г. Москва |
|
06 марта 2024 г. |
Дело N А40-258334/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена: 28 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен: 06 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семёновой А.Б.,
судей: Семикиной О.Н., Бодровой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2023 по делу N А40-258334/23
по иску Министерства обороны Российской Федерации (119019, город Москва, Знаменка улица, дом 19, ОГРН: 1037700255284, Дата присвоения ОГРН: 27.02.2003, ИНН: 7704252261, КПП: 770401001)
к акционерному обществу "Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники" (105082, город Москва, Большая Почтовая улица, 22, ОГРН: 1027701015352, Дата присвоения ОГРН: 06.11.2002, ИНН: 7701315700, КПП: 770101001) о взыскании денежных средств в размере 1 154 479 руб. 81 коп.
При участии в судебном заседании:
от истца: Васильченко О.В. по доверенности от 12.10.2022,
от ответчика: Акулова Н.В. по доверенности от 04.07.2023.
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к акционерному обществу "Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники"(далее - ответчик) о взыскании неустойки размере 1 154 479 руб. 81 коп. за период с 01.03.2022 по 15.08.2022.
Решением от 15.12.2023 с АО "Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники" в пользу Министерства обороны Российской Федерации взыскана неустойка в размере 648 479 руб. 81 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2023 по делу N А40-258334/2023 в части отказа в удовлетворении исковых требований и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда истец поддержал доводы апелляционной жалобы, ответчик по доводам апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение без изменения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (далее - заказчик) и АО "ВНИИРТ" (далее - исполнитель) заключен государственный контракт от 06.04.2018 N 1820187308391452208002184 на выполнение опытно-конструкторской работы (далее - ОКР) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2018-2020 годах (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта исполнитель обязуется в установленный контрактом срок выполнить ОКР в объеме, соответствующую качеству, результату и иным требованиям, установленными контрактом и своевременно сдать заказчику ее результат. Датой исполнения обязательств по отдельным этапам ОКР является дата подписания заказчиком (представителем заказчика) акта сдачи-приемки выполненного этапа ОКР (п. 4.3 контракта).
В соответствии с п. 2.2 контракта срок выполнения исполнителем этапа N 3 ОКР стоимостью 23 000 000 руб. - 28.02.2022 (в редакции дополнительного соглашения от 24.08.2022 N 5 к контракту). Обязательства по этапу N 3 ОКР выполнены с просрочкой, что подтверждает акт сдачи-приемки выполненного этапа ОКР N 4, подписанный заказчиком 30.05.2022. Просрочка исполнения обязательства с 01.03.2022 по 30.05.2022 составляет 91 день.
В соответствии с пунктом 8.1 контракта стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом.
Согласно ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени. Согласно расчету истца неустойка за просрочку выполнения этапа N 3 ОКР составляет 767 433,33 руб.
В соответствии с п. 2.2 контракта срок выполнения исполнителем этапа N 4 ОКР стоимостью 9 359 670,02 руб. - 25.04.2022 (в редакции дополнительного соглашения от 24.08.2022 N 5 к контракту). Обязательства по этапу N 4 ОКР выполнены с просрочкой, что подтверждает акт сдачи-приемки выполненного этапа ОКР N 5, подписанный заказчиком 25.08.2022. Просрочка исполнения обязательства с 26.04.2022 по 25.08.2022 составляет 122 дня. Согласно расчету истца неустойка за просрочку выполнения этапа N 4 ОКР составляет 304 501,26 руб.
В соответствии с п. 2.2 контракта срок выполнения исполнителем этапа N 5 ОКР стоимостью 2 763 790,99 руб. - 25.04.2022 (в редакции дополнительного соглашения от 24.08.2022 N 5 к контракту). Обязательства по этапу N 5 ОКР выполнены с просрочкой, что подтверждает акт сдачи-приемки выполненного этапа ОКР N 6, подписанный заказчиком 15.08.2022. Просрочка исполнения обязательства с 26.04.2022 по 15.08.2022 составляет 112 дней. Согласно расчету истца неустойка за просрочку выполнения этапа N 5 ОКР составляет 82 545,22 руб.
Истцом в адрес ответчика были направлены претензии от 10.10.2022 N 207/8/3785, N 207/8/3786, N 207/8/3787, которые оставлены ответчиком без удовлетворения.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции руководствовался ст. 309, 310, 330, 401, 702, 708, абз. 4 п. 5 Постановления ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", а также обоснованно указал, что в период действия моратория не подлежит начислению заявленная истцом неустойка за просрочку выполнения этапа N 3 ОКР за период с 01.04.2022 по 01.10.2022. Согласно расчету суда первой инстанции, размер неустойки за просрочку выполнения этапа N 3 ОКР за период с 01.03.2022 по 31.03.2022 составила 261 433 руб. 33 коп. Суммарно неустойка по этапам 3-5 составила 648 479,81 руб.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что, по мнению истца, введение моратория на начисление неустоек по обязательствам юридических лиц, возможно только в рамках дела о банкротстве или находящиеся на стадиях предупреждения банкротства, а также, что в случае введения моратория на период его действия в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются финансовые санкции за ненадлежащее исполнение ими денежных обязательств и обязательных платежей.
Отклоняя доводы как несостоятельные, апелляционный суд исходит из следующего. Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 данного Федерального закона. В силу абзаца десятого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Введенный Постановлением Правительства Российской Федерации N 497 мораторий на удовлетворение требований кредиторов как инструмент государственного регулирования экономики антикризисной направленности имеет цель минимизировать последствия санкционного режима в 2022 году, обеспечить стабильность экономики государства путем оказания поддержки хозяйствующим субъектам. Мораторием предусмотрен запрет на начисление неустоек, иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей в период с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что правила о моратории, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Разъяснения, касающиеся цели и направленности моратория, вводимого в определенных случаях, даны в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 44).
В силу пункта 7 указанного постановления в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса), неустойка (статья 330 Гражданского кодекса), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
При этом возникновение долга по причинам, не связанным с теми, в связи с которыми введен мораторий, не имеет значения. Освобождение от ответственности направлено на уменьшение финансового бремени на должника в тот период его просрочки, когда она усугубляется объективными, непредвиденными и экстраординарными обстоятельствами. Данный вывод изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 N 305-ЭС20-23028.
Положения абзаца десятого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве о неначислении неустойки фактически носят генеральный характер и применяются ко всем реестровым имущественным требованиям кредитора (применительно к мораторию - к имущественным требованиям, возникшим до его введения). Указанная позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2023 N N305-ЭС23-1845.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежит применению мораторий, введенный Постановлением Правительства Российской Федерации N 497.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2023 по делу N А40-258334/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Б. Семёнова |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-258334/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ"