г. Самара |
|
15 июня 2023 г. |
Дело N А55-8369/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара - представитель не явился, извещена,
от Публичного акционерного общества "ОДК-Кузнецов" - представителя Сафиной В.М. (доверенность от 08.04.2022),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2023 года по делу N А55-8369/2022 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Публичного акционерного общества "ОДК-Кузнецов"
к Администрации городского округа Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Департамента управления имуществом городского округа Самара,
- Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара,
- Государственной жилищной инспекции Самарской области,
- Тамарова Владимира Александровича,
- Тамарова Антона Владимировича,
- Тамаровой Веры Антоновны,
об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "ОДК-Кузнецов" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором, с учетом принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнений, просит признать Распоряжение Первого заместителя Главы городского округа Самара от 29 декабря 2021 года N 4349 "О признании жилого помещения, расположенного на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, пригодным для проживания граждан" недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены: Департамент управления имуществом городского округа Самара, Администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара, Государственная жилищная инспекция Самарской области, Тамаров Владимир Александрович, Тамаров Антон Владимирович, Тамарова Вера Антоновна.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2023 года заявленные требования удовлетворены. Распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от 29.12.2021 N 4349 "О признании жилого помещения, расположенного на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, пригодным для проживания граждан" признано недействительным. Суд обязал Администрации г.о. Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Самара просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2023 года по делу N А55-8369/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Определением суда апелляционной инстанции от 03.05.2023 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 31.05.2023.
Кроме того, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2023 года по делу N А55-8369/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от 29.12.2021 N 4349 "О признании жилого помещения, расположенного на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, пригодным для проживания граждан"
Администрация и Департамент в жалобах указывают, путем вынесения оспариваемого Распоряжения было исполнено постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу N А55-21400/2020.Обжалуемым решением суда признано незаконным Распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от 29.12.2021 N 4349 "О признании жилого помещения, расположенного на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, пригодным для проживания граждан", однако Заключение межведомственной комиссии от 16.11.2021 года N32, на основании которого вынесено данное распоряжение незаконным судом не признавалось.
Определением суда апелляционной инстанции от 22.05.2023 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 31.05.2023.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу Администрации городского округа Самара, в котором ПАО "ОДК-Кузнецов" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2023 года по делу N А55-8369/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Самара - без удовлетворения.
Определением суда апелляционной инстанции от 31.05.2023 судебное разбирательство по делу было отложено на 07.06.2023.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя возражала против удовлетворения апелляционных жалоб, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ПАО "ОДК-Кузнецов" на основании Решения Комитета по управления государственным имуществом Самарской области "Об утверждении плана приватизации и преобразовании предприятия от 23.05.1994 N 283, Решение Департамента по управлению государственным имуществом Администрации Самарской области "О дополнении к решению комитета от 23.05.94 N 283 "Об утверждении плана приватизации" от 13.10.2000 N 499, Акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01 июля 1992 г. Самарское моторостроительное производственное объединение имени М.В.Фрунзе был передан объект недвижимого имущества: "Пожарное депо на 4 а/машины", год постройки 1978, по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Винтай, ул. Садовая, д. 13 (далее "нежилое здание").
В 2011 году Заявитель зарегистрировал право собственности на нежилое здание, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 18 ноября 2011 года сделана запись регистрации N 63-63-01/215/2011-102.
Согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости объект: "Пожарное депо на 4 а/машины" по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Винтай, ул. Садовая, д. 13 имеет назначение "Нежилое здание".
Нежилое здание, в котором располагается жилое помещение по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Винтай, ул. Садовая, д. N 13, квартира N 13 (далее "спорный объект"), расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0350003:535, относящийся по категории к землям населенных пунктов, разрешенное использование: под основную производственную площадку.
Решением Красноглинского районного суда от 12.11.2019 Администрация Красноглинского района городского округа Самара обязана провести оценку соответствия здания, расположенного по адресу: г. Самара, пос. Винтай, ВПЧ-49, в порядке, установленном п. 42 Положения и вынести заключение в соответствии с п.п. 46, 47 Положения.
25 декабря 2019 года Председателем КЧС и ОПБ Красноглинского внутригородского района городского округа Самара В.И. Костиным утвержден протокол N 6 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, которым состояние нежилого здания признано аварийным и в связи с чем Департаменту управления имуществом г.о. Самара рекомендовано расселить граждан из аварийного здания.
Межведомственная комиссия по Красноглинскому внутригородскому району городского округа Самара составила заключение N 21 от 16.04.2020 об оценке соответствия обследуемого помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, в соответствии с которым, отсутствуют основания для признания здания по адресу: г. Самара, п. Винтай, ВПЧ-49, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с тем, что здание является нежилым.
30 апреля 2020 года Администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара письмом, исх. N 06/2-01/1780 "О направлении информации" сообщило о принятии комиссией решения об отсутствии оснований для признания здания по адресу: г. Самара, п. Винтай, ВПЧ - 49, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с тем, что является нежилым.
Однако согласно справке от 19.01.2021 г N 62/849 ГУ МВД России по Самарской области в здании пожарного депо (ВПЧ-49), расположенном по адрес: г. Самара, Красноглинский район, п. Винтай, ул. Садовая, 13, зарегистрированы следующие граждане: Леонченко Людмила Николаевна, Леонченко Руслан Владимирович Леонченко Татьяна Владимировна, Калинкина Лидия Илларионовна, Калинкин Николай Валентинович, Тамаров Владимир Александрович, Тамаров Антон Владимирович.
ПАО "ОДК-Кузнецов" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать незаконным заключение от 16.04.2020 N 21 межведомственной комиссии для оценки и обследования помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Красноглинскому внутригородскому району городского округа Самара; признать незаконным бездействие Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившееся в непринятии решения в соответствии с п. 49 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 в отношении объекта недвижимости пожарное депо на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский р-н, п. Винтай, ул. Садовая, д. 13; обязать администрацию Красноглинского внутригородского района городского округа Самара в тридцатидневный срок с момента вступления в силу решения по настоящему делу устранить нарушение прав заявителя путем издания заключения Межведомственной комиссии для оценки и обследования помещений в отношении помещений пожарного депо на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский р-н, п. Винтай, ул. Садовая, д. 13; обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара в тридцатидневный срок с момента получения заключения межведомственной комиссии по Красноглинскому внутригородскому району городского округа Самара устранить нарушение прав заявителя путем принятия решения, предусмотренного пунктом 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, в отношении здания пожарного депо на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский р-н, п. Винтай, ул. Садовая, д. 13, с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических лиц. Делу присвоен N А55-21400/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации городского округа Самара.
Арбитражный суд Самарской области решением от 16.02.2021 по делу N А55-21400/2020 отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд определением от 16.06.2021 по делу N А55-21400/2020 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Леонченко Людмилу Николаевну, Леонченко Руслана Владимировича, Леонченко Татьяну Владимировну, Калинкину Лидию Илларионовну, Калинкина Николая Валентиновича, Тамарова Владимира Александровича, Тамарова Антона Владимировича (граждан зарегистрированных и проживающих в спорном здании).
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 15.07.2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 01.11.2021 по делу N А55-21400/2020, отменил решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2021 года по делу NА55-21400/2020 и удовлетворил заявленные Обществом требования.
Суд признал незаконным заключение от 16.04.2020 N 21 межведомственной комиссии для оценки и обследования помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Красноглинскому внутригородскому району городского округа Самара.
Суд также признал незаконным бездействие Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившееся в непринятии решения в соответствии с п. 49 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 в отношении объекта недвижимости пожарное депо на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский р-н, п. Винтай, ул. Садовая, д.13.
Суд обязал Аадминистрацию Красноглинского внутригородского района городского округа Самара в тридцатидневный срок с момента вступления в силу решения по настоящему делу устранить нарушение прав заявителя путем издания заключения Межведомственной комиссии для оценки и обследования помещений в отношении помещений пожарного депо на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский р-н, п. Винтай, ул. Садовая, д. 13.
Суд также обязал Департамент управления имуществом городского округа Самара в тридцатидневный срок с момента получения заключения межведомственной комиссии по Красноглинскому внутригородскому району городского округа Самара устранить нарушение прав заявителя путем принятия решения, предусмотренного пунктом 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, в отношении здания пожарного депо на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, п Самара, Красноглинский р-н, п. Винтай, ул. Садовая, д. 13, с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических лиц.
Определением Верховного Суда РФ от 16.02.2022 N 306-ЭС21-29466 по делу N А55-21400/2020 отказано администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самары и Департаменту управления имуществом городского округа Самара в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В целях исполнения постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 Межведомственная комиссия, назначенная постановлением Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара от 08.11.2019 N 702 "О межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Красноглинскому внутригородскому району городскому округу Самара" (далее - межведомственная комиссия) произвела обследование помещений, расположенных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Винтай, ул. Садовая, д. 13, кв. 13 (коми. 4 этажа NN 27-34.
По результатам обследования составлен Акт обследования помещения от 15.11.2021 N 32, согласно которому здание по указанному адресу 5-тиэтажное (с подвальным помещением) с пристроенным боксом для 4 машин, 1978 года постройки, кирпичное, общей площадью 2280,9 кв.м. В здании имеются централизованное электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение. Централизованное ГВС, газоснабжение отсутствует. На первом этаже расположено служебное помещение охраны завода. Согласно техническому паспорту Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 18.05.2011 данное здание (кадастровый номер 63:01:0349001:543) имеет статус "нежилое здание, пожарное депо на 4 автомашины". Здание строилось по типовому проекту от 1972 года N 164-08 "Пожарное депо на 4 автомобиля для городов и рабочих поселков с жилыми помещениями".
Из данного акта также следует, что со слов жителей дома в этом здании проживают бывшие сотрудники Пожарной части N 49 (ВПЧ-49), заселенные временно согласно приказу Министра внутренних дел СССР N 1 от 02.01.1970. В январе 2010 года ВПЧ-49 была ликвидирована, но бывшие работники пожарной части продолжают проживать в указанных помещениях.
Квартира N 13 жилой площадью 42,0 кв.м расположена на 4 этаже, состоит из 3-х жилых комнат, отдельного помещения кухни, коридора, раздельного санузла. Естественное освещение жилых комнат, помещения кухни осуществляется через оконные проемы. Жилое помещение обеспечено инженерными системами (электроосвещение, ХВС, водоотведение, отопление и вентиляция). Оконные заполнения выполнены ПВХ и деревянными рамами. Полы деревянные.
В квартире N 13 согласно домовой книге зарегистрированы Тамаров В.А., Тамаров А.В. Жилое помещение используется по назначению.
Межведомственной комиссией сделан вывод о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Винтай, ул. Садовая, д. 13, кв. 13.
Заключением межведомственной комиссии от 16.11.2021 N 32 по результатам рассмотрения постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 по делу N А55-21400/2020, копии домовой книги от 01.01.1981, технического паспорта Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (инвентарный номер 1-53447) принято заключение о соответствии указанного помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания.
29 декабря 2021 года на основании указанных документов первым заместителем Главы городского округа Самара В.А. Василенко принято Распоряжение N 4349 "О признании жилого помещения, расположенного на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, пригодным для проживания граждан" (далее "Распоряжение"), в соответствии с которым жилое помещение по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Винтай, ул. Садовая, д. N 13, квартира N 13 (далее "спорный объект") признано пригодным для проживания граждан.
Заявитель считает Распоряжение незаконным, нарушающим права и законные интересы ПАО "ОДК-Кузнецов" как собственника нежилого здания, а также не соответствующим требованиям Положения N 47 по следующим основаниям.
Заявитель, являющийся собственником недвижимого имущества: "Пожарное депо на 4 а/машины", год постройки 1978, по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Винтай, ул. Садовая, д. 13 с заявлением о переводе нежилого здания в жилое в орган местного самоуправления городского округа Самара не обращался.
Спорный объект не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Земельный участок, на котором расположено нежилое здание, не соответствует градостроительному регламенту и Земельному кодексу Российской Федерации.
ПАО "ОДК-Кузнецов" считает, что квартира N 13 по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Винтай, ул. Садовая, д. N 13, признанная на основании Распоряжения жилым помещением, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не отвечает установленным градостроительным, санитарно-эпидемиологическим нормам.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с заявленными в рамках настоящего дела требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу частей 2, 3 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 4 статьи 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение).
Согласно пункту 4 Положения жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти. Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, перечислены в пунктах 9 - 32 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47).
Пунктом 8 указанного Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
Пунктом 44 Положения N 47 определена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, которая включает прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Пунктом 46 Положения предусмотрено, что Комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень объектов (жилых помещений) или поступившее заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), предусмотренные пунктом 42 настоящего Положения, - в течение 20 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания.
В обоснование незаконности оспариваемого распоряжения ПАО "ОДК-Кузнецов" указывает, что Администрация городского округа Самара не обладает полномочиями по принятию распоряжения от 29.12.2021 N 4349 "О признании жилого помещения, расположенного на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, пригодным для проживания граждан", поскольку данное распоряжение принято в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 22.08.2016 N 1150 "Об утверждении Порядка принятия решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Постановление N 1150), которое регулирует процедуру принятия решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции исключительно в отношении жилых помещений жилищного фонда городского округа Самара и многоквартирных домов, находящихся в собственности городского округа Самара.
По мнению ПАО "ОДК-Кузнецов" здание Пожарное депо на 4 автомашины на момент принятия спорного распоряжения и по настоящее время является нежилым и принадлежит на праве собственности ПАО "ОДК-Кузнецов", следовательно, не относится к жилому фонду г.о. Самара.
Между тем, Постановлением N 1150 урегулирована процедура принятия решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении жилых помещений жилищного фонда городского округа Самара и многоквартирных домов, находящихся в собственности городского округа Самара.
Согласно ч. 1 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В силу ч. 2 указанной статьи в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Таким образом, к жилищному фонду городского округа Самара относятся все жилые помещения, находящихся на территории городского округа Самара, в связи с чем Администрация городского округа Самара обладает полномочиями по принятию обжалуемого распоряжения.
Кроме того, полномочия органов местного самоуправления в отношении спорного помещения подтверждаются постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 по делу N А55-21400/2020, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 01.11.2021 и Определением Верховного Суда РФ от 16.02.2022 N 306-ЭС21-29466 по делу N А55-21400/2020.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда отсутствуют основания сомневаться в полномочиях заинтересованного лица по рассмотрению вопроса о признании спорного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
В обоснование незаконности оспариваемого распоряжения ПАО "ОДК-Кузнецов" указывает, что Распоряжение N 4349 от 29.12.2021 "О признании жилого помещения, расположенного на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, пригодным для проживания" принято в отношении помещения, расположенного в нежилом здании, в то время как ПАО "ОДК-Кузнецов" заявление и документы к нему на перевод нежилого помещения в жилое в орган местного самоуправления или в МФЦ не подавало.
Кроме того, ПАО "ОДК-Кузнецов" указывает на то, что заинтересованным лицом не представлен документ, свидетельствующий о переводе нежилого помещения в нежилом здании в жилое помещение, следовательно, распоряжение о признании помещения жилым вынесено в отношении помещения, имеющего правовой статус "нежилое", что прямо противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации.
Данные доводы заявителя суд первой инстанции правомерно отклонил в силу следующего.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу N А55-21400/2020 установлено, что, несмотря на то, что принадлежащий заявителю объект недвижимости имеет наименование "нежилое здание - пожарное депо", фактически он, с восьмидесятых годов прошлого века, используется в качестве жилого здания. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами (копией домовой книги, фактом регистрации по месту проживания в этом здании семей Леонченко, Тамаровых и Калинкиных). Более того, указанный факт сторонами дела не оспаривается. Согласно пояснениям заявителя, которые не оспорены ответчиками и подтверждены третьими лицами (отзывы от семьи Леонченко и пояснениями семьи Тамаровых в судебном заседании) в качестве пожарного депо здание не используется. Суд апелляционной инстанции по названному делу N А55-21400/2020 пришел к выводу, что при оценке правового статуса спорного здания, следует исходить не из его наименования, согласно правоустанавливающим документам, а из его фактического использования в качестве жилого здания на протяжении нескольких десятилетий. В противном случае, нарушаются установленные ст. 40 Конституции РФ права граждан проживающих в этом здании.
Кроме того, из определения Верховного суда РФ от 16.02.2022 по данному делу следует, что уполномоченный орган незаконно отказал в принятии решения о пригодности (непригодности) этого здания для проживания со ссылкой на наличие в Едином государственном реестре недвижимости записи о статусе здания в качестве нежилого.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, суд первой инстанции в настоящем деле правомерно учел, что в рассматриваемом случае подлежит применению не только ч. 2 ст. 69 АПК РФ, но и ст.16 АПК РФ, поскольку Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу N А55-21400/2020 на органы местного самоуправления возложены прямо определенные обязанности:
апелляционный суд обязал Администрацию Красноглинского внутригородского района городского округа Самара в тридцатидневный срок с момента вступления в силу решения по настоящему делу устранить нарушение прав заявителя путем издания заключения Межведомственной комиссии для оценки и обследования помещений в отношении помещений пожарного депо на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский р-н, п. Винтай, ул. Садовая, д. 13;
апелляционный суд также обязал Департамент управления имуществом городского округа Самара в тридцатидневный срок с момента получения заключения межведомственной комиссии по Красноглинскому внутригородскому району городского округа Самара устранить нарушение прав заявителя путем принятия решения, предусмотренного пунктом 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, в отношении здания пожарного депо на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, п.Самара, Красноглинский р-н, п. Винтай, ул. Садовая, д. 13, с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических лиц.
Статьей 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем межведомственная комиссия не принимала решений о переводе нежилого помещения в нежилом здании в жилое помещение.
Согласно п. 1 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно подп. 8 п. 2 ст. 5 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74- ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара принимают в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
По информации Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара в указанный уполномоченный орган заявлений по вопросу перевода нежилого помещения в нежилом здании "Пожарное депо на 4 автомашины" по адресу: г. Самара, п. Винтай, ул. Садовая, д. 13 в жилое помещение не поступало, решений о переводе нежилого помещения в нежилом здании Пожарное депо на 4 автомашины по адресу: г. Самара, п. Винтай, ул. Садовая, д. 13 в жилое помещение не принималось. Иная информация в данном органе местного самоуправления отсутствует.
Кроме того, Администрацией городского округа Самара в рамках рассмотрения настоящего дела был направлен запрос в Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) о предоставлении документов, подтверждающих отнесение нежилого здания Пожарное депо на 4 автомашины по адресу: г. Самара, п. Витай, ул. Садовая, д. 13 к жилищному фонду г.о. Самара; документов, свидетельствующих об отнесении нежилого здания Пожарное депо на 4 автомашины по адресу: г. Самара, п. Витай, ул. Садовая, д. 13 к многоквартирному дому, находящемуся в собственности г.о. Самара; сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание Пожарное депо на 4 автомашины по адресу: г. Самара, п. Витай, ул. Садовая, д. 13; документов, подтверждающих перевод нежилого помещения в нежилом здании Пожарное депо на 4 автомашины по адресу: г. Самара, п. Витай, ул. Садовая, д. 13 в жилое помещение.
В ответе на данный запрос Департаментом представлена следующая информация.
Нежилое здание по адресу: п. Винтай, ул. Садовая, д. 13 является собственностью ПАО "Кузнецов", сведения о нем в реестре муниципального имущества городского округа Самара не учтены. Обращения о передаче в муниципальную собственность городского округа Самара указанного нежилого здания от ПАО "Кузнецов" не поступало. Документы о переводе нежилого помещения по вышеуказанному адресу в жилое в Департаменте отсутствуют.
Между тем, на орган местного самоуправления была возложена обязанность принятия в отношении здания пожарного депо решения, предусмотренного пунктом 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических лиц.
Согласно п. 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п.49 Положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. Участие в обследовании помещения лиц, указанных в абзаце четвертом пункта 7 настоящего Положения, в случае их включения в состав комиссии является обязательным.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, из указанных судебных актов по делу N А55-21400/2020 следует, что для исполнения указаний, содержащихся в резолютивной части Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2022 по делу N А55-21400/2020, документы, свидетельствующие о переводе нежилого помещения в нежилом здании в жилое, в данном случае не требуются.
В обоснование незаконности оспариваемого распоряжения ПАО "ОДК-Кузнецов" ходатайством в судебном заседании запросил у Заинтересованного лица заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояние грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (п. 46 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом").
В качестве заключения специализированной организации Администрация городского округа Самара представила заключение органа государственного жилищного надзора от 25.05.2016, подготовленного Государственной жилищной инспекцией Самарской области.
При этом Администрация утверждает, что предоставление заключения специализированной организации, проводившей обследование здания, в данном случае не требуется, поскольку заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), которым было представлено Заключение Государственной жилищной инспекцией Самарской области от 25.05.2016.
Проверив в соответствии со ст.67 и 68 АПК РФ представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
В заключении государственного жилищного инспектора указано, что по результатам обследования межведомственной комиссии рекомендуется принять решение в соответствии с пунктом 47 Постановления N 47.
Вывод о необходимости принятия решения о признании помещения пригодным для проживания в заключении Государственной жилищной инспекцией Самарской области от 25.05.2016 отсутствует.
В связи с этим Межведомственная комиссия в отсутствие заключения органа государственного жилищного надзора о пригодности или непригодности спорного жилого помещения для проживания, была обязана с учетом содержания Заключения ГЖИ Самарской области от 25.05.2016 самостоятельно разрешить указанный вопрос.
Между тем, в ходе проведения осмотра спорного объекта главным специалистом центрального управления жилищного надзора Андрейко Ф.Ф. установлено и зафиксировано в заключении нижеследующее:
- Фундамент: трещины, просадки;
- Наружные стены: местами разрушение кирпичной кладки, выветривание штукатурки;
- Кровельное покрытие: не удовлетворительное;
- Водоотводящие конструкции водостока: отсутствует;
- Входы в здание и лестничные клетки: перекос окон и дверей, остекление частично отсутствует. Стены и потолки неудовлетворительно;
- Системы отопления: коррозия металла трубопроводов стояков, запорная арматура ветхая;
- Системы ГВС: коррозия металла трубопроводов стояков, запорная арматура ветхая;
- Системы ХВС: коррозия металла трубопроводов стояков, запорная арматура ветхая;
- Система канализации: частые засоры. Коррозия металла трубопроводов стояков, запорная арматура ветхая.
- Система электроснабжения освещения: ветхая.
Из данного заключения следует, что все системы здания находятся в неудовлетворительном состоянии, ветхие, фундамент не соответствует требованиям СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты", техническое состояние наружных стен и перегородок не соответствуют требованиям СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции", система электроснабжения противоречит ФЗ N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", "Свод правил" СП 2.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", СП 112.13330.2011 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
При этом данное заключении составлено Государственной жилищной инспекцией Самарской области от 25.05.2016, тогда как его рассмотрение происходило 29 декабря 2021 года, то есть через 5 лет и 7 месяцев, в течение которых капитальный ремонт или реконструкция здания не производилась.
В соответствии с п.46 Положения в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Однако заинтересованное лицо дополнительные обследования и испытания не проводило, в связи с чем относимых доказательств пригодности спорного жилого помещения к проживанию граждан не представило.
Между тем, согласно протокола N 6 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, утверждённого председателем КЧС и ОПБ Красноглинского внутригородского района городского округа Самара от декабря 2019 года, принято решение о признании сложившейся ситуации угрозой возникновения чрезвычайной ситуации локального характера.
Проект реконструкции нежилого помещения (в соответствии с п.45 Постановления N 47) Заинтересованное лицо не представило, ввиду отсутствия.
Процедура оценки здания и акт межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованием Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования здания какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились.
Акт обследования здания (и помещения в нём) и заключение межведомственной комиссии не соответствуют форме Положения к Постановлению N 47.
Неудовлетворительное состояние пожарного депо, включая спорного жилого помещения, подтверждается представленным в материалы дела Техническим заключением по инженерно-техническому обследованию здания пожарного депо на 4 автомашины, выполненным в 2019 году ООО "ВолгаЭнергоСервис", согласно которым дальнейшее использование жилых помещений здания по своему назначению противоречит противопожарным, санитарно-эпидемиологическим и строительным нормам, не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию. Дальнейшая эксплуатация возможна при проведении капитального ремонта здания.
Капитальный и текущий ремонт нежилого здания Заявителем не проводился, здание фактически непригодно к дальнейшей безопасной эксплуатации, его восстановление в состояние пригодности для эксплуатации путем реконструкции, капитального ремонта технически невозможно, сохранение оставшихся конструкций указанного нежилого здания создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании третьи лица Тамаров Владимир Александрович и Тамаров Антон Владимирович заявили, что здание, в котором располагается спорное жилое помещение, содержит существенные дефекты ограждающих и внутренних конструкций, окон, инженерных систем, особенно, электропроводки. Также протечка крыши привела к разрушению перекрытия, распространению плесени внутри и снаружи здания.
Утверждения третьих лиц подтверждаются представленными в материалы дела цветными фотоматериалами.
Доказательства обратного заинтересованным лицом не представлены.
Ходатайство о назначении экспертизы ответчик не заявил.
С учетом части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Поэтому суд разрешил спор по имеющимся доказательствам.
Проверив в соответствии со ст.67 и 68 АПК РФ допустимость и относимость доказательств, и рассмотрев представленные в материалы дела доказательства в совокупности и во взаимосвязи в порядке, установленном ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что доказательства, подтверждающие пригодность спорного жилого помещения к проживанию граждан, ответчиком не представлены, тогда как имеющиеся доказательства свидетельствуют об обратном.
В этой связи, рассмотренные Межведомственной комиссией Заключение ГЖИ Самарской области от 25.05.2016 и Акт обследования не является достоверными и достаточными для признания спорного помещения соответствующим предусмотренным пп.9-16 Положения требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.
В соответствии с п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Арбитражный суд первой инстанции, оценивая обстоятельства дела, правомерно указал, что при наличии оснований для признания спорного жилого помещения непригодным для проживания заинтересованное лицо приняло необоснованное решение об обратном и пришел к правильному выводу о том, что Распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от 29.12.2021 N 4349 "О признании жилого помещения, расположенного на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, пригодным для проживания граждан" является незаконными нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд правомерно удовлетворил требования заявителя.
Доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению.
Ссылки в жалобах на то, что путем вынесения оспариваемого Распоряжения было исполнено постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу N А55-21400/2020, несостоятельны, противоречат материалам дела и содержанию постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу N А55-21400/2020, которым суд обязал ответчика устранить нарушение прав заявителя путем принятия решения, предусмотренного пунктом 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, в отношении здания пожарного депо на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, п.Самара, Красноглинский р-н, п. Винтай, ул. Садовая, д. 13, с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических лиц. А согласно нормам указанного Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, такие акты принимаются в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Апелляционным судом также не принимаются доводы жалоб о том, что обжалуемым решением суда от 25.03.2023 года признано незаконным Распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от 29.12.2021 N 4349 "О признании жилого помещения, расположенного на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, пригодным для проживания граждан", однако Заключение межведомственной комиссии от 16.11.2021 года N32, на основании которого вынесено данное распоряжение, незаконным судом не признавалось.
Общество в рамках настоящего дела оспаривает Распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от 29.12.2021 N 4349. Данная возможность обжалования в суд действий и решений органов местного самоуправления предусмотрена положениями главы 24 АПК РФ, при этом судом, в силу норм ч.4 ст.200 АПК РФ осуществляется проверка акта, решения и устанавливается его соответствие/несоответствие закону, а обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону, законности принятия оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Таким образом, судом в рамках настоящего дела проверятся законность оспариваемого Распоряжения от 29.12.2021 с исследованием мотивов принятого решения и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия. При этом, ответчики в жалобах не привели нормативно-правовое обоснование необходимости оспаривания заявителем в рамках отдельного дела Заключения межведомственной комиссии от 16.11.2021 года N32.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податели жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2023 года по делу N А55-8369/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8369/2022
Истец: ПАО "ОДК-Кузнецов"
Ответчик: Администрация г.о. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВНУТРИГОРОДСКОГО Р-НА Г.О. САМАРА, ГЖИ Самарской области, Отдел адресно-справочной работы, ТАМАРОВ А.В, ТАМАРОВ В.А, ТАМАРОВА В.А