г. Самара |
|
14 июня 2023 г. |
Дело N А55-6829/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Буртасовой О.И., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ульяновым Д.В.,
с участием:
от истца - Ларин Д.О., представитель (доверенность N РНТ-575/22 от 01.11.2022, диплом N 222 от 23.06.2012);
от ответчика - Бегизардова Н.А., представитель (доверенность N КБШ-23/Д от 27.04.2022, диплом N 02848 от 06.07.2006),
рассмотрев в открытом судебном заседании 6 июня 2023 года в зале N 1 помещения суда апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 3 апреля 2023 года по делу NА55-6829/2022 (судья Лигерман А.Ф.)
по иску акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677) Самарская область, г. Новокуйбышевск,
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), г. Москва,
о взыскании 15400 руб. - штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 15400 руб. - штрафа (с учетом принятого судом уточнения иска).
Определением суда от 13.03.2022 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 11.05.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.04.2023 в удовлетворении иска отказано.
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как необоснованное и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и нарушение и неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, отзыве ответчика на апелляционную жалобу, заслушав выступления присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между АО "РН-Транс" (грузоотправитель, грузополучатель), ОАО "РЖД" (перевозчик) и ПАО АНК "Башнефт" (владелец) заключен договор N АФТО-4/41/1 от 11.11.2019 на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для производства грузовых операций АО "РН-Транс" на железнодорожный путь необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" (северная группа путей) на станции Бензин Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - договор), по условиям которого владелец предоставляет грузоотправителю (грузополучателю) во временное пользование места погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, для производства грузовых операций, перевозчик производит подачу и уборку выгонов на железнодорожный путь необщего пользований дл грузоотправителя (грузополучателя) (т.1, л.д.286-290).
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению (пункт 3 договора).
Уведомление передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов приемосдатчиком груза и багажа станции Бензин по телефону уполномоченному представителю грузоотправителя (грузополучателя), с указанием наименования груза, количества и рода вагонов и записью в книге уведомлений (пункт 4 договора).
В соответствии с пунктом 7 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой. При наличии возможности у перевозчика допускается прием части одновременно поданной группы вагонов.
Согласно пункту 8 договора о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке уполномоченный представитель грузоотправителя (грузополучателя) передает приемосдатчику груза и багажа станции Бензин уведомление формы ГУ-2б ВЦ/Э в электронном виде с применением электронной подписи с обязательным уведомлением приемосдатчика груза и багажа станции Бензин по телефону о передаче такого уведомления. Уведомление о готовности вагонов к уборке должно подтверждать наличие перевозочных документов на вагоны, подлежащие уборке с мест погрузки, выгрузки владельца.
В соответствии с пунктом 9 договора готовые к уборке вагоны с убираются перевозчиком в течение 5,0 часов после получения уведомления от грузоотправителя (грузополучателя) о готовности вагонов к уборке. При наличии в составе убираемой группы не принятых перевозчиком вагонов - с момента повторного уведомления о готовности вагонов к уборке и приема их перевозчиком.
Технологические сроки на грузовые операции определяются в соответствии с "Методикой по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов", утвержденной Приказом МПС РФ N 70 от 10.11.2003 (пункт 11 договора).
В обоснование исковых требований истец указал, что в период с 01.04.2021 по 30.04.2021 ответчиком в нарушение условий Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и условий договора допускалось несоблюдение сроков уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов, составленными на основании памяток приемосдатчика.
Полагая, что спорные правоотношения подпадают под регулирование нормами статьи 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее - УЖТ РФ) истец начислил ответчику штраф в размере 15400 руб.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия N БС-2494-У-2021 от 28.06.2021 с требованием оплатить штраф за несоблюдение сроков уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользованияоставлена без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в отзыве на иск (т.1, л.д.7-9, 220-223) ссылался на предъявление вагонов в неисправном техническом и коммерческом состоянии, а также возврат вагонов не всей одновременно поданной группой.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Суд первой инстанции верно квалифицировал отношения сторон как отношения по перевозке грузов при использовании услуг железнодорожного транспорта, которые регулируются нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами УЖТ РФ.
В соответствии со статьей 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно статье 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (статья 793 ГК РФ).
В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
При этом пунктом 58 УЖТ РФ установлено, что договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
На основании пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно абзацу 2 статьи 100 УЖТ РФ за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Соглашаясь с доводами ответчика о том, что по вагонам, указанным в скорректированном расчете, истцом был нарушен пункт 7 договора, согласно которого возврат вагонов производится всей одновременной поданной группой, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 87 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России N 374 от 07.12.2016 установлено, что в случае если в момент фактической передачи вагонов с грузами перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о коммерческой неисправности вагонов или повреждения груза, вагоны с грузами к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не подписывается и вагоны с грузами находятся на ответственности грузоотправителя.
Аналогичное условие согласовано сторонами в пункте 16.2 договора.
Согласно пункту 9 договора при наличии в составе убираемой группы не принятых перевозчиком вагонов, данные вагоны убираются в течение 5 часов с момента повторного уведомления о готовности вагонов к уборке и приема их перевозчиком.
Вагон N 57267254 был подан в составе группы из 3 вагонов по памятке приемосдатчика N 1545, соответственно истец должен вернуть группу из 3 вагонов, что им сделано не было.
Повторное уведомление истцом не подавалось, следовательно у ответчика отсутствовала обязанность по уборке вагона N 57267254.
При передаче уведомления о завершении грузовой операции N 16197 был составлен акт общей формы N 3/540 от 03.04.2021 о том, что вагоны не были приняты к перевозке по причине нарушения АО "РН-Транс" пункта 7 договора, вагоны, указанные в уведомлении, фактически не готовы к уборке.
По вагонам с порядковыми номерами N N 2-13 (скорректированный расчет) истцом также был нарушен пункт 7 договора, согласно которого возврат вагонов производится всей одновременно поданной группой.
Вагоны были поданы в составе группы из 13 вагонов по памятке приемосдатчика N 1704, соответственно истец должен был вернуть группу из 13 вагонов, что им сделано не было.
По вагонам с порядковыми номерами N N 14-20 (скорректированный расчет) при передаче уведомления о завершении грузовой операции N 17173 был составлен акт общей формы N 3/599 от 09.04.2021 о том, что вагоны не были приняты к перевозке по причине нарушения АО "РН-Транс" п.п.3.2.23 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистерн и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума железнодорожного транспорта (утв. на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, 21-22.05.2009).
Повторное уведомление истцом не подавалось, следовательно у ответчика отсутствовала обязанность по уборке указанных вагонов.
По вагонам с порядковыми номерами N N 21-39 (скорректированный расчет) при передаче уведомления о завершении грузовой операции N 18879 был составлен акт общей формы N 3/722 от 18.04.2021 о том, что часть вагонов не были приняты к перевозке по причине нарушения АО "РН-Транс" п.п.3.2.23 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистерн и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума железнодорожного транспорта (утв. на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, 21-22.05.2009).
Вагоны предъявлены к перевозке по уведомлению N 18879 от 18.04.2021 в 13-01, в составе группы из 32 вагонов, при этом истцом в нарушение статьи 25 УЖТ РФ и пункта 8 договора по вагонам NN58284993, 51897122, 51220333, 50048768, 51984334 (порядковые номера NN855-860 основного расчета) перевозочные документы оформлены 18.04.2021 в 16-58, 18.04.2021 в 17-04, 18.04.2021 в 17-08, 18.04.2021 в 17-13, 18.04.2021 в 17-25, т.е. истцом на часть вагонов, выводимых в группе, своевременно не оформлены перевозочные документы.
Повторное уведомление истцом не подавалось, следовательно у ответчика отсутствовала обязанность по уборке данных вагонов.
По вагонам с порядковыми номерами N N 40-62 (скорректированный расчет) при передаче уведомления о завершении грузовой операции N 18951 был составлен акт общей формы N 3/726 от 19.04.2021 о том, что часть вагонов не были приняты к перевозке по причине нарушения АО "РН-Транс" п.п.3.2.23 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистерн и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума железнодорожного транспорта (утв. на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, 21-22.05.2009).
Вагоны предъявлены к перевозке по уведомлению N 18951 от 19.04.2021 в 00-08, в составе группы из 31 вагона, однако истцом в нарушение статьи 25 УЖТ РФ и пункта 8 договора на вагон N52029303 (порядковый номер N968 основного расчета) перевозочные документы оформлены 19.04.2021 в 12-32, т.е. истцом на часть вагонов, выводимых в группе, своевременно не оформлены перевозочные документы.
Повторное уведомление истцом не подавалось, следовательно у ответчика отсутствовала обязанность по уборке указанных вагонов.
По вагонам с порядковыми номерами N N 63-84 (скорректированный расчет) при передаче уведомления о завершении грузовой операции N 19062 был составлен акт общей формы N 3/739 от 19.04.2021 о том, что вагоны не были приняты к перевозке по причине нарушения АО "РН-Транс" п.п.3.2.23 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистерн и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума железнодорожного транспорта (утв. на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, 21-22.05.2009).
Повторное уведомление истцом не подавалось, следовательно у ответчика отсутствовала обязанность по уборке данных вагонов.
По вагонам с порядковыми номерами N N 85-115 (скорректированный расчет) вагоны предъявлены к перевозке по уведомлению N 19923 от 24.04.2021 в 08-06, в составе группы из 32 вагонов, при этом истцом в нарушение статьи 25 УЖТ РФ и пункта 8 договора на вагон N51579977 (порядковый номер N1248 основного расчета) перевозочные документы оформлены 24.04.2021 в 14-57, т.е. истцом на часть вагонов, выводимых в группе, своевременно не оформлены перевозочные документы.
Повторное уведомление истцом не подавалось, следовательно у ответчика отсутствовала обязанность по уборке указанных вагонов.
Согласно пункту 5 договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на места погрузки и выгрузки.
Таким образом, вагоны, прибывшие в адрес истца, подавались на места погрузки-выгрузки в соответствии с действующим договором.
Оценив правомерность начисления истцом штрафа за несоблюдение ответчиком сроков уборки вагонов с порядковыми номерами в скорректированном расчете 116-143 с железнодорожных путей необщего пользования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика ответственности по статье 100 УЖТ РФ.
Согласно пункту 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003 зарегистрированы в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4764 (далее - Правила N 26) сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Уведомление N 15962 передано 02.04.2021 в 17-22, вагоны убраны 02.04.2021 в 23-20, т.е. через 3 часа 58 минуты, после истечения установленного пунктом 3.7 Правил N 26 двухчасового срока.
В силу части 13 статьи 44 УЖТ РФ перевозчик освобождается от ответственности, установленной статьей 100 УЖТ РФ, если задержка подачи или уборки порожних грузовых вагонов произошла в связи с необеспечением своевременной уборки таких вагонов по причине отсутствия составленных в установленном порядке перевозочных документов на перевозки порожних грузовых вагонов.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения в данном случае к ответчику мер ответственности, предусмотренных статьей 100 УЖТ РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены доказательствами и не опровергают установленные по делу обстоятельства.
Данные доводы сводятся к несогласию истца с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, истец не представил.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены или изменения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 3 апреля 2023 года по делу N А55-6829/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6829/2022
Истец: АО "РН-Транс"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице Куйбышевская железная дорога - филиал "РЖД"
Третье лицо: ОАО "РЖД"