г. Москва |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А41-102002/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Жидок Д.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Управления лесного хозяйства Воронежской области - извещено, представитель не явился;
от заинтересованного лица по делу - Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - ООО "ВОРОНЕЖНЕДРА" - Переславцев В.С. адвокат по доверенности от 01.06.2022;
от третьего лица по делу - ООО "Массивстрой" - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - Гостева Ю.Д. - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - Жданкиной О.Ю. - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - Дорофеевой О.Н. - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - ИП Дорофеева В.Ф. - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - Мелихова В.Г. - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - Гусева С.А. - извещено, представитель не явился;
от третьего лица по делу - Федерального агентства лесного хозяйства - извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2023 года по делу N А41-102002/22, по заявлению Управления лесного хозяйства Воронежской области к Департаменту лесного хозяйства по Центральному федеральному округу о признании недействительным п. 1 предписания от 09.09.2022 N 12-ВП/2022, третьи лица: ООО "ВОРОНЕЖНЕДРА"; ООО "Массивстрой"; Гостев Юрий Дмитриевич; Жданкина Оксана Юрьевна; Дорофеева Ольга Николаевна; ИП Дорофеев Владимир Федорович; Мелихов Владимир Григориевич; Гусев Сергей Алексеевич, Федеральное агентство лесного хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Управление лесного хозяйства Воронежской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (далее - административный орган, заинтересованное лицо, Департамент) с требованием:
- о признании недействительным пункта 1 предписания Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу N 12-ВП/2022 от 09.03.2022.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Управления лесного хозяйства Воронежской области, Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, ООО "Массивстрой", Гостева Ю.Д., Жданкиной О.Ю., Дорофеевой О.Н., ИП Дорофеева В.Ф., Мелихова В.Г., Гусева С.А., Федерального агентства лесного хозяйства, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ООО "ВОРОНЕЖНЕДРА" в своем выступлении возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 14.12.2021 N 619 (с изменениями от 15.12.2021 N 631), проведена внеплановая документарная и выездная проверка исполнения органом государственной власти Воронежской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в части соответствия проектов освоения лесов, получивших положительное заключение экспертизы, нормам лесного законодательства, правоустанавливающим документам, лесохозяйственным регламентам лесничеств, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также наличия оснований для внесения изменений в проекты освоения лесов.
В ходе проверки проведен анализ материалов, подтверждающих исполнение пункта 11 предписания от 30.12.2020 N 32/2020 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении Управлением лесного хозяйства Воронежской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (далее - Предписание), содержащего требования о перерасчете арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений, направлении письменных уведомлений арендаторов об изменении (увеличении) размера арендной платы и о сумме, подлежащей уплате, а также внесении данных о недополученном доходе в ответствующую отчетность.
На основании проверки установлено (п. 2.1 акта проверки), что между Управлением лесного хозяйства Воронежской области и
- ООО ВОРОНЕЖНЕДРА" заключен договор N 65 от 14.12.2018 для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов N 396 от 05.03.2019),
- ООО ВОРОНЕЖНЕДРА" заключен договор N 73 от 25.08.2020 для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов N 1027 от 15.09.2020),
- ООО "Массив Строй" заключен договор N 37 от 21.07.2011 для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов N 64э от 01.09.2015),
- Гостевым Ю.Д. заключен договор N 49 от 07.08.2012 аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства (выращивание сельскохозяйственных растений) (положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов N 40 от 16.01.2019);
- Гусевым С.А заключен договор N 99 от 13.10.2014 аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства (выращивание сельскохозяйственных растений) (положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов N 1427 от 11.09.2019);
- Дорофеевой О.Н. заключен договор N 17 от 30.03.2018 аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства (выращивание сельскохозяйственных растений) (положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов N 700 от 11.04.2019);
- Дорофеевым В.Ф заключен договор N 30 от 22.10.2010 аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства выращивание сеянцев и саженцев деревьев и кустарников (положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов N 698 от 11.04.2019);
- Жданкиной О.Ю. заключен договор N 48 от 07.08.2012 аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства (выращивание сельскохозяйственных растений) (положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов N 95 от 18.01.2019).
- Мелиховым В.Г. заключен договор N 50 от 07.08.2012 аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства (выращивание сельскохозяйственных растений) (положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов N 39 от 18.01.2019).
По вышеуказанным договорам аренды лесных участков, Управлением утверждены положительные заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов, вопреки действующему лесному законодательству, а именно, указанные лесные участки, по мнению заинтересованного лица, расположены на особо защитных участков лесов "Участки лесов (шириной 1 км) вокруг сельских населённых пунктов и садовых товариществ".
Договоры аренды от 14.12.2018 N 65 и от 25.08.2020 N 73 (ООО ВОРОНЕЖНЕДРА") и от 21.07.2011 N 37 (ООО "МассивСтрой") заключены в целях разработки полезных ископаемых.
Перечень объектов не связанных с лесной инфраструктурой, которые возможны к проектированию строительства установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р "Об утверждении перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов" (далее - Распоряжение 849-р), которым не предусмотрено строительство карьера на особо защитных участках лесов.
По договорам аренды лесных участков от 07.08.2012 N 49 (Гостев Ю.Д.), 13.10.2014 N 99 (Гусев С.А.), от 07.08.2012 N 48 (Жданкина О.Ю.) и от 07.08.2012 N 50 (Мелихов В.Г.), предоставленных в пользование с целью ведения сельского хозяйства (выращивание сельскохозяйственных культур) и от 30.03.2018 N 17 (Дорофеева О.Н.), от 22.10.2010 N 30 (Дорофеев В.Ф), предоставленных в пользование с целью создания лесных питомников и их эксплуатации, утверждены положительные заключения государственной экспертизы руководителем Управления лесами Воронежской области, по мнению заинтересованного лица, вопреки п.4 ст. 119 Лесного кодекса Российской Федерации, которым запрещено ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства на лесных участках, отнесенных к ОЗУ.
Действия Управления по утверждению положительных заключений проектов освоений лесов, по мнению заинтересованного лица, вопреки действующему законодательству, нарушают принципы использования лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарногигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, ставят под грозу жизнь и здоровье граждан.
В связи с чем, заинтересованным лицом сделан вывод, что проекты освоения лесов, указанные в таблице 2.1 Акта не возможны к использованию, положительные заключения подлежат отмене.
По результатам проверки составлен акт проверки от 29.12.2021 N 120-ВВП.
В связи с выявленными нарушениями, Департаментом лесного хозяйства по Центральному Федеральному округу в адрес Управления лесного хозяйства Воронежской области выдано предписание от 09.03.2022 N 12-ВП/2022.
Обжалуемым предписанием (п. 1) заявителю предписано:
- отменить утвержденные положительные заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов разработанные с нарушением установленных требований (по договорам аренды, указанным в таблице 2.1 Акта проверки от 29.12.2021 N 120-ВВП).
Не согласившись с предписанием (в части пунктов 1) заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий.
В выписках из государственного лесного реестра в отношении арендованных лесных участков, предоставленных по договорам аренды N 48 от 07.08.2012 (Жданкина О.Ю.), N 49 от 07.08.2012 (Гостев Ю.Д.), N 65 от 14.12.2018 (ООО "Воронежнедра"), N 73 от 25.08.2020 (ООО "Воронежнедра"), N 30 от 22.10.2010 (ИП Дорофеев В.Ф.), N 17 от 30.03.2018 (Дорофеева О.Н.), N 37 от 21.07.2011 (ООО "Массив Строй"), N 50 от 07.08.2012 (Мелихов В.Г.), имеющихся в материалах дела также не содержится сведений о выделении ОЗУ в границах Давыдовского и Новоусманского лесничеств Воронежской области.
Согласно части 7 статьи 119 ЛК РФ выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего кодекса.
В силу пункта 16 статьи 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе, принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов.
Пунктом 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 ЛК РФ) и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ.
Таким образом, принятие решений о выделении ОЗУ является исключительно полномочием Рослесхоза.
Во исполнение указанных правовых норм приказами Рослесхоза от 31.08.2017 N 444 и от 20.06.2019 N 785 выделены особо защитные участки лесов на территории Воронежской области в Аннинском, Бобровском, Бутурлиновском, Воронежском, Воронцовском, Острогожском и Теллермановском лесничествах.
В настоящее время на территории Новоусманского и Давыдовского лесничеств в установленном порядке особо защитные участки лесов не выделены.
В Аннинском лесничестве Воронежской области ОЗУ выделены приказом Рослесхоза только в 2019 году, в то время как договор с Гусевым С.А. заключен в 2014 году, к тому же по решению суда.
Следует отметить, что в силу пункта 8 статьи 119 JIK РФ обязательным приложением к решению о выделении особо защитных участков лесов является текстовое и графическое описание местоположения границ таких земель, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Кроме того, лесохозяйственные регламенты Давыдовского и Новоусманского лесничеств Воронежской области не содержат сведений, что на территории данных лесничеств выделены какие-либо особо защитные участки лесов.
Заинтересованным лицом в материалы дела не представлено решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о выделении особо защитных участков леса в границах Давыдовского и Новоусманского лесничеств Воронежской области.
Поскольку императивной нормой закона установлено, что для выделения особо защитных участков леса и установления их границ необходимо решение Федерального агентства лесного хозяйства, которое в данном случае отсутствует, довод Заинтересованного лица, что арендованные лесные участки относятся к особо защитным участкам лесов в силу закона, не обоснован.
Таким образом, до принятия уполномоченным органом соответствующего решения о выделении особо защитных участков лесов на территории Давыдовского и Новоусманского лесничеств с указанием текстового и графического описания местоположения их границ такие особо защитные участки лесов нельзя признать установленными.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно установлено, что пункт 1 предписания вынесен без достаточных на оснований и является неисполнимым, как следствие нарушает права заявителя, в связи с чем подлежит признанию недействительным, а требования заявителя удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2023 по делу N А41-102002/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-102002/2022
Истец: Управление лесного хозяйства Воронежской области
Третье лицо: Гостев Юрий Дмитриевич, Гусев Сергей Алексеевич, Дорофеева Ольга Николаевна, Жданкина Оксана Юрьевна, ИП Дорофеев Владимир Федорович, Мелихов Владимир Григориевич, ООО "ВОРОНЕЖНЕДРА", ООО "Массивстрой", Федеральное агенство лесного хозяйства, ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ