплоснабжению населения по установленным льготным тарифам, вправе требовать возмещения потерь в соответствии с вышеназванными нормами субъекта Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы о незаключении истцом соглашения о получении гранда, а также о том, что статьей 78 БК РФ не предусмотрено предоставление субсидий государственным учреждениям, к которым относится истец, отклоняется как несостоятельный, поскольку предметом настоящего спора является взыскание потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей, а не суммы субсидии.
Ссылка комитета на неверно определенный его процессуальный статус в деле, в качестве ответчика, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном толковании норм постановления Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр, учитывая установленное обеспечение комитета для реализации переданных ему государственных полномочий финансирования из краевого бюджета запланированным размером субвенций, а также положения пункта 1 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150.
При таких обстоятельствах решение суда, по содержащимся в апелляционной жалобе доводам, отмене или изменению не подлежит.
Нарушений являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.03.2023 по делу N А73-17261/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Самар |
Судьи |
И.Е. Пичинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17261/2022
Истец: ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, ФГБУ Филиал "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО