г. Ессентуки |
|
14 июня 2023 г. |
Дело N А63-16409/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Егорченко И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края на определение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2023 по делу N А63-16409/2021 об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта, при участии в судебном заседании представителя администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края Кавалеристовой О.С. (доверенность от 28.04.2023),
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края (далее - администрация, ответчик) с исковым заявлением о взыскании задолженности по возврату субсидии в размере 143 593 139,11 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета пора, привлечены Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска (далее - управление) и Министерство финансов Ставропольского края (далее - минфин СК).
Решением суда от 24.05.2022 с администрации взыскана задолженность по возврату субсидии в размере 130 543 939 руб. 11 коп. в доход бюджета Ставропольского края.
07.11.2022 от администрации поступило заявление о рассрочке исполнения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2022 по делу N А63-16409/2021, согласно представленного графика.
Определением суда от 03.04.2023 в удовлетворении заявления ответчика о предоставлении рассрочки исполнения решения суда отказано. Судебный акт мотивирован тем, что должник желает продолжать свою хозяйственную деятельность без ущерба для собственных интересов, при полном сохранении собственной имущественной и производственной базы, не обременяя себя погашением долга, что не может быть признано соответствующим балансу интересов сторон.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрацией подана апелляционная жалоба, в которой просит определение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация ссылается на то, что не имеет финансовой возможности единовременного исполнения решения суда. Просит обратить внимание, что в суд первой инстанции были представлены документы, свидетельствующие о тяжелом финансовом положении администрации.
От министерства и минфина СК поступили отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель администрации просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить; пояснил, что между минфином СК и администрацией 16.02.2023 заключено соглашение N 33-10-23-С о мерах по восстановлению платежеспособности муниципального образования Ставропольского края города-курорта Кисловодска Ставропольского края. В указанное соглашение включена задолженность по возврату субсидии в размере 143 593 139,11 руб.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителя лица, участвующего в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что определение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2023 по делу N А63-16409/2021 подлежит отмене, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения. Аналогичные положения содержатся в статье 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 104-О от 18 апреля 2006 года, несмотря на то, что отсрочка/рассрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок.
Таким образом, основания для отсрочки/рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 декабря 2003 N 467-0, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду - возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Необходимость принятия такого решения о предоставлении рассрочки исполнения решения определяется арбитражным судом самостоятельно с учетом конкретных обстоятельств, интересов как взыскателя, так и должника в каждом случае.
При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, представление доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, возлагается на лицо, обращающееся с заявлением о рассрочке.
Согласно положениям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Администрация просит предоставить рассрочку исполнения пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В качестве доказательства о том, что ответчик не имеет финансовой возможности единовременно исполнить решение суда, ответчиком в материалы дела представлены паспорт муниципального образования города-курорта Кисловодска по состоянию на 01.01.2023, постановление Правительства Ставропольского края от 31.01.2023 N 26-рп "О некоторых вопросах по восстановлению платежеспособности города-курорта Кисловодска", соглашение о мерах по восстановлению платежеспособности муниципального образования городского округа города-курорта Кисловодска, распоряжение администрации города-курорта Кисловодска от 03.02.2023 N 24-р "Об утверждении плана мероприятий по погашению просроченной кредиторской задолженности на 01.01.2023, распоряжение администрации города-курорта Кисловодска от 17.02.2023 N 32-р, анализ документов, по восстановлению платежеспособности города-курорта Кисловодска, выполненный Контрольно-Счетной палатой городского округа города-курорта Кисловодска 03.03.2023.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 07.06.2023 представитель администрации пояснил о том, что между минфином СК и главой города-курорта Кисловодска Ставропольского края заключено соглашение N 33-10-23-С от 16.02.2022 о мерах по восстановлению платежеспособности муниципального образования Ставропольского края города-курорта Кисловодска Ставропольского края. В указанное соглашение включена задолженность по возврату субсидии в размере 143 593 139,11 руб.
26.05.2023 от минфина СК поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение суда первой инстанции отменить, предоставить администрации рассрочку исполнения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2022 по делу N А63-16409/2021.
Также 06.06.2023 от министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отражено, что истец считает возможным предоставить администрации рассрочку исполнения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2022 по делу N А63-16409/2021.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств дела, на основании оценки представленных доказательств, принимая во внимание, что министерство и минфин СК поддерживают позицию о необходимости предоставления рассрочки исполнения судебного акта, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности ответчиком затруднительности исполнения судебного акта, невозможности единовременно исполнить судебный акт, наличии объективных факторов, препятствующих погашению задолженности перед взыскателем единовоременно.
Таким образом, имеются объективные основания для удовлетворения указанного выше заявления о рассрочке исполнения решения.
С учетом изложенного, определение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2023 по делу N А63-16409/2021, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления о предоставлении рассрочки исполнения решения суда от 24.05.2022 по делу N А63-16409/2021.
Руководствуясь статьями 266, 268, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2023 по делу N А63-16409/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявление администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края 07.11.2022 о предоставлении рассрочки исполнения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2022 по делу N А63-16409/2021 удовлетворить.
Предоставить администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края рассрочку исполнения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2022 по делу N А63-16409/2021, согласно следующего графика:
2023 год
30.03.2023
7 500 000, 00
30.11.2023
7 500 000, 00
2024 год
30.03.2024
7 500 000, 00
30.11.2024
7 500 000, 00
2025 год
30.01.2025
10 000 000, 00
30.03.2025
10 000 000, 00
2026 год
30.01.2026
10 000 000, 00
30.03.2026
10 000 000, 00
2027 год
30.01.2027
5 045 328, 25
30.02.2027
5 045 328, 25
30.03.2027
5 045 328, 25
30.04.2027
5 045 328, 25
30.05.2027
5 045 328, 25
30.06.2027
5 045 328, 25
30.07.2027
5 045 328, 25
30.08.2027
5 045 328, 25
30.09.2027
5 045 328, 25
30.10.2027
5 045 328, 25
30.11.2027
5 045 328, 25
30.12.2027
5 045 328, 25
ВСЕГО
130 543 939, 11
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16409/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА
Третье лицо: Министерство Финансов СК, УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА