г. Воронеж |
|
15 июня 2023 г. |
А14-21329/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.06.2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Аришонковой Е.А.
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белкиным Д.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Проактив Плюс": Пастухова Н.С., представитель по доверенности N 18 от 05.04.2023, паспорт гражданина РФ, диплом;
от Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области: Смольянинов А.А., представитель по доверенности от 01.09.2022, паспорт гражданина РФ, диплом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проактив Плюс"
на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2022 по делу N А14-21329/2021 (с учетом определения об исправлении опечатки от 05.04.2023)
по иску Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области (г. Воронеж, ОГРН 1153668015885, ИНН 3666197972)
к обществу с ограниченной ответственностью "Проактив Плюс" (г. Воронеж, ОГРН 1163668058620, ИНН 3662223981)
о взыскании 1 162 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент предпринимательства и торговли Воронежской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Проактив Плюс" (далее - ООО "Проактив Плюс", общество, ответчик) о взыскании 1 162 000 руб. гранта в форме субсидии.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2022 по делу N А14-21329/2021 (с учетом определения об исправлении опечатки от 05.04.2023) исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, ООО "Проактив Плюс" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Проактив Плюс" ссылалось на то, что суд неверно дал оценку правомерности отказа истца в приеме исправленного отчета. Суд не оценил представленные ответчиком доказательства - фотографии приобретенных на средства гранта и установленных на территории объекта гриль-беседок, видеозапись территории туристического комплекса, на которой продемонстрированы гриль-беседки, свидетельские показания коммерческого директора ООО "Проактив Плюс" Мачулина Владимира Сергеевича. Нарушение ответчика заключается в несоблюдении срока представления отчета, а не в нецелевом характере расходования денежных средств. Суд не дал оценку нарушениям, допущенным самим истцом. В резолютивной части решения указана сумма взыскания 116 200 руб., а не 1 162 000 руб.
05.04.2023 в судебном заседании Департаментом представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых истец просил обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В возражениях Департамент отразил, что судом правомерно установлен факт нарушения целей, условий и порядка предоставления гранта, что влечет его возврат в областной бюджет в полном объеме.
17.04.2023 с нарочным из Арбитражного суда Воронежской области поступило определение об исправлении опечаток (сумма взыскания исправлена с 116 200 руб. на 1 162 000 руб.).
18.04.2023 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от Департамента во исполнение определения суда апелляционной инстанции поступили пояснения, согласно которым письмом от 31.05.2021 N 15 ООО "Проактив Плюс" подтвердило, что на дату представления отчета 31.05.2021 все приобретенные конструкции (гриль-беседки - 4 шт., гриль-домик - 1 шт., беседка - 1 шт.) установлены по адресу: Воронежская обл., Подгоренский р-н, п.г.т. Подгоренский, ул. Дачная, д. 10а. Однако 31.08.2021 в ходе выездной проверки Департаментом установлено, что не все конструкции собраны, некоторые из которых вовсе отсутствуют на территории объекта.
16.05.2023 (дата регистрации) посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от общества во исполнение определения суда апелляционной инстанции поступило ходатайство о приобщении к материалам дела платежных поручений, актов о приеме-передаче здания (сооружения), схемы-экспликации строений, выписки из оборотно-сальдовой ведомости по счету 01.1 за 2021 год.
17.05.2023 в судебном заседании ООО "Проактив Плюс" были представлены ходатайство о приобщении к материалам дела балансовой справки от 15.05.2023, инвентарных карточек, а также письменное пояснение, в соответствии с которым несвоевременное исполнение ответчиком отдельных обязательств по соглашению (представление исправлений) при недоказанности истцом нецелевого использования полученных в виде гранта денежных средств не является безусловным основанием для обязания вернуть всю сумму гранта.
17.05.2023 в судебном заседании Департаментом были представлены пояснения, исходя из которых ООО "Проактив Плюс" ошибочно делает вывод о том, что несвоевременное исполнение обществом отдельных обязательств по соглашению при недоказанности истцом нецелевого использования полученных в виде гранта денежных средств не является безусловным основанием для обязания общества вернуть всю сумму гранта.
В судебное заседание явились представители общества и Департамента.
Суд приобщил к материалам дела представленные в судебном заседании доказательства направления пояснений Департамента в адрес общества, платежные поручения N N 32, 36, 49, подтверждающие оплату в адрес ООО "Макс-Люкс", при этом в приобщении платежных поручений NN 32, 34, 37, 50, 53 отказал, поскольку они имеются в материалах дела и факт их достоверности другой стороной не опровергается.
Представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил отменить его полностью, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента возражал против доводов апелляционной жалобы, считал обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, возражений на нее и пояснений, арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2022 по делу N А14-21329/2021 (с учетом определения об исправлении опечатки от 05.04.2023) следует отменить, в удовлетворении требований Департамента о взыскании с ООО "Проактив Плюс" 1 162 000 руб. необходимо отказать.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 27.11.2020 между Департаментом предпринимательства и торговли Воронежской области (главный распорядитель) и ООО "Проактив Плюс" (получатель) было заключено соглашение N 9 о предоставлении гранта для развития материально-технической базы объектов сельского туризма (т. 1 л.д. 13 - 28), предметом которого является предоставление получателю в 2020 году гранта в форме субсидии из бюджета Воронежской области на развитие материально-технической базы объектов сельского туризма в рамках реализации получателем проекта "Создание туристско-рекреационного комплекса в п.г.т. Подгоренский": на проведение работ по благоустройству прилегающей территории коллективных средств размещения, территории мест отдыха, включая приобретение материалов (п. 1.1).
В силу п. 1.2 соглашения грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению N 1 к соглашению, которое является неотъемлемой частью соглашения (выплаты по расходам, в том числе на проведение работ по благоустройству прилегающей территории коллективных средств размещения, территории мест отдыха, включая приобретение материалов в сумме 1 162 000 руб.).
Исходя из п.п. 4.3.5.1, 4.3.5.2 соглашения, получатель гранта предоставляет главному распорядителю отчет об использовании гранта, в том числе об использовании средств софинансирования гранта не позднее 01.06.2021, отчет о достижении установленных при предоставлении гранта значений показателей результативности предоставления гранта - не позднее 20.12.2021.
Согласно п. 4.3.8 соглашения получатель обязуется обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых главному распорядителю в соответствии с соглашением.
Как следует из п. 4.1.6 соглашения, главный распорядитель обязуется в случае установления главным распорядителем или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Порядком предоставления грантов в форме субсидий на реализацию проектов по развитию туристской инфраструктуры, утвержденным постановлением Правительства Воронежской области от 05.08.2016 N 572 (далее - Порядок), и (или) соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с Порядком и (или) соглашением, недостоверных сведений, направлять получателю требование об обеспечении возврата гранта в бюджет Воронежской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В случае получения от главного распорядителя требования в соответствии с п. 4.1.6 соглашения получатель обязан возвращать в бюджет Воронежской области грант в размере и в сроки, определенные в указанном требовании (пункты 4.3.7, 4.3.7.1 соглашения).
Приложениями N N 1 - 5 к соглашению являются соответственно: перечень затрат, источником финансового обеспечения которых является грант; сведения о финансовом обеспечении мероприятий за счет иных источников; показатели результативности предоставления гранта; отчет о достижении установленных при предоставлении гранта значений показателей результативности предоставления гранта; отчет об использовании гранта, в том числе об использовании средств обязательного софинансирования гранта.
Во исполнение условий соглашения Департамент перечислил обществу 1 162 000 руб. гранта по платежному поручению N 844803 от 30.11.2020 (т. 1 л.д. 37).
Письмом N 16 от 31.05.2021 ООО "Проактив Плюс" предоставило отчет с приложением комплекта документов, подтверждающих использование средств гранта: договор купли-продажи от 07.12.2020 N 07/12-20, заключенный между ООО "Массив" и ООО "Проактив плюс"; товарная накладная N 116 от 02.03.2021; договор купли-продажи N 38 от 10.12.2020, заключенный между ООО "Макс-Люкс" и ООО "Проактив плюс"; товарная накладная N 12 от 01.03.2021; платежные поручения N 236 от 14.12.2020, N 235 от 14.12.2020, N 249 от 22.12.2020, N 232 от 08.12.2020, N 234 от 10.12.2020, N 237 от 14.12.2020, N 250 от 22.12.2020 (т. 1 л.д. 29).
Кроме того, ООО "Проактив плюс" представлено письмо от 31.05.2021 N 15, согласно которому получатель гранта подтверждает, что на дату представления отчета все приобретенные конструкции установлены по адресу: Воронежская обл., Подгоренский р-н, п.г.т. Подгоренский, ул. Дачная, 10а (т. 1 л.д. 194).
Департаментом проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов для развития материально-технической базы объектов сельского туризма, предоставленных в 2020 году, результаты которой оформлены справкой соответствующей комиссии (т. 1 л.д. 30 - 33).
В данной справке отражено, что получатель гранта ООО "Проактив плюс" приобрело у ООО "Массив" и ООО "Макс-Люкс" строения, не являющиеся капитальными, в виде гриль-беседок - 4 шт., гриль-домика - 1 шт., беседки - 1 шт. В ходе посещения объектов, расположенных по адресу: Воронежская обл., Подгоренский р-н, п.г.т. Подгоренский, ул. Дачная, 10а, и визуального осмотра территории 31.08.2021 установлено, что из приобретенных конструкций ООО "Проактив плюс" на территории комплекса собрано и установлено 2 гриль-беседки с гриль установками SUOMI Grill 90. Одна из гриль-беседок не доукомплектована входной дверью, гриль установка в одной из гриль-беседок не установлена для эксплуатации. Гриль-беседки - 2 шт., гриль-домик - 1 шт., беседка - 1 шт. отсутствуют на территории объекта (комиссией произведена фотофиксация данного факта). Комиссия установила, что ООО "Проактив плюс" 31.05.2021 представлена недостоверная отчетность, расходование средств гранта на приобретение материальных объектов, указанных в бизнес-плане и отчетной документации, не произведено. Комиссия пришла к выводу об установлении факта нарушения целей, условий и порядка предоставления гранта, предоставления недостоверной отчетности.
Согласно справке контрольного управления Правительства Воронежской области к сопроводительному письму от 09.07.2021 N 15-12/463 по результатам плановой проверки исполнения Департаментом полномочий, предусмотренных положением о Департаменте, в ходе выездной проверки от 10.06.2021 установлено, что из четырех гриль-беседок, предусмотренных бизнес-планом, установлена лишь одна. Вместо остальных гриль-беседок планируется установить навес для гриль-зоны. В данном случае в связи с расходованием средств на оплату работ или услуг, которые не заявлены в проекте, грант в размере 1 162 000 руб. подлежит возврату.
22.09.2021 письмом N 70-11/2143 Департамент направил в адрес общества требование о возврате гранта в соответствии с п. 4.1.6 соглашения и п. 5.2 Порядка (т. 1 л.д. 34 - 36).
Возврат гранта осуществлен не был.
28.10.2021 письмом N 19 ООО "Проактив плюс" просило принять исправленный отчет и дополнительные документы (т. 1 л.д. 57 - 60).
01.12.2021 письмом N 70-11/2780 Департамент проинформировал общество о том, что после указанной в соглашении даты (01.06.2021) отчеты не принимаются к рассмотрению (т. 1 л.д. 151).
30.12.2021 отчет о достижении установленных при предоставлении гранта значений показателей результативности предоставления гранта по состоянию на 20.12.2021 был направлен Департаменту по электронной почте (т. 1 л.д. 141 - 142), 10.01.2022 почтой России (т. 1 л.д. 118 - 120).
Поскольку требование о возврате гранта было оставлено ООО "Проактив плюс" без удовлетворения, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на нарушение обществом целей, условий и порядка предоставления гранта, недостоверность указанных в отчете об использовании гранта сведений, непредставление отчета о достижении установленных значений показателей результативности предоставления гранта.
Принимая обжалуемый судебный акт и удовлетворяя исковое заявление Департамента, суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности ООО "Проактив плюс" факта надлежащего освоения суммы полученного гранта, соблюдения целей, условий и порядка предоставления гранта, обеспечения полноты и достоверности сведений, представляемых Департаменту в соответствии с условиями соглашения, направления отчетности в установленный срок, что влечет обязанность получателя гранта возвратить денежные средства в доход областного бюджета.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Исходя из статьи 69 БК РФ, к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования, в том числе, на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Как следует из подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3.1 ст. 78 БК РФ).
Из анализа вышеуказанных норм БК РФ следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, однако это правило не действует в случае нарушения условий, установленных для их предоставления, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В силу п. 1.1 Порядка он определяет цели, условия и порядок предоставления грантов из бюджета Воронежской области, категории и критерии отбора лиц, имеющих право на получение грантов, порядок возврата грантов в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим грант, и органом государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов их получателями.
Исходя из п. 1.2 Порядка, целью предоставления грантов является финансовое обеспечение реализации проектов по развитию туристской инфраструктуры в соответствии с государственной программой Воронежской области "Развитие культуры и туризма", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 18.12.2013 N 1119 "Об утверждении государственной программы Воронежской области "Развитие культуры и туризма".
Согласно п. 3.1 Порядка грант предоставляется в целях финансового обеспечения следующих расходов, связанных с реализацией проекта по развитию туристской инфраструктуры:
- создание (строительство) объектов туристской инфраструктуры;
- реконструкция и (или) ремонт нежилых зданий (строений, сооружений) и (или) помещений, включая приобретение строительных материалов, оборудования, необходимого для реконструкции и (или) ремонта объекта, используемого для реализации проекта;
- технологическое присоединение к объектам инженерной инфраструктуры (электрические сети, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение), включая приобретение оборудования и иных материальных объектов для обеспечения бесперебойной работы указанных инфраструктур);
- приобретение основных средств, необходимых для реализации проекта (за исключением приобретения зданий, сооружений, помещений, земельных участков, автомобилей);
- оборудование (переоборудование) зданий (строений, сооружений) и (или) помещений для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов;
- работы по благоустройству и приобретение элементов благоустройства (декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории, за исключением элементов озеленения).
Не допускается направление гранта на финансирование затрат, связанных с уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов, уплатой процентов по займам, предоставленным государственными микрофинансовыми организациями, а также по кредитам, привлеченным в кредитных организациях.
Грант предоставляется при условии софинансирования получателем гранта расходов, связанных с реализацией проекта по развитию туристской инфраструктуры, в размере не менее 30 % от размера расходов, предусмотренных на реализацию проекта (п. 3.2 Порядка).
Как следует из пунктов 4.1, 4.2 Порядка, получатель гранта не позднее 10 декабря года, следующего за годом перечисления гранта, направляет в Департамент отчеты о достижении результата предоставления гранта и об осуществлении расходов средств гранта по формам, определенным типовой формой соглашения, установленной департаментом финансов Воронежской области.
Департамент вправе устанавливать в соглашении сроки и формы предоставления получателем гранта дополнительной отчетности.
Получатель гранта несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в отчетных документах.
Ответственность за нецелевое использование предоставленного гранта, недостоверность сведений, содержащихся в документах, несет получатель гранта в соответствии с действующим законодательством (п. 5.2 Порядка).
Согласно пунктам 5.1 - 5.3 Порядка Департамент и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательные проверки соблюдения получателем гранта условий, целей и порядка предоставления гранта.
Ответственность за нецелевое использование предоставленного гранта, недостоверность сведений, содержащихся в документах, несет получатель гранта в соответствии с действующим законодательством.
В случае нарушения получателем гранта условий, установленных при предоставлении гранта, выявленного, в том числе, по фактам проверок, проведенных Департаментом и органами государственного финансового контроля, а также в случае недостижения значения результата предоставления гранта и показателя, необходимого для достижения результата предоставления гранта, средства гранта подлежат возврату в доход областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае недостижения получателем гранта значения результата предоставления гранта грант подлежит возврату в доход областного бюджета в полном объеме.
В случае недостижения получателем гранта показателя, необходимого для достижения результата предоставления гранта, грант подлежит возврату в доход областного бюджета в размере, пропорциональном недостижению указанного в соглашении значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления гранта.
При выявлении нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, Департамент принимает меры по возврату гранта посредством направления получателю гранта требования о возврате гранта в течение десяти рабочих дней с даты выявления нарушения. Грант подлежит возврату в областной бюджет в течение тридцати календарных дней с даты получения требования.
При невозврате гранта в установленный срок Департамент принимает меры по взысканию подлежащего возврату гранта в областной бюджет в судебном порядке.
Как указывалось ранее, предметом соглашения является предоставление получателю в 2020 году гранта в форме субсидии из бюджета Воронежской области в размере 1 162 000 руб. на развитие материально-технической базы объектов сельского туризма в рамках реализации получателем проекта "Создание туристско-рекреационного комплекса в п.г.т. Подгоренский": на проведение работ по благоустройству прилегающей территории коллективных средств размещения, территории мест отдыха, включая приобретение материалов.
В свою очередь, соглашение не предусматривает направление средств на приобретение конкретных товаров и реализацию определенных мероприятий по благоустройству.
Согласно п. 3.1.11 соглашения получатель гранта обязан софинансировать за счет собственных или заемных средств не менее 30 % от размера предоставленного гранта на реализацию бизнес-плана.
При этом, исходя из бизнес-плана, на средства гранта для проекта "Создание туристско-рекреационного комплекса в п.г.т. Подгоренский" планируется закончить оборудование бассейна (уже понесенные расходы), оборудовать комплексные зоны отдыха для детей, приобрести и установить 4 гриль-беседки (1 660 000 руб.), построить 2 бани.
В рамках реализации бизнес-плана в целях приобретения беседок ООО "Проактив плюс" заключило договор купли-продажи с ООО "Массив" N 07/12-20 от 07.12.2020 (с учетом дополнительного соглашения) - предмет договора: гриль-беседки 3 шт. и гриль-беседка с передвижным грилем 1 шт. (т. 1 л.д. 87 - 92, 105).
Оплата обществом в адрес ООО "Массив" произведена по платежным поручениям N 232 от 08.12.2020, N 234 от 10.12.2020, N 237 от 14.12.2020, N 250 от 22.12.2020, N 253 от 28.09.2021, всего на сумму 1 660 000 руб. (т. 1 л.д. 93, т. 2 л.д. 65 - 66).
По товарным накладным N 116 от 02.03.2021, N 158 от 31.08.2021 ООО "Массив" поставило ООО "Проактив плюс" 3 и 1 гриль-беседку соответственно (т. 1 л.д. 94, 96). При этом одна беседка, поставленная 02.03.2021, была возвращена в адрес поставщика по товарной накладной N 1 от 01.06.2021 (т. 1 л.д. 95). Между ООО "Проактив плюс" и ООО "Массив" подписаны акты приема-передачи здания (сооружения) N 00000005 от 02.03.2021, N 00000004 от 02.03.2021, N 00000003 от 02.03.2021, N 00000006 от 31.08.2021 (т. 1 л.д. 58 - 63).
Принятие приобретенных гриль-беседок к бухгалтерскому учету подтверждается выпиской из оборотно-сальдовой ведомости по счету 01.1 за 2021 год, инвентарными карточками учета объекта основных средств N 00000003 от 02.03.2021, N 00000004 от 02.03.2021, N 00000005 от 02.03.2021, N 00000006 от 31.08.2021, балансовой справкой N 42 от 15.05.2023 (т. 2 л.д. 64, 85 - 89).
Также обществом был заключен договор с ООО "Макс-Люкс" N 38 от 10.12.2020, в рамках которого ООО "Проактив плюс" в адрес ООО "Макс-Люкс" перечислило 700 000 руб. еще за 2 гриль-беседки по платежным поручениям N 235 от 14.12.2020, N 236 от 14.12.2020, N 249 от 22.12.2020. Между тем, указанная сделка выходит за пределы предмета гранта (и соответственно спора), сумм, выделенных обществу и использованных последним.
Представленные документы в совокупности подтверждают целевое использование средств гранта, надлежащее оформление и принятие к бухгалтерскому учету приобретенных на средства гранта гриль-беседок без нарушения сроков, обозначенных соглашением.
Схема-экспликация строений, расположенных на территории земельных участков по адресу: Воронежская обл., Подгоренский р-н, п.г.т. Подгоренский, ул. Дачная, д. 10а, 10б подтверждает наличие объектов на указанной территории на дату составления документа - 03.09.2021. На данной схеме-экспликации в рамках заключенного соглашения на средства гранта и личные средства (софинансирование) приобретены объекты под номерами 8 (закрытая гриль-беседка - 3 шт.), 9 (беседка с передвижным грилем - 1 шт.).
Фактическое благоустройство территории и размещение гриль-беседок подтверждается фотографиями (т. 1 л.д. 123 - 133), видеозаписями и рекламными материалами (в т.ч. приобщенными в суде апелляционной инстанции).
В отношении проведенной проверки 31.08.2021 суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с приказом Департамента от 19.07.2021 N 76 "О проведении проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов для развития материально-технической базы объектов сельского туризма, предоставленных в 2020 году" (в редакции приказа от 17.08.2021 N 89) ООО "Проактив плюс" должно было быть ознакомлено со сроками проведения проверки, которую надлежало провести не позднее 03.09.2021 (т. 1 л.д. 152 - 155).
При этом доказательств заблаговременного извещения общества о предстоящей проверке и ее сроках в материалы дела не представлено.
Данное обстоятельство лишило возможности ответчика быть своевременно проинформированным о сроках проведения проверки в соответствии с приказом истца и, как следствие, возможности к ней подготовиться. Исходя из свидетельских показаний коммерческого директора ООО "Проактив плюс" Мачулина В.С., ему сообщили о проверке ранним утром 31.08.2021, при этом телефонный звонок Департамента был совершен 30.08.2021.
В случае своевременного информирования о сроках проверки ответчик смог бы обеспечить надлежащее представление проверяющей комиссии всех имеющихся беседок, включая ту, что была поставлена 31.08.2021, то есть в день проверки.
Из материалов дела усматривается, что сумма предоставленного гранта была израсходована в полном объеме - 1 162 000 руб. на цели, предусмотренные соглашением, до 10.12.2021.
В соглашении от 27.11.2020 указано, что в срок до 10.12.2021 обществу необходимо было достичь показателей результативности предоставления гранта (приложение N 5 к соглашению):
- количество привлекаемых туристов (чел.) - 1 500;
- количество создаваемых рабочих мест (шт.) - 3;
- количество бесплатных мероприятий для социально незащищенных групп населения - 2.
Таким образом, факт целевого использования гранта в полном объеме в установленные соглашением и законом сроки подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается участниками данных правоотношений.
Истец основывал свои требования лишь на нарушениях сроков предоставления отчетности и не ставил под сомнение целевое расходование средств гранта.
В свою очередь, материалы дела содержат документы, подтверждающие добросовестность ответчика, его намерения исключить нарушения путем представления исправленного отчета, неоднократных просьб провести повторную проверку соблюдения требований заключенного соглашения.
Как уже указывалось ранее, отчет о достижении установленных показателей был направлен ответчиком в адрес истца 30.12.2021 по электронной почте (т. 1 л.д. 141 - 142), 10.01.2022 почтой России (т. 1 л.д. 118 - 120). При этом принадлежность адреса электронной почты - business@govvrn.ru истцу подтверждена общедоступной информацией (т. 2 л.д. 83), Департаментом по существу не опровергнута.
По мнению суда апелляционной инстанции, незначительные нарушения общества, касающиеся сроков представления отчетов и их содержания, не повлияли на результативность государственной программы по развитию туристской деятельности и на целевое расходование средств.
На средства гранта куплены и установлены четыре гриль-беседки (двух разных видов), рабочие места созданы, социально незащищенные группы населения бесплатно пользуются гриль-беседками.
Информация об установленных гриль-беседках (гриль-домиках) доступна в сети "Интернет" неограниченному числу пользователей по адресу: https://ludmila36.ru/.
Поскольку ООО "Проактив плюс" благоустроило территорию отдыха, приобрело и разместило гриль-беседки, цели и задачи государственной программы Воронежской области "Развитие культуры и туризма", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 18.12.2013 N 1119, соглашения от 27.11.2020 N 9 являются достигнутыми.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Факт реализации обществом проекта Департаментом по существу не опровергнут, доказательств нецелевого использования гранта в материалы дела не представлено.
По мнению суда апелляционной инстанции, предоставление получателем субсидии отчетной документации по реализации проекта с незначительным нарушением срока (несвоевременное исполнение обязанностей по договору), впоследствии предпринимавшим попытки исправления нарушений, при недоказанности истцом нецелевого использования полученных в виде гранта денежных средств не являются безусловным основанием для возврата гранта. Иное нарушает принцип правовой определенности лица, добросовестно реализовавшего проект.
Указанный правовой подход нашел свое подтверждение в определениях ВС РФ: N 310-ЭС22-23427 от 08.12.2022, N 310-ЭС22-23523 от 24.11.2022, от 26.11.2021 N 304-ЭС21-2311, от 28.06.2018 N 303-ЭС18-8234, от 31.10.2017 N 307-ЭС17-11609, постановлениях арбитражных судов: Восточно-Сибирского округа от 24.06.2022 по делу N А58-5351/2021, Западно-Сибирского округа от 03.02.2022 по делу N А46-23679/2020, Уральского округа от 08.11.2018 по делу N А50-7959/2018.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, в удовлетворении искового заявления Департамента к ООО "Проактив плюс" о взыскании 1 162 000 руб. следует отказать.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины - расходы по рассмотрению дела в суде первой инстанции не распределяются.
ООО "Проактив плюс" при подаче апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
С учетом удовлетворения апелляционной жалобы с Департамента в пользу общества подлежат взысканию 3 000 руб. фактически понесенных судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2022 по делу N А14-21329/2021 (с учетом определения об исправлении опечатки от 05.04.2023) отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении требований Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Проактив Плюс" 1 162 000 руб. - отказать.
Взыскать с Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Проактив Плюс" (г. Воронеж, ОГРН 1163668058620, ИНН 3662223981) 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Пороник |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-21329/2021
Истец: Департамент предпринимательства и торговли Воронежской области
Ответчик: ООО "Проактив плюс"