г. Воронеж |
|
15 июня 2023 г. |
А36-10579/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.06.2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Аришонковой Е.А.
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белкиным Д.Ю.,
при участии:
от частного учреждения здравоохранения "Больница "РЖД-Медицина" города Елец": Катурова А.Г., представитель по доверенности N 7 от 09.01.2023, паспорт гражданина РФ, диплом; Катуров А.В., главный врач, приказ о назначении, паспорт гражданина РФ;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области: представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу частного учреждения здравоохранения "Больница "РЖД-Медицина" города Елец"
на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.03.2023 по делу N А36-10579/2022
по заявлению частного учреждения здравоохранения "Больница "РЖД-Медицина" города Елец" (Липецкая обл., г. Елец, ОГРН 1044800113071, ИНН 4821016054)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Липецкой области (г. Липецк, ОГРН 1024840823424, ИНН 4825001789)
о признании недействительным (незаконным) акта проверки от 27.10.2022 в части размера штрафа, подлежащего уплате в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств ОМС, что составляет 963 556 руб. 76 коп.,
о признании недействительным требования об уплате штрафа от 09.11.2021 N 1851/06 в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств ОМС, что составляет 963 556 руб. 76 коп.,
о снижении размера штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Частное учреждение здравоохранения "Больница "РЖД-Медицина" города Елец" (далее - ЧУЗ "РЖД-Медицина" г. Елец", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Липецкой области (далее - ТФОМС Липецкой области, фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным (незаконным) акта проверки от 27.10.2022 в части размера штрафа, подлежащего уплате в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств ОМС, что составляет 963 556 руб. 76 коп.; о признании недействительным требования об уплате штрафа от 09.11.2021 N 1851/06 в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств ОМС, что составляет 963 556 руб. 76 коп.; о снижении размера штрафа с размера 10 % от суммы нецелевого использования средств ОМС, что составляет 963 556 руб. 76 коп., до 9 635 руб.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.03.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, ЧУЗ "РЖД-Медицина" г. Елец" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ЧУЗ "РЖД-Медицина" г. Елец" указало, что требование ТФОМС Липецкой области об уплате штрафа в части 450 000 руб. (10 %) за отвлечение денежных средств за период январь - июнь 2022 года в общей сумме 4 500 000 руб. со счета ОМС не подлежит удовлетворению в силу законодательного приостановления начисления штрафных санкций на основании постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497). Использование учреждением денежных средств ОМС не по целевому назначению было допущено в связи с обстоятельствами крайней необходимости, а именно распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Отвлечение заявителем денежных средств ОМС на счет по приносящей доход деятельности за 2021 год составило 5 135 567,63 руб. При этом денежные средства были возмещены на счет, предназначенный для учета средств, поступающих от фонда, в кратчайшие сроки.
12.05.2023 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от ТФОМС Липецкой области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором фонд просил обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В отзыве ТФОМС Липецкой области отразило, что выводы суда полностью основаны на нормах действующего законодательства и на документах, имеющихся в материалах дела.
В судебное заседание явились представители учреждения, фонд явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Представители учреждения не поддержали ходатайство о приобщении к материалам дела бухгалтерского баланса за 2021 год, приложенного к апелляционной жалобе, поскольку он имеется в материалах дела, в связи с чем, данный вопрос судом не рассматривался.
Отзыв на апелляционную жалобу был приобщен к материалам дела.
Представители учреждения поддержали доводы апелляционной жалобы, считали обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просили его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Выслушав представителей заявителя, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании приказа директора ТФОМС Липецкой области N 61 от 21.09.2022 в период с 28.09.2022 по 27.10.2022 фондом была проведена плановая комплексная проверка деятельности ЧУЗ "РЖД-Медицина" г. Елец" по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 326-ФЗ), а также целевого использования средств обязательного медицинского страхования (ОМС), по результатам которой составлен акт от 27.10.2022 (л.д. 8 - в электронном виде).
В ходе проверки было установлено, что со счета, предназначенного для учета средств ОМС, поступающих от ТФОМС Липецкой области и страховых медицинских организаций, N 40703810634410013728 осуществлялось отвлечение денежных средств ОМС на счет по приносящей доход деятельности в сумме 9 635 567,63 руб., в том числе: за 2021 год - 5 135 567,63 руб. (платежные поручения от 05.03.2021 N 336, от 01.04.2021 N 594, от 07.04.2021 N 660, от 07.04.2021 N 661, от 08.04.2021 N 640, от 15.04.2021 N 703, от 16.07.2021 N 1530), за январь-июнь 2022 года - 4 500 000 руб. (платежные поручения от 11.05.2022 N 1162, от 06.06.2022 N 1576, от 07.06.2022 N 1605, от 08.06.2022 N 1617, от 08.06.2022 N 1654).
При этом заявителем был осуществлен самостоятельный возврат денежных средств в полном объеме на расчетный счет (платежные поручения от 11.03.2021 N 384, от 28.06.2021 N 1364, от 08.04.2021 N 641, от 09.04.2021 N 684, от 19.04.2021 N 715, от 19.07.2021 N 1535, от 30.05.2022 N 1427, от 29.06.2022 N 1876, от 30.06.2022 N 1879, от 22.06.2022 N 1787, от 21.06.2022 N 1775, от 23.06.2022 N 1822).
В адрес ЧУЗ "РЖД-Медицина" г. Елец" направлено требование от 09.11.2022 N 1851/06, где указано на обязанность учреждения возвратить в бюджет ТФОМС Липецкой области использованные не по назначению денежные средства, а также уплатить штраф в размере 985 490 руб. 05 коп.
Не оспаривая факт нарушения, указывая на уважительность причины отвлечения денежных средств, ЧУЗ "РЖД-Медицина" г. Елец" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регулируются ФЗ N 326-ФЗ.
Согласно статье 9 ФЗ 326-ФЗ субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, а также участники обязательного медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
В соответствии со статьей 37 ФЗ N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу в соответствии с настоящим Федеральным законом договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч. 1 ст. 39 ФЗ N 326-ФЗ).
Исходя из ч. 1 ст. 13 ФЗ N 326-ФЗ, территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 34 ФЗ N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Как следует из п. 12 ч. 7 ст. 34 ФЗ N 326-ФЗ, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н утвержден Порядок осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (далее - Порядок).
Исходя из пунктов 27, 28, 31 Порядка, территориальным фондом осуществляется контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности и включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации: организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность.
Контроль осуществляется путем проведения проверок.
Комплексная проверка проводится в целях рассмотрения комплекса вопросов, связанных с соблюдением законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании и с использованием средств обязательного медицинского страхования за определенный период деятельности медицинской организации.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в частности, бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 147 БК РФ).
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 147 БК РФ установлено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование (ч. 3 ст. 306.4 БК РФ).
Использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Как следует из пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (п. 5 ч. 2 ст. 20 ФЗ N 326-ФЗ).
Согласно ч. 9 ст. 39 ФЗ N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности и (или) обратиться в суд (п. 49 Порядка).
Пунктом 2.1 Тарифного соглашения на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Липецкой области на 2021 год, утвержденного решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС от 19.01.2021, установлено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств. Уплата штрафа производится в течение месяца после предъявления требования, уплата пени производится после истечения срока, установленного требованием о возврате сумм нецелевого использования средств. Самостоятельный возврат медицинской организацией до проведения проверки суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования не освобождает ее от уплаты штрафа. Пени в этом случае не начисляются.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1648-О отмечено, что в силу Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинская организация вправе получать средства ОМС исключительно за оказание медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Частью 7 ст. 35 ФЗ N 326-ФЗ определена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В пункте 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 193 Правил N 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды (пункт 195 Правил N 108н).
Исходя из вышеизложенного единственным критерием для признания расходов в системе обязательного медицинского страхования целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи или отнесение к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
ЧУЗ "РЖД-Медицина" г. Елец" является медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций (реестровый номер 480114), осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальной программе обязательного медицинского страхования Липецкой области.
Заявителем заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2022 N 74.
Разделом 8 договора определены обязанности учреждения по уплате штрафа в фонд за использование не по целевому назначению средств, перечисленных организации в соответствии с договором, в порядке и в размере, предусмотренных статьей 39 ФЗ N 326-ФЗ (п. 8.25 договора). В свою очередь, ТФОМС в рамках п. 3.5 договора наделен правом требовать возврата от организации средств, перечисленных ей по договору и использованных организацией не по целевому назначению, а также уплаты организацией штрафа в размере, установленном федеральным законом (часть 9 статьи 39 ФЗ N 326-ФЗ).
Ввиду чего, требование ТФОМС Липецкой области об уплате заявителем штрафа в размере 963 556,76 руб. основано на нормах федерального законодательства.
В рассматриваемом случае заявитель знал об особом публичном предназначении средств ОМС, а также о своей обязанности обеспечивать их целевое использование (п. 8.11 договора), вместе с тем, допустил их нецелевое использование, которое по существу не оспаривает. Поэтому установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (часть 9 статьи 39 ФЗ N 326-ФЗ), не может рассматриваться как нарушение (ущемление) прав учреждения.
Довод учреждения относительно того, что отвлечение денежных средств обязательного медицинского страхования осуществилось в целях исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы работникам, не может служить основанием, позволяющим нарушить требование закона.
Какого-либо исключительного правового основания, позволяющего не исполнять требование закона, устанавливающего обязанность заявителя по соблюдению целевого расходования средств обязательного медицинского страхования, не предусмотрено.
Использование полученных средств на текущие нужды заявителя при оказании медицинской помощи в рамках ОМС предполагает их постоянное использование по целевому назначению в процессе осуществления медицинской деятельности, а отвлечение таких средств на иные цели и на другие счета препятствует этому, что влечет снижение качества оказываемой медицинской помощи, оказываемой в рамках обязательного медицинского страхования.
ЧУЗ "РЖД-Медицина" г. Елец", принимая решение об изъятии со счета обязательного медицинского страхования средств ОМС в размере 9 635 567,63 руб., заведомо знало о неправомерности своих действий и о тех негативных правовых последствиях, которые они повлекут за собой (размере штрафных санкций).
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Ввиду чего, в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными (незаконными) акта проверки от 27.10.2022 в части размера штрафа, требования об уплате штрафа от 09.11.2021 N 1851/06 правомерно отказано.
Рассматривая требование заявителя о снижении размера штрафа, суд обоснованно руководствовался следующим.
Как следует из правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Аналогичная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11, определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954.
В связи с чем, любая мера публичной ответственности, в том числе штрафная санкция за нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования, предусмотренная частью 9 статьи 39 ФЗ N 326-ФЗ, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения, характеру совершенного правонарушения.
Поэтому при назначении рассматриваемого в настоящем случае наказания судом могут быть учтены установленные на основании представленных в материалы дела доказательств факты, характеризующие обстоятельства совершения правонарушения и отношение привлекаемого к ответственности лица к совершенному правонарушению, и позволяющие индивидуализировать назначаемое наказание, соответствующее совершенному правонарушению.
Проанализировав материалы дела, суд области пришел к справедливому выводу о том, что штрафная санкция в рассматриваемом случае не может быть снижена исходя из доказанности повторного установления факта использования учреждением средств ОМС не по целевому назначению (дело N А36-1304/2021).
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям, а также в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма АПК РФ закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих собственную правовую позицию относительно штрафа за нецелевой характер использования денежных средств, заявитель жалобы в материалы дела не представил.
Требование фонда об уплате медицинской организацией штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в размере 10 % от суммы средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, основано на императивной норме, установленной частью 9 статьи 39 ФЗ N 326-ФЗ.
Каких-либо исключительных случаев, при которых может быть установлен иной размер штрафа (ссылка заявителя на распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19), законодательство в сфере обязательного медицинского страхования не содержит.
С учетом того, что размер штрафа, на уплате которого настаивает фонд, закреплен нормой части 9 статьи 39 ФЗ N 326-ФЗ, то есть, установлен законом, а не определен ТФОМС Липецкой области по своему усмотрению, доводы медицинской организации о том, что указанный размер штрафных санкций не соответствует принципам справедливости и соразмерности, не могут быть признаны обоснованными.
Положения ФЗ N 326-ФЗ, а также нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере обязательного медицинского страхования, не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств обязательного медицинского страхования.
Восстановление средств обязательного медицинского страхования на счете медицинской организации и их последующее использование в соответствии со статьей 36 ФЗ 326-ФЗ не исключает признание израсходованных сумм нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования, а предусматривает возможность не начисления пеней.
Поэтому довод учреждения о возмещении в кратчайшие сроки отвлеченных денежных средств в 2021 году в размере 5 135 567,63 руб. не опровергает вышеуказанных выводов.
Довод заявителя жалобы о том, что требование ТФОМС Липецкой области об уплате штрафа в размере 450 000 руб. (10 %) за отвлечение денежных средств за период январь - июнь 2022 года в общей сумме 4 500 000 руб. со счета ОМС не подлежит удовлетворению в силу законодательного приостановления начисления штрафных санкций на основании Постановления N 497 (с 01.04.2022 по 01.10.2022), основан на неправильном толковании положений п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку денежные средства были отвлечены после его введения.
В свою очередь, сам по себе обжалуемый акт проверки использования средств ОМС, явившийся основанием для начисления штрафа, датирован 27.10.2022, т.е. уже после завершения периода действия моратория. Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание и то обстоятельство, что штраф по первому пункту акта проверки и сумма отвлеченных денежных средств (21 933,29 руб. и 219 332,91 руб. соответственно) в полном объеме были добровольно уплачены ЧУЗ "РЖД-Медицина" 21.11.2022 и 10.11.2022.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции обстоятельств спора и не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям.
Аналогичный правовой подход выражен в постановлениях арбитражных судов: Уральского округа от 13.04.2023 по делу N А76-7814/2022, Волго-Вятского округа от 29.03.2023 по делу N А11-14643/2020, Западно-Сибирского округа от 07.06.2022 по делу N А45-7451/2021, Поволжского округа от 09.12.2022 по делу N А55-23483/2021.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя и им оплачены.
Излишне уплаченная по платежному поручению N 441 от 11.04.2023 государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату ЧУЗ "РЖД-Медицина" г. Елец" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.03.2023 по делу N А36-10579/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить частному учреждению здравоохранения "Больница "РЖД-Медицина" города Елец" (Липецкая обл., г. Елец, ОГРН 1044800113071, ИНН 4821016054) из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Пороник |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-10579/2022
Истец: Здравоохранения "Больница"РЖД-Медицина" города Елец"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Липецкой области