г. Челябинск |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А07-35108/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Камаева А.Х.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Благотворительного фонда поддержки социального развития Кармаскалинского района Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.01.2023 по делу N А07-35108/2022.
В судебном заседании приняли участие:
представитель Фонда содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан - Гилязиева Азалия Рафатовна (доверенность от 10.01.2023 N 1, срок действия до 31.12.2023, паспорт, диплом);
директор Благотворительного фонда поддержки социального развития Кармаскалинского района Республики Башкортостан - Сахипова Лилия Фависовна (выписка из ЕГРЮЛ, протокол N 2 от 23.11.2021);
представитель Благотворительного фонда поддержки социального развития Кармаскалинского района Республики Башкортостан - Саяпов Айдар Рафикович (доверенность от 06.02.2023, срок действия до 06.02.2024, паспорт, диплом).
Явка полная, препятствий для проведения судебного заседания не имеется.
Фонд содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан (далее - истец, ФСГО РБ, Фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Благотворительному фонду поддержки социального развития Кармаскалинского района Республики Башкортостан (далее - ответчик, БФ Кармаскалинского района РБ) о взыскании денежных средств, предоставленных в форме субсидии по соглашению от 05.08.2020 N 110-20С, в размере 2 967 913 руб. 68 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.01.2023 (резолютивная часть от 11.01.2023) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением суда не согласился БФ Кармаскалинского района РБ (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Апеллянт указал, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку истцом не представлены доказательства направления (вручения) ответчику претензии.
Податель жалобы не согласился с выводами суда первой инстанции, что ответчиком целевые значения показателей результатов предоставления субсидии не достигнуты, поскольку данные выводы не соответствуют действительности и сделаны на основе односторонне представленных доказательств со стороны истца. Так, ответчиком были представлены отчеты о проделанной работе в Фонд содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан, в ответ на запрос документов и информации в целях осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления гранта от 09.08.2022 N 343, БФ Кармаскалинского района РБ предоставил пояснительную записку от 25.08.2022 N 11 с приложением материалов подтверждающих достижение показателей по итогам реализации проекта. О данном факте свидетельствуют дополнительные доказательства, к примеру такие как, информационное письмо председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике N ГК04-238 от 24.02.2022 адресованное генеральному директору ФСГО РБ, что БФ Кармаскалинского района РБ в рамках реализации проекта "Добровольческие мобильные отряды "Ирекмен" имени Героя России генерал-майора М.Шаймуратова" в период с 15 ноября по 17 ноября 2020 года проведены обучающие тренинг - семинары "Волонтеры - опора республики" на базе ГК "Башкирия" по адресу: г. Уфа, ул. Ленина, 25/26. Информационное письмо заместителя директора Министерство молодежной политики и спорта РБ N 2906/1 от 29.06.2021 адресованное генеральному директору Фонда содействию гражданского общества о том, что с 12 по 13 июня 2021 года на территории муниципального района Бурзянский район РБ было проведено Итоговое мероприятие по проекту "Добровольческие мобильные отряды "Ирекмен" имени Героя России генерал - майора М.Шаймуратова" - Форум "Добровольчество в Башкортостане сегодня". Кроме того спорная информация размещена в личном кабинете на портале Гранты главы РБ без отклонений отчетов со стороны ФСГО РБ.
Также апеллянт ссылается на ненадлежащее извещение его о времени и месте рассмотрения искового заявления.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 11.04.2023, в связи с необходимостью представления сторонами дополнительных документов и пояснений.
Определением суда от 11.04.2023 судебное разбирательство было отложено на 10.05.2023.
Определением от 10.05.2023 суд перешел к рассмотрению дела N А07-35108/2022 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, отложил судебное разбирательство по делу на 13.06.2023.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц сокращенным наименованием ответчика является "БФ Кармаскалинского района РБ", юридическим адресом ответчика является адрес: 453020, Республика Башкортостан, р-н Кармаскалинский, с. Кармаскалы, ул. Кирова, 3Д, 40.
Аналогичный адрес также содержится и в апелляционной жалобе (т. 3, л.д. 67).
При этом из материалов дела следует, что копия определения о принятии искового заявления к производству от 11.11.2022 была направлена арбитражным судом в адрес БФПСР Кармаскалинского района РБ, по адресу: 453020, Республика Башкортостан, р-н Кармаскалинский, с. Кармаскалы, ул. Кирова, 3Д, 40.
В суд вернулся конверт с отметкой об истечении срока хранения (л.д. 105).
Указанный конверт принят судом первой инстанции в качестве доказательства надлежащего извещения ответчика о начавшемся судебном разбирательстве.
Иных попыток известить БФ Кармаскалинского района РБ судом первой инстанции не принималось, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции дополнительно истребована информация о причинах невручения судебного извещения ответчику.
Согласно ответу Почтового отделения N 453020 АО "Почта России" невозможность вручения ответчику судебного извещения была вызвана ненадлежащим указанием сокращенного наименования ответчика, а именно - БФПСР Кармаскалинского района РБ.
Указанные сведения АО "Почта России" согласуются с позицией ответчика по делу.
Однако подобное противоречие судом первой инстанции в судебном акте не оценивалось, судом не были предприняты меры для выяснения причин возникновения такого противоречия и устранения сомнений в надлежащем извещении ответчика.
БФ Кармаскалинского района РБ при рассмотрении дела судом первой инстанции отзыв на иск или иные процессуальные документы в дело не предоставляло.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что поскольку у ответчика отсутствовала достоверная информация о начавшемся судебном разбирательстве в отношении БФ Кармаскалинского района РБ, последний был ограничен в возможности получения информации о ходе рассмотрения дела N А07-35108/2022, заявления возражений по иску, ходатайств.
Ответчик не должен нести риск неблагоприятных последствий в связи с указанием неверного сокращенного наименования в Картотеке арбитражных дел.
Таким образом, надлежит сделать вывод, что судом первой инстанции дело рассмотрено в отсутствие надлежащего извещения БФ Кармаскалинского района РБ о судебном разбирательстве, что согласно пункту 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
На основании определения председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2023 в составе суда в соответствии с нормами частей 3 и 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена: судья Томилина В.А. судьей Камаевым А.Х.
Ввиду замены в составе суда в соответствии с частью 5 указанной статьи судебное разбирательство начато с начала.
От ответчика (БФ Кармаскалинского района РБ) посредством системы "Мой Арбитр" поступил акта совместного осмотра ссылок, указанных в аналитической отчетности по проекту (приложение N 5 к соглашению) от 23.05.2023, во исполнение определения суда. Данный акт приобщен к материалам дела.
От истца (ФСГО РБ) посредством системы "Мой Арбитр" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, согласно перечню: копия аналитической отчетности по проекту "Добровольческие мобильные отряды "Ирекмэн" имени Героя России генерал-майора М. Шаймуратова"; копия Рекомендаций по заполнению аналитической отчетности; скриншот с портала https://graN t.bashkortostaN .ru, подтверждающий размещение Рекомендаций по заполнению аналитической отчетности; заявка Благотворительного фонда поддержки социального развития Кармаскалинского района Республики Башкортостан на участие в конкурсе по проекту "Добровольческие мобильные отряды "Ирекмэн" имени Героя России генерал-майора М. Шаймуратова"; копия Указа Главы Республики Башкортостан от 27.02.2020 N УГ-69 "О предоставлении грантов Главы Республики Башкортостан некоммерческим неправительственным организациям Республики Башкортостан, участвующим в развитии институтов гражданского общества и реализующим социально значимые проекты". Данные документы приобщены к материалам дела.
От истца (ФСГО РБ) посредством системы "Мой Арбитр" поступило дополнение к письменным пояснениям с приложением Информации по результатам проверки достижения грантополучателем результатов предоставления гранта Главы Республики Башкортостан на реализацию проекта "Добровольческие мобильные отряды "Ирекмэн" имени Героя России генерал-майора М. Шаймуратова". Письменные пояснения с дополнительными доказательствами приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель истца возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Как следует из письменных материалов дела, между истцом и грантополучателем 05.08.2020 было заключено соглашение о предоставлении субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию общественно значимых программ за счет средств из бюджета Республики Башкортостан N 110-20С (далее - соглашение), на реализацию проекта "Добровольческие мобильные отряды "Ирекмэн" имени Героя России генерал-майора М. Шаймуратова" (регистрационный номер заявки: N 2286) (далее - Проект), срок исполнения по которому установлен с 01.07.2020 - 30.06.2021.
Согласно пункту 2.1 соглашения субсидия предоставляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан на цель, указанную в разделе I Соглашения, в размере 2 967 913 руб. 68 коп.
Платежным поручением от 17.08.2020 N 203 Фонд перечислил на расчетный счет грантополучателя, открытый в Башкирском отделении N 8598 ПАО СБЕРБАНК, денежные средства в размере 2 967 913 руб. 68 коп.
Пунктом 1.2 соглашения установлено, что субсидия предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии со сметой затрат на реализацию проекта, согласно приложению N 1 к соглашению.
Дополнительным соглашением от 19.08.2020 N 2/110-20С к соглашению внесены изменения в приложение N 1 к соглашению "Смета затрат на реализацию проекта".
Согласно смете затрат на реализацию проекта, с учетов изменений, внесенных дополнительным соглашением от 19.08.2020 N 2/110-20С к Соглашению, на реализацию Проекта сумма субсидии должна быть направлена на приобретение, аренду специализированного оборудования, инвентаря и сопутствующие расходы.
Согласно пункту 6.11 Порядка проведения конкурса на предоставление грантов в форме субсидий некоммерческим неправительственным организациям Республики Башкортостан, участвующим в развитии институтов гражданского общества и реализующим социально значимые проекты, утвержденного Указом Главы Республики Башкортостан от 27.02.2020 N УГ-69 (в редакции, действующей в период заключения Соглашения) (далее - Порядок) некоммерческая организация несет ответственность за целевое использование субсидии, гранта, соблюдение условий и порядка их предоставления, а также за достоверность представленной в Фонд соответствующей отчетности.
В соответствии с пунктом 4.3.4 соглашения ответчик обязуется обеспечить достижение значений показателей результатов предоставления субсидии, установленных в соответствии с пунктом 4.1.3 соглашения.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм ответчик целевые значения показателей результатов предоставления субсидии не достиг. Документы, подтверждающие проведение мероприятий, предусмотренных соглашением не представлены Фонду.
В соответствии с пунктом 4.3.5 соглашения ответчик обязуется предоставить в Фонд в течение 20 (двадцати) календарных дней со дня окончания реализации проекта, а именно до 20.07.2021:
отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии (Приложение N 4 к Соглашению);
аналитическую отчетность результатов реализации общественно значимого проекта (Приложение N 5 к соглашению);
итоговый отчет об исполнении сметы затрат на реализацию проекта (Приложение N 6 к Соглашению).
В соответствии с пунктом 6.6.3 соглашения вышеуказанные отчеты направляются через личный кабинет на портале Гранты РБ, с последующим направлением оригиналов отчетов в течение 5 (пяти) календарных дней в Фонд.
18.10.2021 Фонд направил ответчику запрос о необходимости предоставления документов и информации в целях осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления гранта (от 18.10.2021 N 313) (далее - Запрос).
Данный запрос получен директором БФ Кармаскалинского района РБ 21.10.2021.
В соответствии с требованием запроса вышеуказанные отчеты необходимо было представить в Фонд течение пяти рабочих дней со дня получения Запроса, то есть не позднее 28.10.2021.
29.10.2021 БФ Кармаскалинского района РБ разместил на портале Гранты РБ вышеуказанные отчеты.
29.10.2021 вышеуказанные отчеты были проверены Фондом и возвращены ответчику на доработку в связи с несоответствием требованиям и содержанию Соглашения, а также содержанию заявки на участие в конкурсе, о чем ответчик был уведомлен 29.10.2021 на портале Гранты РБ.
Истец указывает, что несоответствия, указанные 29.10.2021 на Портале гранты РБ, выражаются в следующем:
В аналитической отчетности (приложение N 5 к соглашению) выявлены следующие замечания:
1. В разделе 1 описание содержания деятельности по проекту расходится с содержанием Проекта в части апробации полученных знаний созданными добровольческими мобильными отрядами на практике.
2. В разделе 2 не подтверждены показатели, демонстрирующие результаты исполнения мероприятий, установленные в календарном плане Проекта:
- список волонтеров-членов добровольческих мобильных отрядов не содержит сведений, подтверждающих принадлежность волонтеров к указанной зональной территории (не указано место проживания волонтера);
- отсутствуют фото и видео материалы, подтверждающие проведение таких мероприятий, как обучение волонтеров основам руководства волонтерской деятельностью, а также проведение тренинг-семинаров "Волонтеры - опора республики";
- отсутствует информация, в том числе в виде фото и видео материалов, подтверждающая проведение в течение 4 месяцев апробации мобильными добровольческими отрядами полученных знаний на практике по направлениям, определенным в описании Проекта: помощь пожилым людям и людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также помощь в содействии благоустройства окружающей среды и в борьбе с алкоголизмом и наркоманией;
- показатель "Участие в форуме не менее 150 членов Добровольческих мобильных отрядов", подтверждается списком 150 участников завершающего республиканского форума "Добровольчество в Башкортостане сегодня", который не содержит ФИО людей, представленных в списке волонтеров-членов добровольческих мобильных отрядов, при этом целевая аудитория Форума, согласно Проекту, - члены Добровольческих мобильных отрядов.
3. В разделе 3 не указаны документы, подтверждающие достижения показателей результатов предоставления субсидии, в связи с чем, не представляется возможным установить достижение показателей результатов предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 4.3.6 соглашения Фондом был направлен запрос от 09.08.2022 N 343 о предоставлении расшифровки статей расходов в смете затрат на реализацию проекта с пояснениями, к каким показателя результатов предоставления гранта относятся пункты сметы затрат раздела 9 "Расходы на проведение мероприятий" и пояснительной записки о причинах непредставления в отчетах по приложениям N 4 и N 5 к соглашению информации и материалов, подтверждающих достижение показателей результата предоставления гранта. Вместе с тем, указанные документы не были предоставлены.
Согласно пункту 6.1 соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.2.1 соглашения, в случаях представления грантополучателем недостоверных сведений, содержащихся в документах, нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, выявленных по фактам проверок, проведенных грантодателем, Фондом президентских грантов, органами государственного финансового контроля полученные средства подлежат возврату в объеме выявленных нарушений на расчетный счет грантодателя.
Требование о возврате средств на расчетный счет грантодателя в письменной форме направляется грантодателем грантополучателю в течение 7 (семи) рабочих дней со дня установления фактов нарушений с указанием платежных реквизитов.
Возврат должен быть осуществлен ответчиком в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения требования. В случае отказа от добровольного возврата средства взыскиваются в судебном порядке.
19.01.2022 Фондом было направлено требование о возврате суммы гранта в форме субсидии от 19.01.2022 N 24 в размере 2 967 913 руб. 68 коп. на расчетный счет Фонда.
18.08.2022 Фондом повторно было направлено требование о возврате в форме субсидии от 19.08.2022 N 354 в размере 2 967 913 руб. 68 коп. на расчетный счет Фонда.
Поскольку ответчиком вышеуказанные требования не удовлетворены, возврат денежных средств не осуществлен в добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к неэффективному использованию бюджетных средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В соответствии с пунктом 21 постановления Правительства Республики Башкортостан от 27.02.2013 N 63 получатель субсидии в течение 30 дней со дня получения письменного уведомления о возврате выделенных бюджетных средств обязан перечислить на лицевой счет министерства указанную сумму средств.
Таким образом, установление в соглашении положения о возврате суммы субсидии в случае не достижения показателей результативности утверждено министерством, что соответствует статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", в соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьи 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Ответчик, подписав соглашение о предоставлении субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию общественно значимых программ за счет средств из бюджета Республики Башкортостан N 110-20С от 05.08.2020, выразил согласие с его условиями, в том числе с условиями достижения показателей результативности, предусмотренных в приложении к соглашению, а также наличия у ФСГО РБ права требования возврата субсидии в случае недостижения целевых показателей.
Пунктом 1.2 соглашения установлено, что субсидия предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии со сметой затрат на реализацию проекта, согласно приложению N 1 к соглашению.
Дополнительным соглашением от 19.08.2020 N 2/110-20С к соглашению внесены изменения в приложение N 1 к соглашению "Смета затрат на реализацию проекта".
Согласно смете затрат на реализацию проекта, с учетов изменений, внесенных дополнительным соглашением от 19.08.2020 N 2/110-20С к Соглашению, на реализацию Проекта сумма субсидии должна быть направлена на приобретение, аренду специализированного оборудования, инвентаря и сопутствующие расходы.
Согласно пункту 6.11 Порядка проведения конкурса на предоставление грантов в форме субсидий некоммерческим неправительственным организациям Республики Башкортостан, участвующим в развитии институтов гражданского общества и реализующим социально значимые проекты, утвержденного Указом Главы Республики Башкортостан от 27.02.2020 N УГ-69 (в редакции, действующей в период заключения Соглашения) (далее - Порядок) некоммерческая организация несет ответственность за целевое использование субсидии, гранта, соблюдение условий и порядка их предоставления, а также за достоверность представленной в Фонд соответствующей отчетности.
В соответствии с пунктом 4.3.4 соглашения ответчик обязуется обеспечить достижение значений показателей результатов предоставления субсидии, установленных в соответствии с пунктом 4.1.3 соглашения.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм ответчик целевые значения показателей результатов предоставления субсидии не достиг. Документы, подтверждающие проведение мероприятий, а также достижение показателей, предусмотренных соглашением не представлены Фонду.
В соответствии с пунктом 4.3.5 соглашения ответчик обязуется предоставить в Фонд в течение 20 (двадцати) календарных дней со дня окончания реализации проекта, а именно до 20.07.2021:
отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии (Приложение N 4 к Соглашению);
аналитическую отчетность результатов реализации общественно значимого проекта (Приложение N 5 к соглашению);
итоговый отчет об исполнении сметы затрат на реализацию проекта (Приложение N 6 к Соглашению).
В соответствии с пунктом 6.6.3 соглашения вышеуказанные отчеты направляются через личный кабинет на портале Гранты РБ, с последующим направлением оригиналов отчетов в течение 5 (пяти) календарных дней в Фонд.
Как следует из материалов дела, 18.10.2021 Фонд направил ответчику запрос о необходимости предоставления документов и информации в целях осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления гранта (от 18.10.2021 N 313) (далее - Запрос).
Данный запрос получен директором БФ Кармаскалинского района РБ 21.10.2021.
В соответствии с требованием запроса вышеуказанные отчеты необходимо было представить в Фонд течение пяти рабочих дней со дня получения Запроса, то есть не позднее 28.10.2021.
29.10.2021 БФ Кармаскалинского района РБ разместил на портале Гранты РБ вышеуказанные отчеты.
29.10.2021 вышеуказанные отчеты были проверены Фондом и возвращены ответчику на доработку в связи с несоответствием требованиям и содержанию Соглашения, а также содержанию заявки на участие в конкурсе, о чем ответчик был уведомлен 29.10.2021 на портале Гранты РБ.
Истец указывает, что несоответствия, указанные 29.10.2021 на Портале гранты РБ, выражаются в следующем:
В аналитической отчетности (приложение N 5 к соглашению) выявлены следующие замечания:
1. В разделе 1 описание содержания деятельности по проекту расходится с содержанием Проекта в части апробации полученных знаний созданными добровольческими мобильными отрядами на практике.
2. В разделе 2 не подтверждены показатели, демонстрирующие результаты исполнения мероприятий, установленные в календарном плане Проекта:
- список волонтеров-членов добровольческих мобильных отрядов не содержит сведений, подтверждающих принадлежность волонтеров к указанной зональной территории (не указано место проживания волонтера);
- отсутствуют фото и видео материалы, подтверждающие проведение таких мероприятий, как обучение волонтеров основам руководства волонтерской деятельностью, а также проведение тренинг-семинаров "Волонтеры - опора республики";
- отсутствует информация, в том числе в виде фото и видео материалов, подтверждающая проведение в течение 4 месяцев апробации мобильными добровольческими отрядами полученных знаний на практике по направлениям, определенным в описании Проекта: помощь пожилым людям и людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также помощь в содействии благоустройства окружающей среды и в борьбе с алкоголизмом и наркоманией;
- показатель "Участие в форуме не менее 150 членов Добровольческих мобильных отрядов", подтверждается списком 150 участников завершающего республиканского форума "Добровольчество в Башкортостане сегодня", который не содержит ФИО людей, представленных в списке волонтеров-членов добровольческих мобильных отрядов, при этом целевая аудитория Форума, согласно Проекту, - члены Добровольческих мобильных отрядов.
3. В разделе 3 не указаны документы, подтверждающие достижения показателей результатов предоставления субсидии, в связи с чем, не представляется возможным установить достижение показателей результатов предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 4.3.6 соглашения Фондом был направлен запрос от 09.08.2022 N 343 о предоставлении расшифровки статей расходов в смете затрат на реализацию проекта с пояснениями, к каким показателя результатов предоставления гранта относятся пункты сметы затрат раздела 9 "Расходы на проведение мероприятий" и пояснительной записки о причинах непредставления в отчетах по приложениям N 4 и N 5 к соглашению информации и материалов, подтверждающих достижение показателей результата предоставления гранта. Вместе с тем, указанные документы не были предоставлены.
Согласно пункту 6.1 соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.2.1 соглашения, в случаях представления грантополучателем недостоверных сведений, содержащихся в документах, нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, выявленных по фактам проверок, проведенных грантодателем, Фондом президентских грантов, органами государственного финансового контроля полученные средства подлежат возврату в объеме выявленных нарушений на расчетный счет грантодателя.
Требование о возврате средств на расчетный счет грантодателя в письменной форме направляется грантодателем грантополучателю в течение 7 (семи) рабочих дней со дня установления фактов нарушений с указанием платежных реквизитов.
Возврат должен быть осуществлен ответчиком в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения требования. В случае отказа от добровольного возврата средства взыскиваются в судебном порядке.
19.01.2022 Фондом было направлено требование о возврате суммы гранта в форме субсидии от 19.01.2022 N 24 в размере 2 967 913 руб. 68 коп. на расчетный счет Фонда.
18.08.2022 Фондом повторно было направлено требование о возврате в форме субсидии от 19.08.2022 N 354 в размере 2 967 913 руб. 68 коп. на расчетный счет Фонда.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предоставленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит выводу о том, что БФ Кармаскалинского района РБ не подтверждено достижение целевого показателя результативности, в связи с чем, условия соглашения со стороны ответчика не соблюдены, имеются основания для возврата денежных средств, предоставленных в форме субсидии по соглашению от 05.08.2020 N 110-20С, в размере 2 967 913 руб. 68 коп.
Судебной коллегией рассмотрены и отклонены доводы ответчика в силу следующего.
Доводы ответчика о не соблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора коллегией отклоняются как необоснованные в силу следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.
Суд учитывает, что досудебный претензионный порядок разрешения споров служит целям добровольной реализации гражданско-правовых права и обязанностей без участия специальных государственных органов. Совершение спорящими сторонами обозначенных действий после нарушения (оспаривания) субъективных прав создает условия для урегулирования возникшей конфликтной ситуации еще на стадии формирования спора, то есть стороны могут ликвидировать зарождающийся спор, согласовав между собой все спорные моменты, вследствие чего не возникает необходимости в судебном разрешении данного спора.
Оставляя иск без рассмотрения ввиду несоблюдения претензионного порядка урегулирования спора, суд должен исходить из реальной возможности разрешения конфликта между сторонами при наличии воли сторон к совершению соответствующих действий, направленных на самостоятельное урегулирование спора. При наличии доказательств, свидетельствующих о невозможности урегулирования спора в досудебном порядке, иск подлежит рассмотрению в суде.
По смыслу пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав. В качестве цели установления претензионного порядка принято рассматривать возможность сторон самостоятельно разрешать конфликт по возникшему спору, без обращения в судебные органы.
Формальные препятствия для признания соблюденным претензионного порядка урегулирования спора не должны автоматически влечь оставление заявления без рассмотрения по пункту 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик, мер к исполнению обязательств и уплате денежных средств не предпринял, следовательно, у ответчика не имелось намерения на досудебное урегулирование спора (указанная позиция соответствует правовому подходу изложенному в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 20.12.2017 N Ф09-7420/17).
При отсутствии в поведении ответчика намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, правовые основания для оставления иска без рассмотрения отсутствуют, поскольку это приведет к необоснованному затягиванию разрешения спора и ущемлению прав одной из его сторон (пункт 4 раздела II "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015).
Оставляя иск без рассмотрения ввиду несоблюдения претензионного порядка урегулирования спора, суд должен исходить из реальной возможности погашения конфликта между сторонами при наличии воли сторон к совершению соответствующих действий, направленных на разрешение спора. При наличии доказательств, свидетельствующих о невозможности досудебного урегулирования спора, иск подлежит рассмотрению в суде.
Суд, исходя из фактических обстоятельств дела не усматривает намерения ответчика добровольно и оперативно, в полном объеме урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, а потому приходит к выводу о том, что оставление иска без рассмотрения приведет к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав истца.
При таких обстоятельствах оснований для оставления искового заявления без рассмотрения не имеется.
Рассматривая требования истца коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п. 1). Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (п. 4).
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции принимает во внимание указанные самим ответчиком в заявке по проекту Ирекмен цели, для достижения которых было подписано соглашение от 05.08.2020.
Самим ответчиком в качестве направления реализации гранта было указано социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан.
Из заявки следует, что Добровольческие мобильные отряды Ирекм
н
имени Героя России генерал-майора М. Шаймуратова
- это проект, направленный на формирование, обучение и дальнейшее развитие в Республике Башкортостан объединенной группы социально активных, башкироязычных добровольцев общей численностью порядка 100-150 человек (далее - Ирекм
ны).
Для реализации различных мероприятий Проекта предполагалось разделение Республики Башкортостан на 6 зон: Центр, Северо-Восточный сектор, Северо-Западный сектор, Западный сектор, Южный сектор, Юго-Восточный сектор. В рамках этого разделения предполагалось создание 6 групп Ирекмнов, каждая из которых будет действовать в своем секторе.
В рамках Инициативы особое значение приобретает факт формирования башкироязычной добровольческой сети. Знания и умения экспертов, которые будут передаваться Ирекмнам, позволят качественно повысить эффективность добровольческой деятельности, как в части работы с башкироязычным населением, так и в целом по республике.
Целью проекта являлось формирование, обучение и дальнейшее развитие в республике корпуса из 6-ти Добровольческих мобильных башкироязычных отрядов имени Героя России генерал-майора М. Шаймуратова.
Структурно Проект рассчитан на 12 месяцев (июль 2020 г. - июнь 2021 г.) и условно разделен на 4 этапа.
Коллегия обращает внимание на то, что для достижения поставленных целей ответчиком после подготовительного и обучающего этапа был заявлен этап апробации.
В частности, знания, полученные в рамках обучающих тренинг-семинаров, должны быть апробированы Ирекмнами в соответствии с направлениями и зонами ответственности. К предполагаемым направлениям организации деятельности волонтеров отнесены:
- помощь пожилым людям, и людям, оказавшимся в силу тех или иных обстоятельств в трудной жизненной ситуации (в быту по опыту "Тимуровцев" СССР, сбор средств для обеспечения продуктами и другими товарами, и др.);
- содействие благоустройству окружающей среды, в том числе посредством аккумуляции людей для решения конкретных задач (посадка деревьев, уборка мусора и др.);
- борьба с алкоголизмом и наркоманией, в том числе посредством выявления точек продажи контрафактной алкогольной продукции и каналов распространения наркотиков, для последующей передачи собранной информации в компетентные органы;
- другое (перечень направлений не окончателен, поскольку он может быть расширен, как приглашенными экспертами, так и самими Ирекм_нами).
Более того, в целях получения гранта ответчик в качестве целевой аудитории указывал следующие социальные категории граждан, которым будет оказываться помощь: Ветераны, Дети и подростки, Женщины, Мужчины, Многодетные семьи, Люди с ограниченными возможностями здоровья, Лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию, Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Однако, доказательств фактической реализации проекта в материалы дела ответчиком не представлено. Изложенные в отчетности данные ответчик не смог подтвердить надлежащими доказательствами.
Так, относительно предусмотренного соглашением показателя по количеству добровольцев (волонтеров), привлеченных к реализации проекта (150 человек) судебная коллегия приходит к выводу, что представленный ответчиком список волонтеров с распределением по отрядам и кураторам не согласуется со списком волонтеров, указанных в списке участников тренинга, не подтверждена категория волонтеров. Более того, представленные списки являются объективно непроверяемыми, документального подтверждения наличия лиц, отображенных в списках, не представлено. Как не представлено доказательств того, что данные лица прошли обучение по 2 этапу и тем более оказывали социальную помощь в рамках 4 этапа проекта.
Относительно показателя по количеству граждан, которым были оказаны социальные услуги в рамках реализации проекта (100 человек), в отчете не представлены документы, подтверждающие данный показатель, указана только ссылка на прил. N 4, N 5 (списки волонтеров), N 19 (письмо Госкоммолодежи от 24.02.2022 N ГК04 - 238) к отчету.
По показателю количества мероприятий, проведенных в рамках реализации проекта не представлены документы, подтверждающие данный показатель, отсутствуют фото и видео материалы по всем мероприятиям. Не понятно какие мероприятия заявлены в этот показатель.
По количеству муниципальных образований, охваченных мероприятиями, проведенными в рамках реализации проекта (75), список ответчика содержит 74 муниципальных образований.
По показателю количества организаций и проведения обучающих тренинг-семинаров для представителей зональных добровольческих групп с участием не менее 50 человек (3), ответчиком представлена недостоверная информация, списки и программы обучения. В подтверждение достижения показателя представлены: план образовательной программы тренинг-семинаров "Волонтеры - опора республики". Между тем, имеются расхождения по датам проведенного мероприятия и количеству дней обучения. Разделом 9 сметы затрат на реализацию проекта Соглашения о предоставлении субсидии предусмотрено "организация и проведение 3-х дневного обучающего тренинг-семинара "Волонтеры - опора республики". Согласно калькуляции на оказание услуг по договору БФ с ООО "КДС" от 07.10.2020 N 38, который являлся организатором и исполнителем мероприятий по проекту (предмет договора), указано в п. 3.4 "организация работы семинаров в формате онлайн" - 9 дней. Так же, как и по проекту "Ирекмен" организатором и исполнителем проекта "Добровольцы Башкирии" являлось ООО "Культура. Досуг. Сервис" (Ибатуллина Л.Ф. - директор).
Ответчиком представлены фотографии о проведенных тренинга -семинарах. При этом: формат обучения заявлен - онлайн (согласно калькуляции к договору от 07.10.2020 N 38) - однако приложено фото с пометкой "Обсуждение в группах" (офлайн); не представлены фото, видео материалы (иные доказательства), подтверждающие участие волонтеров на обучении; спикеры на фото с надписью "Наш традиционный волонтерский лекторий" не соответствуют спикерам, заявленным в плане образовательной программы тренинга-семинара. Согласно калькуляции к договору от 07.10.2020 N 38 предусмотрено участие 5 федеральных спикеров и 10 региональных спикеров. Между тем, ни фотоматериалами, ни иным способом (договорами, платежными документами), участие спикеров в обучении не подтверждено. Учитывая вышеизложенное, ввиду имеющихся расхождений в сроках (количество дней) проведенного мероприятия по представленному плану образовательной программы тренинг - семинаров, предоставление одной фотографии с участием лиц, не заявленных в качестве спикеров по программе обучения, неподтверждение участия волонтеров в обучении, а также отсутствии иных доказательств проведенного мероприятия, не позволяет достоверно утверждать о проведенном мероприятии. В связи с чем данный показатель считается недостигнутым.
По показателю организация и проведение республиканского форума "Добровольчество в Башкортостане сегодня" в Кармаскалинском районе, цель не достигнута, поскольку данный форум не проводился. Все представленные материалы являются не соответствующими действительности (фотоматериалы, подтверждающие письма, пояснительные записки и прочее). Подтверждением являются: письмо администрации Бурзянского района РБ от 18.05.2023 N 955; письмо МБУК "Бурзянский районный дворец культуры" от 19.05.2023 N 81; письмо ООО "Туристическая фирма "Юлбарс" от 23.05.2023 N22\05 (предоставляет гостиничные услуги на территории с. Старосубхангулово Бурзянского района. Также суд апелляционной инстанции принимает довод истца относительно необоснованности и безосновательности отступления от заявленного места проведения Республиканского форума (территория Кармаскалинского района РБ), поскольку ответчик не уведомил истца об изменении места проведения Республиканского форума.
Более того, по условиям заявки заявлялось софинансирование за счет различных источников. Однако, ответчик не смог подтвердить осуществление привлечения дополнительных средств на реализацию проекта.
При согласовании указанных условий ответчик действовал в соответствии со своей волей и в своем интересе, был свободен в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Спорное соглашение подписано сторонами без разногласий, не расторгалось, не изменялось. Действия сторон по заключению соглашения не противоречат принципу свободы договора, соглашение истцом исполнено в соответствии с согласованными условиями.
Однако, из материалов дела не следует, что ответчиком в действительности были достигнуты показатели, в том числе указанные самим ответчиком в заявке.
Не подтверждены доводы ответчика о реализации проекта и представленным актом совместного осмотра от 23.05.2023.
Более того, по итогам совместного осмотра, размещенных данных, представитель организации ответчика и директор ответчика в ходе судебного заседания 13.06.2023 подтвердили отсутствие на стороне ответчика доказательств фактического достижения заявленных показателей.
БФ Кармаскалинского района РБ как участник бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ним министерством задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определило необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Таким образом, до заключения соглашения и принятия на себя обязательств по его исполнению, ответчиком в полной мере осознавал его цель и условия, возражений при заключении не заявлял.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что подтверждается материалами дела и не опровергнуто ответчиком, условия соглашению от 05.08.2020 N 110-20С БФ Кармаскалинского района РБ не выполнены, не достигнуты показатели результативности, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доказательств иного в материалы дела ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу наличия оснований, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции, за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.01.2023 по делу N А07-35108/2022 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Благотворительного фонда поддержки социального развития Кармаскалинского района Республики Башкортостан в пользу Фонда содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан предоставленные в виде гранта денежные средства в сумме 2 967 913 руб. 68 коп., в возмещение расходов на оплату государственной пошлины 37 840 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-35108/2022
Истец: ФОНД СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: БФПСР Кармаскалинского района РБ
Третье лицо: Почтовое отделение N 453020 Почты России