г. Санкт-Петербург |
|
14 июня 2023 г. |
Дело N А21-6224/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Полубехиной Н.С., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой А.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Кремков В.В. - по доверенности от 20.10.2022;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9401/2023) администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2023 по делу N А21- 6224/2022 (судья Лобанова Е.А), принятое
по иску Администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" (адрес: 238530, Калининградская область, Зеленоградск, ул. Крымская, 5А, ОГРН 1023902057134);
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Куршская коса" (адрес: 238535, Калининградская область, пос. Рыбачий, ул. Лесная, 7, ОГРН 1023902052624);
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
о признании незаконным решения, обязании согласовать схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Куршская коса" (далее - заинтересованное лицо, Учреждение), в котором просила признать незаконным и немотивированным ответ Учреждения от 20.05.2022 исх.N 459, а также обязать Учреждение согласовать схему расположения земельного участка кадастрового инженера Краснобородько Д.Ю. от 17.04.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство).
Решением суда от 10.02.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просила решение от 10.02.2023 отменить, требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что для обслуживания находящегося в собственности Администрации променада и прилегающей территории должен быть соблюден принцип единства земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости. Кроме того, ссылаясь на то, что спорный объект является объектом капитального строительства, заявитель утверждает, что ссылки Учреждения на необходимость установления сервитута являются необоснованными. Также, указывая на то, что гидротехническое сооружение - набережная (променад) не является линейным объектом, заявитель полагает необоснованным ссылки на положения пункта 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Администрация также полагает, что у суда не имелось оснований для принятия в качестве доказательства по делу представленного Учреждение заключения ООО "Геоид" от 18.10.2022.
В отзыве на апелляционную жалобу Учреждение просило решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Администрация и Агентство, извещенные надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 39:05:000000:539, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Калининградская область, Зеленоградский район, Куршское с/п, является собственностью Российской Федерации и передан в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению.
На вышеуказанном земельном участке расположено гидротехническое сооружение - набережная с кадастровым номером 39:05:020301:732, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области".
18.03.2021 Администрация обратилась в Агентство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с образованием земельного участка с условным кадастровым номером 39:05:000000:539:ЗУ1 площадью 2150 кв.м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:05:000000:539 с сохранением его в измененных границах.
Агентство в письме от 01.09.2021 отказало Администрации в утверждении схемы расположения земельного участка, ссылаясь на отсутствие согласования Учреждения, несоблюдение требований приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 70, также отметив, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения; земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.
Администрация неоднократно обращалась к Учреждению с письмами о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 20.05.2022 исх.N 459 Учреждение отказало в утверждении схемы расположения земельного участка с условным кадастровым номером 39:05:000000:539:ЗУ1, указав на то, что земельный участок с кадастровым номером 39:05:000000:539 (площадью 62290419 кв.м) входит в состав особо охраняемой природной территории федерального значения - национальный парк "Куршская коса", при этом, в силу пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" изъятие земельных участков, предоставленных учреждениям, осуществляющим управление национальным парками, запрещается, а также на то, что подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и занятые национальными парками, отнесены к землям, изъятым из оборота.
Посчитав указанный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы Администрации, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, не установил правовых оснований для удовлетворения заявления.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2 условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ.
Согласно статье 39.14 ЗК РФ этот порядок включает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 1 пункта 1), подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать (подпункт 2 пункта 1), принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ).
Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ установлены основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 1), земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22, 23 статьи 39.16 ЗК РФ (подпункт 2).
Согласно подпункту 3 этого же пункта указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Так, из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером 39:05:000000:539, площадью 62 237 943 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Калининградская область, Зеленоградский район, Куршское с/п, является собственностью Российской Федерации и передан в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.11.1987 N 423 "О создании государственного природного национального парка "Куршская коса" в Калининградской области" утвержден Национальный парк "Куршская коса", общая площадь национального парка составляет 6621 га, в том числе 6 270 га земель государственного лесного фонда, находящихся в пользовании национального парка, а также включенных в состав парка 351 га земель территорий поселков Морское, Рыбачий, Лесное без изъятия их из хозяйственной деятельности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р национальный парк "Куршская коса" включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России.
Согласно сведениям ЕГРН в состав единого землепользования с кадастровым номером 39:05:000000:539 входят 35 обособленных земельных участков, кадастровые работы в отношении данного единого землепользования проведены в 2016 году ООО "Геоид".
10.08.2016 в ЕГРН внесены изменения в сведения о границах и площади земельного участка на основании межевого плана от 09.09.2016, а впоследствии в связи с выявлением реестровых ошибок в описании местоположения границ обособленных земельных участков вносились соответствующие изменения.
Из заключения ООО "Геоид" от 18.10.2022 следует, что земельный участок с кадастровым номером 39:05:000000:539 (единое землепользование) находится в заповедной и особо охраняемой зоне национального парка "Куршская коса", составляет единую площадь заповедной и особо охраняемой зоны национального парка "Куршская коса".
При этом уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны прямо не допускается пунктом 1.1 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и противоречит пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769 "Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность. Земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами.
Согласно подпункту 1 пункта 4 названной статьи из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ). В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 той же статьи ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 этой статьи.
Исходя из статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 2, 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ) к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли национальных парков, которые находятся в федеральной собственности и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных настоящим законом.
Следовательно, по смыслу пункта 4 статьи 27 и пункта 6 статьи 95 ЗК РФ земельные участки, занятые национальными парками и находящиеся в федеральной собственности, из оборота изъяты, а значит, не могут находиться в частной собственности и свободно обращаться на рынке недвижимости.
Аналогичная правовая позиция приведена в определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2015 N 2742-О.
Таким образом, само по себе расположение объекта недвижимости (променада) на земельном участке с кадастровым номером 39:05:000000:539, находящегося в заповедной и особо охраняемой зоне, не допускает уменьшение площади данной заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, равно как и самой общей площади пользования Национального парка, и соответственно исключало удовлетворение заявления Администрации.
Кроме того, в пункте 1 статьи 17 Закона N 33-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, которые находятся в федеральной собственности в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.07.2020 N 293 объектом договора аренды земельного участка может быть земельный участок, расположенный в границах рекреационной зоны национального парка или зоны охраны объектов культурного наследия. Границы земельного участка в целях заключения договора аренды определяются в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованной дирекцией соответствующего национального парка.
Как установлено судом первой инстанции, Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, при этом последняя не наделена полномочиями по осуществлению рекреационной деятельности (доказательств обратного заявителем суду не представлено), что в свою очередь являлось основанием для отказа в удовлетворении заявления Администрации.
Более того, как указано выше, в соответствии подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
В частности, согласно подпункту 6 статьи 39.16 ЗК РФ публичный земельный участок не может быть представлен в собственность физических и юридических лиц, если указанный в заявлении о предоставлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка, в связи с чем согласование Учреждением схемы расположения земельного участка кадастрового инженера Краснобородько Д.Ю. от 17.04.2022, предоставленной Администрацией, в любом случае не привело бы к восстановлению каких-либо прав Администрации, поскольку оснований для её утверждения в силу вышеназванных норм у Агентства не имеется, что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления Администрации (статьи 2, 4, 200 АПК РФ).
С учетом вышеприведенного, проанализировав с учетом названных выше нормативных правовых актов собранные по делу материалы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок находится в пределах земель с особыми условиями использования, соответственно, на указанный земельный участок распространяются установленные приведенными выше законами запреты и ограничения, в связи с чем пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое уведомление Учреждения соответствуют требованиям закона и иных нормативных правовых актов и не нарушает права и законные интересы Администрации, а потому правомерно отказал в удовлетворении требований последней.
При таких обстоятельствах при вынесении решения судом первой инстанции оценены доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 10.02.2023 судом также не допущено, а потому у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы заявителя и отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2023 по делу N А21-6224/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.А. Нестеров |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6224/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"
Ответчик: ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса"
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом