г. Пермь |
|
14 июня 2023 г. |
Дело N А60-2276/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Якушева В. Н.
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 марта 2023 года по делу N А60-2276/2023,
принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (ИНН 4501008505, ОГРН 1024500517282)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в лице Свердловской дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделения центральной дирекции,
третье лицо: Казанцев Александр Викторович
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (далее - истец, Фонд, ОСФР по Курганской области) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (в лице Свердловской дирекции моторвагонного подвижного состава - структурного подразделения центральной дирекции (далее - ответчик, общество, ОАО "РЖД", страхователь) о взыскании о взыскании ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 1 349,68 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.03.2023, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, (мотивированное решение от 10.05.2023), в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОСФР по Курганской области обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования Фонда удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, судом неверно установлены фактические обстоятельства дела. Истец приводит доводы о том, что излишняя выплата пенсии работнику ответчика Казанцеву А.В. произошла именно в результате виновных действий ответчика, которые выразились в несвоевременном представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета, поскольку сведения за октябрь 2020 года по форме СЗВ-М "доп" представлены ответчиком только 15.12.2020, в результате чего Казанцеву А.В. незаконно проиндексирована (увеличена) пенсия, за период с 01.01.2021 по 31.01.2021 в сумме 1 349,68 руб. Нарушение, допущенное страхователем, выразившееся в несвоевременном представлении сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года, повлекло убытки истца в размере 1 349,68 руб.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу Фонда - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве"N.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности представления ответчиком сведений о застрахованных лицах по вопросам соблюдения положений Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в ходе которой истцом установлено, что страхователь сведения за октябрь 2020 года по форме СЗВ-М "Доп", в том числе в отношении застрахованного лица Казанцева А.В. представил 15.12.2020, что повлекло выплату ему пенсии в завышенном размере с учетом индексации (увеличения) и корректировки, которая не может быть установлена работающим пенсионерам.
Излишне выплаченная сумма страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионеру Казанцеву А.В. - работнику ответчика за период с 01.01.2021 по 31.01.2021 составила 1 349,68 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованиями о возмещении ущерба, причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Отказывая в удовлетворении требований Фонда, суд пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и понесенными расходами истца в виде выплаты излишних сумм пенсии.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). При этом лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (статья 1080 ГК РФ).
Аналогичные требования предусмотрены статьей 28 Закона N 400-ФЗ.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании указанной нормы Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ.
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Как установлено судом апелляционной инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, ответчиком сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за октябрь 2020 года представлены в установленный законом срок (10.11.2020). Вместе с тем в представленной ответчиком исходной форме отсутствовали сведения, в том числе, о работнике Казанцеве А.В., в отношении него страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М "доп" 15.12.2020, в связи с чем Фондом за период с 01.01.2021 по 31.01.2021 произведена индексация пенсии застрахованному лицу - пенсионеру Казанцеву А.В.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Из материалов дела следует, что сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М "дополняющая" за октябрь 2020 на Казанцева А.В. были представлены ответчиком в Фонд 15.12.2020, указанные сведения приняты Фондом.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, сведения за ноябрь 2020 года, в том числе в отношении работника общества Казанцева А.В. представлены ответчиком в установленный законом срок - 10.12.2020.
Принимая во внимание сроки, предусмотренные частями 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, решение об индексации пенсий с учетом непредставления в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года в отношении работника Казанцева А.В.. должно быть вынесено пенсионным фондом в декабре 2020 года, а выплаты соответствующих сумм пенсий с учетом индексации за спорный период должны быть произведены в январе 2021.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 были представлены ответчиком 10.12.2020, пенсионный фонд не был лишен возможности не принимать решение об индексации пенсии Казанцеву А.В. и не выносить распоряжение о перерасчете размера пенсии от 19.12.2020 с учетом поступивших 10.12.2020 сведений по форме СЗВ-М в отношении указанного лица.
В рассматриваемом случае, после представления ответчиком сведений за ноябрь 2020 года (10.12.2020) оснований для выплаты пенсии в повышенном размере уже не имелось, однако Фондом после указанной даты было приняты решение о выплате индексации сумм пенсии застрахованному лицу от и распоряжение о перерасчете размера пенсии от 19.12.2020. Фактически Фонд имел возможность не производить выплату индексации, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил, однако указанной возможностью не воспользовался.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что располагая на момент принятия решения об индексации сведениями о том, что указанное лицо продолжало работать в ноябре 2020 года, пенсионный фонд мог проверить, имел ли место в действительности факт увольнения застрахованного лица в октябре 2020 года с учетом представления обществом 15.12.2020 сведений по форме СЗВ-М "дополняющая" за октябрь 2020 года в отношении Казанцева А.В.
При этом, вопреки доводам подателя жалобы, в целях обеспечения проведения соответствующей проверки часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусматривает не автоматический перерасчет пенсии при непоступлении сведений по форме СЗВ-М за очередной месяц в отношении застрахованного лица, а поэтапное осуществление Пенсионным фондом действий, в частности: принятие решения об индексации пенсии (в месяце, следующем за поступлением сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ - отчет СЗВ-М); непосредственная выплата проиндексированной пенсии (в следующем месяце после принятия вышеуказанного решения).
На каждом этапе решение должно приниматься обоснованно, с учетом актуальной информации о состоянии лицевого счета застрахованного лица в целом, всех поступивших по нему сведений по всем предусмотренным формам отчетов. Общий срок с момента поступления сведений в отношении пенсионера до выплаты ему проиндексированной пенсии составляет три месяца (включая месяц поступления сведений).
Однако Фонд дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положен исключительно факт непредставления в установленный законом срок сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вина ответчика в причинении ущерба за период с 01.01.2021 по 30.01.2021 отсутствует, поскольку уже следующие сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года, предоставленные истцу до принятия решения об индексации пенсии, содержали сведения о работающем пенсионере Казанцеве А.В.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 28.12.2018 N 307-ЭС18-22271 и от 14.08.2018 N 304-КГ18-11128.
Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков, пенсионным фондом в данном случае не доказана, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ОСФР по Курганской области освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 марта 2023 года по делу N А60-2276/2023, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
В.Н. Якушев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-2276/2023
Истец: Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курганской области
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Третье лицо: Казанцев Александр Викторович