15 июня 2023 г. |
Дело N А83-7899/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания Голышкиной Ю.С., Ивановой И.Д.,
с участием в судебном заседании:
представителя Муниципального казенного учреждения Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым- Рожицкой П.С.,
представителя Евсеевой Светланы Савельевны - Абрамова С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 марта 2023 года по делу N А83-7899/2022 по заявлению Евсеевой Светланы Савельевны к Муниципальному казенному учреждению Управлению наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым, при участии в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации города Симферополя Республики Крым, Министерства культуры Республики Крым, об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Евсеева С.С. (ОГРНИП: 314910230300350, ИНН: 910200176500, дата прекращения деятельности: 31.03.2023) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным выданного 21.03.2022 МКУ Управлением наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - МКУ Управление наружной рекламы) предписания N 557 о демонтаже объекта наружной рекламы и информации - конструкции в виде отдельных букв и знака без подложки, прикрепленной к фасаду здания, имеющей поверхность для размещения информации (информационное поле) размером 4,5х0,4-м, расположенной по адресу: г. Симферополь, ул. Горького, 8.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, предписание признано недействительным по тем основаниям, что конструкция с буквами и знаком : "PAUL&SHARK" является вывеской, не требующей разрешение уполномоченного органа на размещение.
МКУ Управление наружной рекламы подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основанием, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права, изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела, эксплуатируемая заявителем конструкция является не вывеской, а информационной конструкцией, для размещения которой требуется соответствующее разрешение.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что заявитель не согласна с ее доводами, так как на фасаде здания размещена вывеска.
В судебном заседании с перерывом: 01.06.2023 - представитель МКУ Управления наружной рекламы поддержала доводы апелляционной жалобы, 08.06.2023 - представитель заявителя возражал против этих доводов. Представители иных участников в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном порядке.
В соответствии со статьей 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
21.03.2022 начальник Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Джалилов А.В. вынес предписание N 557, которым Евсеевой Светлане Савельевне (владельцу ОНРИ) предписано в срок до 21.04.2022 демонтировать конструкцию в виде отдельных букв и знака "PAUL&SHARK" без подложки, прикрепленной к фасаду здания, имеющей поверхность для размещения информации (информационное поле) размером 4,5х0,4-м, расположенной по адресу: г. Симферополь, ул. Горького,8.
В подтверждение размещения этой конструкции представлен акт N 254 от 21.03.2022 с фототаблицей, составленный главным специалистом отдела контроля за размещением объектов наружной рекламы и информации Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Чернышовым А.С. и заместителем начальника Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Кцоевой И.В.
Как следует из данных в судебном заседании пояснений представителя МКУ Управления наружной рекламы и представителя Евсеева С.С. вышеназванные буквы и знак размещены на фасаде здания давно, заявитель ежегодно в течение 2017-2019 гг. - первого полугодия 2020 г. получал согласования на размещение такой конструкции, но начиная со второго полугодия 2020 года согласования на размещение конструкции не имеет.
Действительно, из представленных постановлений Администрации г. Симферополя N 3190 от 18.09.2017, N 408 от 01.02.2019, N 5849 от 24.10.2019, выданных МКУ Управлением наружной рекламы согласований N 19 от 20.09.2017, N90 от 01.02.2019, N 132 от 25.10.2019 следует, что ИП Евсеевой С.С. согласовывалась установка информационной конструкции по адресу: г. Симферополь, ул. Горького, 8, сроками до 31.08.2018, 31.07.2019, 30.06.2020.
Названные согласования установки информационной конструкции осуществлены с учетом согласования с собственниками МКД от 17.07.2017 и с органом культурного наследия путем согласования "Паспорта вывески предприятия "PAUL&SHARK" с определением габаритов и местоположения на объекте культурного наследия "Доходный дом И.И. Бренера", конец XIX века - начало XX века по адресу: г. Симферополь, ул. Горького, 8,литера "А", выполненный ООО "Крымская КАРМ", о чем представлены согласования с собственниками МКД и выписка из протокола N 02-17 от 21.03.2017 заседания Научно-методического совета по культурному наследию при Государственном комитете по охране культурного наследия Республики Крым, разработанный ООО "Крымская КАРМ" паспорт на конструкцию.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Пунктом 2.9 Правил распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных Решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 29.12.2014 N 157 (в ред. от 28.02.2019) предусматривает, что незаконный объект наружной рекламы и информации - самовольный объект наружной рекламы и информации, а равно объект, разрешение либо согласование на установку и эксплуатацию которого отсутствует, аннулировано или признано недействительным, либо объект, в отношении которого истек срок действия выданного ранее разрешения на установку и эксплуатацию, отсутствует действующий договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Согласно пункту 13.1 Правил N 157 демонтаж объектов наружной рекламы и информации, установленных и эксплуатируемых без Разрешения либо Согласования (самовольная установка), либо после аннулирования Разрешения или признания его недействительным, либо объекта, в отношении которого истек срок действия выданного ранее Разрешения, отсутствует действующий договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым, нормативными правовыми актами муниципального образования городской округ Симферополь.
Пункт 7 Порядка демонтажа объектов наружной рекламы и информации, установленных и эксплуатируемых на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым не в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного Решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 02.04.2015 N 223 (в ред. от 30.08.2018), устанавливает, что на основании составленного Акта о выявлении (за исключением акта о выявлении ОНРИ, который поврежден или находится в аварийном состоянии) уполномоченные должностные лица Управления в течение трех рабочих дней составляют предписание о демонтаже ОНРИ по установленной форме согласно Приложению 2 к настоящему Порядку.
Пунктом 4.1 Правил N 157 предусмотрены различные виды объектов наружной рекламы и информации; к объектам информации относятся объекты информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения в виде вывески и информационной конструкции.
Подпункт 4.3.10 Правил N 157 под вывеской понимает объект наружной рекламы и информации, который представляет собой конструкцию, в основе которой - полотно (плоскость) из материала, имеющего жесткую основу (металл, пластик, дерево и др. материалы), устанавливаемый параллельно плоскости стен зданий, строений, сооружений, из элементов крепления к стене; вывески выполняются по типовым или индивидуальным проектам.
В пункте 4.5.2 Правил N 157 дано понятие вывески как информационной таблички юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, не содержащей сведений рекламного характера, предназначенной для извещения неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении владельца вывески и (или) обозначения места входа в занимаемое им помещение и содержащие исключительно и в совокупности информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с Федеральным законом в целях защиты прав потребителей, выполненную на русском языке, а дополнительно, по усмотрению владельца, на других государственных языках Республики Крым (статьи 8, 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Конституция Республики Крым): о наименовании (фирменном наименовании) организации-изготовителя (исполнителя, продавца); о месте нахождения (адресе) организации-изготовителя (исполнителя, продавца); о режиме работы организации-изготовителя (исполнителя, продавца); о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа - для индивидуального предпринимателя; логотипы, товарные знаки и знаки обслуживания, зарегистрированные в установленном законом порядке; коммерческие обозначения.
Этот пункт Правил N 157 предусматривает, что заключение договора и выдача разрешения (согласования) на установку и эксплуатацию информационной таблички (т.е. вывески) не требуется.
Из подпунктов 4.5.3 и 4.5.3.2 Правил N 157 следует, что предприятия в дополнение к вывеске могут устанавливать информационные конструкции, предназначенные для размещения информации о типе и профиле предприятия для ориентирования потребителей о местах осуществления розничной торговли обслуживания населения. Такая конструкция может быть установлена на фасаде здания, в котором расположено предприятие, в пределах занимаемого помещения или над входом в него. Информационная конструкция, размещаемая на объектах культурного наследия должна быть согласована с органом охраны объектов культурного наследия Республики Крым и Администрацией.
Допускается использование в текстах информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения товарных знаков и знаков обслуживания в оригинальном написании (на иностранном языке) при условии их регистрации в установленном порядке на территории Российской Федерации, при наличии у Рекламораспространителя или владельца объекта наружной рекламы и информации исключительного права на использование товарного знака или знака обслуживания, а также коммерческого обозначения, о чем указано в подпункте 4.5.3.2 Правил N 157.
Как установлено заявитель разместил в дополнение к вывеске информационную конструкцию с товарным знаком, право на который заявитель не подтвердил. Эта конструкция предназначена для размещения информации о профиле предприятия для ориентирования потребителей о месте осуществления розничной торговли. Конструкция размещена на фасаде здания - объекта культурного наследия. На момент выдачи предписания у заявителя отсутствовало обязательное согласование с Администрацией размещения такого объекта, как информационная конструкция. В связи с чем МКУ Управление наружной рекламы в соответствии с законом выдало предписание о демонтаже информационной конструкции. Права заявителя выдачей предписания не нарушены.
Доводы заявителя о нарушении порядка доведения о принятом предписании не являются основанием для признания предписания незаконным, так как дальнейшая процедура исполнения предписания, включая информирование владельца информационной конструкции о принятом предписании и предложение добровольного демонтажа, выходит за пределы заявленных требований по данному делу и оценки законности выдачи предписания. Эти обстоятельства подлежат учету при рассмотрении вопроса о законности действий по демонтажу информационной конструкции.
Мнение заявителя и выводы суда первой инстанции о размещении ИП Евсеевой С.С. вывески, а не информационной конструкции, не соответствуют обстоятельствам дела, так как размещенные буквы и знак не соответствуют данному в Порядке N 157 понятию вывески.
Употребляемое в разработанном ООО "Крымская КАРМ" паспорте название объекта как вывески не дает основание для квалификации этого объекта как вывески, так как объект соответствует данному в Порядке N 157 понятию информационной конструкции, этот объект не содержит характерных для вывески признаков, в частности информации о режиме работы, месте нахождения и т.д.
При таких обстоятельствах оснований для признания предписания незаконным нет, суд первой инстанции принял решение об удовлетворении заявленных требований и признании предписания незаконным в нарушение норм материального права, изложенные в решении суда выводы о незаконности предписания не соответствуют обстоятельствам дела.
Иные доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права (необоснованное отклонение ходатайства МКУ Управления наружной рекламы об отложении судебного заседания из-за болезни представителя, при многократном и необоснованном отложении судебных заседаний, несоответствие вступительной части решения суда о явившихся в судебное заседание представителях участников и данных ими пояснениях протоколу судебного заседания, согласно которому участники в судебное заседание не явились и пояснений не давали) подтверждаются процессуальными документами дела, но эти обстоятельства не являются безусловными основаниями для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 марта 2022 года по делу N А83-7899/2022 отменить, апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения Управления наружной рекламы и информации Администрации города Симферополя Республики Крым - удовлетворить.
Принять новый судебный акт:
"В удовлетворении заявленных Евсеевой Светланой Савельевной требований отказать".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7899/2022
Истец: Евсеева Светлана Савельевна
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ