город Омск |
|
14 июня 2023 г. |
Дело N А46-16271/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Косачевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4817/2023) бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская больница N 2" на решение Арбитражного суда Омской области от 22.03.2023 по делу N А46-16271/2022 (судья Иванова И.А.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование - ОМС" (ИНН 7106060429, ОГРН 1047100775963) к бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Городская больница N 2" (ИНН 5506016413, ОГРН 1025501250972) о взыскании задолженности в сумме 2 144 703 руб. 06 коп., при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области (ИНН 5504019137, ОГРН 1025501245197),
при участии в судебном заседании представителей:
бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская больница N 2" - Плохотнюк М.В. (по доверенности от 19.10.2022 N 2 сроком действия 30.12.2025);
общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование - ОМС" - Кириковой Е.В. (по доверенности от 07.12.2022 N 48 сроком действия 31.12.2023);
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области - Карбаиновой Е.А. (по доверенности от 20.01.2022 N 008/07-01-01 сроком действия три года);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование - ОМС" (далее - ООО "АльфаСтрахование - ОМС", общество, СМО) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Городская больница N 2" (далее - БУЗОО "ГБ N 2", учреждение, МО) о взыскании 2 144 703 руб. 06 коп.
Определением от 23.09.2022 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Омской области (далее - ТФОМС Омской области, фонд).
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.03.2023 по делу N А46-16271/2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, БУЗОО "ГБ N 2" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал на нарушение пункта 8.1 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пункта 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации, части 2.6 статьи 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", подпункта "л", "н" пункта 1 постановления Правительства Российской. Федерации от 03.04.2020 N 432 "Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией" (далее - постановление N 432), статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку суд первой инстанции, разрешая спор, основывался исключительно на письме Министерства здравоохранения Российской Федерации N 11-7/и/2-12704 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 12460/30-2/и от 04.09.2020 "О реализации Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 432", тем самым придав данному письму большую силу по сравнению с постановлением N 432. Суд первой инстанции не применил подлежащее применению письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 02.03.2021 N 00-10-30-2-04/1120 "О завершении расчетов с медицинскими организациями за 2020 год в рамках реализации постановления N 432" (далее - письмо от 02.03.2021).
ООО "АльфаСтрахование" представило в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу ответчика, где истец высказался против доводов ответчика.
ТФОМС Омской области также представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель БУЗОО "ГБ N 2" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, ответил на вопросы суда.
Представитель ООО "АльфаСтрахование - ОМС" с доводами апелляционной жалобы не согласен, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, ответил на вопросы суда.
Представитель ТФОМС Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласен, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, ответил на вопросы суда.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ООО "АльфаСтрахование - ОМС" (СМО) и БУЗОО "ГБ N 2" (МО) в соответствие с Законом N 326-ФЗ заключен (по типовой форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2012 N 1355н) договор от 30.12.2016 N 46 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - договор).
По условиям пункта 1 договора МО обязалось оказывать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ТП ОМС), а СМО обязалось оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с ТП ОМС.
В соответствии с соглашением от 27.01.2021 о расторжении к договору от 30.12.2016 N 46 (далее - соглашение) последний прекратил свое действие 31.12.2020 (пункт 1 соглашения).
При этом прекращение действия договора не освобождает стороны от исполнения обязательств, возникших в период действия договора (пункт 2 соглашения).
Согласно пункту 3 соглашения от 27.01.2021 дата окончательного расчета за медицинскую помощь, оказанную по договору, устанавливается сторонами до 31.03.2021.
В срок до 12.02.2021 стороны обязуются составить и подписать акт сверки расчетов по договору по состоянию на 31.01.2021 и при наличии задолженности - график ее погашения (пункт 4 соглашения).
28.02.2021 между ООО "АльфаСтрахование - ОМС" и БУЗОО "ГБ N 2" подписан акт N 554503_02 сверки расчетов по состоянию на 01.03.2021 (далее также - акт).
Согласно пункту 13.2 акта за ответчиком числится задолженность по договору в сумме 2 144 703 руб. 06 коп.
Поскольку имеющаяся задолженность ответчиком добровольно не погашена, истец обращался к БУЗОО "ГБ N 2" с претензией о погашении указанной задолженности (письмо N 37/Э от 11.03.2022).
Кроме того, 14.06.2022 в адрес ответчика направлена досудебная претензия о необходимости погашения задолженности в добровольном порядке (от 14.06.2022 N 912/01-01), которая получена МО 16.06.2022 и оставлена без ответа.
Поскольку ответчик обязательства по возврату денежных средств не исполнил, истец обратиться в суд с рассматриваемым иском.
Арбитражный суд Омской области, руководствуясь положениями статей 309, 310, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями статей, 3, 9, 10-13, 14, 15, 20, 28, 35, 38, 39 Закона N 326-ФЗ, пунктами 124, 125, 125.1 Правил ОМС, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), пунктами 1, 2 постановления N 432, пунктом 3 совместного письма Министерства здравоохранения Российской Федерации N 11-7/и/2-12704, Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 12460/30-2/и от 04.09.2020 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 432", в отсутствие доказательств оказания медицинских услуг либо возврата истцу суммы предварительной оплаты, признал требование истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в размере 2 144 703 руб. 06 коп. подлежащим удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Сторонами в обязательстве вследствие неосновательного обогащения являются потерпевший и приобретатель.
Поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (пункт 3 статьи 1103 ГК РФ).
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2020 N 46-КГ20-6-К6).
По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В рассматриваемом случае факт получения БУЗОО "ГБ N 2" от ООО "АльфаСтрахование - ОМС" денежных средств подтверждается представленными в материалы настоящего дела платежными поручениями и ответчиком не оспаривается.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что денежные средства предоставлены обществом в условиях чрезвычайной ситуации и израсходованы БУЗОО "ГБ N 2" на цели, обозначенные постановлением N 432, а потому возврату не подлежат.
Однако данные доводы ответчика нельзя признать обоснованными, принимая во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Закона N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2).
При этом в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (часть 8.1).
В соответствии с частью 8.1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление N 432, согласно пункту 1 которого в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до дня их отмены, в том числе:
финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляется в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи (подпункт "м");
медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляют расходы по оплате труда своих работников, уплате налогов и сборов, страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации, и расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг и содержанием имущества (далее - постоянные расходы), за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи. Указанные медицинские организации в дополнение к постоянным расходам могут осуществлять расходы на цели, предусмотренные частью 7 статьи 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и связанные с необходимостью надлежащего исполнения принятых ими обязательств по заключенным гражданско-правовым договорам, за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи в размере, не превышающем 5 процентов размера постоянных расходов медицинской организации за соответствующий период. На сумму оплаты расходов, указанных в названном подпункте, уменьшается сумма кредиторской задолженности медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, перед страховыми медицинскими организациями. Оставшиеся после оплаты указанных расходов средства обязательного медицинского страхования подлежат возврату в бюджет соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования (подпункт "н").
Из вышеприведенных норм права следует, что сумма предъявленных к оплате счетов за оказанную медицинскую помощь, а также сумма указанных в подпункте "н" пункта 1 постановления N 432 фактических расходов, превышающих сумму предъявленных к оплате счетов, является финансовым обязательством страховой медицинской организации перед медицинской организацией, подлежащим оплате за счет целевых средств.
При этом при финансировании медицинской организации, действительно, не учитывается объем фактически оказанных медицинских услуг.
Вместе с тем, постановление N 432 не предполагает безусловного списания любой задолженности медицинской организации, а реализуется в определенном порядке.
Так, порядок реализации подпункта "н" пункта 1 постановления N 432 приведен в совместном письме Министерства здравоохранения Российской Федерации N 11-7/и/2-12704, Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 12460/30-2/и от 04.09.2020 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 432" (далее - письмо от 04.09.2020).
Согласно формуле, приведенной в письме от 04.09.2020, расчетная сумма средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию (значение со знаком "-") или возврату в бюджет территориального фонда (значение со знаком "+") (С), определяется расчетно по формуле (пункт 2 письма от 04.09.2020), а именно исходя из суммы перечисленного медицинской организации аванса (А факт), суммы предъявленных к оплате от медицинской организации счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь (Ф), расчетного размер аванса (А план), доли расходов медицинской организации (Д).
В силу пункта 1 письма от 04.09.2020 расчет доли расходов, указанных в подпункте "н" пункта 1 постановления N 432 в общем объеме расходов соответствующей медицинской организации, по каждой медицинской организации, осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляется территориальным фондом на основании данных формы федерального статистического наблюдения N 14-Ф (ОМС) "Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями", утвержденной приказом Росстата от 17.04.2014 N 258 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования".
Таким образом, по подпункту "н" пункта 1 постановления N 432 возмещается определенная по формуле сумма расходов медицинской организации.
Согласно пункту 1 письма от 04.09.2020 Территориальный фонд осуществляет расчет объема финансового обеспечения расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года, исходя из 1/12 объема годового финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного на 2020 год для соответствующих страховых медицинских организаций и медицинских организаций именно первоначальным решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 постановления N 432 (далее - расчетный размер аванса).
Согласно пунктам 2, 3 письма от 04.09.2020 страховая медицинская организация после получения от территориального фонда сведений о расчетном размере аванса и доле расходов медицинских организаций осуществляет сверку информации о суммах фактически перечисленных авансов на оплату медицинской помощи и принятых к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь за период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года с каждой медицинской организацией.
По результатам сверки страховая медицинская организация определяет расчетную сумму средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда.
После определения размера средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда между медицинской организацией и страховой медицинской организаций, оформляются акты сверки расчетов. Акты сверки расчетов в том числе должны включать долю расходов медицинской организации, расчетную сумму расходов, медицинской организации, превышающую сумму предъявленных к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь и расчетную сумму средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда.
Согласно пункту 1 письма от 04.09.2020 по медицинским организациям, у которых сумма принятых к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь превышает расчетный размер аванса определение расчетного размера аванса не производится.
В иных случаях правила о списании задолженности не применяются и действуют нормы договора о взаиморасчетах.
В рассматриваемом случае согласно предъявленным БУЗОО "ГБ N 2" счетам и реестрам счетов на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в 2020 году, расходы составили 57 394 889 руб. 87 коп.
При этом сумма отклоненных от оплаты счетов по результатам проведенного СМО контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также отклоненных счетов в рамках межучрежденческих расчетов за указанный период составила 6 776 323 руб. 26 коп. (3 883 683 руб. 01 коп. + 2 892 640 руб. 25 коп.).
Сумма принятых к оплате счетов БУЗОО "ГБ N 2" за 2020 год составила 50 618 566 руб. 61 коп.
Между истцом и ответчиком подписаны акты сверки от 22.09.2020 N 554503-432/1166-140-Н, от 28.09.2021 N 554503-432/1166/1995.
На основании акта сверки от 22.09.2020 N 554503-432/1166-140-Н осуществлена корректировка задолженности МО перед СМО, определена расчетная сумма средств, подлежащих возврату медицинской организацией в бюджет территориального фонда, в размере 299 757 руб. 14 коп.
Актом сверки от 28.09.2021 N 554503-432/1166/1995 также определена расчетная сумма средств, подлежащих возврату медицинской организацией в бюджет территориального фонда, в размере 361 256 руб. 92 коп.
Сумма средств, направленных СМО в МО на оплату счетов за оказанную медицинскую помощь в 2020 году, составляет 53 063 026 руб. 81 коп., том числе финансовые средства на авансирование медицинской помощи 39 486 107 руб., на окончательный расчет по принятым к оплате счетам 13 576 919 руб. 81 коп.
Общая сумма финансовых обязательств МО перед СМО за 2020 год составила:
50 618 566 руб. 61 коп. (принятые к оплате счета за январь-декабрь 2020 года) - 53 063 026 руб. 81 коп. (общая сумма финансирования за оказанную медицинскую помощь за 2020 год в соответствии с пунктами 4.1, 4.2 договора) = - 2 444 460 руб. 20 коп.
Таким образом, с учетом частичного погашения задолженности на сумму 299 757 руб. 14 коп. платежным поручением от 01.12.2020 N 1815, размер денежных средств, которые предоставлены, но не использованы по назначению, составил 2 144 703 руб. 06 коп. (отражены в акте сверки расчетов на 01.03.2021 N 554503_02 от 28.02.2021, а также в акте сверки расчетов на 01.10.2022 N 554503_09 от 30.09.2022 (сумма строк 18.2.1.2, 18.3.2)).
Оспаривая подобный поход в расчете суммы задолженности, ответчик полагает, что письму от 04.09.2020 судом первой инстанции отдан больший приоритет по сравнению с положениями постановления N 432.
Другими словами, ответчик считает незаконным, примененный алгоритм расчета на основании письма от 04.09.2020, поскольку считает, что расчет должен производится исключительно на основании постановления N 432, в частности в порядке подпункта "н" пункта 1 постановления N 432.
Однако данный подход ответчика не соответствует изложенному порядку применения постановления N 432, а применение письма от 04.09.2020 осуществлено истцом в полном соответствии с положениями подпункта "н" пункта 1 постановления N 432.
К тому же в силу пункта 2 постановления N 432 Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования давать необходимые разъяснения по вопросам реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией.
Соответственно данные разъяснения Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования являются специальными положениями, сформированные для реализации постановления N 432.
К тому же, положения письма от 04.09.2020 фактически носят разъяснительный характер применения положений постановления N 432, тем самым поясняя, то каким образом должен быть осуществлен расчет.
На основании изложенного, при расчете суммы задолженности ООО "АльфаСтрахование - ОМС" верно и обоснованно руководствовалось письмом от 04.09.2020, доводы ответчика об ином порядке построены на неверном понимании норм права.
Вопреки доводам ответчика, письмо от 02.03.2021 не указывает на иной порядок расчетов сторон.
Напротив, в абзаце 6 указанного письма содержит отсылку к письму от 04.09.2020, участникам обязательного медицинского страхования и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья доведена формула определения расчетной суммы средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда.
Следовательно, суждения ответчика о неприменении положений письма от 02.03.2021 судом первой инстанции в расчетах являются ошибочными, построенными на не верном толковании положений обозначенного письма.
В связи с чем судом первой инстанции правомерно не принят акт сверки расчетов от 28.09.2021 N 554503-432/11661195, поскольку таковой не соответствовал порядку расчета, изложенного в письме от 04.09.2020.
К тому же из содержания такового прямо следует, что данный акт составлен в порядке подпункта "м" постановления N 432, то есть не в целях завершения расчетов сторон за 2020 год.
Согласно пунктам 2, 3 письма от 04.09.2020 страховая медицинская организация после получения от территориального фонда сведений о расчетном размере аванса и доле расходов медицинских организаций осуществляет сверку информации о суммах фактически перечисленных авансов на оплату медицинской помощи и принятых к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь за период с 1 апреля по 31 июля 2020 года с каждой медицинской организацией.
По результатам сверки страховая медицинская организация определяет расчетную сумму средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда.
После определения размера средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда, между медицинской организацией и страховой медицинской организаций оформляются акты сверки расчетов. Акты сверки расчетов, в том числе, должны включать долю расходов медицинской организации, расчетную сумму расходов, медицинской организации, превышающую сумму предъявленных к оплате счетов (реестров счетов) за оказанную медицинскую помощь и расчетную сумму средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда.
Аналогичные положения содержатся в письме от 02.03.2021, согласно которому сумма фактических расходов указывается медицинской организацией и определяется как начисленные расходы медицинской организации, подлежащие возмещению согласно подпункту "н" пункта 1 постановления предъявленным счетам (доходов) за оказанную медицинскую помощь.
Сведения о фактической сумме расходов медицинской организации, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 постановления N 432, суммах предъявленных к оплате счетов за оказанную медицинскую помощь и указанных в подпункте "н" пункта 1 постановления N 432 фактических расходов, превышающих сумму принятых к оплате счетов, а также о сумме средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования, отражаются в акте сверки расчетов между страховой медицинской организацией и медицинской организацией.
Аналогичная обязанность закреплена также и в пункте 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, согласно которому медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Кроме того, медицинская организация в соответствии с пунктом 5.7 договора обязана представлять отчетность об использовании средств обязательного медицинского страхования, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи и иную отчетность в порядке, устанавливаемым Федеральным фондом в соответствии со статьей 33 Федерального закона.
Следовательно, целью подписания актов сверки от 22.09.2020 N 554503-432/1166-140-Н, от 28.09.2021 N 554503-432/1166/1995 являлось не отражение фактически образовавшейся задолженности за 2020 год, а уменьшение (списание) суммы кредиторской задолженности медицинских организаций перед страховыми медицинскими организациями. Оставшиеся после оплаты указанных расходов средства обязательного медицинского страхования подлежали возврату в бюджет соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования согласно пункту "н" постановления 432.
Более того, БУЗОО "ГБ N 2" не опровергнуты доводы истца о том, что постановление N 432, предусматривающее дополнительное авансирование, принято с целью поддержки медицинских организаций, которые пострадали от COVID-19, то есть не могли оказывать медицинскую помощь, но при этом должны были нести свои постоянные расходы и исполнять обязательства, в частности, платить заработную плату, осуществлять расчеты с контрагентами и т.д., в то время как что в течение 2020 года на учреждение не повлияла ситуация с распространением коронавирусной инфекции, условия оказания и объем финансирования учреждения не изменялись и сопоставимы с объемами финансирования других лет, что свидетельствует о неприменении к ответчику правил списания задолженности, предусмотренных постановлением N 432, тем более, в произвольном (не подтвержденном объективными доказательствами) размере.
Как указано истцом и ответчиком не опровергнуто, последним получено финансирование в полном объеме, в том числе, без учета выполнения объемов медицинской помощи, однако не представлены доказательства, что в условиях распространения коронавирусной инфекции для учреждения снизились объемы финансового обеспечения и/или оказанные им услуги не оплачены в полном объеме.
В соответствии с пунктом 126 Приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" в случае превышения в отчетном месяце суммы аванса, направленного страховой медицинской организацией в медицинскую организацию, над размером счета на оплату медицинской помощи указанные средства подлежат возврату в территориальный фонд в последующие месяцы текущего года при возврате медицинской организацией средств в страховую медицинскую организацию или уменьшению суммы, подлежащей перечислению в медицинскую организацию на основании счета на оплату медицинской помощи или на сумму указанного превышения страховой медицинской организацией уменьшается сумма аванса медицинской организации.
Таким образом, неисполнение БУЗОО "ГБ N 2" обязанности по возврату ООО "АльфаСтрахование - ОМС" полученной суммы аванса, расходование которой в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и подпунктом "н" пункта 1 постановления N 432 не подтверждено, свидетельствует о возникновении на стороне ответчика неосновательного обогащения в виде суммы средств целевого финансирования, подлежащих перечислению страховой медицинской организацией в ТФОМС.
При таких обстоятельствах удовлетворение судом первой инстанции исковых требований является обоснованным.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как ответчик в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 22.03.2023 по делу N А46-16271/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16271/2022
Истец: ООО "АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ - ОМС"
Ответчик: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2"
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ