г. Москва |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А41-85532/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" на решение Арбитражного суда Московской области от 13.03.2023 по делу N А41-85532/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Федерального агентства лесного хозяйства - Пузанов А.А. по доверенности от 07.07.2022;
общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" - Аксенова О.А. по доверенности от 19.01.2023.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - истец, Рослесхоз) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - ответчик, ООО "Прогресс") с требованиями, исходя из принятых судом уточнений, об истребовании из чужого незаконного владения частей земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 площадью 6444 кв. м и 6990 кв. м согласно каталогам координат, о внесении в ЕГРН изменений в сведения о местоположении границ такого участка.
Решением суда первой инстанции исковое заявление удовлетворено.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель подателя жалобы на доводах жалобы настаивал, представитель истца возражал против них.
Также представитель подателя жалобы заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Ходатайство рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции по правилам статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отклонено в соответствии со статьей 268 названного Кодекса.
Так, согласно части 2 статьи 268 названного Кодекса дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Как разъяснено в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия арбитражным судом апелляционной инстанции.
Между тем, податель жалобы надлежащим образом не обосновал невозможность представления указанных дополнительных доказательств в арбитражный суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Соответственно, арбитражный суд апелляционной инстанции не признает причины непредставления доказательств арбитражному суду первой инстанции уважительными.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Прогресс" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 площадью 43706+/- 146 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 поставлен на кадастровый учет 07.03.2018, границы земельного участка установлены, право собственности общества зарегистрировано 21.03.2018.
Между тем, заключением ФГБУ "Рослесинфорг" N 4 установлен факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 с границами земель лесного фонда Московской области, Звенигородского лесничества, Звенигородского сельского участкового лесничества (Рузской район), квартал 53 выделы 1, 2, общая площадь пересечения составляет 13433 кв. м. Заключением ФГБУ "Рослесинфорг" от 30.11.2020 также установлены координаты пересечения земельного участка с землями лесного фонда.
Кроме того, границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 накладываются на границы существующей особо охраняемой территории регионального значения государственного природного заказника "Елово-широколиственные и смешанные леса с верховыми болотами", положение о котором утверждено Постановлением Правительства МО от 16.11.2015 N 1067/43.
Согласно акту осмотра от 10.07.2019 земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 в местах пересечения с землями лесного фонда не имеет признаков освоения - полностью покрыты деревьями, состав лесонасаждений соответствует таксационному описанию Звенигородского сельского участкового лесничества 2015 года.
Ссылаясь на нарушение порядка постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218, при отсутствии оснований для выбытия спорной части лесного участка из федеральной собственности, Рослесхоз обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Указанное право принадлежит также лицу, владеющему имуществом на ином основании, предусмотренном законом (статья 305 названного Кодекса).
Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Цель предъявления такого иска - возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество.
Как следует из положений приведенной нормы, а также разъяснений, содержащихся в пунктах 32, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22), к числу юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению судом при рассмотрении виндикационного иска, относятся наличие у истца вещного права на истребуемое имущество, наличие спорного имущества в натуре, незаконность владения ответчиком спорным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемого имущества.
Из содержания указанных норм права и разъяснений следует, что при рассмотрении иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения ответчика должны быть установлены следующие обстоятельства: наличие права собственности истца на истребуемое индивидуально-определенное имущество, нахождение имущества во владении ответчика, незаконность владения ответчиком названным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания обстоятельств по делу, доказывание принадлежности права собственности на спорное (индивидуально-определимое) имущество, его нахождения в фактическом владении именно у ответчика, а также незаконность такого нахождения имущества у ответчика, является процессуальной обязанностью истца.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в государственном реестре недвижимости содержится информация о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 16576/11, исходя из положений ст. ст. 5, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Границы Звенигородского лесничества утверждены приказом Рослесхоза от 11.02.2019 N 127, при этом участок лесного фонда на кадастровый учет не поставлен, границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Материалами кадастрового дела и выпиской из ЕГРН подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 поставлен на кадастровый учет 07.03.2018. отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, граница участка установлена, что отражено в графической части выписки из ЕГРН.
При этом земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 сформирован и поставлен на кадастровый учет в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:19:0000000:13 внесены в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенном объекте недвижимости, на основании данных, содержащихся в постановлении Администрации Рузского района от 25.12.1992 N 1418/23 и свидетельстве от 25.12.1992 о праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования землей, выданного ООО "Прогресс".
Указанным постановлением ТОО "Прогресс" переданы земли сельскохозяйственного использования, в т.ч. сельскохозяйственные угодья и прочие угодья. ТОО "Прогресс" передано в собственность 3565 га сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища) и в постоянное (бессрочное) пользование - прочих угодий площадью 1656 га.
Право собственности ООО "Прогресс" на земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:13 зарегистрировано 02.02.2013, в том числена основании решения Арбитражного суда Московской области от 17.09.2012 по делу N А41-6129/12.
В рамках дела N А41-6129/12 рассматривались требования ООО "Прогресс" к Администрации Рузского муниципального района Московской области об оспаривании отказа в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 16290000 кв. м с кадастровым номером 50:19:0000000:13 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, принадлежащего обществу согласно повторному свидетельству о государственной регистрации права от 14.03.2009 серия 50 НД N 877146, об обязании Администрации Рузского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении в собственность ООО "Прогресс" земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13 площадью 16290000 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Указанным судебным актом установлено, что основание отказа Администрации Рузского муниципального района Московской области - отнесения участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13 к землям лесного фонда является незаконным, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования таким участком не оспорено.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 прекращено производство по апелляционной жалобе Рослесхоза на решение Арбитражного суда Московской области от 17.09.2012 по делу N А41-6129/12, в том числе по мотивам применения "лесной амнистии" в отношении земельных участков, образованных из состава земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13.
Кроме того, ответчик представил в материалы дела копии актов от 22.08.2005 о согласования границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13, подписанные главным лесничим Озернинского ГЛОХ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ООО "Прогресс" заявлено о применении срока исковой давности.
Вместе с тем, Комитет лесного хозяйства Московской области и Рослесхоз не привлекались к участию в деле N А41-6129/12. Доказательств осведомленности Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, Комитета лесного хозяйства Московской области или Рослесхоза о наложении границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13 на границы земель лесного фонда в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции верно указал, что согласно кадастровой выписке от 26.10.2012 граница земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 09.06.2016 по делу N А41-31175/15 установлено, что согласно кадастровой выписке от 20.01.2016 границы участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13 также не установлены.
Следовательно, истцу либо его правопредшественникам не могло быть известно о наложении границ исходного участка на границы земель лесного фонда.
Ссылки ответчика на решение от 17.09.2012 по делу N А41-6129/12 в части законного отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13 к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения также верно отклонены судом первой инстанции, поскольку сопоставление границ такого участка с границами земель лесного фонда не проводилось и не могло быть проведено ввиду отсутствия в ГКН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13.
Решения по делам N А41-97579/19, А41-94324/19 также не имеют преюдициального значения, поскольку соотношение границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13 с границами земель лесного фонда не проводилось, обстоятельства наложения границ такого участка на границы особо охраняемой территории не исследовалось.
В силу п. 1 Положения (общего) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Рослесхоза от 13.11.1998 N 188, лесхоз является специально уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда Российской Федерации и восстановления лесов.
Согласно подп. 1 п. 10 Положения лесхоз обеспечивает осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом в соответствии с действующим законодательством. Лесхоз подчиняется органу управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации (п. 4 Положения). Согласование границ земельных участков, смежных с участками лесного фонда, осуществляется лесхозами, так как они непосредственно на местах осуществляют ведение лесного хозяйства и управление лесными ресурсами. Как лицо, уполномоченное представлять интересы Российской Федерации по вопросам управления находящимся в федеральной собственности государственным лесным фондом, лесхоз уполномочен участвовать в процедуре согласования границ земельных участков при межевании, поскольку, как предусмотрено п. 4 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, при проведении лесоустройства обеспечивает учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты. Кроме того, лесхозы участвуют в согласовании границ соответствующих земельных участков также как органы, участвующие в проведении инвентаризации земель.
Таким образом, государственное лесоохотничье хозяйство, в том числе Озернинское ГЛОХ, не является лицом, уполномоченным на согласование границ земельных участков, смежных с землями лесного фонда.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что рассматриваемый иск предъявлен в пределах срока исковой давности.
Как следует из положений статей 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", п. 5 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Федеральным законом N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Как следует из части 8 этой же статьи, положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Суд первой инстанции верно отметил, что приоритет сведений ЕГРН по отношению к сведениям ГЛР может быть распространен на подобный спор при соблюдении следующих условий: права ответчика либо предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016; участок не расположен в границах земельных участков, перечисленных в пункте 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ; а в случае расположения в данных границах сведения о выявленном наложении доведены Росреестром до Рослесхоза и в течение трех месяцев от Рослесхоза не поступило уведомление об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права.
При этом, исходя из буквального толкования нормы части 8 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", данная норма применяется в случае приведения сведений о категории земель участка в соответствии со сведениями ЕГРН непосредственно Росреестром, а не в порядке приведения документированной информации ГЛР в соответствии со сведениями ЕГРН.
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел правовых оснований для применения в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 норм о "лесной амнистии" в связи со следующим.
В материалы дела представлена копия протокола заседания МВК по устранению противоречий в сведениях государственных реестров от 28.12.2018 N 26ПС-1030, согласно которому оснований для приведения документированной информации ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 не имеется (приложение N 3 к протоколу).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как верно отметил суд первой инстанции, по смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами.
Как указывается истцом, земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 накладывается на границы земель лесного фонда Звенигородского лесничества, Звенигородского сельского участкового лесничества (Рузской район), квартал 53 выделы 1, 2, общая площадь пересечения составляет 13433 кв. м.
При этом согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации колхозов колхозные леса остались в государственной собственности.
Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий" Лесной кодекс дополнен, в том числе статьей 123, предусматривающей, что на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие особенности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509. Данным постановлением допускается использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в целях, предусмотренных пунктами 1 - 8, 10, 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса.
Данные положения направлены на стимулирование вовлечения в оборот земель, которые исторически предназначались для ведения сельскохозяйственной деятельности, но по какой-то причине были заброшены и заросли лесом. Собственникам таких земель предоставляется право выбора дальнейшей судьбы этих участков путем осуществления действий по их расчистке с целью возврата данных участков в сельскохозяйственный оборот, а если это экономически нецелесообразно, предусмотрена возможность организации ведения на них полноценного лесного хозяйства с соблюдением всех необходимых требований.
Постановление Правительства N 1509 не может применяться к землям лесного фонда, учтенных в качестве таких земель в ГЛР, которые никогда не использовались и не предназначались для сельскохозяйственного производства, но сведения о которых вследствие ошибочных действий были внесены в ЕГРН в качестве земель сельскохозяйственного назначения.
В материалы дела представлена копия экспликации по инвентаризации земельных угодий совхоза "Прогресс" (правопредшественник ООО "Прогресс") по состоянию на 01.11.1989, из которой следует, что в составе земель совхоза имелись лесные площади, покрытые лесом, а также площади, покрытые древесно-кустарниковой растительностью на землях сельскохозяйственного назначения. Площади, покрытые лесом в качестве выявленных для освоения не определены. Кроме того, в составе совхозных земель имели земли посторонних землепользователей, в том числе государственного лесного фонда площадью 4244 га, подлежащих использованию по назначению, а также имеются сведения о том, что в состав земель совхоза земли из состава государственного лесного фонда не передавались.
Из пояснительной записки к инвентаризации земель Рузского района Московской области 1990 года следует, что на территории района наблюдается уменьшение площади пашни ввиду зарастания и заболачивания. При этом в решении Исполкома Рузского районного совета народных депутатов от 16.03.1989 указано, что зарастание сельхозугодий привело к переводу таких угодий в разряд несельскохозяйственных (лес, кустарник), в перечне новых земель к освоению земли лесного фонда не значатся.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к обоснованному выводу, что в составе земель, находящихся в пользовании земель совхоза "Прогресс" находились земли лесного фонда, которые совхозу не предавались путем перевода в земли сельскохозяйственного назначения, в связи с чем ООО "Прогресс" не могли быть переданы земли, учтенные в качестве земель лесного фонда. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доказательств использования насаждений в границах земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 в качестве мелиоративных защитных лесных насаждений либо создания таких мелиоративных насаждений на спорном участке непосредственно ответчиком либо правопредшественниками в материалы дела также не представлено. Напротив, из материалов дела усматривается, что леса на землях совхоза "Прогресс" в качестве агромелиоративных насаждений не использовались.
Ввиду изложенного насаждения, расположенные в границах спорного земельного участка подлежат отнесению к лесным насаждениям, и, как следствие, земли, занятые такими насаждениями, подлежат отнесению к землям лесного фонда.
Данный вывод согласуется с подходом, изложенным в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438.
Как усматривается из материалов дела и пояснений Комитета лесного хозяйства Московской области, лесные земли в составе Звенигородского лесничества, Звенигородского сельского участкового лесничества (Рузской район) ранее учитывались в составе Котовского участкового лесничества Истринского лесничества.
Согласно письму Министерства экологии и природопользования Московской области границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 накладываются на границы существующей особо охраняемой территории регионального значения государственного природного заказника "Елово-широколиственные и смешанные леса с верховыми болотами", положение о котором утверждено Постановлением Правительства МО от 16.11.2015 N 1067/43.
В соответствии со статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий (часть 2).
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (часть 3).
В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности (часть 5).
Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев (часть 9).
Положением о государственном природном заказнике областного значения "Елово-широколиственные и смешанные леса с верховыми болотами", утвержденным постановлением Правительства МО от 16.11.2015 N 1067/43, определено, что государственный природный заказник имеет областное значение, площадь заказника составляет 384,44 га. Участок N 1 (северо-восточный) - 376,74 га. Участок N 2 (юго-западный) - 7,7 га.
Участок N 1 заказника включает кварталы 11 и 17 (целиком) и большую часть квартала 10 Котовского участкового лесничества Истринского лесничества (здесь и далее номера кварталов приводятся по материалам лесоустройства 2001 года; названия лесничества и участкового лесничества приводятся в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 1 от 12.01.2009 "Об определении количества лесничеств на территории Московской области и установлении их границ"). Участок N 2 включает южную обособленную часть квартала 10 Котовского участкового лесничества Истринского лесничества. Положением определено местоположение границ заказника в виде каталога координат.
Следовательно, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13 подлежало установлению с учетом границ особо охраняемой территории. Доказательств установления границ такого участка по состоянию на 2001 года в материалах дела не имеется, суду такие доказательства также не представлены. Напротив, в материалах дела имеются юридически значимые сведения и документы, подтверждающие отсутствие установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ вплоть до 2016 года.
По настоящему делу судом назначены первоначальная и дополнительная экспертизы, проведение которых поручено ООО "АВС", экспертам Коростылеву А.С., Герасимову С.Н.
По результатам экспертизы в материалы дела представлены заключение от 02.12.2021, а также заключение от 06.06.2022, в которых эксперты пришли к следующим выводам.
По результатам выезда на место, экспертами не установлено фактических (рукотворных) границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 на местности, в связи с чем, исследование по данному заключению выполнено с учетом реестровых границ. Чертеж земельного участка в реестровых границах представлен на рис.2.
Определить с выездом на место границы лесного участка с местоположением: выделы 1, 2 квартала 53 Звенигородского сельского участкового лесничества Звенигородского лесничества Московской области (Рузский район), в районе расположения земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218, не представилось возможным из-за отсутствия на местности каких либо указателей на прохождение лесных границ и естественных контуров на местности.
Наложение кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 на границы лесного участка с местоположением: выделы 1,2 квартала 53 Звенигородского сельского участкового лесничества Звенигородского лесничества Московской области (Рузский район), согласно сведениям ФАЛХ о площади и границах выделов 1,2 на Планшете N 76 Лесоустройство 2015, имеется. Площадь наложения выдела 1 составляет 6444 кв. м и выдела 2 составляет 6989 кв. м (см. рис. 7).
Наложение кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 на границы лесного участка, согласно приложению к Приказу Рослесхоза от 11.02.2019 N 127 (лесной участок N 1351), имеется в части выдела 2 на Планшете N 76 Лесоустройство 2015. Площадь наложения составляет 6990 кв. м (см. рис. 8).
Наложение кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 на границы Государственного природного заказника областного значения "Елово-широколиственные и смешанные леса с верховыми болотами", утвержденные Постановлением Правительства МО от 16.11.2015 N 1067/43 "Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях областного значения, расположенных в Можайском муниципальном районе Московской области и Рузском муниципальном районе Московской области" (вместе с Положением о государственном природном заказнике областного значения "Елово-широколиственные и смешанные леса с верховыми болотами"), имеется (см. рис. 14). Площадь наложения составляет 7124 кв. м.
Наложение кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13 (в границах, существовавших до формирования участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218) на границы Государственного природного заказника областного значения "Елово-широколиственные и смешанные леса с верховыми болотами", утвержденные Постановлением Правительства МО от 16.11.2015 N 1067/43, имелось (см. рис. 15). Площадь наложения составляла 7124 кв. м.
Также эксперты отмечают, что при образовании земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 зона обременения учитывалась, что отображено на плане раздела земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13 под частью (:13/27(3) и часть. (:13/27(4), см. рис. 16, а также на плане участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218, см. выписка из ЕГРН на рис. 17.
По имеющимся в материалах дела документам не усматривается, изымались ли для государственных нужд из состава земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13 земли в части наложения на выдел 1,2.
В части наложения земельного участка 50:19:0000000:13 на границы Государственного природного заказника областного значения "Елово-широколиственные и смешанные леса с верховыми болотами"), утвержденные Постановлением Правительства МО от 16.11.2015 N 1067/43, установлено имеющееся обременение, ограничение прав, на земельный участок, предусмотренные статьями 56 и 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации (см. Рис. 19) с 03.03.2018 г. и указаны реквизиты документа, на основании которого возникло ограничение (обременение) права: Постановление правительства Московской области "Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях областного значения, расположенных в Можайском муниципальном районе Московской области и Рузском муниципальном районе Московской области N 1067/43 от 2015-11-16.
Как следует из представленного картографического материала, на период с 1987 г., земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:13 в части местоположения границ существующего земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 сформирован из земель совхоза "Прогресс".
Площадь, границы и конфигурация земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 соответствует конфигурации и местоположению границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:13 вблизи д. Матвейцево-2 Рузского района с момента предоставления такого участка на праве постоянного (бессрочного) пользования (25.12.1992) до момента раздела участка, см. Рис. 11.
На представленных картографических материалах в месте расположения земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 имеется указание (условные знаки) земель залесенных участков.
На рис. 12 залесенные участки из картографического материала отображены графически в сопоставлении с границами выделов 1, 2 квартала 53 Звенигородского сельского участкового лесничества Звенигородского лесничества Московской области (Рузский район), в координатах согласно приложению к Приказу Рослесхоза от 11.02.2019 N 127
Площадь залесенного участка в месте расположения выдела 1 составляет 4722 кв. м, в месте расположения выдела 2 - 5646 кв. м.
Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23218 частично образован из земель лесного фонда, которые не передавались совхозу "Прогресс" и не подлежали приватизации ООО "Прогресс".
Также суд первой инстанции верно принял во внимание наложение границ спорного участка на границы особо охраняемой территории.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно, вопреки доводам апелляционной жалобы, удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.03.2023 по делу N А41-85532/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-85532/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: ООО "ПРОГРЕСС"
Третье лицо: "Управление Росреестра по Московской области", КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МО N 2 по ИОВИП УФССП России по Московской области, ООО "АВС", ООО "ЦентрНефтеСбыт", ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, ФГБУ " ФКП Росреестра " по МО, ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ"