г. Санкт-Петербург |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А56-94904/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Ракчеевой М.А.,
судей Изотовой С.В., Масенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Рудько И.Ю.,
при участии
от межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области представителя Войтко А.Н. (доверенность от 27.12.2022), от отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Киришскому району Ленинградской области предсатвителя Внуцких Н.А. (доверенность от 14.11.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2023 по делу N А56-94904/2022,
УСТАНОВИЛ:
отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Киришскому району Ленинградской области (далее - ОМВД России), адрес: 187110, Ленинградская обл., Киришский р-н, г. Кириши, пр. Победы, д. 10, ОГРН 1024701480979, ИНН 4708005155, обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - Агентство), адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520, в котором с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) требований, принятых к рассмотрению суда, просил:
- обязать Агентство в месячный срок с момента вступления решения в законную силу принять от ОМВД России в государственную казну Российской Федерации объекты недвижимости: гараж (2 бокса) с кадастровым номером 47:27:0702004:295, общей площадью 84,5 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская обл., г. Кириши, пр. Победы, г-ж 10/127; гараж с кадастровым номером 47:27:0000000:4790, общей площадью 30,2 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская обл., г. Кириши, пр. Победы, г-ж 10 п/79;
- обязать Агентство в месячный срок с момента вступления решения в законную силу принять от ОМВД России в государственную казну Российской Федерации объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером 47:27:0702004:55 площадью 93 +/- 2 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская обл., г. Кириши, пр. Победы, з/у 10/127; земельный участок с кадастровым номером 47:27:0702004:56 площадью 45 +/- 1.68 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская обл., г. Кириши, пр. Победы, з/у 10 п/79, прекратив право постоянного (бессрочного) пользования ОМВД России на указанные объекты.
Решением от 02.02.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Агентство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, в иске отказать.
Как указывает податель жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание доводы Агентства о том, что ОМВД России осуществляет пользование объектами на праве оперативного управления с 03.06.2008, а земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования с 14.09.2011; таким образом, пользование указанными объектами осуществляется на протяжении длительного времени; ОМВД России не представлены документы, подтверждающие отсутствие задолженности по коммунальным платежам, платежам перед снабжающими организациями, а также сведения, подтверждающие отсутствие на земельных участках зданий, строений либо иных сооружений, помимо Объектов; в силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) у собственника имущество есть право, а не обязанность распоряжаться собственным имуществом.
В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель ОМВД России - в отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
За ОМВД России по Киришскому району Ленинградской области закреплены на праве оперативного управления объекты недвижимости: гараж (2 бокса) с кадастровым номером 47:27:0702004:295, инв. N 474-048, общей площадью 84,5 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская обл., г. Кириши, пр. Победы, г-ж 10/127 (свидетельство о государственной регистрации права Российской Федерации от 14.10.2009 N 47-78-19/040/2007-186); гараж (1 бокс) с кадастровым номером 47:27:0000000:4790, инв. N 473/048, общей площадью 30,2 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская обл., г. Кириши, пр. Победы, г-ж 10п/79 (свидетельство о государственной регистрации права Российской Федерации от 03.06.2008 N 47-78-19/040/2007-187).
Кроме того, за ОМВД России по Киришскому району Ленинградской области закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования: земельный участок с кадастровым номером 47:27:0702004:55, площадью 93 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская обл., г. Кириши, пр. Победы, з/у 10/127 (свидетельство о государственной регистрации права Российской Федерации от 06.03.2014 N 47-47-19/032/2011-009); земельный участок с кадастровым номером 47:27:0702004:56 площадью 45 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская обл., г. Кириши, пр. Победы, з/у 10 п/79 (свидетельство о государственной регистрации права Российской Федерации от 14.09.2011 N 47-47-19/032/2011-011).
Письмом от 26.08.2021 N 92/21576 ОМВД России сообщило Агентству об отказе от права оперативного управления на объект недвижимого имущества - гараж (2 бокса) с кадастровым номером 47:27:0702004:295, и от права постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 47:27:0702004:55, на котором указанный объект расположен, при этом просило принять решение об изъятии данного объекта в казну Российской Федерации.
Аналогичным письмом от 07.09.2021 N 92/22654 ОМВД России сообщило Агентству об отказе от права оперативного управления на объект недвижимого имущества - гараж (1 бокс) с кадастровым номером 47:27:0000000:4790, и от права постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 47:27:0702004:56, на котором указанный объект расположен, при этом просило принять решение об изъятии данного объекта в казну Российской Федерации.
Как указывает истец, наличие Объектов на балансовом учете ОМВД России влечет необоснованные затраты на его содержание. Отчуждение Объектов не окажет влияние на осуществление функций ОМВД России.
В рамках оптимизации использования недвижимого имущества и в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств ОМВД России и ГУ МВД России неоднократно обращалось в МТУ Росимущества с письмами об изъятии спорных Объектов, однако какой-либо информации по данному вопросу не поступало, что явились основанием для обращения ОМВД России в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против заявленных требований, ответчик полагал, что бремя содержания объекта лежит на ОМВД России, при этом последним не представлены доказательства того, что объект истцом не используется по назначению, а сам земельный участок не застроен иными объектами и не обременен правами третьих лиц.
Агентство 18.01.2023 осуществило осмотр спорного здания, по результатам которого был составлен акт от 24.01.2023 N 03.01-23/АО. В ходе осмотра установлено, что земельный участок с кадастровым номером 47:27:0702004:56 сформирован по границам гаража с кадастровым номером 47:27:0000000:4790, осмотр внутри не осуществлен по причине завала ворот снегом; земельный участок с кадастровым номером 47:27:0702004:55 сформирован по границам гаража с кадастровым номером 47:27:0702004:295, помещения внутри свободные, требуют ремонта.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ОМВД России представило сведения и справки о затратах на содержание спорных объектов (исх. от 25.01.2023 N 92/1971, N 92/1972, N 92/1974, N 92/1975, N92/1976), в соответствии с которыми за последние пять лет средств федерального и иного бюджета на проведение текущего и капитального ремонта не выделялось, затрат на содержание объектов (коммунальные, эксплуатационные расходы) за последний год не было.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что отказ от права оперативного управления на имущество предусмотрен законом в качестве основания прекращения права, при этом Агентство наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вещными правами наряду с правом собственности являются, в том числе право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268 ГК РФ), право хозяйственного ведения имуществом (статья 294 ГК РФ) и право оперативного управления имуществом (статья 296 ГК РФ).
В силу положений статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В соответствии с положениями пунктом 1, 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно пункту 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 данного Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 ЗК РФ к заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
По смыслу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Таким образом, отказ от права оперативного управления на имущество предусмотрен законом в качестве основания прекращения права.
Пунктом 5.22 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), предусмотрены полномочия названного органа по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Пунктом 4 названного Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 4.1.9 Положения территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
С учетом изложенных положений, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, а равно постоянного (бессрочного) пользования.
При этом материалами дела подтверждается, что ОМВД России реализовало свое право на отказ от права оперативного управления на нежилое здание по причине неиспользования спорного имущества в соответствии с целями деятельности, указанный отказ согласован ГУ МВД, а, следовательно, у ответчика возникла обязанность принять спорные объекты недвижимости в казну Российской Федерации.
Бездействие Агентства, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого истцом, противоречит указанным в Положении N 432 полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
При таком положении у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2023 по делу N А56-94904/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-94904/2022
Истец: ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КИРИШСКОМУ РАЙОНУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ