г. Самара |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А55-33257/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции 07.06.2023 в помещении суда апелляционную жалобу Самарской таможни на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2023 по делу N А55-33257/2021 (судья Медведев А.А.), возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЦМ РУС" (ИНН 6316258984, ОГРН 1196313069171), г.Москва, к Самарской таможне (ИНН 6316026366, ОГРН 1036300559261), г.Самара,
об оспаривании действий,
в судебном заседании приняли участие:
от ООО "МЦМ РУС" - Бразаускене Н.С. (доверенность от 28.12.2022),
от Самарской таможни - Круглякова А.А. (доверенность от 19.12.2022),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МЦМ РУС" (далее - ООО "МЦМ РУС", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании действий Самарской таможни по взысканию пени, выраженных в оформлении решений о взыскании начисленных сумм пеней в бесспорном порядке от 17.08.2021 N N 10412000/2021/РБП/0000042, Ю412000/2021/РБП/0000043, 10412000/2021/РБП/0000044, 10412000/2021/РБП/0000045 и решений о приостановлении операций плательщика в банке и переводов его электронных денежных средств от 17.08.2021 N N 10412000/2021/РПО/0000153, 10412000/2021/РПО/0000154, 10412000/2021/РПО/0000155, 10412000/2021/РПО/0000156, 10412000/2021/РПО/0000157, 10412000/2021/РПО/0000158, 10412000/2021/РПО/0000159, 10412000/2021/РПО/0000160, 10412000/2021/РПО/0000161, 10412000/2021/РПО/0000162, 10412000/2021/РПО/0000163, 10412000/2021/РПО/0000164, 10412000/2021/РПО/0000165, 10412000/2021/РПО/0000166, 10412000/2021/РПО/0000167, 10412000/2021/РПО/0000168 за товары, заявленные в декларациях на товары (ДТ) N N 10210200/231019/0178293, 10210200/231019/0178299, 10210200/231019/0178306, 10210200/231019/0178312.
Решением от 22.03.2023 по делу N А55-33257/2021 Арбитражный суд Самарской области заявленные требования удовлетворил.
Таможенный орган в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "МЦМ РУС" отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
Судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводилось в режиме веб-конференции (онлайн-заседание).
В судебном заседании представитель таможенного органа апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель ООО "МЦМ РУС" апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, таможенный орган в период с 04.03.2021 по 04.06.2021 провел выездную таможенную проверку на предмет соблюдения ООО "МЦМ РУС" ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами (по которым предоставлены льготы и преференции по уплате таможенных пошлин, налогов) при ввозе товаров в качестве вклада в уставной капитал организации с иностранными инвестициями по ДТ N N 10210200/231019/0178312, 10210200/231019/0178299, 10210200/231019/0178293, 10210200/231019/0178306.
В 2019 году ООО "МЦМ РУС" ввезло на таможенную территорию ЕАЭС в соответствии с учредительными документами в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями товары по четырем ДТ:
1) 23.10.2019 на Санкт-Петербургский (центр электронного декларирования) Санкт-Петербургской таможни таможенным представителем (ООО "ОТВТ") подана декларация на товары N 10210200/231019/0178293; лицом, ответственным за финансовое урегулирование и декларантом, является ООО "МЦМ РУС", получателем товара - ООО "Экохим плюс", страна отправления товаров - Латвия, страны происхождения - Китай.
По указанной ДТ для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления заявлен товар N 1: "Танк-контейнеры порожние, бывшие в употреблении, предназначенные для перевозки и хранения химических жидких грузов, с внутренним объемом не более 27 куб.м, в том числе: танк-контейнеры порожние, бывшие в употреблении, предназначенные для перевозки и хранения химических жидких грузов, с внутренним объемом не более 27 куб.м:
танк-контейнер N GPLU4266896, тип T11-L4BN, заводской N SC 027452, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN, артикул без артикула кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266900, тип T11-L4BN, заводской N SC 027453, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266915, тип T11-L4BN, заводской N SC 027454, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266920, тип T11-L4BN, заводской N SC 027455, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU426;6936, тип T11-L4BN, заводской N SC 027456, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266941, тип T11-L4BN, заводской N SC 027457, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266957, тип T11-L4BN, заводской N SC 027458, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266962, тип T11-L4BN, заводской N SC 027459, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266978, тип Т11-L4BN, заводской N SC 027460, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU2630078, тип Т11-L4BN-BF, заводской N SC 027467, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель T11-L4BN-BF, артикул - без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU2630083, тип T11-L4BN-BF, заводской N SC 027468, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель T11-L4BN-BF, артикул - без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU2630099, тип T11-L4BN-BF, заводской N SC 027469, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель T11-L4BN-BF, артикул - без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU2630102, тип T11-L4BN-BF, заводской N SC 027470, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель T11-L4BN-BF, артикул - без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU1757010, тип T11-L10BN, заводской N SC 027431, объемом 17,500 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель T11-L10BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU1757026, тип T11-L10BN, заводской N SC 027432, объемом 17,500 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель T11-L10BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4257111, тип T11-L4BN, заводской N NCTE11Т 16894, объемом 24.930 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Cimc Group, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4257127, тип T11-L4BN, заводской N NCTE15T 11519, объемом 24.910 куб.м, год выпуска - 2015 год, производитель CIMC GROUP, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт. (796).
Заявленный при таможенном декларировании код ТН ВЭД ЕАЭС - 8609009009 (ставка ввозной таможенной пошлины - 10%).
Общая таможенная стоимость товаров составила 15 284 790 руб. 72 коп.; общая сумма условно начисленных таможенных платежей - 1 834 174 руб. 88 коп.
Указанные товары ввезены в качестве клада в уставной капитал от компании Мсм Management, Control And Maintenance (Швейцария).
Таможенный орган принял решение от 26.10.2019 об условном выпуске товаров по ДТ N 10210200/231019/0178293.
2) 23.10.2019 на Санкт-Петербургский (центр электронного декларирования) Санкт-Петербургской таможни таможенным представителем (ООО "ОТВТ") подана декларация на товары N 10210200/231019/0178299; лицом, ответственным за финансовое урегулирование и декларантом, является ООО "МЦМ РУС", страна отправления товаров - Латвия, страны происхождения - разные.
По указанной ДТ для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления заявлены:
- товар N 1: танк-контейнеры порожние, бывшие в употреблении, предназначенные для перевозки и хранения химических жидких грузов, с внутренним объемом не более 27 куб.м, в том числе: танк-контейнеры порожние, бывшие в употреблении, предназначенные для перевозки и хранения химических жидких грузов, с внутренним объемом не более 27 куб.м:
танк-контейнер N GPLU4240660, тип T14-L10CH, заводской N 734007-25, объемом 24.000 куб.м, год выпуска - 1990 год, производитель B.S.L, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель T14-L10CH, без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4240757, тип T14-L10CH, заводской N 834006-9, объемом 24.000 куб.м, год выпуска - 1988 год, производитель B.S.L, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель T14-L10CH, без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4245342, тип T11-L4BN, заводской N 934004/23, объемом 24.000 куб.м, год выпуска - 1993 год, производитель B.S.L, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель T11-L4BN, без артикула, кол-во 1 шт. (796);
- товар N 2: танк-контейнеры порожние, бывшие в употреблении, предназначенные для перевозки и хранения химических жидких грузов, с внутренним объемом не более 27 куб.м.
танк-контейнер N GPLU0240018, тип T11-L4BN, заводской N 60277, объемом 24.000 куб.м. год выпуска - 1993 год, производитель Van Hool, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN, без артикула, кол-во 1 шт. (796).
Заявленный при таможенном декларировании код ТН ВЭД ЕАЭС - 8609009009 (ставка ввозной таможенной пошлины - 10%).
Общая таможенная стоимость указанных товаров составляет 1 340 380 руб. 44 коп.; общая сумма условно начисленных таможенных платежей по товарам - 160 845 руб. 65 коп.
Указанные товары ввезены в качестве клада в уставной капитал от компании Мсм Management, Control And Maintenance (Швейцария).
26.10.2019 таможенным органом принято решение об условном выпуске товаров по ДТ N 10210200/231019/0178299.
3) 03.10.2019 на Санкт-Петербургский (центр электронного декларирования) Санкт-Петербургской таможни таможенным представителем (ООО "ОТВТ") подана декларация на товары N 10210200/231019/0178312; лицом, ответственным за финансовое урегулирование и декларантом является ООО "МЦМ РУС", получателем товара является ООО "Нефтехимическая транспортная компания", страна отправления товаров - Латвия, страны происхождения - разные.
По указанной ДТ для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления заявлены:
- товар N 1: танк-контейнеры порожние, бывшие в употреблении, предназначенные для перевозки и хранения химических жидких грузов, с внутренним объемом не более 27 куб.м, в том числе:
танк-контейнер N GPLU4240124, тип T14-L10CH, заводской N 534029.2, объемом 24.000 куб.м, год выпуска 1985 год, изготовитель B.S.L., товарный знак - отсутствует, марка - отсутствует, модель T14-L10CH, артикул - без артикула, кол-во 1 шт.;
танк-контейнер N GPLU4240593, тип T14-L10CH, заводской N 734007-18, объемом 24.000 куб.м, год выпуска 1987 год, изготовитель B.S.L., товарный знак - отсутствует, марка - отсутствует, модель T14-L10CH, артикул - без артикула, кол-во 1 шт.;
танк-контейнер N GPLU4240715, тип T14-L4BN, заводской N 834006-5, объемом 24.000 куб.м, год выпуска 1991 год, изготовитель B.S.L., товарный знак - отсутствует, марка - отсутствует, модель T14-L4BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт.;
танк-контейнер N GPLU4241202, тип T11-L4BN, заводской N 9140182, объемом 24.000 куб.м, год выпуска 1991 год, изготовитель B.S.L., товарный знак - отсутствует, марка - отсутствует, модель T11-L4BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт.;
танк-контейнер N GPLU4241223, тип T11-L4BN, заводской N 914018-4, объемом 24.000 куб.м, год выпуска 1991 год, изготовитель B.S.L., товарный знак - отсутствует, марка - отсутствует, модель T11-L4BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт.;
танк-контейнер N GPLU4241270, тип T11-L4BN, заводской N 914018-9, объемом 24.000 куб.м, год выпуска 1991 год, изготовитель B.S.L., товарный знак - отсутствует, марка - отсутствует, модель T11-L4BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт.;
- товар N 2: танк-контейнеры порожние, бывшие в употреблении, предназначенные для перевозки и хранения химических жидких грузов, с внутренним объемом не более 27 куб.м, в том числе:
танк-контейнер N GPEU4250349, тип T11-L4BN, заводской N Р 9310, ОБЪЕМОМ 24.941 куб.м, год выпуска 1994 год, ИЗГОТОВИТЕЛЬ CONSANI, товарный знак - отсутствует, марка - отсутствует, модель, модель T11-L4BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт.;
танк-контейнер N GPLU4250380, тип T11-L4BN, заводской N Р/9303, ОБЪЕМОМ 24.867 куб.м, год выпуска 1994 год, изготовитель CONSANI, товарный знак - отсутствует, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN, артикул - без артикула, кол-во 1 шт.
Заявленный при таможенном декларировании код ТН ВЭД ЕАЭС - 8609009009 (ставка ввозной таможенной пошлины - 10%).
Общая таможенная стоимость указанных товаров составляет 2 581 473 руб. 44 коп.; общая сумма условно начисленных таможенных платежей - 309 776 руб. 81 коп.
Указанные товары ввезены в качестве клада в уставной капитал от компании Мсм Management, Control And Maintenance (Швейцария).
25.10.2019 таможенным органом принято решение об условном выпуске товаров по ДТ N 10210200/231019/0178312.
4) 23.10.2019 на Санкт-Петербургский (центр электронного декларирования) Санкт-Петербургской таможни таможенным представителем (ООО "ОТВТ") подана декларация на товары N 10210200/231019/0178306; лицом, ответственным за финансовое урегулирование и декларантом является ООО "МЦМ РУС", получателем товара является ООО "Нефтехимическая транспортная компания", страна отправления товаров - Латвия, страна происхождения - Китай.
По указанной ДТ для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления заявлен товар N 1: танк-контейнеры порожние, бывшие в употреблении, предназначенные для перевозки и хранения химических жидких грузов, с внутренним объемом не более 27 куб.м:
танк-контейнер N GPLU4266788, Тип T11-L4BN, Заводской N SC 027441, Объемом 26,000 куб.м, год выпуска 2019 - год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг. знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266793, тип T11-L4BN, заводской N SC 027442, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN, без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266807, тип T11-L4BN, заводской N SC 027443, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN, без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266812, тип T11-L4BN, заводской N SC 027444, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266828, тип T11-L4BN, заводской N SC 027445, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266833, тип T11-L4BN, заводской N SC 027446, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266849, тип T11-L4BN, заводской N SC 027447, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266854, тип T11-L4BN, заводской N SC 027448, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266860, тип T11-L4BN, заводской N SC 027449, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266875, тип T11-L4BN, заводской N SC 027450, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN без артикула, кол-во 1 шт. (796);
танк-контейнер N GPLU4266880, тип T11-L4BN, заводской N SC 027451, объемом 26,000 куб.м, год выпуска - 2019 год, производитель Shanghai Pacific International Container Co.Ltd, тов.знак - отсутствует, торг, знак, марка - отсутствует, модель Т11-L4BN без артикула, кол-во 1 шт. (796).
Заявленный при таможенном декларировании код ТН ВЭД ЕАЭС - 8609009009 (ставка ввозной таможенной пошлины - 10%).
Общая таможенная стоимость указанных товаров составляет 10 499 544 руб.; общая сумма условно начисленных таможенных платежей - 1 259 945 руб. 28 коп.
Указанные товары ввезены в качестве клада в уставной капитал от компании Мсм Management, Control And Maintenance (Швейцария).
27.10.2019 таможенным органом принято решение об условном выпуске товаров по ДТ N 10210200/231019/0178306.
По результатам анализа представленных в ходе выездной таможенной проверки документов и сведений таможенный орган установил следующее.
В соответствии с учетной политикой общества первоначальная стоимость основных средств определяется с учетом фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (ПБУ 6/01 "Учет основных средств").
Согласно приказу Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26Н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказания услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользования или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; -объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
На основании п.5 ПБУ 6/01 к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности и прочие соответствующие объекты.
В соответствии с представленными обществом сведениями проверяемые товары поставлены на бухгалтерский учет в качестве объектов основных средств23.10.2019, что подтверждается инвентарными карточками учета объектов ОС N N 00-000001 - 00-000040, а также карточкой счета 01 за период с 01.01.2019 по 30.03.2021.
Согласно пояснениям генерального директора ООО "МЦМ РУС" Вэфлера В.Ю. дивиденды иностранному инвестору в 2019-2021 годах обществом не выплачивались.
10.10.2019 между ООО "МЦМ РУС" и ООО "ЭкоХимплюс-Тольятти" (арендатор) заключено соглашение "Общие положения и условия аренды", по которому ООО "МЦМ РУС" передает в возмездное пользование контейнерное оборудование, принадлежавшее ему на праве собственности или ином законном основании, а арендатор вносит арендную плату в сроки, оговоренные сторонами. ООО "МЦМ РУС" и арендатор соглашаются, что аренда оборудования, взятого арендатором у ООО "МЦМ РУС", подлежит условиям, изложенным в соглашении.
Ввезенные ООО "МЦМ РУС" по ДТ N N 10210200/231019/0178312, 10210200/231019/0178299, 10210200/231019/0178293, 10210200/231019/0178306 товары были переданы в ООО "ЭкоХимплюс-Тольятти" по договорам аренды, являющимся неотъемлемой частью вышеуказанного соглашения:
- танк-контейнеры N N GPLU4266920, GPLU4266900, GPLU4266915, GPLU4266941 по договору аренды от 14.11.2019 N 01, дата начала срока аренды 14.11.2019, согласно дополнительному соглашению N 1 к договору аренды N СТ000001 цистерна N GPLU4266900 была возвращена арендатором арендодателю 28.01.2021;
- танк-контейнер N GPLU4266828 по договору аренды от 15.11.2019 N 02, дата начала срока аренды 15.11.2019, согласно соглашению о расторжении договора аренды N СТ000002 цистерна N GPLU4266828 была возвращена арендатором арендодателю 16.05.2020;
- танк-контейнер N GPLU4266854 по договору аренды от 27.11.2019 N 3, дата начала срока аренды 27.11.2019, согласно соглашению о расторжении договора аренды N СТ000003 цистерна N GPLU4266854 была возвращена арендатором арендодателю 30.11.2020;
- танк-контейнеры N N GPLU4266896, GPLU4266936, GPLU4266962, GPLU4266978, GPLU4266957, GPLU4266812, GPLU4266807, GPLU4266793, GPLU4266788, GPLU4266880 по договору аренды от 09.12.2019 N 04, дата начала срока аренды 09.12.2019;
- танк-контейнеры N N GPLU4266833, GPLU4266849 по договору аренды от 18.12.2019 N 5, дата начала срока аренды 18.12.2019;
- танк-контейнеры N N GPLU4266875, GPLU4266860 по договору аренды от 27.12.2019 N 6, дата начала срока аренды 27.12.2019;
- танк-контейнер N GPLU2630078 по договору аренды от 23.01.2020 N 7, дата начала срока аренды 23.01.2020;
- танк-контейнер N GPLU2630083 по договору аренды от 24.01.2020 N 8, дата начала срока аренды 24.01.2020;
- танк-контейнеры N N GPLU2630099, GPLU2630102 по договору аренды от 25.01.2020 N 9, дата начала срока аренды 25.01.2020;
- танк-контейнер N GPLU4241202 по договору аренды от 07.12.2020 N 10, дата начала срока аренды 07.12.2020;
- танк-контейнеры N N GPLU4257111, GPLU4257127, GPLU4266828 по договору аренды от 11.12.2020 N 11, дата начала срока аренды 11.12.2020;
- танк-контейнер N GPLU0240018 по договору аренды от 19.02.2021 N 12, дата начала срока аренды 19.02.2021;
- танк-контейнеры N N GPLU4241270, GPLU4241223 по договору аренды от 10.03.2021 N 13, дата начала срока аренды 10.03.2021;
- танк-контейнер N GPLU4245342 по договору аренды от 19.03.2021 N 14, дата начала срока аренды 19.03.2021.
ООО "МЦМ РУС" в ходе таможенного контроля представило таможенному органу выставленные в адрес ООО "ЭкоХимплюс-Тольятти" счета на оплату арендных платежей за период с 2019 года по 2021 год и документы, подтверждающие их оплату (платежные поручения, выписки из лицевого счета, карточка счета 62).
ООО "ЭкоХимплюс-Тольятти" в ходе проверки подтвердило факт получения в аренду условно выпущенных товаров - танк-контейнеров, принадлежавших ООО "МЦМ РУС".
Арендованные у ООО "МЦМ РУС" танк-контейнеры ООО "ЭкоХимплюс-Тольятти" передало в субаренду по договору от 11.11.2019 N А1-2019 с ООО "Транскем Евразия", по договору от 27.10.2020 N 61 с ООО "Данстеф", по договору от 16.01.2020 N 2/20 с ООО "Транзит-Авто".
Аренда вышеуказанных танк-контейнеров осуществлялась ООО "ЭкоХимплюс-Тольятти" с целью извлечения прибыли.
ООО "МЦМ РУС" и ООО "ЭкоХимплюс-Тольятти" заключили договор от 01.09.2019 N 80/219 на оказание услуг: внешняя и внутренняя обработка контейнеров-цистерн, ремонт и периодическое освидетельствование КЦ, прочие дополнительные услуги и работы по согласованию сторон, в том числе хранение контейнера на станции и на собственной площадке.
В ходе таможенного осмотра установлено, что часть проверяемых товаров, принадлежавших на праве собственности ООО "МЦМ РУС" и находившиеся на хранении у ООО "ЭкоХимплюс-Тольятти" по адресу: г.Тольятти, ул.Ларина, д.140, - танк-контейнеры N N GPLU4266854, GPLU4240124, GPLU4240593, GPLU4240715, GPLU4250349, GPLU4250380, находятся в порожнем состоянии, промытые, в данный момент не используются по назначению (акт таможенного осмотра помещений и территорий от 26.05.2021 N 10412000/210/260513/А000103/002).
Таким образом, таможенным органом было установлено фактическое наличие части условно выпущенных товаров.
Согласно сведениям, представленным ООО "ЭкоХимплюс-Тольятти" таможенному органу, часть условно выпущенных товаров - танк-контейнеры N N GPLU4266900, GPLU1757010, GPLU1757026, GPLU4240660, GPLU4240757 находятся в г.Тамбове на территории ООО "ЭкоХим Плюс".
В соответствии с пп.1 п.1 ст.126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых, в том числе применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.
В отношении условно выпущенных товаров, указанных в пп.1 п.1 ст.126 ТК ЕАЭС, должны соблюдаться цели и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также ограничения по пользованию и (или) распоряжению такими товарами в связи с применением таких льгот.
Исходя из п.6 ст.126 ТК ЕАЭС, условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров ЕАЭС.
В соответствии с п.7 ст.126 ТК ЕАЭС условно выпущенные товары приобретают статус товаров ЕАЭС после прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено законодательством государств-членов, - в отношении товаров, указанных в пп.1 п.1 ст.126 ТК ЕАЭС.
На основании пп.1 п.4 ст.136 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, прекращается у декларанта при наступлении следующих обстоятельств, в том числе: истечение 5 лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению указанными товарами, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный п.11 ст.136 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п.2 п.11 ст.136 ТК ЕАЭС при наступлении следующих обстоятельств сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в п.10 ст.136 ТК ЕАЭС, считается, в том числе в случае совершения действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами в связи с применением таких льгот, в том числе если совершение таких действий привело к утрате таких товаров, - первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен, - день помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
П.4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (утв.Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728; далее - Порядок N 728) предусмотрено, что товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза. В случае передачи товаров, ввезенных с освобождением от таможенных пошлин, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
В ходе таможенного контроля установлено, что ООО "МЦМ РУС" совершены действия по передаче во временное владение и пользование условно выпущенных товаров (танк-контейнеры по ДТ N 10210200/231019/0178312, N 10210200/231019/0178299, N 10210200/231019/0178293, N 10210200/231019/0178306), составляющие объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.20 КоАП РФ.
ООО "ЭкоХимплюс-Тольятти" пользовалось указанными условно выпущенными товарами, переданными во владение и пользование в нарушение установленного таможенным законодательством ЕАЭС запрета, что образует объективную сторону правонарушения по ст.16.21 КоАП РФ.
Кроме того, по факту представления ООО "МЦМ РУС" в установленный таможенным органом срок неполных сведений по требованию о представлении документов и (или) сведений при выездной таможенной проверке от 01.04.2021 о наличии банковских счетов, необходимых для проведения таможенного контроля, общество привлечено к административной ответственности; возбуждены дела об административных правонарушениях от 30.04.2021 N 10412000-800/2021 по ч.3 ст.16.12 КоАП РФ, от 02.06.2021 N N 10412000-941/2021, 10412000-942/2021, 10412000-943/2021, 104120000-944/2021 по ст.16.21 КоАП РФ, от 02.06.2021 N N 10412000-945/2021, 10412000-946/2021, 10412000-947/2021, 104120000-948/2021 по ч.1 ст.16.20 КоАП РФ.
Таким образом, по результатам выездной таможенной проверки по вопросам порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами (по которым предоставлены льготы и преференции по уплате таможенных пошлин, налогов) при ввозе товаров в качестве вклада в уставной капитал организации с иностранными инвестициями таможенным органом установлены факты передачи ООО "МЦМ РУС" условно выпущенных товаров по ДТ N N 10210200/231019/0178312, 10210200/231019/0178299, 10210200/231019/0178293, 10210200/231019/0178306 во временное пользование третьему лицу - ООО "ЭкоХимплюс-Тольятти", что в силу п.4 Порядка N 728 является основанием для исполнения обязательства по уплате таможенных пошлин в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС.
По результатам проверки таможенный орган принял решения о непредоставлении льгот по уплате таможенных платежей, принимаемые в случае обнаружения фактов несоблюдения требований и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, от 16.07.2021 N N 10412000/210/160721/Т000103/001, 10412000/210/160721/ Т000103/002, 10412000/210/160721/Т000103/003, 10412000/210/160721/Т000103/004 и внес изменения в ДТ.
20.07.2021 в таможенный орган (таможня взыскания) во исполнение приказа ФТС России от 24.12.2018 N 2095 "Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" были переданы сформированные Северо-Западной электронной таможней (таможней декларирования) паспорта задолженности N N 10228000/2595, 10228000/2598, 10228000/2597, 10228000/2596 в отношении ООО "МЦМ РУС". Задолженность по уплате таможенных платежей в сумме 3 123 940 руб. 63 коп. (ввозная таможенная пошлина - 2 603 283 руб. 86 коп., НДС - 520 656 руб. 77 коп.) образовалась по результатам выездной таможенной проверки, проведенной Самарской таможней (акт проверки от 04.06.2021 N 10412000/210/040621/А000103), в результате которой приняты решения о непредставлении льгот по уплате таможенных платежей по декларациям на товары N N 10210200/231019/0178312, 10210200/231019/0178306, 10210200/231019/0178293, 10210200/231019/0178299.
Таможенный орган начислил пени в сумме 279 197 руб. 52 коп.
На основании ст.73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании" (далее - Закон N 289-ФЗ) уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N N 10412000/У2021/0002437, 10412000/У2021/0002433, 10412000/У2021/0002435, 10412000/У2021/0002427 сформированы и направлены в "личный кабинет" участника ВЭД посредством программного продукта "АПС - Задолженность" 20.07.2021. Срок добровольной уплаты - 11.08.2021.
Задолженность по таможенным платежам была погашена 22.07.2021 за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин по таможенным распискам N N 10210200/261019/ЭР-0315199, 10210200/271019/ЭР-0315277, 10210200/261019/ЭР-ОЗ15245, 10210200/261019/ЭР-ОЗ15248.
В связи с технической ошибкой при формировании корректировок ДТ (денежные средства не были списаны за счет денежного залога) уведомления, ранее направленные в адрес ООО "МЦМ РУС", были отозваны и направлены уточненные уведомления от 22.07.2021 N 10412000/УУ2021/0000015, 10412000/УУ2021/0000014, 10412000/УУ2021/ 0000013, 10412000/УУ2021/0000012 на уплату пени в сумме 156 523 руб. 97 коп. Срок добровольной уплаты - 11.08.2021.
Поскольку уведомления от 22.07.2021 в установленный срок исполнены не были, таможенный орган принял решения от 17.08.2021 N N 10412000/2021/РБП/0000042-10412000/2021/РБГТ/0000045 о взыскании пени за счет денежных средств на счетах ООО "МЦМ РУС". Эти решения и поручения таможенного органа от 17.08.2021 N N 2021/000154 - 2021/000161 на бесспорное взыскание направлены для исполнения в Приволжский филиал ПАО Росбанк (заказное письмо от 17.08.2021 N 07-03-15/21858). Копии решений о бесспорном взыскании направлены в адрес декларанта письмом от 17.08.2021 N 07-03-15/21829.
Кроме того, на основании ст.77 Закона N 289-ФЗ таможенный орган принял решения от 17.08.2021 N N 10412000/2021/РПО/0000153 - 10412000/2021/РПО/0000168 о приостановлении операций по счетам плательщика в банке и переводов его электронных денежных средств и направил их в Приволжский филиал ПАО Росбанк (письмо от 17.08.2021 N 07-03-15/21838). Копии решений о приостановлении операций по счетам были направлены в адрес декларанта письмом от 17.08.2021 N 07-03-15/21828 (получено адресатом 26.08.2021).
В связи с исполнением Приволжским филиалом ПАО Росбанк поручений на бесспорное взыскание 24.08.2021 и 25.08.2021 поступили денежные средства на счет ООО "МЦМ РУС" в ресурсе единых лицевых счетов.
25.08.2021 Северо-Западной электронной таможней сделаны корректировки ДТ, задолженность полностью погашена.
26.08.2021 таможенный орган принял решения об отмене приостановления операций по счетам плательщика в банке N N 10412000/2021/РОПО/0000001 - 10412000/2021/ РОПО/0000016.
ООО "МЦМ РУС", полагая незаконными действия таможенного органа по взысканию с него пени, выраженные в принятии решений от 17.08.2021 о взыскании начисленных сумм пени в бесспорном порядке и решений от 17.08.2021 о приостановлении операций плательщика в банке и переводов его электронных денежных средств, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование правомерности своих действий таможенный орган сослался на то, что в силу п.1 ч.1 ст.55 Закона N 289-ФЗ в случае условного выпуска товаров в соответствии с пп.1 п.1 ст.126 ТК ЕАЭС в целях исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов предоставляется обеспечение.
ООО "МЦМ РУС" внесло обеспечение по таможенным распискам N N 10210000/261019/ЭР-03З15199, 10210000/261019/ЭР-0315245, 10210000/261019/ЭР-0315248, 10210000/271019/ЭР-03 15277 на общую сумму 3 564 742 руб. 63 коп.
В соответствии с ч.11 ст.76 Закона N 289-ФЗ в случае, если обеспечение исполнения обязанности по уплате пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин было внесено таможенному органу Российской Федерации в форме денежного залога, то таможенный орган обращает взыскание на залог без направления уведомления (уточнения к уведомлению).
Судом первой инстанции установлено, что исчисленная сумма таможенных платежей была взыскана за счет денежного залога. Остаток денежного залога остался на таможенных расписках под исполнение обязательств по другим товарам, ввезенным в качестве вклада в уставной капитал организации с иностранными инвестициями по ДТ N N 10210200/231019/0178312, 10210200/231019/0178299, 10210200/231019/0178293, 10210200/231019/0178306, так как указанные товары сохраняют статус иностранных товаров.
Таможенный орган указывает, что в соответствии с п.4 ч.19 ст.72 Закона N 289-ФЗ пени не подлежат начислению, если обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров обеспечена денежным залогом в соответствии со ст.121 ТК ЕАЭС на сумму такого денежного залога.
Между тем в данном случае обеспечение вносилось в соответствии с п.1 ч.1 ст.55 Закона N 289-ФЗ (условный выпуск товаров в соответствии с пп.1 п.1 ст.126 ТК ЕАЭС), следовательно, положения п.4 ч.19 ст.72 Закона N 289-ФЗ не применяется.
На основании изложенного, в связи с нарушением сроков уплаты таможенных платежей начислены пени в сумме 280 152 руб. 07 коп.
В соответствии со ст.55 ТК ЕАЭС, ст.73 Закона N 289-ФЗ в ООО "МЦМ РУС" направлены уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 22.07.2021 N N 10412000/УУ2021/0000014, 10412000/УУ2021/0000013, 10412000/УУ2021/0000012, 10412000/УУ2021/0000015 в виде электронного документа через личный кабинет участника ВЭД посредством программы АПС "Задолженность", которые в установленный срок (до 11.08.2021) обществом исполнены не были.
17.08.2021 в связи с отсутствием денежных средств на едином лицевом счете таможенным органом приняты решения о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке и направлены поручения на бесспорное взыскание в банк.
24.08.2021 на единый лицевой счет общества поступили денежные средства, списанные с его счетов в банке; 25.08.2021 денежные средства перечислены в Федеральный бюджет.
Таким образом, по мнению таможенного органа, действия по взысканию с ООО "МЦМ РУС" начисленных сумм пеней, выраженные в оформлении решений от 17.08.2021 N N 10412000/2021/РПБ/0000042 - 10412000/2021/РПБ/0000045 о взыскании начисленных сумм пеней в бесспорном порядке и решений от 17.08.2021 N N 10412000/2021РПО/0000154 - 10412000/2021РПО/0000168 о приостановлении операций по счетам плательщика в банке, являются законными.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с ч.1 ст.72 Закона N 289-ФЗ пенями признаются установленные суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Суд первой инстанции отметил, что таможенный орган обосновывает свои действия отсутствием денежных средств на едином лицевом счете, при этом сообщает о наличии на едином лицевом счете по состоянию на 22.07.2021 денежных средств в сумме 440 802 руб., внесенных обществом в качестве денежного залога, обязательства по которому еще не наступили.
Так, ООО "МЦМ РУС" представило подписанный заместителем начальника таможенного управления отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, за период с 01.01.2019 по 31.08.2021.
Этот отчет, как верно указал суд первой инстанции, опровергает довод таможенного органа о том, что в период с 22.07.2021 по 17.08.2021 на лицевом счете ООО "МЦМ РУС" в ФТС России отсутствовали денежные средства в сумме, достаточной для списания в счет оплаты доначисленных пени.
Согласно отчету по состоянию на 17.08.2021 после списания таможенным органом сумм денежного залога по рассматриваемым ДТ на лицевом счете ООО "МЦМ РУС" числились денежные средства в сумме 440 802 руб., которых было достаточно для зачета пени в сумме 280 152 руб. 07 коп.
Доводы таможенного органа о том, что поскольку сумма обеспечительного платежа в виде денежного залога внесена ООО "МЦМ РУС" не в порядке ст.121 ТК ЕАЭС, а по п.1 ст.55 ТК ЕАЭС, то пени начислены законно; денежный залог авансовым платежом не является, основания для взыскания задолженности по пени за счет денежного залога отсутствуют, - суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.29 Постановления Пленума от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", при определении наличия оснований для применения таможенными органами ст.72 Закона N 289-ФЗ и начисления пеней по определенным данной нормой правилам необходимо учитывать, что нахождение в федеральном бюджете авансовых платежей, излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, превышающих по своему размеру величину произведенных декларанту доначислений, может свидетельствовать об отсутствии потерь бюджета, требующих компенсации посредством взимания пеней, если иное не следует из представленных таможенным органом доказательств, в том числе сведений таможенного органа об использовании (возврате) авансовых и таможенных платежей за соответствующие периоды начисления пеней, информации об иных причитавшихся к уплате таможенных платежах, относящихся к этому же периоду.
В п.39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (утв.Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2019) указано на незаконность начисления пени на задолженность по уплате таможенных пошлин, если у декларанта имелись перечисленные авансовые платежи, превышающие произведенные ему доначисления, и таможенный орган имел возможность самостоятельно зачесть их в счет уплаты таможенных пошлин и налогов.
П.39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (утв.Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2019) основан на Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2019 N 305-ЭС19-7439, в котором указано следующее: "В соответствии с положениями п.1 и 2 ст.151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) пенями признаются денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством. Пени подлежат начислению за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
Предусмотренные ст.151 Закона N 311-ФЗ пени взимаются в целях компенсации потерь казны, вызванных несвоевременным поступлением таможенных пошлин и налогов (абз.1 п.21 Постановления Пленума N 18).
Правовая природа взимания пеней как правовосстановительной меры, применяемой в целях компенсации потерь бюджета в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога, а не меры юридической ответственности за виновное поведение, также определена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 17.12.1996 N 20-П и от 15.07.1999 N 11-П, Определения от 04.07.2002 N 202-О, от 08.02.2007 N 381-О-П и от 07.12.2010 N 1572-О-О).
Изложенная в данных решениях правовая позиция не может не учитываться в рассматриваемой ситуации, поскольку налоги и таможенные пошлины выступают обязательными публично-правовыми платежами в бюджет, взимаемыми на основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, и само по себе различие в классификации доходов бюджета (отнесение таможенных пошлин в состав неналоговых доходов) не свидетельствует о наличии оснований для придания пеням, взимаемым в соответствии с Законом о таможенном регулировании, характера штрафной санкции.
Таким образом, обязанность по уплате пеней является дополнительной (производной) по отношению к обязанности по уплате соответствующих таможенных платежей и возникает не по факту совершения того или иного нарушения таможенного законодательства, а в случаях, когда неуплата таможенных платежей привела к возникновению потерь в доходах бюджета, требующих компенсации. Следовательно, при оценке правомерности направления требования об уплате пеней должно приниматься во внимание не только неисполнение (несвоевременное исполнение) декларантом обязанности по уплате таможенных платежей, но и состояние расчетов декларанта (плательщика) с бюджетом в период между возникновением обязанности по уплате таможенных платежей и ее исполнением.
Как указано в п.1-2 ст.121 Закона N 311-ФЗ, денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров (авансовые платежи) уплачиваются на счета Федерального казначейства.
Согласно ст.218 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) исполнение бюджетов по доходам предусматривает зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по установленным нормативам, со счетов органов Федерального казначейства.
В силу ст.241.1 БК РФ все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Авансовые платежи в счет будущих таможенных платежей и денежные залоги в обеспечение уплаты таможенных платежей, поступившие на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в полном объеме подлежат зачислению в доход федерального бюджета (п.5 ч.1 ст.4 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и п.5 ч.1 ст.4 Федерального закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов").
Таким образом, авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей уплачиваются с присвоением им соответствующего кода бюджетной классификации и учитываются как отдельный вид доходов федерального бюджета с момента их поступления на счета Федерального казначейства. То обстоятельство, что идентификация авансовых платежей применительно к исполнению обязанности по уплате тех или иных конкретных таможенных платежей производится после поступления соответствующего распоряжения об использовании авансовых платежей со стороны плательщика или по инициативе таможенного органа, не означает, что до момента распоряжения авансовыми платежами соответствующие денежные средства не находились в казне и не использовались государством при кассовом исполнении федерального бюджета.
При таком положении следует признать правильным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для начисления обществу пеней, поскольку на момент возникновения обязанности по уплате таможенных платежей в федеральном бюджете находились авансовые платежи, поступившие от заявителя, превышающие по своему размеру величину произведенных обществу доначислений, то есть состояние расчетов свидетельствовало об отсутствии потерь бюджета.
Следует отметить, что таможенные органы не лишены права доказывать факт причинения потерь бюджету, в том числе с учетом расходования и возврата авансовых платежей в период, за который начислены пени, наличия иной непогашенной задолженности по таможенным платежам, относящейся к этому же периоду. Однако такого рода доказательства в материалы дела таможенным органом в соответствии с требованиями ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ представлены не были.
Вопреки выводам судов первой и кассационной инстанций, перечисленные обществом авансовые платежи не могли учитываться на лицевом счете таможенного органа как учреждения, поскольку начиная с 01.10.2009 ранее существовавшая в законодательстве возможность внесения авансовых таможенных платежей в кассу или на счет таможенного органа исключена в связи со вступлением в силу Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Довод судов первой и кассационной инстанций о том, что согласно п.3 ст.121 и п.2 ст.122 Закона N 311-ФЗ денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, до момента истечения срока их возврата являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, не опровергают изложенного, поскольку смысл этих положений состоит не в имущественном обособлении авансовых платежей, как денежных средств, а в признании за плательщиком права требовать возврат внесенных денежных средств (неизрасходованного остатка авансовых платежей) из федерального бюджета. Иное толкование данных норм противоречило бы вышеуказанным положениям бюджетного законодательства.
Подход к толкованию положений ст.121-122 Закона N 311-ФЗ, предложенный таможенным органом и поддержанный судами первой и кассационной инстанций, предполагающий начисление пеней в связи с одним лишь фактом возникновения обязанности по уплате таможенных платежей, вне зависимости от наличия внесенных в бюджет авансовых платежей, по существу придает пеням не восстановительный, а карательный характер (наказание за правонарушение), что не может быть признано правомерным.".
Как верно отметил суд первой инстанции, приведенная правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации свидетельствует о том, что по вопросу определения потерь бюджета не делается различий между авансовыми платежами в счет будущих таможенных платежей и денежными залогами в обеспечение уплаты таможенных платежей, поступившими на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поскольку они в полном объеме подлежат зачислению в доход федерального бюджета.
Следовательно, указанные выводы Верховного Суда Российской Федерации в равной степени распространяются как на авансовый платеж, так и на денежный залог в обеспечение уплаты таможенных платежей.
В соответствии с ч.2 ст.60 Закона N 289-ФЗ внесение денежного залога осуществляется посредством использования авансовых платежей в счет обеспечения исполнения обязанностей.
Таким образом, нахождение в Федеральном бюджете авансовых платежей, зарезервированных таможенным органом в качестве денежного залога, который впоследствии был зачтен таможенным органом в счет уплаты доначисленных таможенных платежей, свидетельствует об отсутствии потерь бюджета, требующих компенсации посредством взимания пеней.
Правовая природа взимания пеней как правовосстановительной меры, применяемой в целях компенсации потерь бюджета в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога, а не меры юридической ответственности за виновное поведение, также определена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 17.12.1996 N 20-П, от 15.07.1999 N 11-П и в Определениях от 04.07.2002 N 202-О, от 08.02.2007 N 381-О-П и от 07.12.2010 N 1572-О-О.
Следовательно, обязанность по уплате пеней является дополнительной (производной) по отношению к обязанности по уплате соответствующих таможенных платежей, и возникает не по факту совершения того или иного нарушения таможенного законодательства, а в случаях, когда неуплата таможенных платежей привела к возникновению потерь в доходах бюджета, требующих компенсации.
В этой связи при оценке правомерности направления требования об уплате пеней должно приниматься во внимание не только неисполнение (несвоевременное исполнение) декларантом обязанности по уплате таможенных платежей, но и состояние расчетов декларанта (плательщика) с бюджетом в период между возникновением обязанности по уплате таможенных платежей и ее исполнением.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, следует учитывать, что в отличие от авансовых платежей, распоряжение которыми осуществляется по заявлению общества, денежным залогом таможенный орган распоряжается по своей инициативе без распоряжений плательщика.
Также суд первой инстанции правильно отметил, что таможенные органы не лишены права доказывать факт причинения потерь бюджету, в том числе с учетом расходования и возврата авансовых платежей в период, за который начислены пени, наличия иной непогашенной задолженности по таможенным платежам, относящейся к тому же периоду.
Между тем, вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ таможенный орган таких доказательств по настоящему делу не представил.
Таким образом, учитывая, что таможенный орган имел возможность погасить задолженность за счет денежных средств ООО "МЦМ РУС", находившихся в бюджете, у него отсутствовали основания для принятия решений о приостановлении операций по счетам общества в банках, а также о взыскании пени со счетов общества в банках в бесспорном порядке.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правильно признал оспариваемые действия таможенного органа не соответствующими закону, нарушающими права и законные интересы ООО "МЦМ РУС" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем удовлетворил заявленные требования общества.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Ссылка таможенного органа на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку эти акты приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, с участием других лиц.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ таможенные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22 марта 2023 года по делу N А55-33257/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33257/2021
Истец: ООО "МЦМ РУС"
Ответчик: Самарская таможня