г. Хабаровск |
|
15 июня 2023 г. |
А04-1106/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Мангер Т.Е., Самар Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К., в судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, принимал участие: от публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Бунина А.А., по доверенности от 01.06.2023, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплокомфорт" на решение Арбитражного суда Амурской области от 07.04.2023 по делу N А04-1106/2023 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплокомфорт" (ОГРН 1132813000540, ИНН 2813009613) к публичному акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770) о признании незаконными уведомления, третьи лица: Прокуратура Амурской области, Администрация Бурейского муниципального округа Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплокомфорт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК") о признании незаконными действий ПАО "ДЭК" по уведомлению о необходимости полного ограничения режима потребления электроэнергии, о возложении обязанности ООО "Теплокомфорт" обеспечить готовность к введению данного ограничения и необходимости ООО "Теплокомфорт" самостоятельно ввести ограничение до уровня технологической брони.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Амурской области, Администрация Бурейского муниципального округа Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
Прокуратура Амурской области возражала против иска, указывая, что ООО "Теплокомфорт" как организация, осуществляющая эксплуатацию объектов энергоснабжения, включена в перечень потребителей электроэнергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. Требования ПАО "ДЭК" соответствуют Правилам ограничения N 422.
Решением суда от 07.04.2023 в иске отказано.
В апелляционной жалобе, поданной в Шестой арбитражный апелляционный суд, ООО "Теплокомфорт" просит принятый судебный акт отменить, иск удовлетворить.
Заявителем жалобы приведены доводы о том, что ограничение режима электропотребления потребителей (граждан) может привести к неблагоприятным последствиям.
В письменном отзыве и в судебном заседании апелляционной инстанции представитель ПАО "ДЭК" возражал по доводам апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу ст.ст. 156, 266 АПК РФ неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Часть 3 ст. 539 ГК РФ определяет, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Порядок и основания ограничения режима потребления электрической энергии путем сокращения объемов или временного прекращения подачи энергии установлены чч. 2 и 3 ст. 546 ГК РФ.
Согласно ч.2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Как следует из материалов дела, 01.01.2021 между ПАО "ДЭК" (гарантирующий поставщик) и ООО "Теплокомфорт" (потребитель) был заключен договор энергоснабжения N РАООЭ0001271, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (п. 1.1 договора).
Объем взаимных обязательств по договору определяется в точках поставки, которые находятся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), определенной в документах о технологическом присоединении (Приложение N 1.1 к настоящему договору), являющихся неотъемлемой частью настоящего договора и в порядке, определенном в разделе 4 настоящего договора. Перечень точек поставки указан в Приложении N 1 к настоящему договору.
Перечень энергоснабжаемых объектов потребителя с указанием максимальной мощности энергопринимающих устройств в соответствующей точке поставки указан в Приложении N 1 к настоящему договору (пункт 1.2 договора).
В соответствии с разделом 2.2 договора, гарантирующий поставщик вправе требовать своевременной оплаты за потребленную электрическую энергию (мощность), услуг по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю в соответствии с условиями настоящего договора.
Инициировать введение ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии (мощности), в том числе, обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком.
Согласно п. 9.1, договор вступает в силу с 01.01.2021 и считается заключенным на неопределенный срок.
08.02.2023 в адрес ООО "Теплокомфорт" поступило уведомление от ПАО "ДЭК" N 33-04-01/88 от 06.02.2023 о необходимости представить до 20.02.2023 Плана мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, и приступить к обеспечению такой готовности.
Полагая, что действия ПАО "ДЭК" по направлению указанного уведомления являются незаконными, ООО "Теплокомфорт" обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями, указывая на то, что такое ограничение режима электропотребления потребителей (граждан) может привести к неблагоприятным последствиям.
Порядок ограничения режима потребления электроэнергии закреплен в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения N 442), п. 48 которых установлено, что гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
В соответствии с п. 1.2.18 приказа Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 электроприёмники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Для объектов, отнесенных к первой категории надежности электроснабжения, наличие резервного источника питания, устанавливаемого за счет владельца объекта, отнесенного к соответствующей категории, является обязательным (п. 14 (1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).
Как следует из материалов дела и установлено судом, объекты истца относятся к объектам первой категории надежности, следовательно, владельцем данных объектов электропотребления должна быть обеспечена установка резервных источников питания в отношении каждого из них.
В Правилах N 442 законодательно закреплено право гарантирующего поставщика на ограничение режима потребления электрической энергии. Предусмотрены случаи ограничения режима потребления, в частности ограничение режима потребления электрической энергии может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии, возникновения (угрозы возникновения) аварийных режимов (п. 2 Правил N 442).
Согласно п. 6 Правил ограничения N 422, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении указанных устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указан уровень технологической брони, и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, вводится полное ограничение режима потребления по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.
В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, полное ограничение режима потребления вводится в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от указанного потребителя уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления, предусмотренного п. 16(1) настоящих Правил.
В соответствии с п. 16 Правил ограничения N 422 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Согласно п. 16(1) Правил ограничения N 422, потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони): в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в п. 16 настоящих Правил.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
С учетом изложенного, введение полного ограничения объектов энергопотребления потребителя, ограничение которых может повлечь экономические, экологические и социальные последствия, производится после получения такого уведомления о готовности.
Согласно п. 2 Правил ограничения N 422 истец как организация, осуществляющая эксплуатацию объектов энергоснабжения включен в перечень потребителей электроэнергии (мощности), ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
По сути, уведомлением ПАО "ДЭК" N 33-04-01/88 от 06.02.2023 у ООО "Теплокомфорт" был запрошен План мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики с целью определения мероприятий для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования.
Указаний о дате введения ограничения поставки электрической энергии уведомление не содержит.
В уведомлении отсутствует указание на конкретные точки поставки, как требуют того пп. 8 (1), 8 (2) Правил ограничения, регламентирующее содержание уведомлений об ограничении энергоснабжения. В порядке п. 10 Правил ограничения, уведомление об ограничении энергоснабжения истца в адрес сетевой организации, в силу п.11 Правил ограничения, непосредственно осуществляющей действия по отключению от энергоснабжения, истец не направлял.
Доказательств, подтверждающих, что истцом не была соблюдена процедура направления уведомления, а также совершены по указанному уведомлению незаконные действия, повлекшие негативные последствия, ответчиком не представлено.
Статус потребителей не исключает ограничение режима электропотребления по Правилам ограничения N 422 при наличии к тому законных оснований, например, при неисполнении обязательств по оплате потреблённой электроэнергии, предусмотренных ст. 523, 546 ГК РФ.
Невыполнение потребителем требований о предоставлении плана мероприятий образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.9.22 КоАП РФ, и влечёт наложение административного штрафа.
Таким образом, в рассматриваемом случае оснований для признания незаконными действия истца по направлению уведомления от 06.02.2023 N 33-04-01/88, соответствующего Правилам ограничения, и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и мотивированно отклонены.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с правовой оценкой доказательств и выводов суда первой инстанции не свидетельствует о неправильном применении судом норм процессуального права и не может служить достаточным основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
В порядке ст.110 АПК РФ расходы по уплаченной государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 07.04.2023 по делу N А04-1106/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Е. Мангер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1106/2023
Истец: ООО "Теплокомфорт"
Ответчик: ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" филиал "Амурэнергосбыт"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ БУРЕЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство ЖКХ Амурской области, Прокуратура Амурской области