г. Москва |
|
14 июня 2023 г. |
Дело N А41-66967/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Темниковой А.В.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Холмы" (истец) - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации городского округа Егорьевск (ответчик) - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от КУИ Администрации городского округа Егорьевск - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Холмы" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.02.2023 по делу N А41-66967/22, по иску ООО "Холмы" к Администрации городского округа Егорьевск, третьи лица: КУИ Администрации городского округа Егорьевск, Министерство имущественных отношений Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Холмы" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Егорьевск Московской области со следующими требованиями:
1) Признать незаконным Решение Администрации городского округа Егорьевск Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги от 09.06.2022 N P001-2019281521-59355758.
2) Обязать Администрацию городского округа Егорьевск Московской области установить соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040301:1014 классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 и установить ему вид разрешенного использования 2.1.1 "Малоэтажная многоквартирная жилая застройка".
В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области, КУИ Администрации городского округа Егорьевск Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Холмы" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 19.05.2022 Общество с ограниченной ответственностью "Холмы" обратилось через Портал государственных и муниципальных услуг Московской области www.uslugi.mosreg.ru (РПГУ) за получением услуги "Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040301:1014, расположенного в Егорьевском районе Московской области.1
09.06.2022 Администрация г.о. Егорьевск Московской области вынесла Решение N P001-2019281521-59355758 об отказе в предоставлении государственной услуги.
В качестве основания для отказа Администрация г.о. Егорьевск Московской области указала, что испрашиваемый Заявителем вид разрешенного использования земельного участка по содержанию не соответствует текущему.
Считая отказ Администрации незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Такие доказательства заявителем суду не представлены.
В соответствии со ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющие собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии со ст. 264 Гражданского кодекса РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
По смыслу приведенных норм права уполномоченный орган местного самоуправления не устанавливает новый и не изменяет прежний вид разрешенного использования земельного участка, а приводит в соответствие ранее установленный вид разрешенного использования действующему Классификатору.
Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.12.2018 N Д23и-6514, приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 (далее -Классификатор), осуществляется в порядке, установленном пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть по заявлению правообладателя земельного участка. При этом из перечня видов разрешенного использования, установленных Классификатором, выбирается наиболее близкий по содержанию вид разрешенного использования к ранее установленному. В случае если ранее установленный вид разрешенного использования невозможно соотнести с одним из видов разрешенного использования, предусмотренных Классификатором, то устанавливаются несколько видов разрешенного использования.
При этом уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления при наличии объективных обстоятельств вправе отказать в приведении вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с Классификатором (например, в случае, если испрашиваемый вид разрешенного использования в соответствии с Классификатором не является тождественным ранее установленному виду разрешенного использования земельного участка).
Государственная услуга "Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков" на территории городского округа Ступино Московской области осуществляется администрацией городского округа Егорьевск Московской области в соответствии с Административным регламентом "Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков", утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 12.11.2020 N 15ВР-1503, (далее - Административный регламент).
Из п. 2.1 подраздела 2 Административного регламента следует, что лицами, имеющими право на получение Государственной услуги, являются физические или юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателями земельных участков, расположенных на территории Московской области, либо их уполномоченные представители, обратившиеся в Администрацию с заявлением о предоставлении Государственной услуги.
Согласно п. 13.2.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении Государственной услуги является несоответствие категории Заявителя кругу лиц, указанных в подразделе 2 настоящего Административного регламента.
В соответствии с п. 13.2.11 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении Государственной услуги является то, что испрашиваемый Заявителем вид разрешенного использования по содержанию не соответствует текущему.
10.11.2020 Приказом Росреестра N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор). Ранее аналогичный Регламент был утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 N 540.
Раздел 2.0 "Жилая застройка" данного классификатора содержит перечень видов разрешенного использования земельных участков, устанавливаемых для размещения жилых домов различного вида. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя виды разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7.1, в числе которых вид разрешенного использования с кодом 2.1.1 "Малоэтажная многоквартирная жилая застройка", который и просил установить Заявитель.
На сегодняшний день в качестве разрешенного вида использования земельного участка, принадлежащего Заявителю, установлен вид "Для жилищного строительства" и "Для объектов жилой застройки", что отражено на Геопортале Подмосковья www.rgis.mosreg.ru в разделе "Градпроработка".
Данный вид разрешенного использования земельного участка был установлен до утверждения действующего классификатора, в связи с чем в нем отсутствует.
На земельном участке расположен 3-этажный многоквартирный жилой дом и какие-либо иные здания и/или сооружения отсутствуют, Заявитель просил установить более конкретный вид разрешенного использования - 2.1.1 "Малоэтажная многоквартирная жилая застройка", который является подвидом разрешенного использования 2.0 "Жилая застройка".
Описание ВРИ 2.1.1 "Малоэтажная многоквартирная жилая застройка": Размещение малоэтажных многоквартирных домов (многоквартирные дома высотой до 4 этажей, включая мансардный); обустройство спортивных и детских площадок, площадок для отдыха; размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15% общей площади помещений дома.
Таким образом, Заявитель просил привести вид разрешенного использования в соответствие с действующим Классификатором, подобрав наиболее подходящий как по описанию, так и по фактическому использованию вид разрешенного использования.
Земельный участок, в отношении которого Заявитель просил установить соответствие ВРИ действующему классификатору видов разрешенного использования земельных участков расположен в зоне Комплексного устойчивого развития территорий г.о. Егорьевск Московской области КУРТ-1, что подтверждается сведениями, размещенными на Геопортале Подмосковья www.rgis.mosreg.ru в разделе "Градпроработка".3
Там же указаны сведения об основных ВРИ в отношении указанного земельного участка, среди которых испрашиваемый 2.1.1 "Малоэтажная многоквартирная жилая застройка".
Данные сведения также содержатся в Правилах землепользования и застройки части территории г.о. Егорьевск Московской области, утв. Решением Совета депутатов г.о. Егорьевск от 16.10.2019 N 196/16.
Таким образом испрашиваемый вид разрешенного использования соответствует ВРИ, установленному КУРТ-1, в зону которого входит указанный земельный участок.
Судом также установлено, что 28.09.2015 Министерство строительного комплекса Московской области выдало Разрешение N RU50-04-2150-2015 на ввод в эксплуатацию 3 (трех) жилых домов, в том числе на дом поз.2-1, расположенный на земельном участке 50:30:0040301:1014.6
Согласно данному разрешению жилой дом имеет 3 этажа (подземные и мансардные этажи отсутствуют), 36 квартир, что полностью соответствует ВРИ 2.1.1 "Малоэтажная многоквартирная жилая застройка", а именно: Размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный); 2.1.1 разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур; размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений; обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха; размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15% общей площади помещений дома.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22 февраля 2023 года по делу N А41-66967/22 отменить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Егорьевск Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги от 09.06.2022 N P001-2019281521-59355758.
Обязать Администрацию городского округа Егорьевск Московской области установить соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040301:1014 классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 и установить ему вид разрешённого использования 2.1.1 "Малоэтажная многоквартирная жилая застройка".
Взыскать с Администрации городского округа Егорьевск (ИНН 5011002591) в пользу ООО "Холмы" (ИНН 5011032451) 4 500 руб. в возмещение расходов оп уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-66967/2022
Истец: ООО "ХОЛМЫ"
Ответчик: администрация городского округа Егорьевск Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЕГОРЬЕВСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ