г. Пермь |
|
14 июня 2023 г. |
Дело N А50-29696/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя: Макарова О.Н., паспорт, доверенность N 2/2023 от 10.01.2023, диплом;
от заинтересованного лица: Матвеева Э.К., паспорт, доверенность N 51-01-20-2 от 09.01.2023, диплом; Кузьминых Н.А., паспорт, доверенность N 51-01-20-1 от 09.01.2023;
от третьего лица: Зеленин А.А., служебное удостоверение N 302841, доверенность от 02.06.2023,
лица, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Агентства по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 апреля 2023 года
по делу N А50-29696/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Успех" (ОГРН 1025900911794, ИНН 5904009422)
к Агентству по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края (ОГРН 1205900014825, ИНН 5902058390)
о признании незаконным решения,
третье лицо: Прокуратура Пермского края (ОГРН 1055900376927, ИНН 5902293266),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Успех" (далее - заявитель, ООО "Успех", Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Агентству по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края (далее также - заинтересованное лицо, Агентство) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении финансовой поддержки в виде субсидии, оформленное пунктом 2 Приложения 2 к протоколу рассмотрения заявок и документов, представленных субъектами малого и среднего предпринимательства в Агентство с 27.06.2022 по 28.06.2022 в рамках Порядка, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2022 N 471-п, N 6 от 05.07.2022 (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12 апреля 2023 года заявленные требования удовлетворены, на Агентство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Агентство считает решение незаконным и необоснованным, по его мнению, судом нарушены нормы процессуального права, неверно применены нормы материального права; не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельства дела. Заявитель жалобы полагает необоснованным привлечение к участию в деле Прокуратуры Пермского края. По мнению апеллянта, судом не рассмотрены доводы о пропуске заявителем срока на обращение в суд. Заинтересованное лицо настаивает, что судом ошибочно истолкованы нормы гражданского законодательства, в результате чего суд пришел к неверному выводу об отсутствии обязанности юридического лица осуществлять только указанные в ЕГРЮЛ виды деятельности. Агентство обращает внимание на то, что факт неосуществления деятельности заявителем по производству и реализации подакцизных товаров не доказан.
ООО "Успех" и Прокуратурой Пермского края представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в соответствии с которыми просят решение суда оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представители заявителя и третьего лица возражали против ее удовлетворения по основаниям, указанным в письменных отзывах.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Агентство с заявкой на участие в отборе на предоставление субсидии из бюджета Пермского края в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, в 2022 году.
По результатам отбора заявок на предоставление указанной субсидии заявка общества отклонена в связи с ее несоответствием пункту 2.2.8 Порядка N 471-п, а именно в связи с осуществлением производства и (или) реализации подакцизных товаров.
Не согласившись с отказом в предоставлении субсидии, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав материалы дела, пояснения сторон, приняв во внимание, что оснований для отказа не имелось, права заявителя были существенным образом нарушены и подлежат восстановлению, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и признал оспариваемый отказ Агентства незаконным.
Заинтересованное лицо по доводам жалобы настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, у суда отсутствовали основания для признания незаконным решения Агентства об отказе в предоставлении Обществу субсидии.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В целях реализации мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Пермского края "Экономическая политика и инновационное развитие" постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2022 N 471-п утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях в 2022 году.
Пунктами 1,5, 1.6 Порядка установлено, что субсидия предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) по результатам отбора в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Пермского края на текущий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на цели, предусмотренные пунктом 1.2 настоящего Порядка.
Способом проведения отбора является запрос предложений, который проводится на основании заявок, направленных субъектами МСП для участия в отборе, исходя из соответствия субъекта МСП критериям (условиям) отбора и очередности поступления заявок на участие в отборе (в соответствии с порядковым номером, присвоенным заявке) (пункт 1.7 Порядка).
Требования к участникам отбора закреплены в пункте 2.2 Порядка, и предусматривают, что участник отбора должен соответствовать следующим требованиям и условиям:
на любую дату, предшествующую дате подачи заявки на участие в отборе не более чем на 5 календарных дней:
отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, превышающая 300 тыс. рублей;
участник отбора - юридическое лицо не должен находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а участник отбора - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
не получал средства из бюджета Пермского края на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка;
не находится в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с отказом от исполнения заключенных государственных (муниципальных) контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг с заказчиком по причине введения политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера;
зарегистрирован и осуществляет деятельность на территории Пермского края;
соответствует требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ;
не является кредитной организацией, страховой организацией (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, ломбардом;
не осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
не является участником соглашений о разделе продукции;
не является в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
не осуществляет производство и (или) реализацию подакцизных товаров, за исключением случая, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2020 г. N 915 "Об особенностях предоставления в 2020-2022 годах субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции";
не осуществляет добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
не допускал в течение последних трех лет на дату подачи документов для участия в отборе нецелевого использования субсидий либо нарушения порядка, условий, установленных при их предоставлении, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
ранее в отношении участника отбора не было принято решение об оказании аналогичной государственной поддержки (государственной поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания, с формой, видами и целями предоставления субсидий, установленными настоящим Порядком) и сроки ее оказания не истекли.
В пункте 2.8 Порядка закреплено, что основаниями для отклонения Заявки участника конкурсного отбора на стадии рассмотрения и оценки являются:
несоответствие участника отбора требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящего Порядка, и условиям, установленным пунктом 3.1 настоящего Порядка;
несоответствие представленных участником отбора Заявки и документов требованиям к Заявке и документам, установленным в объявлении об отборе и пунктом 2.5 настоящего Порядка;
недостоверность представленной участником отбора информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе юридического лица;
подача участником отбора Заявки и документов позднее дня и времени окончания приема Заявок и документов для участия в отборе, указанных в объявлении об отборе.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявка общества отклонена в связи с несоответствием пункту 2.2.8 Порядка N 471-п, а именно в связи с осуществлением производства и (или) реализации подакцизных товаров в связи с отражением в ЕГРЮЛ сведений о дополнительном виде деятельности общества - "деятельность по реализации легковых автомобилей и легких автотранспортных средств" (ОКВЭД 45.11.4).
Таким образом, основанием для отклонения заявки на предоставление Обществу субсидии явился вывод Агентства об осуществлении им деятельности по производству и (или) реализации подакцизных товаров.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно указал, что Агентством не учтено следующее.
Исходя из положений пункта 3 статьи 49 ГК РФ, статей 51, 63 ГК РФ и норм Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Требованиями действующего законодательства определено, что хозяйствующие субъекты при регистрации заявляют планируемые к осуществлению основной и дополнительные виды экономической деятельности. Указание дополнительных видов деятельности означает лишь право на занятие указанной деятельностью, в том числе в будущем.
При этом сам по себе факт регистрации в ЕГРЮЛ планируемых видов деятельности, равно отражение ранее осуществлявшихся видов деятельности, не свидетельствует о фактическом осуществлении хозяйствующими субъектами указанного вида деятельности (Определения Верховного Суда РФ от 03.05.2017 N 300-ЭС17-4284, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969).
Представленные в материалы дела сведения по форме N П1 (Приказ Росстата от 24.07.2020 N 411) за 2021 и 2022 гг. не содержат данных об осуществлении обществом производства и (или) реализации подакцизных товаров.
Согласно письму инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми от 16.02.2023 заявитель в 2021-2022 г. не осуществлял производство подакцизных товаров и не являлся плательщиком акцизов.
При совокупности установленных обстоятельств, по результатам оценки имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ, материалами дела подтверждается, что по состоянию на 05.07.2022 заявитель не осуществлял деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров, что обоснованно учел суд первой инстанции.
Доказательств обратного материалы дела не содержат и Агентством не представлено.
Иных обстоятельств, являющихся основаниями для отклонения заявки заявителя на предоставление субсидии и препятствующих получению субсидии из бюджета Пермского края, ответчиком в материалы дела не представлено.
Отклоняя ссылки Агентства на отсутствие возможности иным образом определить вид осуществляемой соискателем субсидии деятельности, кроме как проанализировав сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП лица, претендующего на получение субсидии, суд правомерно исходил из следующего.
Одним из условий предоставления субсидии в соответствии с пунктом 2.2.8 Порядка является неосуществление деятельности по производству и (или) реализации подакцизных товаров.
Из буквального толкования пункта 2.2.8 Порядка следует, что лицо, претендующее на получение субсидии, имеет право на её получение в случае фактического неосуществления предусмотренного настоящим пунктом вида деятельности, а не в случае указания вида деятельности в ЕГРЮЛ в качестве основного (дополнительного) вида деятельности.
Императивное правило о невозможности получения субсидии при указании соответствующего вида деятельности ЕГРЮЛ/ЕГРИП указанный Порядок не содержит.
Принимая во внимание, что материалами дела подтверждается факт неосуществления Обществом деятельности по производству и (или) реализации подакцизных товаров, соответственно, заявитель вправе претендовать на получение субсидии, предусмотренной Порядком.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требования заявителя, оснований прийти к иным суждениям суд апелляционной инстанции не усматривает.
Несогласие общества с привлечением прокуратуры к участию в деле в качестве третьего лица, основанием для отмены судебного акта не является.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В силу части 3 статьи 51 АПК РФ о вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, либо о привлечении третьего лица к участию в деле или об отказе в этом арбитражным судом выносится определение.
Привлечение к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Прокуратуры Пермского края, никак не нарушает процессуальные права Агентства, учитывая, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и является заинтересованным лицом по данному делопроизводству.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает нарушений судом первой инстанции положений статьи 51 АПК РФ при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Частями 1 и 2 статьи 117 АПК РФ предусмотрено, что процессуальный срок подлежит восстановлению арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, если суд признает причины пропуска уважительными и если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Доводы Агентства о пропуске заявителем срока обжалования исследованы судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению, учитывая, что суд первой инстанции рассмотрел спор по существу, что свидетельствует о восстановлении судом пропущенного процессуального срока, на что имеется указание в оспариваемом судебном акте.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы отражают субъективную оценку обстоятельств настоящего дела, входящих в предмет доказывания, и не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права либо о наличии выводов, не соответствующих обстоятельствам дела. Несогласие заявителя с результатами оценки исследованных судом первой инстанции доказательств и установленных обстоятельств не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции принял верное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Агентства и отмены решения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 333.21 Налогового кодекса РФ Агентство освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 12 апреля 2023 года по делу N А50-29696/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.С. Герасименко |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-29696/2022
Истец: ООО "УСПЕХ"
Ответчик: Агентство по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края
Третье лицо: Прокуратура Пермского края