г. Челябинск |
|
14 июня 2023 г. |
Дело N А07-20363/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тарасовой С.В.,
судей Лукьяновой М.В., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трапезниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ленинский" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2023 по делу N А07-20363/2022.
Общество с ограниченной ответственностью "Реформа жилищно-коммунальной системы" (далее - истец, ООО "Реформа ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ленинский" (далее - ответчик, ООО УК "Ленинский"):
- об обязании в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, по акту приема-передачи передать экземпляры инструкций по эксплуатации многоквартирных домов расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Мажита Гафури, д. N 19/1, 21, 27, 27/1, 29, 103, 105; г. Уфа, ул. Коммунистическая, д. N 45 (каждый на бумажном и электронном носителях), проектно-техническую и иную документацию многоквартирных домов расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Мажита Гафури, д. N 19/1, 21, 27, 27/1, 29, 103, 105; г. Уфа, ул. Коммунистическая, д. N 45 в соответствии с п. 24, 26 Правил содержания общего имущества утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, а именно:
а) копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительства, реконструкции или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
- план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом;
- акт приемки жилого дома от строительных организаций;
- акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- паспорта лифтового хозяйства;
- паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
- исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
А также:
- Схему водомерного узла;
- Акт о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения;
- Акт о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по сетям канализации;
- Акт об осуществлении технологического присоединения;
- Акты ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета;
- Паспорта на общедомовые приборы учета;
- Акт балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей;
- Акт балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей;
- Акт замера сопротивления заземления изоляции;
- Акт ввода в эксплуатацию приборов учета (тепло);
- Схемы тепловых сетей;
- Паспорт на теплосчетчик;
- Паспорта на приборы учета (расходомеры) ГВС и отопления.
- применении в отношении ООО УК "Ленинский" меры обеспечения исполнения обязательств в виде неустойки в размере 1 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда.
- взыскании с ООО УК "Ленинский" в пользу ООО "Реформа ЖКХ" расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
- взыскании с ООО УК "Ленинский" в пользу ООО "Реформа ЖКХ" почтовых расходов в размере 137 руб. 20 коп. (с учетом уточнения исковых требований принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
ООО УК "Ленинский" (далее также - податель жалобы, апеллянт) не согласилось с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что ООО УК "Ленинский" осуществляло управление МКД, расположенными по адресу: г. Уфа, ул. Мажита Гафури, д.19\1, 21, 27, 27\1, 29, 88, 90, 103, 105; ул. Коммунистическая, д. 45, до принятия собственниками помещений указанных МКД решений о расторжении договора управления с ООО УК "Ленинский" и выборе в качестве управляющей компании ООО "Реформа ЖКХ".
Ранее указанными МКД управляло общество с ограниченной ответственностью "Трест жилищного хозяйства" (далее - ООО "ТЖХ"), которое определением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от 15.09.2021 по делу N А07-3606\2019 признано несостоятельным (банкротом).
22.11.2021 конкурсному управляющему ООО "ТЖХ" направлено письмо исх. N 125 от 12.11.2021 с просьбой передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация).
09.12.2021 конкурсному управляющему ООО "ТЖХ" направлена досудебная претензия исх. N 199 от 07.12.2021 с аналогичными требованиями.
Указанная в письме исх. N 125 от 12.11.2021 и досудебной претензии исх. N 199 от 07.12.2021 документация ООО "ТЖХ" ООО УК "Ленинский" не была передана, в связи с чем ООО УК "Ленинский" 12.04.2022 в Арбитражный суд Республики Башкортостан направлено исковое заявление об обязании передать техническую документацию (дело N А07-12479/2022).
Решением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от 09.09.2022 по делу N А07-12479\2022 исковые требования ООО УК "Ленинский" к ООО "ТЖХ" удовлетворены в полном объеме.
После получения от конкурсного управляющего ООО "ТЖХ" документов они были переданы ответчиком ООО "Реформа ЖКХ", а именно:
- технические паспорта по МКД, расположенным по адресам: г. Уфа, ул. Гафури, д. 105, д. 21, д. 29 - по акту приема-передачи технического паспорта здания (строения) б\н от 13.02.2023;
- документы Установка узла учета тепловой энергии в системе отопления (Проект 2105.09) МКД, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая, дом 45 - по акту приема-передачи от 13.03.2023;
- Акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности тепловых сетей ЦО и ГВС объекты (жилые дома по ул. Гафури, 19\1, 13\1, 27, 27\2, 21, 25\1, 27\1, 29; ул. Коммунистическая, 16) - по акту приема-передачи от 13.03.2023;
- паспорта РБЯК.400880.036 ПС вычислителя количества теплоты по МКД, расположенным по адресам: г. Уфа, ул. Гафури, д. 29, д. 27, д. 21, д. 19/1 - по акту приема-передачи от 13.03.2023;
- Акты от 22.10.2018, от 12.11.2018, от 11.12.2018 первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя УИС по МКД, расположенным по адресам: г. Уфа, ул. Гафури, д. 29, д. 27, д.21, д. 105, д.19/1; ул. Коммунистическая, д. 45 - по акту приема-передачи от 13.03.2023;
- Схему присоединения объекта абонента к системам горканализации по МКД, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Гафури, д.19\1 - по акту приема-передачи от 13.03.2023;
- Схемы водомерного узла абонента по МКД, расположенным по адресам: г. Уфа, ул. Гафури, д.19\1, д. 21, д. 27, д. 29, д. 105; ул. Коммунистическая, д. 45 - по акту приема-передачи от 13.03.2023.
ООО "ТЖХ" никаких других документов ООО УК "Ленинский" не передано, в связи с чем ООО УК "Ленинский" не имеет возможности передать их ООО "Реформа ЖКХ".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Реформа ЖКХ" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов N N 19/1, 21, 27, 27/1, 29, 88, 90, 103, 105 по ул. Мажита Гафури г. Уфы в связи с изданием приказов Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 29.12.2021 N 2330, от 29.10.2021 N 1953, от 27.01.2022 N 125, от 18.02.2021 N 268, от 28.10.2021 N 1939, от 27.08.2021 N 1578, от 27.08.2021 N 1576, от 12.01.2022 N 22 соответственно с 01.01.2022, 01.11.2021, 01.02.2022, 01.12.2021, 01.11.2021, 01.09.2021, 01.09.2021, 01.02.2022, 01.03.2022, а также в отношении дома N 45 по ул. Коммунистической г. Уфы в связи с изданием приказа Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 09.02.2022 N 193.
В связи с изданием приказов, указанные дома включены в реестр лицензий ООО "Реформа ЖКХ" в связи с решением собственников помещений о выборе способа управления - управление управляющей организацией ООО "Реформа ЖКХ" и расторжении договора управления с ООО УК "Ленинский".
Согласно исковому заявлению, в период управления домами N N 19/1, 21, 27, 27/1, 29, 88, 90, 103, 105 по ул. М. Гафури, и N 45 по ул. Коммунистической г. Уфы истцом, ответчиком не была предоставлена техническая документация на указанные дома, уведомлений, иной корреспонденции, либо телефонных звонков от ответчика в адрес истца о передаче технической документации не поступало.
19.05.2022 истцом в адрес ответчика была направлена досудебная претензия с требованием о предоставлении технической документации на спорные МКД, которая оставлена ответчиком без ответа и уведомления.
В последующем, 02.06.2022 истцом в адрес ответчика направлена повторная досудебная претензия, которая также оставленная без ответа.
Каким-либо способом (путем направления письменного ответа, звонка представителю истца по номеру, имеющемуся в претензии, либо путем телефонного звонка непосредственно в ООО "Реформа ЖКХ" ответа на претензии в настоящее время не представило.
До настоящего времени свои обязательства ответчик не исполнил в полном объеме.
Поскольку претензии ООО "Реформа ЖКХ" оставлены ООО УК "Ленинский" без ответа, ООО "Реформа ЖКХ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.
Право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов гарантировано заинтересованному лицу положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии его реализации и обеспечение эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Техническая и иная документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается избрание решением общего собрания собственников помещений МКД, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Мажита Гафури, 19/1, 21, 27, 27/1, 29, 103, 105, г. Уфа, ул. Коммунистическая, д. N 45, управляющей организацией ООО "Реформа ЖКХ".
Решения общего собрания собственников помещений в МКД, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Мажита Гафури, д. N 19/1, 21, 27, 27/1, 29, 103, 105, и г. Уфа, ул. Коммунистическая, д. N 45, в настоящее время недействительным не признано. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Следовательно, в силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, у ответчика возникла обязанность по передаче истцу технической и иной документации, связанной с управлением МКД, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Мажита Гафури, д. N 19/1, 21, 27, 27/1, 29, 103, 105, и г. Уфа, ул. Коммунистическая, д. N 45.
Правительством Российской Федерации постановлением от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416).
В разделе V Правил N 416 установлен порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом.
Согласно пункту 20 Правил N 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В пункте 24 Правил N 491 содержится перечень технической документации на многоквартирный дом, в п. 26 Правил N 491 поименованы иные связанные с управлением многоквартирным домом документы (открытый перечень); положения данных норм подлежат применению к правоотношениям сторон в редакции, действовавшей на момент принятия собственниками решения о передаче функций управления ответчику, то есть, до внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 N 1434.
В пунктах 1.5.1 - 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) приведен состав технической документации длительного хранения и состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 491 техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В силу пункта 26 Правил N 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
д(1)) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с пунктами 1.5.1, 1.5.2 и 1.5.3 Правил N 170, в состав технической документации длительного хранения входит: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление). Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
В состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят: сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
Представленными в материалы дела доказательствами, в соответствии с положениями пункта 24 и пункта 26 Правил N 491, пунктов 1.5.1 - 1.5.3 Правил N 170 подтверждается обоснованность требований истца обязать ответчика передать техническую и иную, связанную с управлением МКД документацию, а именно:
- документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
- документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
- акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
- инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома;
- копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющихся общим имуществом;
- заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
- документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
- договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
- план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- акты приемки жилого дома от строительной организации;
- акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- паспорта на ИТП (котельного хозяйства, котловые книги);
- паспорта лифтового хозяйства;
- технический паспорт на жилой дом;
- исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление);
- сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- акты технических осмотров;
- журналы заявок жителей;
- протоколы измерения сопротивления электросетей;
- протоколы измерения вентиляции;
- все документы по ведению регистрационного учета граждан (поквартирные карточки);
Довод апеллянта о том, что вся требуемая истцом техническая документация находится у предыдущей управляющей компании, подлежит отклонению судом в силу следующего.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 416 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2018 N 1090 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами", подлежащей применению к спорным правоотношениям) в случае отсутствия у ранее управлявшей МКД организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на МКД, и иных связанных с управлением таким МКД документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Таким образом, действующая с 26.09.2018 редакция пункта 21 Правил N 416 предусматривает обязанность управляющей организации, прекратившей управление МКД, восстановить и передать новой управляющей организации не только техническую документацию, ранее полученную ею от предшественника и утраченную в течение осуществления деятельности по управлению МКД, но и любую техническую документацию, предусмотренную пунктами 24, 26 Правил N 491, независимо от того, передавалась ли такая документация от ранее действующей управляющей организации той, у которой впоследствии возникла обязанность по ее передаче.
Прием, ведение, хранение, актуализация и восстановление (при необходимости) технической документации на МКД и иных связанных с управлением МКД документов, предусмотренных Правилами N 491, подпунктом "а" пункта 4 Правил N 416 прямо отнесены к стандартам управления МКД.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 416 техническая документация на МКД и иные документы, связанные с его управлением, подлежат передаче в составе (комплекте), предусмотренном Правилами N 491.
Состав технической документации, в том числе документации длительного хранения, и состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, приведены в пунктах 1.5.1 - 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Принимая во внимание совокупность обязанностей, возложенных на управляющую организацию, при рассмотрении настоящего дела суду надлежит исходить из презумпции наличия у лица, осуществлявшего в течение длительного времени управление МКД, всей предусмотренной действующим законодательством документации, связанной с управлением таким МКД и подлежащей передаче при смене управляющей организации.
Обратное будет свидетельствовать о ненадлежащем исполнении обязательства по управлению МКД управляющей организацией.
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности; в этом случае документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Принимая во внимание разъяснения, изложенные в пунктах 22, 23 Постановления N 7, суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, может сделать вывод об объективной невозможности исполнения обязательства по передаче определенного документа или оборудования, связанных с управлением домом, и отказать в удовлетворении иска в данной части.
По общему правилу, именно на ответчике как на предыдущей управляющей организации, лежит бремя доказывания объективной невозможности исполнения законодательно установленной обязанности по передаче испрашиваемых истцом документов, технических средств и оборудования, в том числе по причине их фактического отсутствия.
Подателем жалобы не представлены доказательства, позволяющие суду, исходя из конкретных обстоятельств дела, сделать вывод об объективной невозможности исполнения обязательства по передаче документов, связанных с управлением домом.
При этом не может быть признан обоснованным довод о том, что к такой объективной невозможности следует отнести непередачу технической документации предыдущей управляющей компанией.
Ссылка апеллянта на акт 13.02.2023, которым была передана часть технической документации, во внимание суда апелляционной инстанции не принимается, поскольку не свидетельствует о необоснованности принятого по делу судебного акта.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из представленных сторонами в материалы дела документов, при этом акт, на который ссылается ответчик, был составлен сторонами 13.03.2023, то есть после принятия судом первой инстанции решения и вынесения резолютивной части (09.03.2023).
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что ответчик не лишен права на предоставление указанных документов в ходе исполнения судебного акта и постановки вопроса о прекращении исполнительного производства в отсутствие передачи иных документов от предыдущей управляющей компании.
Истцом также было заявлено требование о взыскании с ответчика денежных средств за неисполнение судебного акта, в размере 1 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда.
Частями 1, 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.03.2008 N 153-О-О, согласно частям 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" на основании пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 31 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 1 и 2.1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения. Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение (пункт 32 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Таким образом, действующее законодательство предоставляет стороне, в пользу которой принят судебный акт по существу спора, в случае его неисполнения должником в установленный судом срок, требовать взыскания неустойки, с целью побуждения последнего к исполнению решения/постановления суда.
Поскольку размер неустойки подлежащей взысканию в случае неисполнения обязанной стороной судебного акта, законом не регламентирован, решение вопроса разумности ее размера относится к компетенции суда и разрешается с учетом конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции счел разумным размер финансовой санкции в размере 1 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда.
Возражений относительно указанных выводов апелляционная жалоба не содержит.
Также истцом было заявлено требование о взыскании 137 руб. 20 коп. почтовых расходов.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Истцом представлены доказательства надлежащим образом подтверждающие размер понесенных расходов.
Таким образом, возмещение почтовых расходов в сумме 137 руб. 20 коп. является обоснованным.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.03.2023 по делу N А07-20363/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ленинский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Тарасова |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-20363/2022
Истец: ООО "РЕФОРМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ООО УК "Ленинский"