город Омск |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А46-17454/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Губанищевой У.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5394/2023) Департамента жилищной политики Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 10.04.2023 по делу N А46-17454/2022 (судья Ухова Л.Д.), принятое по иску общества "Омские распределительные тепловые сети" (ИНН 5503249258, ОГРН 1145543013868) к Департаменту жилищной политики Администрации города Омска (ИНН 5503205740, ОГРН 1085543022234; адрес: 644043, г. Омск, ул. Гагарина, д. 34) при участии общества с ограниченной ответственностью "Артклинингдомострой" (ИНН 5503253800, ОГРН 1145543045592) о взыскании 50 001 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента жилищной политики Администрации города Омска - Гальчук Е.В. (по доверенности от 27.04.2023 N исх-ДИП/3232 сроком действия один год);
от акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" - Соловьевой М.В. (по доверенности от 03.03.2023 N 164 сроком действия по 31.12.2023);
от общества с ограниченной ответственностью "Артклинингдомострой" - Бровкина В.Г. (по доверенности от 22.05.2023 сроком действия до 31.12.2023); и.о. директора Боженова А.В. (приказ от 06.06.2023 о назначении временно исполняющего обязанности директора);
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омские распределительные тепловые сети" (далее-АО "ОмскРТС", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Артклинингдомострой" (далее - ООО "Артклинингдомострой") о взыскании 50 001 руб., в том числе: 45 001 руб. задолженности за поставленную тепловую энергию в комнату N 1 кв.8, расположенную в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Омск, ул. Училищная, д.2 и 5000 руб. пени за период с 02.01.2021 по 31.03.2022, а также пени с 01.04.2022 по день фактического погашения долга.
Определением от 21.12.2022 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищной политики Администрации города Омска (далее - Департамент).
Определением от 06.02.2022 произведена замена ненадлежащего ответчика - ООО "Артклинингдомострой" на надлежащего - Департамент.
АО "ОмскРТС" представило письменные уточнения исковых требований, согласно которым истец просил взыскать 74 993 руб. 58 коп., из которых: 64 791 руб.
22 коп. - основной долг, 10 202 руб. 36 коп. - пени, в том числе;
- задолженность за поставленную тепловую энергию в период с 01.10.2020 по 31.07.2022 включительно, в квартиру N 1 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Училищная, д. 2, в размере 47 846 руб. 06 коп.; за горячее водоснабжение (далее - ГВС) в размере 2 588 руб. 48 коп.;
- пени, начисленные в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по оплате тепловой энергии, рассчитанные за период с 02.01.2021 по 06.02.2023, в размере 7 940 руб. 23 коп.;
- пени, начисленные в связи с неисполнением денежного обязательства, с 07.02.2023 по день фактического исполнения денежного обязательства;
- задолженность за поставленную тепловую энергию в период с 01.10.2020 по 31.07.2022 включительно, в квартиру N 8/1 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Училищная, д. 2, в размере 11 768 руб.20 коп.; за ГВС в размере 2 588 руб. 48 коп.;
- пени, начисленные в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по оплате тепловой энергии, рассчитанные за период с 02.01.2021 по 06.02.2023, в размере 2 262 руб. 13 коп.;
- пени, начисленные в связи с неисполнением денежного обязательства, с 07.02.2023 по день фактического исполнения денежного обязательства, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 49 АПК РФ, принял к рассмотрению заявленные уточнения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.04.2023 по делу N А46-17454/2022 исковые требования удовлетворены, распределены судебные расходы истца.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части взыскания задолженности и неустойки в отношении жилого помещения по адресу: г. Омск, ул. Училищная, д. 2, кв. 1, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Мотивируя свои возражения против оспариваемого судебного акта, ответчик приводит доводы об отсутствии оснований для возложения на Департамент обязательства по оплате коммунального ресурса в период, когда жилое помещение являлось заселённым по договору служебного найма.
В подтверждение своих доводов податель жалобы представил договор найма служебного жилого помещения от 02.12.2021 N ДЖП/691, а также справку и трудовую книжку в отношении сотрудника, которому данное жилое помещение предоставлено.
Обозначенные документы приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в целях правильного, полного и всестороннего установления имеющих значение для дела обстоятельств, принятия законного и обоснованного судебного акта (часть 2 статьи 268 АПК РФ, пункт 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", пункт 5 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Западно-Сибирского округа на тему: "Актуальные вопросы применения арбитражного процессуального законодательства Российской Федерации и законодательства об энергоснабжении", принятые по итогам заседания, состоявшегося 24.05.2019, утвержденные Президиумом Арбитражного суда Западно-Сибирского округа 15.11.2019).
Общество и ООО "Артклинингдомострой" представили отзывы на апелляционную жалобу, где высказались против доводов ответчика.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители ООО "Артклинингдомострой" просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решения по настоящему делу подлежит изменению.
При этом апелляционный суд учитывает, что самостоятельных возражений относительно взыскания задолженности и неустойки по квартире N 8/1 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Училищная, д. 2, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в этой части суд апелляционной инстанции не имеет (часть 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Как следует из материалов дела, обращение общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском мотивировано ненадлежащим исполнением департаментом (потребителем) обязательства по оплате тепловой энергии и горячей воды, отпущенных в целях предоставления коммунальных услуг, в том числе в отношении квартиры N 1 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Училищная, д. 2.
Обязанность Департамента по оплате стоимости таких услуг обоснована истцом принадлежностью жилого помещения муниципальному образованию, полномочия которого в части управления собственностью исполняет ответчик, отсутствием проживающих в квартире граждан, а также наличием прямых договоров между истцом, как ресурсоснабжающей организацией, и собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств предоставления спорного жилого помещения на условиях социального найма в спорный период.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ответчик не оспаривает факт предоставления истцом коммунальных услуг, наличие прямых договоров. Однако полагает, что обязательство по оплате стоимости коммунальных услуг не может быть возложено на Департамент в связи с наличием договора найма служебного жилого помещения от 02.12.2021 N ДЖП/691.
Данные доводы заслуживают внимания, исходя из следующего.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Если подача абоненту через присоединенную сеть электроэнергии, холодной воды, горячей воды, тепловой энергии на отопление осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ).
В этом случае согласно прямому указанию пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В силу норм действующего жилищного законодательства на лиц, владеющих имуществом на праве собственности, распространяются требования части 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 ЖК РФ по содержанию общего имущества в МКД и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании приведенных норм, признав доказанным факт поставки обществом в спорный период тепловой энергии и горячей воды в спорное жилое помещение, суд первой инстанции пришел к выводу о возникновении у ответчика обязанности по несению расходов на оплату коммунальных услуг, удовлетворили требование общества о взыскании долга с Департамента.
Однако такая обязанность не может быть возложена на ответчика за весь исковой период.
Так, согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Положения части 2 статьи 30 ЖК РФ предусматривают право собственника жилого помещения предоставить его во владение и (или) в пользование гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством и ЖК РФ.
Служебные жилые помещения в соответствии с частью 1 статьи 92 ЖК РФ относятся к специализированному жилищному фонду.
Такие помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 93 ЖК РФ).
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (части 1, 5 статьи 100 ЖК РФ).
К пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 ЖК РФ, если иное не установлено другими федеральными законами.
Согласно статье 678 ГК РФ и пункту 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (часть 2 статьи 153 ЖК РФ).
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
По правилам части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Таким образом, обязанность по внесению платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе жилого помещения по договору найма, к которому относится и договор найма служебного жилого помещения.
В данном случае ответчиком представлен такой договор, а именно, договора найма служебного жилого помещения от 02.12.2021 N ДЖП/691 в отношении квартиры N 1 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Училищная, д. 2, следовательно, оснований для взыскания стоимости коммунальных услуг с Департамента после заключения указанного договора в силу приведенных выше норм права не имелось.
В связи с этим во взыскании задолженности за период с 02.12.2021 по 31.07.2022 (16 664 руб. 23 коп.), а также начисленной на такую задолженность неустойки (1 231 руб. 88 коп.) по обозначенному жилому помещению следовало отказать.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит изменению, апелляционная жалоба ответчика частичному удовлетворению.
При этом апелляционный суд считает необходимым дополнить резолютивную часть указанием на размер неустойки, подлежащей взысканию до момента фактического погашения долга, в целях внесения правовой определенности в отношения сторон в этой части.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу положений частей 1, 5 статьи 110 АПК РФ относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований. Вместе с тем в связи с освобождением Департамента от уплаты государственной пошлины, таковая взысканию с него не подлежит сверх понесенных истцом судебных расходов, также и не распределяются судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 10.04.2023 по делу N А46-17454/2022 изменить, изложив его резолютивную часть следующим образом:
Взыскать с Департамента жилищной политики Администрации города Омска (ИНН 5505207743, ОГРН 1105543004676; адрес: 644099, г. Омск, ул. Гагарина, д. 34) в пользу акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" (ИНН 5503249258, ОГРН 1145543013868; адрес: 644037, г. Омск, ул. Партизанская, д. 10) 48 126 руб. 99 коп. задолженности и 8970 руб. 48 коп. неустойки с дальнейшим взыскание пени с 07.02.2023 по день фактического исполнения денежного обязательства в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" (ИНН 5503249258, ОГРН 1145543013868) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 716 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17454/2022
Истец: АО "ОМСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ООО "АРТКЛИНИНГДОМОСТРОЙ"
Третье лицо: Департамент жилищной политики Администрации города Омска